Методическая разработка занятия Студии анимации «Современник» «Использование драматургической схемы при создании мультфильма»

Метадическая разработка занятия студии анимации, в которой учащиеся на примере создания драматургической схемы учаться придумывать истории для мультипликационных работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО  ТВОРЧЕСТВА  «СОВРЕМЕННИК»

ВЫБОРГСКОГО  РАЙОНА  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка

занятия Студии анимации «Современник»

«Использование драматургической схемы при создании мультфильма»

Разработал: Неделку Евгений Викторович,

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДТ «Современник»

Санкт-Петербург

2023

Введение

        Данная работа представляет собой план - конспект занятия студии анимации в учреждениях дополнительного образования, с учащимся второго года обучения 7 -14 лет. Освоение темы «Использование драматургической схемы при создании мультфильма» по программе рассчитано на 2 занятия по 40 минут, в разработке представлено первое занятие. В данной работе используется интегрирующее медиаобразование для лучшего восприятия образовательного материала. Данная методическая разработка будет полезна педагогам дополнительного образования, учителям анимационных студий. Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей на занятиях анимацией обусловлена тем, что создание мультфильма касается как работы с цифровой техникой, компьютерными программами, так и направленно на развитие эстетического восприятия ребенка, знания основ композиции, актерского мастерства, драматургии и режиссуры, для полноценного воплощения художественного образа. 

Тип урока: комбинированный

Форма урока: интерактивная

Тема: Использование драматургической схемы при создании мультфильма

Цель урока:  развитие творческих элементов режиссерского мастерства,   навыков работы с современными компьютерными программами.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с правилами создания сценария, освоить их на практике;
  • познакомить с драматургической схемой;
  • расширять словарный запас (знакомство с терминологией);

Развивающие:

  • развивать внимательность, воображение,
  • развивать творческую активность детей;
  • развивать навыки самоанализа;

Воспитательные:

  • формировать заинтересованное отношение к анимационному искусству.

Оборудование, инструменты, материалы:

  • ноутбук
  • проектор
  • экран
  • колонки
  • компьютеры
  • магнитная доска

Планируемые результаты:

Усвоение теоретических и практических знаний, устойчивое запоминание пройденного материала, активизация творческой инициативы учащихся.

Личностные:

  • разовьют навык самоанализа, внимательность, воображение;

Метапредметные:

  • проявят творческую активность;

Предметные:

  • получат представление о драматургической схеме построения сценария;
  • познакомятся с правилами создания сценария мультфильма, создадут собственный сценарий;
  • познакомятся с драматургической терминологией.

Содержание

План занятия:

1.Приветствие. Организационный момент (3 мин.)

2.Основная часть

2.1Теория (5 мин.)

  • Беседа

2.2 Практика  (35 мин)

  •  Драматургическая схема построения сценария. Определение понятий «герой» и «цель», понятий «поступок» и «препятствие».
  • Совместный просмотр мультфильма «Как Снегурочка в город попала».
  • Выполнение практического задания «Драматургическая схема мультфильма «Как Снегурочка в город попала».
  • Физкультминутка. 
  • Создание учениками драматургической схемы собственного будущего мультфильма.
  • Съемка первого эпизода задуманного мультфильма.

3. Рефлексия (2 мин)

4. Подведение итогов (2 мин.)

Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетентность

I этап  

Организационный.

Эмоционально-психологический настрой учащихся на работу. Мотивация на творческую деятельность

Здравствуйте, ребята!
На прошлых занятиях вы научились делать собственные фоны, узнали, как оживить персонажей. Теперь наши игрушки могут двигаться!

Но открою вам один секрет! Для того чтобы сделать интересный мультфильм, одного движения персонажей мало. В основе любого мультфильма, фильма и даже компьютерной игры обязательно должна быть история! И чем интереснее эта история, тем интереснее получится ваш мультфильм.

Эвристические ответы, высказывание гипотез

Личностная и коммуникативная компетентность: иметь свою позицию, объяснять ее

II  этап

Введение в тему занятия

Знакомство с новым материалом

Практическая работа на закрепление материала

Физкультминутка

А поможет нам в придумывании истории драматургическая схема. Звучит совсем не мультипликационно, но ничего сложного здесь нет! Что такое схема? Правильно, это объяснение, правила того, как что-то устроено, сделано. А какое слово спрятано в слове «драматургическая»? Знаете, кто такой драматург, ребята? Как его называют по-другому? Правильно, сценарист. Человек, который делает сценарий. Сценарий – это и есть наша история. А драматургическая схема или по-другому «сценарная схема» - правила придумывания истории.

Итак, в любой истории всегда есть герой. Вспомните свой любимый мультфильм или книгу и назовите мне, пожалуйста, кто в них является главным героем?
(дети отвечают)

Отлично! Теперь давайте задумаемся, чего хотел наш герой? На протяжении всего мультфильма или книги у него была цель! Вспомните.
(дети называют цели вышеуказанных героев)
Замечательно! Итак, у нас есть герой, который стремиться к цели, начало истории создано. Мы уже заинтриговали зрителя! Но задумаемся, если наш герой добьется цели без труда, без сопротивления будет ли интересен такой мультфильм? Предположим, попала Элли в Волшебную страну и захотела домой. Захотела и оказалась дома! Конец истории. Или Герда захотела вернуть пропавшего Кая, позвала его и он тут же вернулся сам… Разве интересно? Чего-то не хватает, правда? А не хватает препятствий! Это те трудности, которые возникают перед нашим героем, на пути к цели! Вот теперь и Элли и Герде придется столкнуться с волшебницами, разбойниками и множеством других препятствий!
Итак, история уже ожила. Наш герой поставил перед собой цель, но столкнулся с трудностями, которые мешают добиться этой цели. А преодолеть эти трудности он сможет с помощью такой важной части драматургической схемы, как «поступок». Поступок, ребята, это то, что всегда отличает настоящего героя. То, как он совершает этот поступок, всегда показывает характер героя. Один поступает смело и решительно, другой обдумывает и взвешивает, один побеждает с помощью смекалки, другой с помощью силы и напора. Здесь уже от вас зависит, каким характером вы наградите своего героя.
Итак, проверим. Наш герой поставил перед собой цель, но столкнулся с трудностью, в виде препятствия. После этого герой сделал поступок и преодолел препятствие. А потом достиг цели! Такую историю интересно и прочесть в книжке и посмотреть в мультфильме!

Частично-поисковая деятельность

Познавательная компетентность: умение анализировать деятельность, делать выводы,

Иметь свою позицию, формулировать интересующие вопросы.

Регулятивная компетентность:

планирование исследования.

А сейчас мы посмотрим мультфильм, сделанный нашей студией в прошлом году. Мультфильм называется «Как Снегурочка в город попала».

Ну что ребята, как вам мультфильм? Давайте обсудим его не как простые зрители, но как аниматоры, люди, которые сами умеют создавать мультфильмы.

Обсудим профессионально и проанализируем. А поможет в этом нам наша драматургическая схема!
(педагог раздает ученикам таблицу, см. приложение №1)

Итак, перед вами табличка для определения драматургической схемы. Давайте ее заполним.
Первым в схеме идет «Герой». Напишите, пожалуйста, кто является главным героем в этом мультфильме.
Второй пункт «Цель». Подумайте хорошо и напишите, какая цель была у героя.
Третий показатель - это «Препятствие». Как вам показалось, какое препятствие было у героя для достижения цели?

Как же герой преодолел это препятствие, сам или с чьей-то помощью? Давайте запишем это в раздел «Поступок».
Теперь давайте проверим, что у нас получилось:

«Снегурочка»-«Найти город»-«Заблудилась, не знает дороги»-«Просит помощи у зверей».
Замечательно! Все правильно!

А сейчас мы с вами немного поиграем в персонажей «Снегурочки». Встаньте ровно, ноги на ширине плеч. Представьте, что мы, как Снегурочка потерялись и замерзли в лесу. Давайте согреваться. Начнем с рук: пальцы ставим на плечи, делаем круговые движения. Десять раз в одну сторону, десять в другую! Молодцы!
А теперь руки согнем в локтях перед грудью и пружинисто разгибаем. Десять раз, молодцы!
Уже теплее!
Теперь согреем пальцы, они на морозе часто мерзнут. Для этого вытянем руки вперед, сожмем и разожмем кулачки двадцать раз! Отлично. Не разжимая кулачки покрутим их по часовой стрелке, а теперь против, всего 10 раз! Молодцы.
Ну и чтобы согреться, давайте попрыгаем на месте десять раз! Молодцы! Согрелись!

III этап:

Практическая деятельность

Теперь, ребята, мы приступим к работе над вашими мультфильмами. Сегодня вы принесли с собой фоны и игрушки. Придумайте историю для мультфильма, который сегодня начнете снимать, и запишите ее в тетради в виде драматургической схемы. Прочитайте, что у вас получилось.
(ученики заполняют в тетрадях драматургические схемы предстоящих мультфильмов и зачитывают их)

Исследовательская деятельность

Познавательная, регулятивная  компетентность: умение анализировать информацию.

Коммуникативная компетентность:

презентовать результаты индивидуальной работы.

Итак, давайте снимем начало вашего мультфильма. Как вы помните, сначала мы должны заявить героя. Покажите его зрителю, заинтересуйте. Будет здорово, если вы сможете сразу же продемонстрировать характер вашего героя. Возможно, в самом начале мультфильма у вашего героя появится цель!
(ученики самостоятельно снимают первый эпизод мультфильма)

IV этап

Рефлексия

Обсуждение результатов (эмоционально-оценочный).

Постановка учебной задачи на дальнейшее исследование.

Ребята, что показалось вам сложным? Смогли ли вы самостоятельно справиться?
А что показалось наиболее интересным?

Итак, сегодня вы смогли самостоятельно придумать интересные истории для ваших мультфильмов, узнали все особенности построения драматургической схемы! Молодцы, ребята! Попробуйте дома, с помощью драматургической схемы, оценить ваши работы, сделанные в начале учебного года. До скорой встречи!  

Домашняя проектная деятельность

Познавательная компетентность:

Применение теоретических знаний и практических умений в самостоятельной исследовательской  деятельности

  1. Список использованной литературы и интернет-источников
  1. Андреева, А.Ю. Технологии социально-культурной анимации как средство патриотического воспитания молодежи: автореф. дис. / А.Ю. Андреева; Тамбов. гос. ун-т. - Тамбов, 2009. - 22 с.
  2. Белунцов, Валерий Macromedia Flash 5. Анимация в Интернете. Практическое руководство; М.: Десс Ком - Москва, 2001.
  3.  Кирьянов Д., Кирьянова Е. Видеомонтаж, анимация и DVD-авторинг для всех. Adobe Premiere Pro CS4 и After Effects CS4; БХВ-Петербург - Москва, 2010.
  4. Нагибина М. Волшебная азбука. Анимация от А до Я; Перспектива - Москва, 2011.
  5.  Прахов А. Blender. 3D-моделирование и анимация. Руководство для начинающих; БХВ-Петербург - Москва, 2009
  6.  Рис, Стефани Анимация персонажей в 3D Studio MAX; СПб: Питер - Москва, 1997.
  7. Сафонов Алексей Компьютерная анимация. Создание 3D-персонажей в Maya; Питер - Москва, 2011.
  8. Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898-1948). Дисней // Метод. – Том 2. – М.: Музей Кино, Эйзенштейн-центр, 2002.
  9. Интернет-редактор для создания мультфильмов https://www.movavi.ru/support/how-to/how-to-create-cartoons.html
  1. Приложение № 1

Драматургическая схема мультфильма

«Как Снегурочка в город попала»

Ученик (фамилия, имя)______________________________________

ГЕРОЙ

ЦЕЛЬ

ПРЕПЯТСТВИЕ

ПОСТУПОК