Статья "Нани торова"

Евай Ирина Васильевна

 

Цель статьи  сохранение культурного наследия и пропаганда культурных ценностей, сохранение языка и письменности, самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nani_torova.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Ңани торова!

… Если мы забудем свой язык, начнём пренебрегать своими традициями и обычаями, то так же легко можем вычеркнуть из своей память своих родителей и родину ...

(отрывок из рассказа  известной ненецкой писательницы Нины Николаевны Ядне «Ңани торова!»

В настоящее время правительством Ямало-Ненецкого автономного округа активно внедряется программа «Сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера» с целью сохранения культурного наследия и пропаганды культурных ценностей, сохранения языка и письменности, самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера.

На днях в городе прошёл ряд мероприятий в рамках развития этнокультурного компонента у учащихся Надымского района.  Современное образование подразумевает развитие учащихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.  С целью вовлечения учащихся к творческой активной жизни, необходимо выявить их интересы и приоритеты, определить способы воздействия для успешного полноценного воспитания гармонично развитой личности. Это в первую очередь помощь в раскрытии творческих возможностей детей, формировании художественного вкуса, нравственных идеалов, передаче богатейшего художественного опыта своего народа.  Поскольку, народное искусство - это одно из важнейших средств эстетического воспитания подрастающего поколения.

Для ребят из клуба детского творчества «Хаерако» в Надымском доме природы был проведён мастер-класс по изготовлению ненецкой национальной куклы ңухуко.

По-ненецки игра - это сянако. Игры бывают для девочек и для мальчиков. Мальчики в тундре играют в ловлю оленей. Распространённым занятием мальчиков является игра в охотников. В играх вырабатываются меткость и ловкость. А девочки играют в игру ңухукова. Это игра в ненецкие национальные куклы. У каждой девочки должен быть набор игрушек – семья кукол вместе с комплектом одежды. Все куклы и кукольные принадлежности шьют сами дети.   Обо всём об этом рассказала и показала секреты шитья кукол ңухуко ненецкая  мастерица сотрудник Надымского Дома природы Ненянг Надежда Васильевна. Ребята вместе с педагогами учились  говорить ненецкие названия некоторых предметов, таким образов поддерживая родной язык.

Вторым ярким мероприятием была межрегиональная олимпиада по краеведению и родным языкам. Ребята клуба детского творчества «Хаерако» Анна Анагуричи и Яптунай Андрей также принимали активное участие в номинации краеведение. Данное состязание было проведено с целью  выявления и поддержки интеллектуально одаренных школьников, популяризации краеведческого образования, создания условий для изучения, сохранения, защиты и продвижения языков коренных малочисленных народов Севера. Муниципальный этап олимпиады проводилась  в течение двух дней. Сначала ребята писали викторины по номинациям. Жюри рассмотрело научно-исследовательские проекты по номинации «Краеведение». Затем на второй день  участники посетили Надымский Дом природы и написали сочинения. И в завершении была защита проектов на научно-практической конференции, которая состоялась в актовом зале школы №1 города Надым.

Анагуричи Анна выполнила проект, который называется «Женщина - душа тундры».  У ненецкого народа тоже есть свой этикет. Этот этикет связан с запретами. Они называются хивы. В условиях современного общества происходит переоценка морально-этических и эстетических норм и идеалов. Воспитание девочек из числа коренных малочисленных народов Севера в городских и сельских условиях, приводит к потере у молодого поколения трудовых навыков в декоративно-прикладном творчестве, к утрате родного языка, к забвению культуры своего народа. Изучение особенностей воспитания ненецких девочек, жизни ненецких женщин способствует возрождению и сохранению родного языка, фольклора, традиций и обычаев народа. Этнокультуроное воспитание девочек подразумевает обучение придерживаться девочками ненецкого этикета, то есть соблюдать запреты - хивы. Хивы учат уважать взрослых людей, любить и беречь родную природу и животных.  А иначе нельзя! Хивы!

         Яптунай Андрей писал сочинение-рассуждение «Я буду верен заветам деда!». Сейчас очень много говорят об истории своей семьи, о своих предках, составляют свою родословную. У ненцев семья – главная часть  жизни. Счастлив тот, кто имеет крепкую, дружную семью. Семья – это не только родители и дети. Это и бабушки, дедушки, прабабушки, прабабушки, то есть предки. Для него такими людьми стали  бабушка - Нина Вочевна и дед - Владимир Михайлович. Бабушка педагог с многолетним стажем. Она всю свою жизнь отдала воспитанию детей. А дедушка проработал механизатором высокого разряда на строительстве дорог. Сейчас они оба на заслуженном отдыхе и очень много времени посвящают внуку. Предки отца - знаменитый род потомственных оленеводов  Яптунай.  Его прадед Яптунай Еко был очень опытным оленеводом, которого знали на всём Ямале. Он очень ловко арканил оленей. Без труда разбирался в оленеводстве. Умел определять пол и возраст оленей, знал маршруты кочевий. Проект Андрея назывался  «Тынзян - символ оленеводства». На земном шаре осталось очень мало уголков не тронутых цивилизацией. Именно таким местом Ямал. Профессия оленевода является очень редкой и древней. В нашем Надымском районе оленеводов осталось не так уж и много. Олень - основа жизни всей ненецкой семьи.  В  современном мире остро ощущается интерес к истории ненецкого народа, и его культуре, традициям, обычаям, быту. Так как главным традиционным занятием  у местного населения является оленеводство, возникает необходимость сохранения уклада жизни в условиях промышленного освоения Севера. Аркан – остаётся главным атрибутом, символом оленеводства. В ходе изучения технологии изготовления аркана автором  сделан вывод, что аркан был и остаётся главным символом оленеводства. Также он сделал себе летний верёвочный аркан - иня и снял видеофильм, который называется «Как я метаю тынзян».

Одной из основных задач  данных мероприятий  является воспитание чувства патриотизма, любви к родной культуре, традициям, языку. Не дать детям из числа коренных малочисленных народов Севера забыть о традиционном образе жизни предков, проживающих на этой земле тысячи лет назад. Занятие декоративно-прикладным творчеством также способствует занятости детей, нахождению своего места в обществе (социализации).

Каждое поколение передаёт потомкам свой опыт, традиции, которые складываются в семейные ценности. Одно из условий сохранения крепкой семьи и общества – знание, соблюдение и передача этих ценностей новому поколению. Очень важно знать свою родословную: место рождения, род занятий, национальные корни предков. Ведь это история семьи и  рода,  и она должна храниться  в памяти каждого потомка. Мы потомки должны беречь тундру, оленей, жить честно и уважать старших. Самое главное, следуя завету наших предков, мы должны стать достойными людьми!

Ирина Евай,

учитель-логопед школы №1 города Надым,

руководитель клуба детского творчества "Хаерако"