Статьи и творческие работы.

Титова Людмила Ивановна

Предварительный просмотр:

                                                ПЕТРОВСКАЯ АКВАТОРИЯ

                        Взлетев на лифте к верху мачты,

                        Я попадаю в мир иной.

                        История Петра творений

                        Царит здесь в граде над Невой.

                        Вхожу я в зал- макет огромный

                        Великих замыслов царя.

                        Сподвижниками воплощенный,

                        Прекрасный город дел Петра.

                        Экскурсовод ведет по залу-

                        И что же стало здесь началом?

                        Адмиралтейство вот стоит,

                        Храня всегда свой гордый вид.

                        Ведь этот город- порт огромный.

                        Мы видим- корабли плывут.

                        Весь флот- красивый и отважный-

                        Всегда базируется тут.

                        И золоченый шпиль вздымает,

                        Петра победы воплощает

                        Адмиралтейство- на века

                        Создала мастера рука...

                        Здесь люди строили  столицу.

                        Шпиль Петропавловки, как спица,

                        Поднялся в небо- эта крепость

                        От шведов город защищала

                        И дух петровский воплощала.

                        У стен ее лежат герои...

                        А Петр дальше город строит.

                        Васильевский застроят остров,

                        В болото сваи забивая

                        И бревна распилив на доски,

                        Трудом природу побеждая.

                        Поместье Меньшиков возводит,

                        Прекрасный сад посадит здесь.

                        На фермах он коров разводит-

                        Ведь любит вкусно он поесть.

                        В оранжерее фрукты зреют-

                        В дворце роскошном жить он смеет.

                        Помощник лучший он царя,

                        Сподвижник первый дел Петра.

                        Среди балов и развлечений,

                        Веселья модных ассамблей

                        Россию вел петровский гений

                        К реформам новым жизни всей.

                        Чтоб стать великою державой

                        И не бояться чтоб врага,

                        Построена была у моря

                        Вся акватория Петра.

                        Экскурсию мы продолжаем

                        И в Петергоф переезжаем.

                        Лошадки резвые бегут,

                        Коляски весело везут.

                        Прекрасный парк, дворец, фонтаны.

                        В шарады здесь играют дамы.

                        А дальше Ораниенбаум

                        Раскинул парки и дворцы.

                        И Петроштадт, где Петр Третий

                        Все муштровал свои полки...

                               А эстафету поколений

                        Екатерина принимает

                        И дело рук Петра творений

                        Она успешно продолжает...

                        Экскурсия очень нравится.

                        Макет города восхищает.

                            Все настолько искусно сделано,

                        Что своим мастерством удивляет.

                        Как много мы узнаем,

                        Когда по выставке идем!

                        «Петровская акватория»-

                        Воплощение истории.

                        

                         

        



Предварительный просмотр:

                ПРОБЛЕМА ВЕРЫ И БЕЗВЕРИЯ

                (из наследия Ф.М. Достоевского)

                

                                     

                Проблема веры и безверия как противопоставление личностного идеала общественномуособенно остро возникает в романе "Братья Карамазовы". Иван Карамазов отвергает Бога за зло, царящее в созданном им мире. Так же, как в теориях Раскольникова и Шигалева, Иван в своей легенде о Великом инквизиторе разделяет людей на два сорта- массу правителей, призванных господствовать и обеспечивать народу сытую жизнь в ответ на рабскую покорность, таким образом противопоставляя свободу и принуждение. Это опять теория сильной личности, имеющей право на власть.

   Великий инквизитор убежден, что человек по своей природе низок, склонен к порокам,  и потому ему противопоказана свобода, которую он способен только употребить во зло, так как она оборачивается вседозволенностью и преступлением.

        Провозглашая беспредельную свободу и отвергая Бога, Иван утверждает право на насилие и тем самым склоняет Смердякова к отцеубийству. Карамазов долго не признает причастность к этому, но после признания Павла осознает себя косвенно виновным в преступлении, так как втайне желал смерти Федора Павловича. Также причастен Иван и к самоубийству Смердякова.

                Павел убил отца не только из-за приготовленных для Грушеньки трех тысяч рублей( Смердяков так и не захотел ими воспользоваться), но и потому, что таким образом он отомстил за все унижения, которые с детства выносил по вине Федора Карамазова.

        Смердяков уверовал в учение брата Ивана, провозгласившего,что коли нет Бога, то нет и добродетели и все дозволено. Павел высоко ценил проповедника этой идеи, оправдывающей преступление, но в итоге из-за отцеубийства утверждение себя как личности для него не состоялось.Смердяков не выдерживает своей моральной вины и чувства опустошенности после содеянного. Он даже не предстает перед судом , потому что уже осужден изначально, и кончает жизнь в петле. Перед смертью Павел уже не отрицает существование Бога.

        Метания Ивана между верой и неверием приводят его к переосмыслению ценностей. Карамазова волнует проблема бесконечного прогресса и той цены, которую платит за него человечество: жертвы и кровопролитие. Отсюда его вопрос брату Алеше: "...Представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой, но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить всего лишь одного только крохотное созданьице, вот этого  самого ребеночка, бившего себя кулачком в грудь, и на не отмщенных слезках его основать это здание, согласился бы ты быть архитектором на этихусловиях, скажи и не лги!-Нет, не согласился бы,- тихо проговорил Алеша".(Достоевский Ф.М. ПСС в 30 т.т.Ленинград,1976, т.14, с. 223-224)

        Алексей тоже пытается найти объяснение тяги людей к жестокости, не он беспрекословно отвергает насилие, тем более убийство ребенка. Его старший брат , провозглашая безграничную свободу, пытается самолично решать вопрос о пределах добра и зла.

         Иван приходит на суд с намерением добиться оправдания Мити, но не может покаяться, потому что гордыня высокомерия захватила его, лишив способности смирения.

        Человеческие законы нравственности оказываются сильнее его учения, и муки совести приводят к тяжелым душевным переживаниям. Иван сходит с ума, потому что в поисках Истины утратил веру в Бога и свои ценностные ориентиры. По мысли писателя, только вера убеждает разум в существовании вечного и абсолютного, в том, что в фактах бытия является нечто, выходящее за пределы рассудочного понимания.

        Судьба Ивана трагична. Достоевский в романе "Братья Карамазовы" предостерегает человечествоот искушения переступить законы нравственности, совести и права даже ради самоутверждения.

        Одной из основных тем в наследии великого философа Ф.М.Достоевского является тема соблазна человеческого сердца сладострастием. "Это подсознательная сфера смутных, насильственных импульсов, которая дает человеку энергию и желание жить и подсказывает "маленькой личности", или эго, как поступать. Это внутреннее как бы "божество" (то, что древние греки означали богом Дионисом), существующее вне человеческих намерений, независимо от человеческой воли, мотивирует поведение и сильно воздействует на волю и на моральный характер. Вспомним, что, на взгляд Ницше, можно обращаться с этой подсознательной жизнью двояко: можно или подавить и исказить (через авторитарную мораль) или признать ее, как жизнедающее, плодотворное начало и воспитывать и претворять( через сублимирование).

        Близкая параллель к этому найдется у Достоевскогов карамазовском сладострастии. В чистом виде оно представляет собой нечто губительное и гадкое, разрушающее все высшие склонностив в человеческой натуре. Но, с другой стороны, это и есть источник жизненной силы и плодотворной энергии...Достоевский ставит в центре романа никого иного, как Карамазовых. Нагляднее тут само психо-моральное ..жизненное начало, из которого развивается худшее зло».(Эдит Клюс. Образ Христа у Достоевского и Ницше. В кн.Достоевский в конце ХХ века.М.,1996, с.394).

Часто удовлетворение своего сладострастия приводит героев Фёдора  Михайловича к преступлению.

        Сладострастцы Фёдор и Дмитрий Карамазовы поражены любовью к Грушеньке, а персонаж романа «Идиот» Парфен Рогожин – к Настасье Филипповне. «…их Я фатально пленено страстями души. В любви они сознают гибель, любовь для них фатальна, женщины, которых они любят, для них «инфернальны»…Настасья Филипповна инфернальна для Рогожина, она не сияет для него небесным светом, он не видит её вечного , божественно- прекрасного прообраза, который открыт князю, а потому его любовь скорее похожа…на ненависть, и она приводит его к убийству. Подобно Ромео, он влюбляется в неё с первого взгляда, бесповоротно и навсегда…но здесь пьяный угар, мрак , душевный , тёмный хаос бессознательных и нецелеобразных действий… И какая бессмыслица: торгует за деньги женщину, за которую трижды готов умереть! Однажды избивает её до синяков- свою «королеву»!

…В Рогожине громадная подсознательная мощь страстей , унаследованная от предков; там она проявлялась иначе: в мрачном самовластье, в тихом скрытом накоплении денег…Здесь, в рогожинском доме, живёт особый модус русской стихии…Это всё та же она…и в древних самосжигатедях, и в сжигающих страстях Парфена!» (Вышеславцев В.П. Русская стихия у Достоевского. В кн. Русские эмигранты о Достоевском. СПБ.,1994,с. 67)

        Дом Рогожина на Гороховой улице своей мрачной молчаливостью словно обрекает живущего в нём человека на преступление. Сладострастие выше разума Парфенаю Стихия страсти захлестнула его, и он не пытается ей противопостоять. Влечение Рогожина к Настасье Филипповне трудно назвать любовью. Это чувствособственника, возжелавшего красивую вещь, поэтому он ни за что не уступят её сопернику. Даже понимая, что Настасья Филипповна любит князя, Парфен не может отказаться то неё, так как обладание этой женщиной необходимо ему для самоутверждения его своеволия.

        Ущемлённое самолюбие является причиной  того, что после трёх дней пьянства и разврата «дикий» Рогожин убивает Настасью Филипповну  и приводит князя Мышкина к её трупу. Они оба её не любили, так как были поражены безумием и не способны любить, поэтому оба виновны в её смерти.В убийстве Достоевский видит зло, сосредоточенное в уязвлённой гордыне.

        Современники упрекали Фёдора Михайловича за то, что он материал для своих произведений «черпал» из газетной судебной хроники, называли писателя «больным талантом». Больными можно назвать и его героев: Раскольников- одержимый идеей неврастеник, князь Мышкин и Иван Карамазов- душевнобольные , сумасшедшим называют Ставрогина; страдают от эпилепсии Кириллов и Смердяков, от пьянства и эротомании-Фёдор Карамазов и Парфен Рогожин. Это люди неуравновешенные, нездоровые,творящие преступления в обществе, которое неспособно им противостоять, следовательно, в больном обществе.

         В «Записках из подполья» Достоевский предупреждал современников об опасности прогрессирования жестокости как болезни: «Цивилизация вырабатывает в человеке только многосторонность ощущений и…решительно ничего больше. А через развитие этой многосторонности человек ещё , пожалуй, дойдёт до того, что отыщет в крови наслаждение. Ведь это уже случалось с ним «. (Достоевский Ф.М.ПСС в 30 тт. Ленинград, 1972-1990, Т.5,с.112)

        Писатель всем своим творчеством опровергал высказывание В.Г.Белинского в письме В.П.Боткину о том, что людей надо насильно вести к счастью. Достоевский предостерегал, что насилие всегда ведёт к преступлению, а с убийством даже одного человека возникает угроза убийства человечества.

        Преступления- исключения из нормального хода жизни, но они происходят всё чаще. Великий мыслитель призывал человека к ответственности за свои деяния.

        Интересы свободной личности иногда бывают антагонистичны интересам общества, и в такой ситуации от человека требуется самообладание и соблюдение нравственных законов , а от государства- создание учреждений, обеспечивающих свободу граждан  и неприкосновенность их прав.

        

                                        

                                                



Предварительный просмотр:

                БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК

                                                               Автор Титова Л.И.

Бессмертный полк, бессмертный полк

Идёт по улицам страны.

С отцами, дедами идём

Плечом к плечу шагаем мы.

Россия помнит всех героев,

Отдавших жизнь за нас с тобой.

Во имя счастья  и свободы

Принявших свой последний бой.

И с фотографии родные

Так молодо на нас глядят,

Как будто всё ещё живые

Идут в шеренгах, рядом в ряд.

И всё величие России

В бессмертном шествии полка.

Вы в нашей памяти святые.

Вас не забудем никогда.



Предварительный просмотр:

                         ПРОРОК В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ

                        ( Из наследия Ф.М Достоевского).      

Автор – Титова Л.И.                                        

В 1875 году в журнале «Русский мир» была опубликована рецензия В.Г. Авсеенко на роман «Подросток» Ф.М. Достоевского, в которой автор писал: «Читатель продолжает чувствовать себя в нестерпимой атмосфере грязного и мрачного подполья. Его обступает какая-то дикая, каторжная жизнь, где на каждом шагу имеют место явления, присущие острогу или дому терпимости - явления, изображённые с тем отпечатком искренности, от которого под конец несказанно гадко становится на душе».

Если мы обратимся к произведениям современных писателей, таких, как В. Астафьев, В. Пелевин, Л. Улицкая, Л. Петрушевская, то заметим, что реплика 130-летней давности актуальна и по отношению к литературе сегодняшней. Проблемы героев Достоевского не исчезли из жизни нашего общества и продолжают волновать  читателя, пытающегося понять закономерности трагичности  российской действительности.

Несомненно, Достоевский – классик не только русской, но и мировой литературы. Писатель предвосхитил философские, социально-психологические, общественные и нравственные устремления ХХ века. Влияние творческого наследия Достоевского  с его многогранностью  и противоречивостью на духовное развитие самых разных течений европейской мысли явилось уникальным. Особенно в России, где многие философские и эстетические направления стремились объявить его своим пророком. По мнению Ю. Карякина, «Достоевский - гений человечества… Достоевский - один из мужественных людей в истории человечества, не признающий безвыходных ситуаций.. Он не только гений предупреждения о смертельных опасностях, но и гений преодоления их, гений выхода, а не тупика».

У Достоевского всегда речь идёт о жизни человека как о жизни всего человечества. Для писателя рациональное  объяснение мира - упрощение духовного  бытия людей. Он утверждает устами Шатова из «Бесов»: «Разум и наука  в жизни людей всегда, теперь и сначала веков, исполняли лишь должность второстепенную и служебную; так т будут исполнять до конца веков. Народы слагаются и движутся силою иною…  Эта сила есть  сила неутомимого желания дойти до конца и в то же время конец отрицающая. Это есть сила беспрерывного и неустанного подтверждения своего бытия  и отрицания смерти. Дух жизни, как говорит Писание, «реки воды живой», иссякновением  которых угрожает Апокалипсис. Начало эстетическое, как говорят философы, Начало нравственное, как отождествляют они же. «Искание Бога»,- как называю я всего проще…»

В письме к Н.Д.Фонвизиной Достоевский писал: «Я скажу Вам, что я дитя века, дитя неверия и сомнения…   Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». Почти те же слова воспроизводятся Ставрогиным, одним из персонажей романа «Бесы». «Не вы ли говорили мне,- кричит он Шатову,- что если бы математически доказали вам, что истина вне Христа, то вы бы согласились остаться с Христом, нежели с истиной?»

Во времена Достоевского уже появилась тенденция самоутверждения  человека посредством бунта против  Бога. Писатель знал, что вера, как и неверие, подвержены сомнениям. Поэтому в центре его творчества - человек со своими исканиями и заблуждениями. По словам Н Бердяева, Достоевский «не любит человека  в устойчивом строе этого мира. Он всегда показывает нам человека в безысходном трагизме, в противоречиях, идущих от самой глубины… Ему свойственно какое-то исступлённое чувство человеческой личности и вечной, неистребимой судьбы её… Он всегда ведёт процесс с Богом о судьбе человеческой личности…  Весь Раскольников и весь Иван Карамазов есть мучительный вопрос о человеке, о границах, поставленных человеку…»

Достоевский отрицает, что всегда стремится к выгоде, к счастью. В человеке зачастую живёт потребность в произволе, в безмерной свободе. Герой «Записок из подполья « заявляет: «А что, господа, не столкнуть ли нам всё это благоразумие с одного разу, ногой, прахом, единственно с той целью, чтобы все эти логарифмы отправить к чёрту, и чтоб нам опять по своей глупой воле пожить!.. Человек, всегда и везде, кто бы он ни был, любил действовать так, как хотел, а вовсе не так, как повелевает ему разум и выгода… Человеку надо одного только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность не стоила и к чему бы и привела». К сожалению, героев Достоевского, таких, как Мармеладов, Свидригайлов, Кириллов, Ставрогин, «самостоятельное хотение» приводит к гибели не только моральной, но и физической. Писатель раскрывает несоизмеримость свободной и иррациональной человеческой природы с рационалистическим гуманизмом, привнесенным расцветом буржуазных отношений.

В произведениях Достоевского - трагический гуманизм. Во многом писатель предвидел идею Ф.Ницше, который по-новому поставил вопрос о трагической природе человека.

Человек - существо трагическое. Он рождается для жизни, но в конце концов обязательно умирает и потому принадлежит не только этому, но и иному миру.  Вот почему так важно для человека знать, что ждёт его за предельной чертой жизни - бессмертие души, дарованное Богом, или превращение в прах, в пыль, т.е. небытие.

И Ф.М. Достоевского, и Ф. Ницше занимала проблема религии, веры и неверия.  Вопрос веры в Бога  связан с поведением человека в обществе, с его системой ценностей, с проблемами морали и политики. Без веры в Бога для Достоевского невозможна настоящая нравственность: «Вы, отрицатели Бога и Христа, и не подумали, как всё в мире без Христа станет грязно и греховно. Вы судите Христа и смеётесь над Богом, но вы-то сами, например, какие примеры собой представляете: как вы мелочны, растленны, жадны и тщеславны. Устраняя Христа, вы устраняете недостижимый идеал красоты добра из человечества. На место Его что вы предлагаете равносильного?» Герои его произведений, пытающиеся выступать как идеологи, борются с религией, которая препятствует общему рабскому счастью. Религия у этих героев отвергается как социально вредный фактор.

И чёрт, явившийся Ивану Карамазову, основным условием объединения людей в «братство» общего муравейника считает искоренение веры в Бога.

         Раскольников, Верховенский, Шигалёв, Ставрогин свою неблаговидную деятельность прикрывают высокими целями» освобождения народа», «всеобщего блага». Они планируют нивелировку общества, где личность будет подчинена безликому целому, где будет процветать «принудительное счастье казарменного существования, социального муравейника». Эта утопия, основанная на теории Шигалёва, направленная против свободы личности, утверждается в словах Верховенского: «…каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом. Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное - равенство. Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей! Высшие способности всегда захватывали власть  и были деспотами…  их изгоняют или казнят. Цицерону отрезают язык, Копернику выкалывают глаза, Шекспир побивается камнями…Мы  всякого гения потушим в младенчестве». Бесы - всегда против гения. Характерная их черта - ненависть к неординарному.

М. Горький полагал, что государственным деятелям и правителям необходимо изучать «Бесов». Какова же их судьба в проекте Верховенского- Шигалёва? Правители вначале приведут в движение «незрелые» массы, воодушевят на разрушение, а затем и самих правителей нивелируют, чтобы они достигли хвалёного стадного счастья.

Шигалёв предлагает разделить человечество на две  части. «Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми. Те же должны потерять личность». «Меры, предлагаемые автором для отнятия у девяти десятых воли и переделки его в стадо посредством перевоспитания целых поколений, весьма замечательны, основаны на естественных данных и очень логичны»- так излагает взгляды Шигалёва один из его  почитателей.

В романе Достоевского «Бесы» социалисты- злодеи  и убийцы. Ницше тоже является противником социалистов: «Кого более всего я ненавижу между теперешней сволочью? Сволочь социалистическую…» Философ разделяет человечество на господ и рабов. Подобные мысли проповедует и Раскольников, герой романа «Преступление и наказание: «… люди , по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных) , то есть , так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно людей, то есть  имеющих дар и талант сказать в среде своей новое слово…Второй разряд , все преступают закон… Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перемахнуть через кровь…» Неограниченное господство сверхчеловека утверждает разрушение христианской морали и обесценивает человеческую жизнь.

Герой романа «Бесы» Алексей Кириллов одержим идеей свободной смерти, способной, по его мнению, подорвать веру в Бога: «Сознать, что нет Бога и не сознать в тот же раз, что сам стал Богом, есть нелепость…  Бог есть боль страха смерти. Кто победит боль и страх, тот сам станет Бог… Кто убьёт себя только для того, чтобы страх убить, тот тотчас станет Бог… Атрибут божества моего - своеволие!». Казалось бы, свобода выбора, а, следовательно, и свобода от оков морали есть выражение божественности человека, его подобия Богу.

Но почему-то именно чёрт, явившийся  Ивану Карамазову, проповедует подобные мысли: «…новому человеку позволительно стать человеко-богом… и уж, конечно, в новом чине, с  лёгким сердцем  перескочить всякую прежнюю нравственную преграду прежнего раба-человека, если оно понадобится. Для Бога не существует закона! Где станет Бог -  там уже место  Божие!...  Всякому, осознающему уже и теперь истину…всё позволено».

Ницшеанский пророк Заратустра считает нравственные ограничения уделом рабов и слабых. Раскольников обвиняет себя в слабости не потому, что совершил убийство, а потому, что его мучит совесть. Иван Карамазов не смог перенести вины за преступление, которое невольно спровоцировал своими идеями, и сошёл с ума.

В своём дневнике в 1973 году Достоевский записал: «Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов. Это аксиома». Писатель доказывает, что не ограниченная нравственными законами свобода делает личность рабом страсти или идеи. Подлинная же свобода , по мнению Достоевского, состоит не в разнузданности , а… лишь в одолении себя и воли своей, чтоб всегда самому себе быть настоящим хозяином. Свобода должна быть внутренне ограничена. Социалисты из романа «Бесы» хотели иметь безграничную власть над людьми. Раскольников - чтобы перед ним «трепетала дрожащая тварь». Великий Инквизитор, герой  романа  «Братья Карамазовы», пытался полностью покорить волю людей , отнять у человека свободу, дать людям «тихое , смиренное счастье, счастье слабосильных существ, какими они и созданы». Христос же, по Достоевскому, отдал человеку право выбора между добром и злом. Христианское учение понимается писателем не как этика, а как жизнь.

         Великий русский философ, поэт Владимир Соловьёв 1 февраля 1881 года у могилы Достоевского сказал: «А любил он прежде всего живую человеческую душу во всём и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким  внутренним падением». Ф. М. Достоевский не только сам познал своё падение, усомнившись в вере в Бога, но и затем, укрепившись в ней, раскрыл миру этот путь: «Не как мальчик же верую я во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла». И устами старого князя Сокольского из романа «Подросток» изрекает: «Я верую, верую, сколько могу…»

В смирении видит Достоевский основу для нравственного возрождения человека. В Пушкинской речи писатель произносит:  «Смирись, смирись, гордый человек и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве …  Не вне тебя правда, а в тебе самом, найди себя в себе, владей собой и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где – нибудь, а прежде всего в твоём собственном труде над собою. Победишь себя, усмиришь себя - и станешь свободен, как никогда и не воображал себе,  и начнёшь великое дело, и других свободными сделаешь и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймёшь, наконец, народ свой и святую правду его, не будет мировой гармонии, если ты первый сам её не достоин, злобен и горд, и требуешь жизни даром, даже и не предполагая, что за неё надобно платить».

Чем же должен заплатить человек?  Трудом своим на благо человечества. Деятельность во имя добра является основой всех добродетелей. Социалист Тихомиров, персонаж романа «Подросток» (не все социалисты у Достоевского являются злодеями), убеждает: «Делайте для человечества и об остальном не заботьтесь. Дела так много, что не достанет жизни, если внимательно оглянуться».

Писатель солидарен со своим литературным героем: «Кто хочет приносит пользу , то и с буквально связанными руками может сделать бездну добра». По словам В. Соловьёва, «истина есть добро, мыслимое человеческим умом; красота есть то же добро и та же истина, телесно воплощённая в живой конкретной форме. И полное её воплощение - уже во всём есть конец, и цель, и совершенство, и вот почему Достоевский говорил, что красота спасёт мир».

Для писателя Христос - абсолютное личностное Благо, совершенная красота. По Достоевскому, высшая цель развития личности - служение гуманистическим идеалам. Человечества. Из дневника писателя: «Возлюбить человека, как самого себя, по заповеди Христовой, - невозможно. Закон личности на земле связывает. Я препятствует…  Между тем… высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего Я.- это как бы уничтожить это Я, отдать его целиком и каждому  безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастье. Таким образом, закон Я сливается с законом гуманизма».

В XX веке эту мысль Достоевского опоэтизирует Борис Пастернак:

                        Жизнь ведь это только миг,

                        Только растворенье

                        Нас самих во всех других,

                        Как бы им в даренье.

По мнению Юрия Карякина, «русские великие писатели XIX века - это не просто писатели, это «пророки» в чисто пушкинском смысле слова. Но дело тут не в писателях, а главное - в каких-то особых (может быть, неповторимых) отношениях между писателем и читателем: отношения эти рассматривались (говоря сегодняшним языком) как проект, модель изменения людей и тем самым мира».

Ф. М. Достоевский вместе со своим читателем предался сомнениям в вере в Бога. И, пытаясь предупредить о грозящей опасности, невольно создал проект, даже программу построения тоталитарного государства (недаром Луначарский предложил написать на памятнике писателю: «Ф.  М. Достоевскому от благодарных бесов»).  Великий  мыслитель воспел красоту добра и самопожертвования, отразил в своём творчестве борьбу добра и зла как основной закон жизни, а веру в Бога как основной закон бытия, и был признан пророком в своём Отечестве, творцом жизни.

«Писатель раскрыл антагонистичность мира и человеческой души,  личности и собственнического образа жизни и мысли с его погоней за чистоганом, развращающей человека. Достоевский выступал против рационализма, утилитаризма в понимании личности, выдвинул религиозные основы как единственную опору духовного мира личности. Вклад его в духовную культуру России чрезвычайно велик»- отдают дань уважения великому писателю философы XXI века.

Ноябрь 2016 г.

Используемая литература

  1. Набоков В.В. Федор Достоевский. В кн. Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994.
  2. Вышеславцев  В П. Русская стихия у Достоевского. В кн. Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994.
  3. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923.
  4. Эдит Клюс. Образ Христа у Достоевского и Ницше. В кн. Достоевский в конце XX века. Москва, 1996.
  5. Достоевский Ф.М. ПСС в 30 т.т. Ленинград, 1972-1990.
  6. Составитель Киносита Т. XXI век глазами Достоевского: перспективы человечества. Москва, 2002.

 



Предварительный просмотр:

«Наш район вдоль Невы»

Наш район вдоль Невы расположен,

Потому его Невским зовут.

Как весь город, Петром был заложен.

Здесь заводы стеною встают.

Наш район…Он рабочей заставой

Простоял не одну сотню лет.

Знаменит он и воинской славой,

И за ним много славных побед.

И в войну был здесь враг остановлен,

Не пустили на землю свою.

И затем был район восстановлен.

Как люблю я твою красоту!

Храмы, парки, речные причалы

Красоте их предела нет.

Молод Невский район изначально,

Ведь всего-то ему сто лет!

Автор: Титова Людмила Ивановна

Март 2017



Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ                                       ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

        Личностно - развивающее обучение - это естественная система развития неповторимой личности с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика, его психологической направленности.

При личностно - развивающем обучении учащийся перестаёт быть объектом обучения. Создаются возможности для его саморазвития, самостоятельного получения знаний, проявления своих способностей, самопознания, наблюдений, самопроверки в ходе практической  деятельности, освоения новых идей и теорий, поисков эффективных путей решения проблем, развития творческого, критического мышления. Каждый учащийся стремится проявить свою индивидуальность, уникальный характер.         

Согласно концепции личностно - развивающего обучения, каждый ученик- индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно - развивающего подхода каждый ученик для учителя предстаёт как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развивать личностные смыслы обучения.

В процессе личностно - развивающего обучения у учащегося формируется самостоятельность, инициативность, ответственность, критическое мышление и другие личностные качества.

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию. Личностью человек становится в процессе развития.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Свойства и закономерности развития:

  • Имманентность: способность к развитию заложена в человеке природой, она есть неотъемлемое свойство личности.
  • Биогенность: психическое развитие личности во многом определяется механизмом наследственности.
  • Социогенность: социальная среда, в которой происходит развитие человека, оказывает огромное влияние на формирование личности.
  • Психогенность: человек – саморегулирующая и самоуправляющая система, процесс развития подвержен саморегуляции и самоуправлению.
  • Индивидуальность: личность представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития.
  • Стадийность: развитие личности подчиняется стадии зарождения, роста, кульминации, увядания, упадка.
  • Неравномерность (нелинейность): индивид уникален, каждая личность развивается в своем темпе, испытывая случайно распределенные во времени ускорения (спонтанность) и противоречия роста (кризисность).

Физический возраст определяет количественные (ограниченность) и качественные (сензитивность) возможности психического развития.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, создаёт оптимальные условия для развития учащихся с учётом их индивидуализации. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребёнка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний.

        Популярность личностно - развивающего подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:

1.Динамическое развитие российского общества требует формирования в человеке  не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

2.Современные школьники прагматичны в мыслях  и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с обучающимися.

3.Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

        Модель личностно - развивающего обучения отвечает принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально- личностного подхода, а так же реализует принципы гуманитарного образования, которое способствует развитию восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально- личностного отношения к обучению.

Личностно-развивающий подход обеспечивает воспитание свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.  Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы  нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.  Современная школа должна дать ребёнку возможность самоутвердиться как личность. Для этого надо научить детей осознавать свои потребности и стремиться к их удовлетворению, потому что именно потребности  являются источником активности.

«Все люди в нашем обществе …имеют потребность в стабильной, основательной и обычно высокой самооценке, в самоуважении или в чувстве собственного достоинства, которое должно подкрепляться уважительным отношением со стороны других людей. Под основательностью самоуважения мы понимаем чувство, которое вызывают некие реальные достижения и соответственное уважительное отношение окружающих…Удовлетворение потребности в самоуважении приводит к появлению чувства уверенности в себе, достоинства, ощущения собственной силы, дееспособности, полезности и необходимости в этом мире. Невозможность же удовлетворить этих потребностей имеет следствием появление чувства собственной неполноценности, слабости и беспомощности. (Маслоу, 1943, с.382-383)

Последней и высшей стадией в иерархии потребностей Маслоу (известный американский психолог) считал самореализацию, самоактуализацию. Если физиологические нужды и потребности в безопасности, любви и уважении будут удовлетворены в достаточной степени, «мы вправе ожидать, что у человека возникает( это происходит не всегда) новая потребность, если только он уже  не делает того, к чему , как ему кажется, он призван. Музыкант должен творить музыку, художник – писать картины, поэт - писать стихи, в противном случае они не будут чувствовать себя счастливыми людьми. Человек должен стать тем, кем он может стать. Эту потребность мы называем самоактуализацией…она состоит в желании всё более и более становиться тем, кто вы есть, становиться всем тем, что определяется вашей способностью к становлению» (Маслоу,1943, с.382).

Большинство людей ищут внутреннего совершенствования и нуждаются в нем. Самоактуализироваться  —  значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала; добиться полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.

Достижение самоактуализации означает идеальный стиль жизни. По Маслоу, эти люди более адекватно воспринимают реальность. Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно.

 Личность – это устойчивая система социально-значимых черт,  характеризующих человека как члена того или иного общества или  общности; индивидуальный носитель этих черт как свободный и ответственный субъект сознательной волевой деятельности.

Проблема личности - какое место занимает человек в  мире, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности.  Человек существует, развивается и формируется как личность благодаря взаимодействию со средой, осуществляемому посредством его деятельности. Бездеятельная  личность немыслима, потому что у неё есть потребности, которые надо удовлетворить.

Потребность - это психическое явление отражения нужды организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. Наличие той или иной потребности создаётся нарушением равновесия между личностью и обществом (социальные потребности). Потребности проявляются в определённом состоянии психики (у человека – сознания, называемого переживанием). Чтобы восполнить отражаемые психикой недостатки, нужны затраты соответствующих сил путём проявления активности.

Активность - это энергия, используемая в специфической реакции, выражающаяся у человека в стремлении и осуществлении деятельности с целью удовлетворения данной потребности. Деятельность  - это активное взаимодействие человека со средой,  в котором он достигает поставленную цель, возникшую в результате появления у него определённой потребности. Наши чувства зависят от наших потребностей, а не от поведения других людей. В отличие от эмоций, отражающих не предмет и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к нуждам человека как организма, чувства отражают отношения предметов и явлений к высшим нуждам и стимулам деятельности человека как личности. Чувства регулируют отношения личности с другими людьми, с  обществом.

Включение личности в группу разносторонне изменяет её особенности, свойственные ей как индивиду (единичному в отличие от совокупности массы), что и является процессом социализации. Степень социализации личности определяется степенью осознания ею себя как члена коллектива.

         Ступени становления личности в социальной среде:

  1. индивид;
  2.  развивающаяся личность;
  3. зрелая личность.

Под социальной ролью личности принято понимать проявление динамики её социального статуса, то есть её социального положения в социальной среде  - в группе и в обществе. Практическими путями воспитания как формирования высших свойств личности являются: общие жизненные условия, в каких находится данная личность, и коллектив, в который она включена; система воспитывающего обучения, организованная для данного коллектива и включённой в него личности;  воздействия на личность средств массовых коммуникаций, в наших условиях, подконтрольных обществу. Все виды воздействия на личность осуществляются, как правило, через коллектив, действуют  сначала на познавательную сферу личности,  постепенно закрепляясь в форме определённого опыта.

Сочетаясь с отношениями человека к другим людям, к труду и к самому себе, они формируют его личность.

 Структуру личности определяют следующие социальные блоки:

1) направленность личности: потребности, мотивы, цели, интересы,

убеждения, мировоззрение, желания, влечения;

2) опыт личности: знания, умения, навыки, привычки;

3) биопсихологические свойства личности:

а) свойства нервной системы - возрастные, половые,  патологические, психические;

б) познавательные процессы: ощущения, внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение, эмоции,  чувствительность.

 С помощью биопсихологической системы свойств личности вырабатываются черты характера, необходимые для адаптации в обществе, основанной на апперцепции - зависимости восприятия от общего содержания психической жизни человека, от его опыта, интересов, направленности.

Раньше социальным заказом общества было воспитание человека легко управляемого, отдающего себя. В наше время, в условиях рыночной экономики, от личности требуется способность самой вести дело, отвечать за свои решения, делать выбор.

 Гуманистическая психология сформировала понятие самоактуализирующейся или зрелой личности, активно включённой в жизнь, обладающей единством целей (есть своя философия, осознание ценностей и иллюзий жизни, понимание своего предназначения).

Основные черты самоактуализирующейся личности:

  1. активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
  2.  принятие себя и других людей такими, какие они есть,

осознание своих недостатков;

  1. непосредственность в поступках и спонтанность в выражении

своих мыслей и чувств;

4)        сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, а не во внутреннем мире собственных чувств и переживаний  (нет самокопания, этот процесс уже пройден),

5)        обладание чувством юмора;

6)        развитые творческие способности;

7)        неприятие условностей, но без показного их игнорирования;

8)        установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, доброжелательных  личностных отношений;

9)        способность к глубокому пониманию жизни;

10)        способность на жизнь смотреть открытыми глазами, оценивать её беспристрастно.

Особенности поведения в социуме самоактуализирующейся личности:

1) непосредственная включённость в жизнь с полным погружением в неё (как дети);

2) предпочтение в жизни новых, непроторенных, небезопасных      путей;

3)умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение большинства, традиции и позиции авторитетных людей;

4)открытое, честное поведение во всех ситуациях;

5) готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей, если собственные

взгляды не согласуются с их мнением;

6) предпочтение того, чтобы брать на себя ответственность, а не уходить от неё;

7) уметь замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.

         Самоактуализирующаяся личность способна в любых условиях реализовать свой потенциал. Современная школа должна дать ребёнку возможность самоутвердиться как личность. Для этого надо научить детей осознавать свои потребности и стремиться к их удовлетворению, потому что именно потребности  являются источником активности человека, его  мотивов, интересов и целей. Заявить, будто у всех детей одни и те же потребности, было бы абсурдно.

Психология как наука исходит из того факта, что в каком-то отношении все люди одинаковы, но в другом отношении одинаковы только люди определённых групп, и, наконец, в некоторых отношениях каждый человек индивидуален.

Потребности группируются в несколько уровней. Базой являются биогенные потребности (питание, сон и т. д.), которые в нормальных условиях выступают в виде, соответствующем образу жизни определённого общества. Центральная группа потребностей относится к самоутверждению ( общение, уважение окружающих, социальный статус и его символы). Ещё выше  располагаются потребности  в саморазвитии (научные, общественно - политические, эстетические, философские и т.д. интересы) и в самореализации (творческая деятельность, борьба за реализацию осознанных идеалов). Здесь человек готов пожертвовать материальными благами, чтобы иметь возможность реализовать творческие замыслы. Закон возвышения потребностей заключается в том, что  по мере насыщения потребностей низшего уровня активизируются потребности высшего. Однако этот процесс всецело зависит от социальных условий.

 Социум ребёнка  - семья, школа, неформальные объединения.

В школе у ребёнка возникают и реализуются потребности:

1) в общении ( важно не то, что делают на уроке, а как общаются

с учителем);

2) в движении (особенно у младших школьников);

3) в информации (ребёнок должен много знать, обогащать

память, мышление);

 4) в самоопределении (кто Я ? - формирование мировоззрения) ;

5) в самоутверждении ( сначала среди сверстников - здесь подражание взрослым, игра в них; затем самоутверждение в мире взрослых, потому что детям придётся выйти во взрослый мир).

Для  понимания склонностей, влияющих на поведение ребёнка в школьном коллективе, можно выделить три типа учащихся. Один ориентирован на задачу обучения: он добирается до сути вопроса, ищет оптимальное средство достижения поставленной перед ним цели, трудолюбив, инициативен, самостоятелен.  Второй тип ориентирован на других людей  - на взаимодействие с ними, на общение. С такими детьми легко работать: они заботятся о товарищах, стремятся помочь, уважают чужое мнение, но выполнение поставленной задачи обучения иногда отходит на второй план. Третий тип - ориентированные на себя. Эти строптивы и агрессивны. Они предъявляют повышенные претензии, хотя на самом деле не уверены в себе. Это трудный тип - он несёт конфликты внутри себя, но, не в силах признать это, ищет поводы обвинить обстоятельства и окружающих. Представители этого типа, как правило, в школе учатся плохо.

Из-за неуспехов в учёбе педагог не должен переносить оценку на личность ребёнка.

        Надо предоставить ребёнку возможности самоутвердиться как личность. Такие возможности дают обучающемуся  участие в общественной работе, достижения в спорте, занятия искусством, творчество. Вера в себя - формируемая вещь. Профессионализм

учителя и воспитателя  - в умении установить контакт с детьми, учитывая их интересы. Общение с ребёнком  - это присоединение к его миру. Присоединение, а затем коррекция, воспитание.

        Воспитание - это передача культуронаследия. В решении такой трудной задачи - привития культуры младшему поколению  - большая роль отводится занятиям искусством. В условиях начальной школы это уроки музыки, изобразительного творчества, литературы, занятия по интересам в группе продлённого дня.  

        Социальный заказ общества - воспитание личности, ориентированной на созидание, поэтому так важно создание в школе условий для самоутверждения ребёнка как личности не только в учебной, но и творческой деятельности, в занятиях искусством. Главная задача- создание определённой эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание.  

 Искусство - сфера человеческого общения, предполагающая поливариантность мышления. Занятие искусством развивает творческие способности ребёнка, расширяет креативные возможности личности.

Каждый ребёнок хочет, чтобы его отметили, каждая личность желает почувствовать и осознать свою значимость и самоценность. Участвуя в творческих конкурсах рисунков, поделок из бумаги, песен, танцев дети  с заниженной самооценкой обретают возможность самоутверждения. А ведь именно самооценка является одним из важнейших компонентов в структуре личности,

         В становлении личности  ребёнка главное значение  имеет формирование общественно полезной направленности его деятельности.  И если научить маленького человека стремиться к хорошему, к красоте, то значительно уменьшится вероятность

того, что он потянется к плохому. Необходимо большое внимание уделять формированию у детей понятия « положительный поступок». В его содержание входят:

  1. умение ребёнка оказать действительную помощь товарищам, членам семьи;
  2. быть справедливым и честным по отношению к себе и другим;
  3.  знать свои сильные и слабые стороны;
  4.  принимать личную ответственность за поступок;
  5.  преодолевать страх перед новым и неизвестным;
  6.  уметь преобразовывать трудные ситуации и события,  способствующие личностному росту.

Ребёнок должен осознавать: какой он? Сильный, успешный или неуспешный? Как преодолеть свою неуспешность? При таком отношении к себе у ребёнка происходит более раннее взросление,  а без самооценки - неумение организовать свою деятельность, невостребованность и неуспешность.  

Успешная личность способна:

  1. самоопределяться;
  2.  ставить цели собственной деятельности;
  3.  располагать цели по степени значимости;
  4. принимать решения, создавая программы собственной

деятельности;

  1. реализовывать цели;

 6) осознавать и анализировать выполненную деятельность, устанавливать соответствие цели и результата деятельности.

 Современная школа должна помочь ребёнку  - научить его цивилизованным способам деятельности:

  1. слышать другого;
  2.  выделять главное;  
  3.  критически относиться;
  4.  творчески, нестандартно мыслить;
  5.  уметь действовать в любой ситуации.

 Знания, навыки и умения обеспечивают успешность деятельности, а успехи повышают  активность.

Приёмами  возбуждения и укрепления интереса к усваиваемому виду деятельности являются:

создание оптимального психического состояния и общего настроения учебной группы;

объяснение насущной необходимости её освоения и преимуществ, которые она даёт;

яркий показ положительных примеров, разъяснений трудностей работы и вселение уверенности в их преодоление;

поощрение первых успехов подчёркиванием положительных свойств, действий и поступков учащегося и много других приёмов, применяемых в зависимости от индивидуально- психологических особенностей учащегося с целью активизации его деятельности.

        Современная школа, выполняя социальный заказ общества, уделяет много внимания формированию личности, востребованной в условиях цивилизованного рынка:

1) грамотной;

2) талантливой;

3) предприимчивой;

4) трудолюбивой;

5) способной к самостоятельному выбору;

6) способной к риску;

7) деловой;

8) демократической.

Школа стремится подготовить ребёнка к жизни в современном мире, воспитать личность успешную, выигрывающую, которая:

  1. никогда полностью не зависит от других;

2)        правильно использует своё время ( время быть энергичным и инертным, вместе и одному, ссориться и любить, плакать и смеяться и т. д. ) ;

 3)не замыкается на своих внутренних противоречиях и переживаниях, преодолевает их;

 4) умеет быть непосредственной;

 5) радуется  собственным достижениям и достижениям  других ( нет зависти);

 6) свободно наслаждается жизнью, но может и отложить удовольствие;

 7) настраивает себя на удачу (успех);

  8) заботится  о мире и окружающих людях, т. е. о социальной среде.

Социальная среда и личность постоянно находятся во взаимодействии: социальная среда воздействует на личность, формирует её; личность, действуя в социальной среде, вступая в отношения с другими личностями, через участие в деятельности различных общностей создаёт эту среду. Вот почему так важны качества личности. Формирование личности через обучение и воспитание, выливающиеся в самые различные формы, идёт параллельно течению жизни. Социальная среда, в которой осуществляется  «течение жизни», оказывает самое глубокое влияние на этот сложный процесс.

        На сегодняшний день личностно-развивающее обучение является такой формой образования, которая позволит рассматривать образование как ресурс и систему общественного развития. При личностно- развивающем обучении учитель должен строить процесс обучения таким образом, чтобы на первом плане стояли именно интересы и потребности ученика. И только учитывая его особенности, учитель может определить основополагающую направленность своей деятельности. Это момент является крайне важным, и его необходимо учитывать в обязательном порядке.

        Следовательно, цель личностно- развивающего обучения состоит в том, чтобы заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания и другие потенциалы, необходимые для становления личностного образа. Личностно- развивающее обучение, по мнению И.С.Якиманской, должно обеспечить своеобразную встречу  субъективного опыта, сложившегося у ребёнка в дошкольном возрасте, с общественно значимым опытом в виде обмена и согласования ценностей, смыслов, значений. И.С.Якиманская обращает внимание на то, чтобы направленность обучения на индивидуально- личностное развитие учащихся нашло отражение в учебных программах, которые бы инициировали субъективный опыт учащихся и ориентировались на использование разных способов учебной работы (Якимаская И.С., с.169)

Неслучайно автор, рассматривая функции личностно-развивающего образования, выделяет:

гуманитарную, смысл которой состоит в признании самоценности человека, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы  и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Понимание, общение и сотрудничество являются средствами реализации данной функции;

культурообразующую, которая направлена на сохранение, воспроизведение и развитие культуры посредством образования. Механизмом реализации данной функции является принятие его ценностей в качестве своих , построение своей жизни с учётом данных особенностей;

социальную, которая обеспечивает и усвоение и воспроизведение индивидом социального опыта, необходимого для того, чтобы человек вошёл в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются  рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности.

        Содержание личностно-развивающего обучения  направлено на взаимопомощь человеку в исследовании собственного «Я», в определённой позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определённой системой знаний, выявить круг интересующих его научных и жизненных проблем, освоить способы их решения. Критериями эффективной организации личностно-развивающего обучения выступают параметры личностного развития.Психологические модели личностно - развивающего обучения подчинены задаче развития познавательных (интеллектуальных) способностей, которые рассматривались прежде всего как типовые (рефлексия, планирование, целеполагание), а не индивидуальные способности. Средством развития этих способностей считается учебная деятельность, которая строится как «эталонная» по своему нормативному содержанию и структуре.

В настоящее время разрабатывается иной подход к пониманию и организации личностно -развивающего обучения. В основе его лежит признание индивидуальности, самобытности, самооценка каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта» прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.

Исходные моменты обучения — не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения. Развитие способностей ученика — основная задача личностно-развивающей педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс.

Если говорим о личностно - развивающем образовании как методике, то, безусловно, наблюдаем отличия как от традиционного обучения (с его авторитарным стилем руководства, доминированием объяснительно-иллюстративного типа обучения и репродуктивной деятельности учащихся, преимуществом фронтальной работы, ограниченностью диалогического общения), так и других методических систем. Скажем, в развивающем обучении акцент делается на формировании прежде всего мыслительной сферы (И. "). Личностное развитие в системе развивающего обучения "понимается как развитие мышления и памяти, развитие адаптивных способностей и качеств, развитие научно-теоретического мышления, творческих способностей и т.п." Учитывая специфику предметов гуманитарного цикла, уместнее, на наш взгляд, говорить о личностно – развивающем  обучении, которое базируется в основном на идеях Г. Селевко, О. Тубельського. Признаки личностно-развивающего обучения:

  • Опора на субъектный опыт (выяснение и учет эмоционально-ценностного отношения ученика к изучаемому материалу);
  • Субъект-субъектные отношения "учитель - ученик" (ученик овладевает не только предметными, а общеучебными, в частности организационными умениями: определяет содержание, цели, формы деятельности, рефлексирует и оценивает ее; получает возможность влиять на ход учебной деятельности через выбор содержания обучения, форм и средств и т.п.);
  • Деятельностная основа (ученик учится самостоятельно приобретать и применять знания).

В условиях личностно – развивающего обучения меняются роли учителя (он выступает в роли помощника ученика, его деятельность направлена не на передачу знаний, а на организацию деятельности) и школьника, который становится соавтором урока, субъектом обучения (деятельность направлена на самопознание,

 В настоящее время школа создаёт условия для продвижения ребёнка в образовательном пространстве, для поддержки стремления  к учебной самостоятельности, позволяющей обучающемуся выходить за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения. С этой целью  организована внеурочная образовательная деятельность.

Внеурочная деятельность введена ещё и для того, чтобы усилить эффект достижения результатов освоения основной образовательной программы, а именно личностных и метапредметных результатов. Итогом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний.

Особое внимание обращено на развитие логического мышления. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображения, расширяется

В виде метазнаний (описания приемов действий, алгоритмов, правил, логических операций, т. е. знаний о том, как осуществлять проработку учебного материала, что для этого нужно делать) задаются нормативные образцы. При их усвоении в учении (самостоятельном применении) складываются индивидуальные способы учебной работы, которые характеризуют избирательность, личностные предпочтения в проработке учебного материала. Если они носят устойчивый характер, то выступают как проявление познавательного стиля деятельности, т. е. способностей (по определению). Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями. В процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Апрель 2017г.                                                                     Титова Л.И.



Предварительный просмотр:

СМЫСЛ ЖИЗНИ – В НАШИХ ДЕТЯХ

                                                                Автор Титова Л.И.

Смысл жизни – в наших детях,

Ведь мы живём для них.

Важнее нет на свете

Любимых, дорогих.

Восходит солнце утром,

И вновь приходит день.

И мы бежим куда-то,

Одолевая лень.

Работа, развлеченья,

Болезни, суета…

А наше назначенье-

Вот эта красота.

Пусть глупые немножко,

Покоя с ними нет…

Вот эти наши крошки

В окошках наших свет.

Мы быстро привыкаем,

Что им нужны всегда,

Потом это проходит-

 Не будет никогда

Такого  вот желания

Всегда быть рядом с нами

И каждый день встречаться,

Как с близкими друзьями.

Смысл жизни – в наших детях,

Ведь мы живём для них.

И на всём белом свете

Нет радостей иных.