Многообразие вариантов жанрового синтеза мемуарной прозы М.А. Осоргина

Макян Нарине Ромаевна

Анализ статьи М.А.Осоргина "Известные по качеству"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многообразие    вариантов       жанрового      синтеза  мемуарной прозы М.А.  Осоргина

«Известные по качеству» (из цикла «Встречи» 1934, 7 января, №4673).

Так   же, как   и    публикация    «Проходящие мимо»     в     жанровом синтезе представлены  и  многие   другие    сочинения     из      сборника «Воспоминания». Особо   следует   обратить   внимание    на    публикацию «Известные   по    качеству».  В    данной     работе    М. Осоргин обращается    к    философской    проблеме    и    пытается предоставить ответ   на    вопрос « Что значит, собственно, «замечательный человек»?  Имя,  которого    уже    общеизвестно? Который   попал в энциклопедический словарь?  <…>»  [Осоргин  1992, с.57].  Для того, чтобы решить  поставленную  задачу  и  дать  аргументированный развернутый ответ, публицист   прибегнул   к   таким   художественно-публицистическим   жанрам, как   комментарий   и   эссе.  Данная    работа, действительно, может   быть   отнесена   к   жанру   эссе, ведь   в   ней представлены   раздумья   автора, его   рассуждения   по   поводу   качеств «замечательного  человека», и  все  они, собственно, подкреплены комментарием.  Публицист,  называя   то   или   иное качество, на   его взгляд,  присущее    «хорошему»   человеку, следом же приводит наглядный   пример   такой   личности, повстречавшийся ему на жизненном пути. Так,    М.А.  Осоргин     знакомит   читателя с некой   Марьей   Павловной   Керен,  природной   помещицей,   имевшей кусок   леса,   поле   и   большую избу- дачу, но   вместе   с   тем не потерявшей   и   свои  человеческие   качества, что   очень   часто   присуще  людям   вполне   обеспеченным,  самодостаточным.  Марья Павловна   считала   своим   долгом   вмешиваться   в   события   или скандалы   и   наказывать   при  этом   виновных   и   нарушителей спокойствия,  остальных   ни   в   чем   неповинных людей.  По-мнению публициста, вот  она — поистине   замечательный   человек», достойный уважения. Но,  несмотря   на   все   ее   положительные качества,  никто   ее и   не   вспоминает   после   смерти,   что   считается   неправильным с точки   зрения   автора. Таким   образом,   автор   выражает   свое личностное   творчески-критическое   отношение   к   осознанию    людьми ценностных   морально-этических   ориентиров.

Собственно, выражение   индивидуального   знания   по   вопросам разграничения   добра   и   зла, о   жизни   и   смерти, о   смысле   бытия, об интересах и ценностях общества — это и есть одна из основных составляющих   жанра   философского   эссе. Автор   обращает   внимание на   особые   моменты при   помощи   контраста   временного   пласта, тем самым   усиливая   эмоционально-экспрессивное   содержание эссе: «Кроме   баронов, была   еще   Марья   Павловна», «Другой барон, по фамилии Медем...», «К дням моего студенчества Корнила был уже в упадке ...» [Осоргин  1992, с.60-61]. В рассуждениях, которые периодически   прерывают   повествование, можно  увидеть, как органически   объединяются   жизненный практически опыт и теоретические его знания, что тоже является   одним   их   основных признаков   жанровой   принадлежности   эссе.

В данном   случае   эссе  представляет   собой и общую деятельность двух  творческих  людей,  автора  и  читателя. Ведь,  каждый   человек   по-своему   интерпретирует, понимает   и   воспринимает   духовные ценности. Каждый  переживает  духовные  и   морально-нравственные понятия   через   призму   собственного   опыта, так  и  автор   приводит примеры   из своей жизни, что отчасти можно отнести к комментированию, поскольку     публицист заранее  отбирает необходимые    аргументы    в    пользу     своих     умозаключений. Следует  также  выделить    следующий    признак   жанра «комментария», нашедший  отражение  в   сочинении Осоргина  «Известные по качеству»: автор  целенаправленно  избирает  информацию о своих героях и обозначает  связь  между   фактами, тем   самым   приходя   к убедительным  выводам. Таким образом, публицист  выстраивает композицию   доказательного   рассуждения   по   поводу   актуального вопроса: «Так   кто   же   такой   «замечательный человек?» - так,   чтобы читатель   не   потерял   нити   рассуждения   и   осознал   все   объяснения.

В   связи   с   тем,   что   в   названных   выше   работах М.А. Осоргина можно   выделить   многочисленные    признаки,   относящиеся   к   разным публицистическим   жанрам, в   очередной раз  убеждаемся в многообразии     вариантов       жанрового      синтеза  мемуарной прозы М.А.  Осоргина.