РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ЧУЖОЙ» РИДЛИ СКОТТА (1979)

Зайцев Артемий Алексеевич

«Чужой» (англ. Alien) — серия научно-фантастических фильмов ужасов, главный мотив которой − борьба офицера корпорации «Weyland-Yutani» Эллен Рипли (Сигурни Уивер) с представителями агрессивной внеземной формы жизни − Чужими. Первая кинокартина серии была поставлена Ридли Скоттом в 1979 году, после чего последовали три продолжения: «Чужие» (1986), «Чужой 3» (1992) и «Чужой: Воскрешение» (1997), режиссеры Джеймс КэмеронДэвид Финчер и Жан-Пьер Жене соответственно.

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ЧУЖОЙ» РИДЛИ СКОТТА   (1979)

     Забегая вперед, сразу скажу, что этот фильм является одним из моих любимых, несмотря на то, что ему уже больше сорока лет и за последний период времени выпущено огромное количество фантастических фильмов. Признаться, я скептически был настроен на просмотр, учитывая «возраст» фильма, но он с первых кадров втянул меня и я неотрывно следил за нитью повествования, ни на минуту не теряя внимание.

     Что именно привлекает меня в этом фильме? Попробую разобраться. Во-первых, это общая атмосфера и персонажи, каждый со своим характером и совершенно неожиданный «антагонист»… Но обо всем по-порядку.

     С самого начала я пытался понять, кто будет антагонистом в фильме. Безусловно, это не космический пришелец, так ка у него одна задача: выжить путем размножения и убийства. Здесь нужно особо отметить, что работы художника, который придумал вселенную Чужого, Ганса Гигера, и по сей день будоражат сознание и явились вдохновением для его последователей в кинематографе. Дизайн Гигера внёс элегантность в гротеск ужасов и стал толчком для последующих дизайнов монстров. Ведь в чем его мрачное очарование? В плавных линиях и в так называемой «биомеханической» составляющей персонажа, ибо «…Художник считается родоначальником биомеханической живописи — в фантастических сюжетах картин узнаются зооморфные и антропоморфные существа с механическими частями тел, в них сочетаются металл и плоть. Картины можно отнести к сюрреализму, кроме того, Гигер был поклонником Сальвадора Дали[1]…» Кстати, известно, что образ Чужого в киностудии Гигер создавал сам, так как ему крайне не понравилась работа декораторов, которые пытались воспроизвести Чужого при помощи папье-маше. Для создания своего творения Гигер потребовал кости и пластилин. Работа над этим фильмом принесла художнику «Оскар». Когда я впервые увидел Чужого в кадре, то испытал восторг, смешанный со страхом: какой он показался потрясающий и как хорошо вписался в общую атмосферу фильма. Говорю не о Лицехвате (там все тоже оказалось очень загадочным и даже весьма страшным, а именно о темной фигуре риптелоида (есть ведь в нем что-то от рептилии? Или даже человеческое…)

Самое страшное в фильме «Чужой» - не собственно Чужой. А Корпорация в лице робота-андроида Эша, которая, будучи совершенно бездушным механизмом отправляет своих сотрудников на убой (чего стоит только момент, когда обнаруживается, что член команды – андроид!). По мнению Эша, у оставшихся членов экипажа нет никаких шансов выстоять против «совершенного организма», способного выжить при любой атмосфере и в любых условиях. Ты понимаешь, что никакие аргументы не смогут тебя защитить, так как робот является бездушной машиной, чуждой человеческим чувствам и олицетворением бездушной Корпорации, которая отправила экипаж на верную гибель. И сам Чужой выглядит образом этой самой Корпорации: страшной, бездушной. Посредством образа инопланетянина режиссер показывает «лицо корпорации».

В противовес показана главная героиня, которую играет одаренная актриса Сигурни Уивер. Зритель отожествляет себя с ней и словно включается во все ее перипетии и переживания. Здесь и кот, которого Рипли спасает (потому что он кот и в качестве благодарности за то, что животное ее предостерегло от инопланетного чудовища). Мне все время хотелось сказать: «брось кота», или, наоборот «спаси кота». Это невероятное впечатление.

     Фильму уже очень много лет, но то, сколько в него вложено со стороны сценариста, режиссера, оператора и художника-делает его безусловно шедевром «вне времени», наряду с Космической Одиссей Кубрика и многими другими фильмами, ставшими уже классикой. И в настоящее время этот фильм смотрится актуальным и интересным. Я смотрел его два раза и совершенно точно пересмотрю еще не один раз.



[1] Веденский Сергей. Человек, который создал Чужого. Каким был Ганс Рудольф Гигер. https://kanobu.ru/articles/chelovek-kotoryij-sozda...