«Мультипликация как средство всестороннего развития личности ребёнка» (из опыта работы)

Рогозина Надежда Сергеевна

Анимация (мультипликация) как многофункциональный способ развития личности ребенка. Представление опыта работы студии мультипликации "Радуга", Устьянский ДЮЦ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rogozina._statya_multiplikatsiya.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Рогозина Надежда Сергеевна

Педагог дополнительного образования

 МБОУ «ОСОШ№2» СП «Устьянский ДЮЦ»

«Мультипликация как средство всестороннего развития личности ребёнка»

(из опыта работы)

Анимация (мультипликация) – многофункциональный способ развития личности ребенка, помогающий решать целый комплекс педагогических задач. При создании анимационного фильма ребёнок может использовать весь спектр своих возможностей: занятия мультипликацией дают возможность ребенку побывать в роли автора сюжета, сценариста, актера, художника, аниматора, режиссера, монтажера.

Актуальность программы по мультипликации обусловлена «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 г», где сказано, что персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов: тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию; возможность на практике применить полученные знания и навыки [1]. Современные условия диктуют новые требования к человеку: сегодня востребованы активные, коммуникабельные, творческие личности, способные масштабно мыслить и действовать. Искусство анимации и представляет собой совокупность различных видов деятельности, формирующих гармонично развитую личность. Этим объясняется высокая актуальность данной программы.

В процессе создания анимационного фильма ребенок раскрывает все грани своей личности.

  • Социально-коммуникативные навыки. Мультипликация – это командный вид деятельности. Работая над созданием мультфильма, участникам процесса приходится совместно выбирать тему мультфильма, разрабатывать сценарий и персонажей, договариваться в распределении ролей. Также создание анимационного фильма - важнейший жизненный опыт, ведь ребёнку предоставляется возможность поставить себя на место героя, прожить с ним различные эмоции, преодолеть трудности. Таким образом, создаются условия для формирования у ребенка основ поведения и общения, он учится упорству, целеполаганию.
  • Художественно-эстетические навыки. Знакомство с шедеврами мировой и авторской анимации, выбор наиболее выразительных сюжетов тематической композиции, творческая деятельность по разработке и изготовлению персонажей и декораций, знакомство со спецификой различных материалов – всё это способствует художественно-эстетическому развитию личности ребёнка.
  • Когнитивный интерес. На подготовительном этапе создания мультфильма дети погружаются в проблемно-поисковую ситуацию (поиск и обсуждение идеи сюжета мультфильма, образов персонажей, локаций), способствующую развитию воображения и мышления, формированию внимания, памяти, сохранению устойчивого интереса к анимационной деятельности.
  • Речевые навыки. Дети знакомятся с художественными произведениями, в процессе звукозаписи читают текст по ролям, учатся связной, диалогической и монологической речи, поют, звукоподражают, подбирают звуки, шумы, учатся выражать через речь эмоции. Знакомясь с произведениями художественной литературы, обогащают свой словарный запас, развивают слуховое восприятие текста, учатся грамотному построению речи.
  • Технические навыки. Работа с камерой (умение выставить нужные параметры для гармоничного кадра, фокус, свет), программой удалённой съёмки, диктофоном, работа в мобильных программах для создания анимации, грамотное выставление света, ракурса в процессе съёмки.

Технологические этапы создания мультфильма с детьми:

  1. Выбор темы, идея (Это может быть сказка, стихотворение, но гораздо лучше и интереснее, если тема родится самими детьми в процессе обсуждения. Важно сначала обговорить с детьми, как они понимают выбранную тему, есть ли у них ассоциации с их жизненным опытом. То есть выбор темы определяется исходя из интересов и запросов детей)
  2. Сценарий (документ, который определяет структуру мультфильма, характеры персонажей, диалоги и сюжетные линии. Здесь дети изучают алгоритм написания произведения, что оказывает влияние на развитие логики ребенка)
  3. Раскадровка (отображение сюжета в картинках – комикс, в котором действие разбивается на отдельные сцены, из которых складывается мультфильм. Делая раскадровку, ребенку важно постоянно ставить себя на место будущего зрителя. Оценивать то, насколько понятен сюжет. Некоторые моменты, которые кажутся очевидными авторам, для зрителя часто совсем не являются таковыми, в раскадровке должна присутствовать логика)
  4. Изготовление декораций и персонажей (на данном этапе существует много тонкостей: необходимо продумать композицию кадра, сопоставить размеры частей декораций, размеры, пропорции и ракурсы героев, артикуляцию (если она предусмотрена сценарием), важно правильно подобрать цветовую гамму, чтобы герой выделялся на фоне декораций и др.)
  5. Съёмка (В данный процесс входит не только непосредственно сама съёмка, но и подготовка к ней: ребенок должен уметь выставить свет, выбрать крупность кадра согласно раскадровке, выставить фокус и другие параметры для гармоничного кадра. Здесь роли детей также распределяются: кто-то становится оператором, ведя съёмку через программу удаленной съёмки, его задачи контролировать общий вид съёмки, отсутствие теней и частоту движения марионетки: другие дети анимируют персонажей. То есть здесь необходима слаженность действий между всеми участниками процесса).
  6. Озвучивание (запись закадрового текста (до этого либо заучивание текста, либо тренировка выразительного чтения), подбор фоновой музыки, звуков, шумов. Обычно в анимационном производстве озвучивание мультфильма осуществляется перед анимацией. Но так как в детских мультфильмах точная синхронизация звука и изображения не настолько точна, как в профессиональной анимации, голоса записываются после анимации или вместе)
  7. Монтаж мультфильма (соединение отснятого материала воедино, выполняется педагогом)

Мультфильмы выполняются в различных техниках, что позволяет заинтересовать данным видом деятельности любого ребенка, подобрать интересующий материал и способ исполнения:

  • Бумажная перекладка (техника покадровой съёмки плоских фигур из бумаги или картона)
  • Пластилиновая перекладка (вид анимации, в технике которой мультфильмы создаются путём покадровой съёмки пластилиновых плоскостных объектов с модификацией этих объектов в промежутках между кадрами)
  • Пластилиновая объёмная анимация (покадровая съёмка пластилиновых объёмных объектов с модификацией этих объектов в промежутках между кадрами)
  • Предметная анимация (один из вариантов технологии stop motion, в которой обычно снимаются куклы или предметы. Например, лего-анимация, мультфильмы, созданные из фруктов, камней и др.)
  • Сыпучая анимация (направление изобразительного искусства, а также технология создания мультипликационных сюжетов)
  • Также техника может быть смешанной.

Технология мультипликационного фильма выбирается в зависимости от возраста детей и их способностей.

Осваивая программу по мультипликации, воспитанники учатся слаженно работать в команде, выполнять различные роли при создании мультипликационного фильма; проявлять трудолюбие и ответственность за проект, завершать начатое дело. Также участники мультстудии познают основные законы техник анимации, алгоритм написания сказки, сюжета; артикуляцию звуков речи в анимации; взаимосвязь эмоций и мимики персонажей; виды работ, выполняемые специалистами на различных этапах создания мультфильма. По освоении программы воспитанники умеют создавать собственный сценарий согласно алгоритму; рассказывать о герое мультфильма, его характере, поступках; проработать внешний облик персонажа, эмоции, мимику; создавать пластилиновых и бумажных марионеток; проводить покадровую съёмку в программе удалённой съёмки; озвучивать героев мультфильмов. И что немаловажно, участники учатся устанавливать причинно-следственные связи; определять порядок действий, планировать этапы своей работы; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной технической цели.

Активная коллективная деятельность по созданию авторской анимации обладает серьёзным потенциалом как для формирования предметных знаний, так и для формирования функциональной грамотности обучающихся. Мультипликация включает в себя множество видов деятельности и различные образовательные области, тем самым являясь отличным способом по развитию функциональной грамотности ребёнка.

На занятиях по мультипликации дети создают социально-значимые медиапродукты: мультфильмы «Это всё для нас навечно», «Будущее в наших руках» (пропаганда бережного отношения к природе); мультфильмы «Мама», «Моя семья», «Репка» (семейные ценности), мультфильмы «Принцесса и дракон»,  «Сон и слон», «Радужный мир» (ценность дружбы и взаимопомощи); мультфильмы «Последний бой», «Война» (воспитание нравственно-патриотических качеств); мультфильмы «Щенок», «Новый дом», «Как щенок и котёнок подружились»   (забота о животных); мультфильмы «Грибок-теремок», «Три котёнка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка» (популяризация детских художественных произведений). Таким образом происходит развитие нравственной сферы как ребёнка-создателя анимационного фильма, так и ребёнка-зрителя, главным образом, конечно, ребенка-создателя, так как он в процессе создания анимации ставит себя на место героя, имеет возможность вместе с ним переживать различные эмоции, то есть ставит себя в ситуацию морального выбора и ищет решение проблемы.

Важным моментом в освоении программы и мотивации детей заниматься анимационным искусством – это участие воспитанников в различных конкурсах и проектно-исследовательских конференциях. Конкурсы и проекты помогают раскрыть способности и таланты ребенка. Соревнуясь с другими участниками, ребенок учится ставить перед собой цели и стремится достичь их, участвуя в конкурсах, ребенок учится работать. Воспитанники студии мультипликации принимают участие в конкурсах различного уровня:

  • Районная учебно-исследовательская конференция «Юный исследователь», 2019: исследовательская работа «Легко ли быть мультипликатором», Фиалковская София, победитель. Мультфильм «Как ёжик друзей нашёл» (ребенок проводил исследование искусства анимации, углублялся в историю, изучал техники анимации и на основании полученных знаний создавал свой короткометражный мультфильм)
  • районный конкурс детского анимационного творчества «Чистая планета», май 2021: мультфильм «Будущее в наших руках» (диплом 2 степени); Мультфильм «Это всё для нас навечно» (диплом 3 степени). Районный конкурс детского анимационного творчества «Зимний мультфейерверк», январь 2022: мультфильм «Дед Мороз и звери» (диплом 1 степени)
  • всероссийский конкурс семейных видеороликов: мультфильм «Моя семья», Орловский Андрей, диплом 3 степени.
  • в  марте 2022 года воспитанники студии мультипликации «Радуга» приняли участие в инклюзивной Мастерской детской анимации в рамках социо-культурного проекта «V Международный кинофестиваль стран Арктики «Arctic open»

Кинофестиваль Arctic open – это социокультурный проект в Архангельской области, который в течение года проводит большую образовательную, просветительскую работу в сфере современного аудиовизуального искусства, кино и культуры. В рамках данного проекта 63 участника из разных районов Поморья создали несколько мультфильмов об Архангельской области под руководством педагогов-мультипликаторов из студии "Союзмультфильм" Елены Макаренко и Марины Горской. Все дети были разделены на две группы по возрастам. И в течение 5 дней занимались различными видами анимации. В основе всех занятий была одна тема – Север. Дети попробовали себя в рисованной анимации, пластилиновой и рисованной перекладке (создавали марионеток). Создавали элементы декораций. Пробовали оживлять своих персонажей. Также дети занимались экспериментами в анимационной технике пикселяция (это техника покадровой анимации, при которой живые актеры используются в качестве покадрового объекта в анимационном фильме, многократно позируя во время съемки одного или нескольких кадров и слегка меняя позу перед следующим кадром или кадрами).

Так же во время обучения прошла встреча учеников мастерской с архангельским мультипликатором Василием Подойницыным - автором мультфильма "Поморское счастье в делах". Помимо интересного мультфильма, режиссер рассказал историю создания мультфильма, поэтапно познакомил с технической частью, показал видео работы над персонажами, от эскиза, до создания «скелета» в компьютерной программе.

Таким образом, за пять учебных дней дети получили огромный объём информации и практики, вдохновение от мастеров анимации.

  • участие в областном проекте «Северное мультсияние», 2023 год.
  • участие в областном фестивале детской мультипликации «Чаёныши», мультфильмы «Три котёнка», «Моя семья».
  • На данном этапе мы участвуем в областном проекте "Мультсериал к 440-летию Архангельска. Истории, которые рассказывают улицы" (проект стал одним из победителей первого конкурса 2024 года Президентского фонда культурных инициатив). В основу сценария легла идея показать Архангельск через историю названия его улиц, которые носят имена выдающихся личностей, прославивших наш город. Героями мультсериала станут сказочник Степан Писахов и капитан ледокольного флота Владимир Воронин, художник Тыко Вылка и полярный исследователь Владимир Русанов и другие исторические личности. Создатели мультсериала – это руководители и учащиеся мультстудий из пяти районов Архангельской области, которые в ходе работы побудут и сценаристами, и операторами, и художниками, и монтажерами. Помимо участников мультстудий в команду входят профессиональные литераторы, историки, режиссеры, сценаристы студии «Союзмультфильм», специалисты саунд-дизайна, актеры архангельских театров.

Задача нашей мультстудии – изучить историческую личность, о которой мы снимаем мультфильм (Степан Григорьевич Писахов), разработать раскадровку, создать фоны, марионетки; отснять материал по запланированным сценам, смонтировать шоты). Далее будет идти работа профессиональным мультипликаторов (обработка полученных от студий сцен, наложение рамок, звуков, голосов). В рамках проекта мы с детьми посетили библиотеку, изучили биографию Степана Григорьевича, просмотрели все уже имеющиеся мультфильмы, созданные по его сказкам, прочитали некоторые сказки, посетили онлайн-экскурсию в музей Писахова, ознакомились с художественным творчеством Писахова. То есть проделали большой пласт работы только на теоретическом уровне. После этого мы выступали с нашим материалом на онлайн встрече между участниками мультстудий и педагогами проекта. Далее разрабатывали раскадровку (сценарий писался сценаристами «Союзмультфильма»). Сейчас мы находимся на стадии отрисовки фонов и создания марионеток. Ну и конечно впереди нас ждет очень объёмный и сложный этап работы– это съёмка мультфильма и монтаж. А до этого нам нужно просчитать, какое количество кадров необходимо для каждой сцены из расчета времени чистовой озвучки и количества кадров в секунду (у нас это 12 кадров в секунду), то есть заняться математическими вычислениями.

Часто именно после участия в конкурсе, ребенка заинтересовывает процесс творчества. Он увлекается, начинает совершенствовать свои навыки. И вскоре появляются первые достижения и успехи.

Таким образом, мультипликация предоставляет большие возможности для развития всех граней личности ребенка, сочетая различные виды деятельности, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда ребенка.

Список литературы.

  1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.