Формирование навыка чтения на уроках в начальной школе

Золотарёва Наталия Васильевна

Статья о наиболее эффективных приёмах, используемых на уроках литературного чтения в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1Добрый день, уважаемые преподаватели, студенты. Вашему вниманию представляется

Выступление на тему: «Современные тенденции литературного образования младших школьников по развивающей системе Л. В. Занкова».

Курс литературного чтения – самый молодой в системе начального образования. Он был введен в 2000 г. вместо классного и внеклассного чтения. Необходимо, чтобы каждый  современный школьник воспринимал литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Это важнейшая проблема курса литературного чтения в начальной школе,(Слайд 2) которую ставит перед собой Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.

Также он предъявляет новые требования к личностным, предметным и метопредметным результатам освоения основной образовательной программы общего образования. Развитие этих способностей происходит на уроках литературного чтения. К личным результатам освоения основной образовательной программы среди прочих относятся:

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, а также-

- развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками, умения избежать конфликтов.

В своем выступлении постараюсь кратко рассказать и показать, как я работала над формированием личностных качеств обучающихся на уроках литературного чтения.

А мы знаем, что методическая цель любого урока по литературному чтению в системе развивающего обучения Л. В. Занкова –  это достижение ближнего и дальнего результатов обучения  и применение знаний в новых условиях. Перед педагогом стоит непростая задача: создать проблемную ситуацию, коллизию, содержанием которой является противоречие, а признаком – эмоциональное переживание. Для этого требуется умение, основанное на понимании теории, и ее практического использования.

В период прохождения преддипломной практики, на уроках, в том числе литературного чтения, мною использовались различные приемы для достижения личностных результатов обучающихся. И хочу поделиться своим  небольшим опытом, наработками, которые я считаю более эффективными

Каждый урок ми начинали с разминки, цель которой подготовить речевой аппарат учащихся к предстоящей работе на уроке, прежде всего, непосредственно к чтению. (видео-разминка).

А также я хочу остановиться на приемах обучения чтению, которые дают хорошие результаты.

Представляю первый из них -  это прием«Ассоциация».

Кратко ознакомлю вас с методикой проведения данного приема. Тема урока: «Сказка В.Ф. Одоевского Мороз Иванович»

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопросы: «О чем может пойти речь на уроке? Какие ассоциации у вас возникает, когда вы слышите название темы?

Т.о., школьники погружаются в определенное настроение.

Возникает литературный образ.

Что мороз Иванович- это сказочный персонаж, который ассоциируется с такими понятиями как: холод, мороз, зима, дедушка, снег.

Формируется уважительное отношение к иному мнению. После этого читается произведение и сравнивается его содержание с теми ассоциациями, которые возникли до начала чтения.

Также мною используется прием «Ключевые слова», он развивает  логическое мышление, внимание к слову и к героям произведения.

Методический проем «Корзина понятий, имен». Тема урока: В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»».  На доске портрет писателя, условный значок корзины с вопросом: «Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на портрет этого человека?»

(Слайд)

 Проводим логические цепочки с детьми, это поможет рассказать о человеке, который изображен на портрете. Затем кратко даются сведения о В. В. Бианки. Обобщая высказывания детей, дополняю сведения об этом замечательном писателе. Т. о., у детей формируется общее представление о писателе как о человеке и его творчестве.

Развитию творческих способностей обучающихся способствует такой прием работы как инсценирование произведения. Дети стараются передать в образах те мысли, чувства, которые автор вложил в произведения. Вашему вниманию представляется фрагмент урока литературного чтения.

По требованиям новых стандартов ФГОС с детьми на уроке проводится работа в парах, а также групповая работа, примером служит методический прием «Дерево предсказаний».

Проводится он по методу  «мозгового штурма». На группу дается 3 листочка. Ученики обмениваются идеями, распределяют деятельность в группе по «дереву предсказаний».

(слайд)

Проверкой служит обмен мнениями между командами.

Развитие этических чувств, доброжелательности детей, отзывчивости, а также развитие навыков сотрудничества достигается при использовании и других форм работы в группах.

(Видео-портрет)

Т.О., мною использовались следующие приемы обучения чтению: прием «Ассоциация», «Ключевые слова», «Корзина понятий, имен», «Дерево предсказаний».

 Изавершающим этапом формирования литературного образования младших школьников на уроке служит стадия рефлексии. Она позволит выявить отношение учащихся к прочитанному.

(Видео-рефлексия)

Детям такие приемы работы на уроке литературного чтения очень нравятся, они активно включаются в учебный процесс. Данные приемы повышают уровень литературного образования младших школьников. И дают хорошие результаты освоения программы по литературному чтению в условиях новых образовательных стандартов.

Это были для меня новые приемы работы на уроке литературного чтения. Некоторые давали результат лучше, некоторые были менее эффективны, но я старалась, так как я еще не педагог, а только учусь этому. Надеюсь, что получится!