Методическая разработка занятия "Выход есть"

Данная методическая разработка представляет собой подробное описание проведения занятия для учащихся на тему «Выход есть». Для того, чтобы учащиеся получили возможность проанализировать свою собственную жизненную ситуацию через посредника, в рамках занятия им предлагается просмотр короткометражного фильма. В процессе работы над фильмом учащиеся учатся видеть особенности поведения персонажей, их внутренние и внешние мотивации. По мнению российского искусствоведа О. Аронсона, фильм может рассматриваться как технология, способная изменить и характер человеческого мышления, и восприятие, и сформировать другие ценности. Структура данного занятия соответствует структуре технологии развития критического мышления. Этапы технологии включают в себя: вызов, осмысление содержания, рефлексия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vyhod_est.docx75.75 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Дзержинска Нижегородской области

департамент образования

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Станция юных техников»

(МБУ ДО «Станция юных техников», МБУ ДО СЮТ)

Методическая разработка

занятия

«Выход есть»

Автор-составитель: Коноплева Милия Сергеевна,

педагог дополнительного образования

г. Дзержинск

2023 г.

Содержание

Введение ..................................................................................................................

Пояснительная записка ...........................................................................................

Сценарий .................................................................................................................

Заключение ..............................................................................................................

Список источников .................................................................................................

Введение

Данная методическая разработка представляет собой подробное описание проведения занятия для учащихся на тему «Выход есть».

Актуальность методической разработки обусловлена тем, что зачастую учащиеся подростково-юношеского возраста не имеют навыка критического анализа трудных жизненных ситуаций и ответственного решения проблем. Учащимся в силу возраста и отсутствия опыта сложно отрефлексировать свои чувства и действия, вызванные сложной ситуацией. Вместо того, чтобы решать проблемы конструктивным способом, многие учащиеся предпочитают избегать их, прибегая к деструктивным формам поведения: употребление алкогольных напитков, наркотических веществ, ранние половые связи и др.

Для того, чтобы учащиеся получили возможность проанализировать свою собственную жизненную ситуацию через посредника, в рамках занятия им предлагается просмотр короткометражного фильма. В процессе работы над фильмом учащиеся учатся видеть особенности поведения персонажей, их внутренние и внешние мотивации. По мнению российского искусствоведа О. Аронсона, фильм может рассматриваться как технология, способная изменить и характер человеческого мышления, и восприятие, и сформировать другие ценности.

Структура данного занятия соответствует структуре технологии развития критического мышления. Этапы технологии включают в себя: вызов, осмысление содержания, рефлексия.

Пояснительная записка

Цель: Формирование у учащихся установки на поиск конструктивного разрешения сложных ситуаций.

Задачи:

  1. Способствовать формированию навыков критического мышления при интерпретации и анализе фильма
  2. Способствовать снятию эмоционального напряжения
  3. Содействовать развитию самостоятельности суждений
  4. Формировать навык определения учащимися собственных чувств
  5. Способствовать расширению поведенческого репертуара у учащихся

Формы: практикум, групповая, фронтальный опрос, работа в парах.

Методы: беседа, объяснение, наглядный и практический методы, активизирующие упражнения, интерактивные методы.

Педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология обучения в сотрудничестве.

Межпредметные связи:

- психология: восприятие, критическое мышление, эмоции, чувства, воля

- медиапсихология: восприятие и воздействие фильма, анализ фильма

- кинематограф: мотивации персонажей, поведение персонажей, конфликт

Требования к результатам:

- формирование готовности к самоанализу и самооценке

- развитие навыков сотрудничества с взрослым и сверстниками

- формирование мотивации к конструктивному разрешению сложных жизненных ситуаций

- овладение некоторыми навыками противодействия негативному влиянию

Целевая аудитория: учащиеся 15-17 лет.

        Продолжительность  1 час 15 минут

Материально-техническое обеспечение занятия:

- помещение: класс, просторный кабинет, стулья

- технические средства: компьютер, мультимедийный проектор

- инструменты и материалы: ручки, бланки чистых листов для работы в подгруппах, планшетки, стикеры, стенд для стикеров или флипчарт, фломастеры.

- музыкальное сопровождение      

 

Ход классного часа

  1. Вводные вопросы                                                               3 мин
  2. Ожидания и опасения                                                        2 мин
  3. Приветствие                                                                        7 мин
  4. Корзина идей                                                                       7 мин
  5. Просмотр фильма                                                                12 мин
  6. Анализ фильма                                                                     15 мин
  7. Найди решение                                                                     20 мин
  8. Просмотр видеоролика                                                         5 мин
  9. Синквейн                                                                                7 мин

Сценарий занятия

«Выход есть»

Педагог: Добрый день! Рада вас видеть! Сегодня я предлагаю вам рассмотреть тему «Выход есть». Отношения с родителями и другими взрослыми, с ровесниками, проблемы с учебой могут приносить нам не всегда положительные эмоции. Как выходить из подобных ситуаций мы с вами обсудим сегодня. Надеюсь, что вам это будет интересно!

  1. Вводные вопросы

Педагог: Прежде всего, ответьте письменно на следующие вопросы.

Каждый вопрос имеет два варианта ответов. Выберите один из них. В конце занятия мы вернемся к вашим ответам. Все ответили? Хорошо! Мы продолжаем.

Вопросы:

  1. Все ли проблемы можно решить? (да, нет)
  2. Были ли в вашей жизни ситуации, в которых вы не знали, как поступить? (да, нет)
  3. Были ли в вашей жизни ситуации, в которых вы приняли, на ваш взгляд, верное решение? (да, нет)

  1. Упражнение «Ожидания и  опасения»

Педагог: Ребята, попробуйте сейчас написать ваши ожидания, опасения по

отношению к предстоящему занятию. Для этого я раздам вам стикеры. На одной стороне, напишите ваши ожидания, а на другой – ваши опасения. Заполненные стикеры приклейте, пожалуйста, к стенду.

Обсуждение: Было ли сложно определить свои ожидания, опасения?

  1. Упражнение «Приветствие»

Педагог: Сейчас мы с вами поприветствуем друг друга с помощью

пожеланий. Попрошу всех встать в круг. Пожелание должно быть кратким. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Обсуждение: Что чувствуете сейчас? Понравилось ли вам упражнение?

  1. Упражнение «Корзина идей»

Педагог: Сейчас объединитесь, пожалуйста, в пары. На экране вы видите

«корзину идей», в которую мы условно соберем все то, что вы знаете о сегодняшней теме. Обмен информацией проводится по следующей схеме:

  1. Записать, что вам известно по заданной теме (проблеме) (1 минута)
  2. Затем в парах происходит обмен информацией. Проследите, в чем

совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия (2 минуты)

  1. Затем мы составим список ваших идей. Идеи высказываем, не повторяя

ранее сказанного (3 минуты)C:\Users\КС\Desktop\img3.jpg

Обсуждение: Ребята, понравилось ли вам это упражнение? Что чувствуете сейчас? Возникали ли трудности? Насколько совпали ваши мнения, и наоборот? Почему?

        Педагог: Хорошо, мы продолжаем!

  1.  Просмотр фильма «Человек-улыбка»

Педагог: Сейчас мы просмотрим один короткометражный фильм 2013 года

«Человек-улыбка» (реж. Антон Ланшаков). Продолжительность фильма – около 10 минут. В ходе просмотра вы можете записывать информацию. В левой части таблицы фиксируйте запомнившийся эпизод, слова, переживания, действия, поведение героев, а в правой части ваши собственные мысли и чувства, возникающие от увиденного.

Педагог останавливает фильм на временном промежутке 1:09 минуты и происходит обсуждение.

Обсуждение: Как вы думаете, как изменится герой и его жизнь, как будут развиваться события в дальнейшем? Чтобы вы могли ему посоветовать в сложившейся ситуации?

        После обсуждения продолжается просмотр фильма.

  1. Упражнение «Анализ фильма»

Педагог: Какое у вас общее впечатление от фильма? Что понравилось, что не понравилось, какие чувства у вас вызывали событие, сюжет, действия или слова персонажей? Было ли что-то, что вызывало у вас приятные чувства, неприятные чувства?

Анализ фильма:

1. Указать наиболее запомнившиеся эпизоды.

2. Указать ситуации в фильме, при которых наиболее сильно сопереживали герою. Почему?

3. Попробовать описать чувства героев в начале и в конце фильма.

4. Как герои относятся к проблеме в начале и в конце фильма?

5. О чем говорит нам этот фильм? Какова основная его тема?

6. Приходит ли фильм к какому-либо явному утверждению, выводу и если да, как это выражено?

7. На какое восприятие рассчитан фильм в большей степени – интеллектуальное или эмоциональное (т.е. этот фильм больше для ума или чувств)? Как вы это определили?

8. События, происходящие с героями, помогают вам задуматься о природе собственных проблем?

9. Что бы вы изменили в фильме, какие события добавили или убрали?

10. Что автор хотел сказать этим фильмом, какое решение проблемы он предлагает, показывая события, происходящие с персонажами?

Обсуждение: Понравилось ли вам это упражнение? Было ли трудно анализировать фильм? К какому выводу мы с вами придем, просмотрев и проанализировав этот фильм?

  1. Упражнение «Найди решение»

Педагог: Возможно, что некоторые из вас или ваших знакомых

сталкивались в своей жизни с ситуациями, из которых трудно было найти выход. Ваша задача сейчас в группах:

а) придумать персонажа и его проблемную ситуацию

б) набросать как можно больше вариантов решений ситуации

в) расписать минусы и плюсы для каждого варианта решений

г) в итоге выбрать одно решение, которое на ваш взгляд кажется вам наиболее оптимальным.

Для этого упражнения воспользуйтесь таблицой.

Таблица № 1

Персонаж (ученик, студент, его имя)

Пол, возраст, семья

Ситуация, проблема, которую нужно решить

Вариант решения 1

Вариант решения 2

Вариант решения 3

плюсы

минусы

плюсы

минусы

плюсы

минусы

Решение

Каждая группа представляет своего персонажа.

Педагог: расскажите о своем персонаже, кто он, сколько ему лет, в чем заключается его проблема. Представьте, пожалуйста, варианты решения, их преимущества и недостатки. Итоговое решение должны угадать другие участники. Почему вы выбрали именно это решение?

Обсуждение: Что чувствуете сейчас? Были ли трудности при создании персонажа, его проблемы, нахождения решений? Какие именно? Что помогло вам справиться с заданием?

  1. Просмотр видеоролика «О ценностях жизни».

Педагог: Ребята, сложные ситуации даны нам не просто так, благодаря им

мы приобретаем опыт. Предлагаю вам сейчас просмотреть анимационный видеоролик.

        Обсуждение: Что чувствуете сейчас? Какая тема представлена в видеоролике, что это за персонаж? Что для него значит это найденное кольцо? Какой вывод можно сделать, просмотрев данный ролик?

  1. Рефлексия «Синквейн»

Педагог: Наша встреча подходит к завершению. Ответьте, пожалуйста, изменились ли ваши ответы на вводные вопроса, которые прозвучали в начале встречи? И оправдались ли ваши ожидания? Предлагаю вам сделать некое обобщение из всего того, что вы сегодня узнали. попробуем составить синквейн по нашей теме. Синквейн – белый стих, составленный по схеме:

        - заголовок – ключевое слово, существительное (проблема)

        - два прилагательных, ассоциирующихся с ключевым словом

        - три глагола – по тому же принципу

        - фраза, несущая смысловую нагрузку

        - вывод-резюме

Учащиеся пишут и озвучивают свои варианты. (4 минуты)

Педагог: На этом наше занятие завершается, все молодцы! Желаю новых творческих идей и всего наилучшего, до свидания!

Заключение

         

Занятие «Выход есть» способствует повышению уровня психологических знаний у учащихся, развитию критического мышления, приобретению ими навыков определения своих чувств, рефлексии, расширению поведенческого репертуара. Активизирующие упражнения, обсуждения, работа в группах помогают сформировать у подростков стремление к критическому осмыслению сложных жизненных ситуаций и мотивации к конструктивному выходу из них.

Данное занятие можно рассматривать как часть профилактической работы, направленной на формирование установки на поиск конструктивного разрешения сложных ситуаций.

Список использованных источников:

  1. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). Таганрог: Изд-во Кучма, 2006 160 с.
  2. Изображение «Корзина идей» https://yandex.ru/images/search?pos=0&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F1290%2F0005563771bd8dd2%2Fimg3.jpg&text=корзина%20идей&lr=47&rpt=simage&source=wiz
  3. Видеоролик «О ценностях жизни»

https://vk.com/videos205218869?z=video97149834_171154526%2Fpl_205218869_-2 

  1. Короткометражный фильм «Человек-улыбка»

https://www.youtube.com/watch?v=ehVtXdvm87s