Беседа «Нечистая сила в сказках русского народа»

Шунчева  Татьяна Иппатьевна

Цель: подробнее познакомить ребят с нечистой силой, используемой в русских поверьях и сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nechistaya_sila_v_skazkah_russkogo_naroda.docx153.96 КБ

Предварительный просмотр:

Домовой авторская кукла - худ.Стася Александрова

«Нечистая сила в сказках русского народа»

Составила: Шунчева Т.И.

- художественный руководитель СДК

п. Луговской М\района Шигонский

Самарской области.

 «Нечистая сила в сказках русского народа»

Цель: подробнее познакомить ребят с нечистой силой, используемой в русских поверьях и сказках.

Ведущая:

Баба Яга- одна из героинь любимых сказок. Яга(Яга-баба, Ячиха, Ягая,   Ягабиха)-сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. Под этим именем славяне почитают адскую богиню, воображаемую страшилищем  ,сидящие в железной ступе и имеющий железный пест. Ей иногда  приносили жертву, думая ,что она питает ею двух своих внучек. Бабу Ягу(польскую Енозу, гемскую Ежибабу)принято считать страшилищем, которой пугали маленьких детей. Но ещё полтора века назад в нее страшную богиню смерти, губящею тела и души людей верили и взрослые. И богиня эта-одна из древнейших.

Все вокруг нее дышит смертью и ужасом .Засовом в её избе служит человеческая нога, запором  - руки, замком- зубастая пасть. Тын  у нее  из костей, а на них черепа с посылающими глазницами .Она жарит и ест людей. Особенно детей, при этом печь может языком , а углы выгребает ногами. Избы её покрыта  блином, подперта  пирогом ,но это-символы не  изобилия, а смерти (поминальная еда).

По древним поверь ям Яга  летает в железном ступе с огненной метлой. Где она несется-бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот.                                        В славянском фольклоре Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга — каннибал). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта.

Большинство опрошенных людей считают, что слово «Яга» - обозначает ягоду или само имя Бабы Яги.

Отвечая на этот вопрос, мы также обратились к словарным статьям.

Этимологический словарь Макса Фасмера знакомит нас со значением этого имени в разных языках. Так, в сербохорватском языке «Яга» обозначает «ужас», в словенском – «гнев», в чешском и польском языках - "лесная ведьма, злая баба". Интересно значение в украинском и болгарском языках – «ведьма, волосатая гусеница».

По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями«болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить».

На языке Коми слово «яг» означает бор, сосновый лес. Баба — это женщина (Нывбаба — молодая женщина). «Баба-яга» можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина.

В других источниках находим следующие определения:

Яга (Яга-баба, ягая баба, ягаби-ха, ягабова, ягая, ягинишна, ягиха, ягишна) — баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

Ягать - "кричать, шуметь", вологодское, пермское, сибирское. (Даль), ягайла - "крикун", яжить -  "кричать, шуметь, вздорить, браниться".

 Ягарма - "наглая, сварливая баба" (по Далю). Связывают со словом  ягать «кричать».

ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи (Даль "Поверья, суеверия и предрассудки русского народа”).

Яга - "шкура жеребенка", "шуба из козьих шкур мехом наружу" (Даль).

    ЯГА шуба, тулуп, халатного покроя, с откидным воротом. Ягу или яргак носят все, особенно в дороге и на охоте. (М. Власова «Новая абевега русских суеверий»).

В электронном словаре находим определение: Яга – изначально заботливая Берегиня, которая впоследствии, во времена христианства, превратилась в страшное демоническое существо, которым пугали детей. Яга – огрубленное  "Яшка". Яшей в славянских песнях называли ящура – некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого; отсюда название "ящур". Баба Яга изначально – прародительница, очень древнее положительное существо, хранительница (если надо воинственная) рода, традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства. Изучив словарные статьи, мы пришли к выводу,  что однозначного толкования слова «Яга» нет. Учитывая большинство мнений ученых, можно составить следующее определение: Баба Яга -  это гневная сварливая ведьма, нагоняющая ужас на людей. Она обитает в дремучем лесу и носит шубу из козьих шкур мехом наружу. Однако в одном из определений отмечается изначально положительный характер Бабы Яги, а также утверждаются ее славянско-мифологические корни. Возможно, Баба Яга – изначально не сказочный персонаж и не живой человек, а славянское божество?  

Яга — тоже богиня-мать: у нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Возможно, она и есть поминаемая в ругательствах чертова мать или бабушка. Она — домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, пест) — орудия женского труда. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». С помощью мертвой головы она повелевает дождем.

Ведущая: Домовой, Домовой, хозяин мой! Принеси в дом добро и покой!

Домовой - в славянской мифологии добрый домашний дух, который живет в каждом доме. В основном домовые считаются душами прежних хозяев, но бывают и приблудные.  Домовой - дух добрый, рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Бывает вредничает и шалит, если ему что не по нраву. Все домовые духи (Дворовой, Овинный, Банный и пр.) служат ему, и если не поладить с домовым, то не  будет житья. Духи предков чтились так же под другим именем "чурила" или "щур". В случае какой либо беды в старину говорили :" Чур, меня защити" обращаясь в том числе и к домовому.

Домовому оставляют в укромном уголке, на загнетке, - кашу, в курятнике вешают «урошный» камень с дырочкой (для куриного бога) и приговаривают: «Хозяин-батюшка,  прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!»  Домового также называют «Доброжилом», «Доброхотом» и   даже (в Вологодской области) «Кормильцем». На  русском Севере его зовут «Суседком», «Батанушком». Если он  не ладит с хозяином, то его именуют  «некошном».

       Домовой обычно устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего  лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались  поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.  

   Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились скрипучие, ибо в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие на корню - в них нет жизненных сил, а значит люди в доме  станут болеть. Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, а сам подолгу постился и исполнял очистительные обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые "строительные жертвы". Череп коня или быка закапывался под красным(восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов, а позже - иконы. А из души убиенного животного собственно и возникал  Домовой. В славянской мифологической традиции считалось, что домовые подчиняются Богу Яриле и его отцу - Велесу.  

Представлялся он так же часто в виде человека, на одно лицо с хозяином дома, или как небольшой старик с лицом, покрытым белой шерстью, и т. п. Тесно связан с благополучием дома, особенно со скотом: от его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Некоторые обряды, относящиеся к Домовым, ранее могли быть связаны со «скотьим богом» Велесом, а с исчезновением его культа были перенесены на Домового. Косвенным доводом в пользу этого допущения служит поверье, по которому замужняя женщина, «засветившая волосом» (показавшая свои волосы чужому), вызывала гнев Домового - ср. данные о связи Велеса (Волоса) с поверьями о волосах.  Различались два вида Домовых - доможил (ср. упоминание беса-хороможителя в средневековом «Слове св. Василия»), живший в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать мусор, чтобы «Домовой не перевёлся» (назывался также доброжилом, доброхотом, кормильцем, соседушкой), и дворовый, часто мучивший животных (Домовой вообще нередко сближался с нечистой силой). По поверьям, Домовой мог превращаться в кошку, собаку, корову, иногда в змею, крысу или лягушку. Домовыми могли стать люди, умершие без причастия. Жертвы Домовым (немного еды и т. п.) приносили в хлев, где он мог жить. По аналогии с именами женского духа дома (маруха, кикимора) предполагается, что древнейшим названием Домового могло быть Мара. Сходные поверья о духах дома бытовали у западных славян и многих других народов.

Ведущая: Кикимора(Кикимор, Кикиморка)-   злой дух, насылающая кошмары на человека. На вид кикимора очень худая и маленькая: голова у нее с наперсток, а тело тонкое как тростинка, она не носит ни обуви, ни одежды и большую часть времени остается невидимой. Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. Но если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: дух начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы – прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет. Кикиморой называют дух, который обитает в домах. Она считается женой домового. Живет Кикимора за печкой или в хлеву с животными. Там она может их тайно остричь. Она может поселиться с курами в курятнике и там их ощипывать. Кикимора может напугать ребенка, спутать пряжу у хозяев. Любит она проказничать ночью: стучит горшками в печи, кидается луком, может подкатиться под ноги человеку и уронить его. Но иногда, на Кикимору нападает блажь, и она начинает творить добрые дела. Она может укачать ребенка, подмести пол или вымыть посуду. Что-то из посуды она обязательно разобьет.

Есть еще Кикимора болотная. Название ее происходит от места жительства. Она живет на болоте и является женой лешему. Болотная Кикимора похожа на свою домашнюю сестру. Отличается только цвет кожи и длина волос. В Кикимору верили еще в далекой древности. Название происходит от имени известной богини Морены. Ее могли еще называть Марой или Морой. Потом к данному имени приложили корень «кик», который обозначает горбатость.

Выглядит Кикимора старой и некрасивой. Имеет худое тело и маленькую голову. Волосы всегда растрепаны, лицо безобразно, а вместо одежды лохмотья. В некоторых местах Кикимору представляли как молодую, красивую девушку с длинной косой и совершенно голую, а иногда, как простую крестьянку. Иногда, можно встретить Кикимору мужского рода. Но это крайне редко. Кикимора обычно не появляется людям. Считалось, что тот, кто ее увидит – умрет. Она обозначает свое существование только звуками: стуки, плач ребенка, пляски и песни. Иногда, людям в доме начинают мерещиться разные животные: свинья, заяц, собака. Это тоже работа Кикиморы.                                                                                                                                Считалось, что стать Кикиморой может ребенок, умерший от аборта или девочка, которая умерла до крещения. Многие верили, что если число Кикимор и абортов совпадет, то они будут ждать свою мать, чтобы забрать душу ее в ад. Кикиморой становились девочки, которые были рождены от огненного змея, украденные или поменянные нечистыми силами. Кикиморы часто появляются там, где совершались убийства, рядом с болотами, там, где существует скопление отрицательной энергии. Кикимору могли напустить колдуны или простые злоумышленные. День рождения Кикиморы – 2 марта. Этот день считается днем богини Мары. В этот день прощались с зимой и встречали весну. В этот день мыли дома всю посуду, выкидывали всю старую и разбитую. От дома до Колодца или перекрестка подметали дорожку и там выкидывали посуду, старую одежду. Иногда, Кикимора могла так досадить хозяевам, что они переезжали в новый дом. Но чтобы так кардинально не менять свою жизнь, некоторые пытались ублажить Кикимору или совсем ее выгнать. Помогала при этом шерсть животного, которую нужно было всунуть под шесток вместе с ладаном. При этом читали специальный заговор. Можно еще поискать дома маленькую куклу. Если такая найдется, то нужно сжечь ее на открытом огне, и тогда Кикимора уйдет. Кикиморы хоть и вредят человеку, но считаются намного добрее домовых. Пытается она нагнать беспричинный страх на людей, выжить их из дому, но большинство над ней только смеется и злиться.

Ведущая: Ребята, вы много узнали о Бабе Яге, домовом, кикиморе. В завершении нашей встречи, нарисуйте персонаж, который вам больше всего запомнился. Мы выберем лучший рисунок. А теперь, ребята, к нам в гости придут сказочные персонажи.

Постановка с играми: Шабаш в честь домового.

(Досуг в школе.№ 7 -2007-22стр.)

Используемые ресурсы:

  1. Досуг в школе №1-2009-22стр.
  2. Досуг в школе №7-2007-22стр.
  3. Чем развлечь гостей № 10-2013-32стр.
  4. http://masterok.livejournal.com/601751.html
  5. http://gorod.tomsk.ru/index-1357449796.php
  6. http://slavyans.myfhology.info/nechist/domovoy.html