Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный мультипликатор» по сетевому договору.
Создание модели сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный мультипликатор» по сетевому договору.
Актуальность создания модели сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ связана с решением ряда проблем:
- проблемы повышения качественного уровня оказания образовательных услуг дополнительного образования детей не отдельным учреждением, а системой в целом, что продиктовано, прежде всего, требованиями экономики;
- проблемы интеграции учреждений общего и дополнительного образования с целью создания единого образовательного пространства для воспитания и социализации детей в рамках реализации ФГОС;
- проблемы развития и повышения уровня медиакультуры педагогов и воспитателей;
- проблемы дефицита используемых ресурсов;
- проблемы развития социального партнерства.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую обучающемуся возможность осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений на основании договора между организациями.
В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Цель реализации таких программ — создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.
Существует следующие виды сетевых взаимодействий в образовании:
- Реализация программы только одной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием ресурсов других организаций.
- Реализация образовательной программы совместно несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В условиях дополнительного образования можно выделить следующие модели сетевого взаимодействия:
1.Модель совместной реализации дополнительных общеобразовательных программ. Процесс обучения строится на базе двух и более образовательных организаций. Базовая образовательная организация в соответствии с договором о сетевой форме реализации образовательной программы включает дополнительные общеобразовательные программы или части (модули) дополнительных общеобразовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
2. Модель интеграции основного и дополнительного образования. Процесс обучения строится на базе двух и более образовательных организаций. Сетевая образовательная программа утверждается базовой организацией самостоятельно, образовательная организация-участник разрабатывает, утверждает и направляет базовой организации для включения в сетевую образовательную программу реализуемую ею дополнительную общеобразовательную программу или ее часть (модуль), а также необходимые оценочные и методические материалы. Таким образом, дополнительная общеобразовательная программа или отдельная часть (модуль) образовательной организации-участника включается в программу базовой организации. Базовая организация на основе договорных отношений направляет своих обучающихся для освоения данной программы (модуля) в организацию-участника, а затем засчитывает результаты, освоения и соответствующие трудоемкости в счет освоения своей образовательной программы.
3. Модель привлечения специалиста. Процесс обучения строится на базе одной (базовой) образовательной организации в рамках лицензированной образовательной программы (в том числе дополнительной), в рамках которого организация привлекает к сотрудничеству на договорной основе кадровые ресурсы организаций-участников, для обеспечения возможности изучения учебного предмета (при соответствии профессиональному стандарту).
4. Процесс обучения строится на базе образовательной организации партнера, предоставляющей необходимые материально-технические ресурсы для реализации дополнительной общеобразовательной программы (помещение, имущество, современное оборудование).
5. Процесс обучения строится на базе одной (базовой) образовательной организации, для ее реализации привлекаются предприятия. К этой модели относятся дополнительные общеобразовательные программы, в реализации которых принимают участие организации, не осуществляющие образовательную деятельность (например, научные организации, исследовательские институты и центры, промышленные партнеры). Эти организации представляют свою материально-техническую базу и иные ресурсы для осуществления, прежде всего, практической части образовательного процесса, в том числе для проведения учебной практики. Дополнительная общеобразовательная программа разрабатывается и утверждается базовой организацией. Наиболее простым в реализации является включение в дополнительную общеобразовательную программу модулей, которые реализуются с использованием потенциала промышленных предприятий.
Специфика реализации дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме должна быть также отражена при её проектировании:
- в отличительных особенностях программы, где указываются особенности сетевого взаимодействии с организациями -участникам (модели), режима занятий и т.д.
- механизмах оценки образовательных результатов (описываются особенности осуществления текущего контроля и проведения промежуточной аттестации и аттестации по итогам реализации программы при необходимости);
- условиях ее реализации (описываются материально-технические, кадровые и другие условия сетевого взаимодействия).
Как уже было сказано выше, сетевая форма реализации образовательных программ предполагает заключение договора между организациями. Остановимся кратко на договоре программы дополнительного образования «Юный мультипликатор».
Программа «Юный мультипликатор» реализуется в сетевой форме между МБОУ ОСОШ №2 и МБОУ ОСОШ №1.
Образовательная программа утверждается Базовой организацией (МБОУ ОСОШ №2). В договоре прописываются сроки реализации образовательной программы, количество академических часов и расписание занятий.
Образовательная программа реализуется Сторонами в сетевой форме в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №882/391, приказом № 845/369 и иными нормативными правовыми актами.
Части Образовательной программы, реализуемые Базовой организацией, их объем и содержание определяются Образовательной программой и настоящим Договором.
Список обучающихся согласуется Сторонами путём оформления приложений к договору не позднее чем за 1 рабочий день до начала реализации образовательной программы. Общее количество обучающихся по образовательной программе технической направленности составляет 10 человек.
Результаты промежуточной аттестации, проводимой образовательной Базовой организацией, являются результатами промежуточной аттестации по сетевой образовательной программе и не требуют зачета в Организации-участнике.
Организация-участник предоставляет следующие ресурсы, необходимые для реализации Образовательной программы: кабинет для занятий, находящийся в МБОУ «ОСОШ № 1» СП «Д.С. «Ладушки», по адресу: Архангельская область, Устьянский район, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 50-а, мебель (столы и стулья), коммунальные услуги.
Обучение по образовательной программе осуществляется на безвозмездной основе.
Действие Договора прекращается в случае прекращения осуществления образовательной деятельности Базовой организации, приостановления действия или аннулирования лицензии на осуществление образовательной деятельности Базовой организации, прекращения деятельности Организации-участника.
Взаимодействие с участниками образовательного процесса.
В процессе реализации программы педагог взаимодействует с различными членами организации участника.
Организационные вопросы решаются совместно со старшим воспитателем: составление расписания, изменения в расписании, оформление списков детей объединения.
Основная работа ведется с воспитателями группы: запись детей в группы, сбор информации для оформления списка детей, поддержание связи между педагогом и родителями.
С родителями работа ведется по средствам телефонной и интернет-связи: педагог дает родителям инструкцию о подаче заявки в ГИС Навигатор, информацию о содержании образовательной программы и необходимых творческих материалах.
Содержание программы
Программа «Юный мультипликатор» учит детей азам анимации, созданию мультфильмов в техниках «бумажная перекладка», «пластилиновая объёмная анимация», «пластилиновая плоскостная анимация», «предметная анимация».
Мультипликация - это универсальный многогранный способ развития ребёнка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.
За время создания фильма ребёнок может побывать в роли сочинителя, сценариста, актёра, художника, аниматора. То есть, он знакомится с разными видами творческой деятельности, получает много новой интересной информации. Это прекрасный механизм для развития творческих способностей ребёнка, а также возможность определить, к какому виду деятельности ребёнок имеет больше склонности или способности. Такая деятельность способствует развитию моторики, внимания, усидчивости, образного мышления, художественных способностей, актерского мастерства, умения работать в группе и словесно выражать собственные мысли.
Деятельность воспитанников организована в форме фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Основным типом занятия является комбинированное, структура которого предполагает на одном занятии одновременно освоение нового материала, его закрепление и применение на практике. Кроме того, предусмотрена работа с родителями, просмотр документальных и мультипликационных фильмов, игры, беседы.
Практическая часть занятия включает следующую деятельность обучающихся:
- литературное творчество: изучают стихи, сказки и т.п.; создают свой сюжет мультфильма, под руководством педагога делают литературный сценарий и др.;
- изобразительная деятельность: рисуют и лепят персонажей и фоны, знакомятся со спецификой различных материалов (пластилин, бумага, песок и т.д.);
- театрализованная деятельность: учатся распознавать эмоции, анализируют эмоциональное состояние героев и т. д.;
- сценическая речь и звукозапись: читают текст по ролям, поют, выражать эмоции, работать с микрофоном, звукоподражать, делают запись закадрового текста – озвучивание и др.;
- основы анимации: изучают движение героев, снимают мультфильмы, работают на мультстанке, изучают раскадровку, анимационное действие.
Примерная структура занятия:
1. Организационный этап (мульт-разминка, создание моральной заинтересованности детей)
2. Планирование деятельности (обсуждение предстоящего занятия: сюжета, героев, используемых материалов); рекомендации по выполнению работы.
3. Самостоятельная деятельность по созданию мультфильма; контроль со стороны педагога.
4. Заключительный этап (рефлексия, обобщение деятельности, оценка со стороны педагога, самооценка).
Форма обучения очная. Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу (3 часа в неделю). Учебный план состоит из двух модулей. Первый модуль: с сентября по декабрь - 48 часов, 2 модуль: с января по май - 60 часов, итого 108 часов в текущем учебном году. Начало учебного года – 01.09., окончание – 31.05.
Для обучения по программе «Юный мультипликатор» (стартовый уровень) принимаются дети 5-6 лет. Для обучения принимаются все желающие. Курс не предполагает наличия у обучаемых навыков в области мультипликации. Уровень подготовки учащихся может быть разным. Медицинского заключения не требуется. Для обучения детей дошкольного возраста используются игровые формы обучения. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача педагога - пробудить интерес к творчеству. Этому способствуют создание творческих ситуаций при создании мультфильма. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения.
Форма оценивания ожидаемых результатов:
Первичная диагностика происходит в процессе совместной деятельности педагога с обучающимися в виде бесед, наблюдений, игр с целью выявления уровня развития дошкольников, их умений.
Итоговая диагностика проводится в конце каждого модуля в форме викторины (опроса), итогового теоретического занятия (Квест «По следам аниматоров») и практического занятия (Занятие «Создай своего героя»), просмотра готового мультфильма с последующим анализом.
Со зрителями мультфильма (воспитатели, родители) также проводится диагностическая работа («Зрительские карты» мультипликационного фильма) с целью выявления уровня качества созданного медиапродукта.
Программа «Юный мультипликатор» предполагает возможность корректировки количества часов на этапы деятельности по созданию мультфильма. Это связано с выбранной техникой анимации, основой сюжета (сказка, песня, стихотворение).
Таким образом, программа «Юный мультипликатор» способствует развитию у детей в процессе создания анимационного фильма сенсомоторных качеств, внимательности, креативности, умения работать в коллективе, правильно относится к собственным ошибкам. Работа над образом персонажа в мультфильме помогает ребёнку выработать ценностные ориентиры, обеспечивает социально-нравственную адаптацию. Сочетание технической (съёмка, анимирование объектов) и художественной (лепка, рисование) составляющих способствует разностороннему развитию ребёнка.
Программа носит преемственный и разноуровневый характер: программа «Юный мультипликатор» (базовый уровень) является продолжением программы «Юный мультипликатор» (стартовый уровень). Так же обучающиеся могут продолжить обучение по завершении программы «Юный мультипликатор» (по окончании детского сада) и продолжить обучение в Студии мультипликации «Радуга» уже на базе «Устьянского детско-юношеского центра».
