Михаил Лермонтов

Саенко Геннадий Александрович

Михаил  Лермонтов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lermontov_-_f.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Михаил  Лермонтов

                                                              (статья -  эссе)  

                                                  Необходимое  предисловие  

              Мы  продолжаем  серию  статей  (как  и  было  обещано  читателям  редакцией),  посвященных  творчеству  конкретных  писателей.  Ранее  в  номере  от  20  февраля  -  это  были  братья  Стругацкие,  далее   был  Акунин,  а  сегодняшняя  статья  посвящена   Лермонтову  Михаилу  Юрьевичу.  На  этом  первый  цикл  статей  под условным  названием  «Мои  любимые  писатели»  заканчивается,  но  мы  не  прощаемся  с  вами,  уважаемые  любители  книг.   Где  то  с  июня  и  до  конца    года  еженедельник  «Районная  Витрина»  планирует  опубликовать  еще  одну  серию  статей  -  эссе    по  данной  теме.

              В  ее  состав  планируется  воспоминания  о  прочитанных  книгах   Василия  Аксенова  с  его  совершенно  потрясающим  «Островом  Крым»,  а  также  «Московской  сагой»,  не  уступающей,  на  мой  взгляд,  по  размаху  и  литературному  языку  гениальному  произведению  Михаила  Шолохова  «Тихий  Дон»,  воспоминания  о  котором  также  планируется  к  печати,   далее  стихи  Сергея  Есенина,  ибо  мне  кажется  представить  Русь,  Россию  без  великого  Есенина  невозможно,  помните,  уважаемый  читатель  его  потрясающие  стихи,  например,  так  сказать,  на  вскидку,  вот  эти  -  «нет,   таких  не  размять,  не  рассеять  -  бесшабашность  им  гнилью  дана,  эх,  Рассея  ты  моя  Рассея  -  азиатская  сторона!»

          Или  такие,  на  мой  взгляд,  просто  гениальные  -  выткался  на  озере  алый  свет  зари,  на  бору  со  звонами  плачут  глухари  … .  Во  общем,  мы еще  с  вами,  Бог  даст,  встретимся  на  страницах  еженедельника  «Лискинский  успех»  и  поговорим,  обсудим,  а  может  быть  и  поспорим  о  том,  что  же  такое  литература  в  нашей  жизни.  Нужна  ли  она  вообще  при  формировании  личности.  Или  может  пойдем  с  вами  по  пути,  который  предлагает  недоумок  -  министр  Фурсенко,  а  именно  - литература  предмет  не  обязательный,  кому  надо  сами  прочтут  если  захотят,  потом, как  нибудь,  в  ходе  жизни.  И  это  говорит  министр  России,  отвечающий  за  образование!?  Прямо  шпион  какой  то,  агент  влияния  времен  фашистской  Германии.   Ну  да  ладно,  ничего,  разных  руководителей  Русь  видала  и  этого,  Бог  даст,  переживем.  Как  тут,  лишний  раз,  не  вспомнить  гениального  Есенина:  а  месяц  будет  плыть  и  плыть,  роняя  весла   по  озерам,  а  Русь  все  так  же  будет  жить,  смеяться,  плакать  у  забора.  Так  что,  министер  -  твистер  Фурсенко,  ничего  у  вас  не  получится,  Русь  от  своих  гениев  и  знания  их  творчества  не  откажется  никогда.  Иначе  это  будет  не  Русь,  а  какой  то  зверинец  наркоманов,  бомжей  и  недоумков,  умеющих  только  спать,  жрать  и  размножаться.  Уважаемый читатель,  вы  же  этого  не   хотите.  Уверен,  что  нет,   вот  и  я  не  хочу.  Поэтому  и  появляются  эти  статьи,  посвященные  любимым  писателям  без  которых  жизнь   была  бы  скучна  и  однообразна,  как  бесконечный  осенний  дождь,  который,  бывает,  идет  сутками  и  не  приносит  ничего,  кроме  тоски  и  уныния.      

            И  последнее.  Жанр  статьи  -  эссе,  выбран  не  случайно,  потому  что  автор,  пишущий  эти  строки  максимально  старается  быть  честным  перед  вами  и  пишет  только  о  тех  эмоциях  и  о  тех  знаниях,  которые  остались  в  нем  от  прочитанного  ранее,  независимо  от  давности  лет.  О  том,  что  остается,  образно  говоря,  «в  сухом  остатке».  Одним  словом  это  статьи  -  впечатления,  это  статьи  -  эмоции.  И  если  они  не  совпадут  с  вашими  чувствами,  то,  что  называется  «один  в  один»,  ну  что  ж,  зато  у  нас  получится,  как  мы  уже  и  говорили  ранее  -  заочный  диалог.  А  это    уже  хорошо.

          Итак   -  Михаил  Лермонтов.

                                                                    Смерть  поэта.

                     Начнем  с  трагического,  с  той  самой  дуэли,  которая  и  оборвала  жизнь  гения. Мне  доводилось  быть  в  тех,  памятных  и  дорогих  для  любого  русского  человека  местах.  Дело  в  том,  что  врачи  рекомендовали  жене  посещать  минеральные  воды  Железноводска  Ставропольского  края.  Ну  а  я  при  ней,  так  сказать  -  сопровождающий.  Железноводск  и  Пятигорск  в  двух  шагах  друг  от  друга.  И  мы  за  семь  лет  поездок  в  ту  сторону  дважды  были  на  экскурсиях,  связанных  непосредственно с  пребыванием,  жизнью  и  смертью  Лермонтова  в  Пятигорске.

                     Так  вот,  судя  по  тому,  что  я  увидел,  а  тем  более  услышал  от  профессионала  -  экскурсовода,  следует  признать,  что  та  дуэль  была,  то,  что  называется  -  «по  делу».  И  не  все  так  однозначно,  дескать,  Мартынов  -  подлец  и  убийца,  а  Лермонтов  -  невинная  жертва.  Нужно  понимать  нравы,  обычаи  и  традиции  той  эпохи,  что  бы  быть  объективными  до  конца.

                    Судите  сами.  Два  молодых  офицера,  оба  дворянина,  оба  участники  кавказской  войны  тех  лет.  И  вот,  на  вечере,  устроенном  у  знакомого  генерала,  фамилия  которого,  по  -  моему  Раневский  или  Раевский,  точно  не  помню,  да  это  в  данном  случае  и  не  важно,  в  присутствии  сверстниц  -  дочерей  генерала  Лермонтов  пишет  эпиграмму  на  Мартынова,  рифмуя  в  саркастической  форме,  что  то  наподобие  -  Мартыш  -  бердыш,  да  еще  сопроводил  слова  рисунком,  изображающим  Мартынова  в неприглядном  виде.

                    Дело  в  том,  что  повинуясь  тогдашней  моде,  многие  молодые  офицеры  одевались  в  кавказскую  одежду  с  непременным  атрибутом  -  кинжалом.  А  у  Мартынова  кинжал  был  уж  совсем  не  по  размеру  велик.  Вот  эта  эпиграмма,  написанная  и  озвученная  в  салоне  генерала,  да  еще  с  фривольным  рисунком,  да  еще  в  присутствии  молодых  девиц  и  стала  причиной  дуэли.  Да,  Лермонтов  выстрелил  в  воздух.  Да,  тем  самым,  он  вновь  просил  прощения  и  примирения  у  своего  товарища  по  оружию.  Мартынов  не  простил.  Что  ж,  это  было  его  право,  таковы  законы  дуэли,  таковы  понятия  о  защите  чести  и  достоинства  в  те  времена.  Честь  была  для  многих  из них превыше  всего,  так  что  слова  великого  гениального  русского  поэта  Лермонтова,  написанные  по  поводу  Пушкина  оказались  пророческими  для  самого  себя.  То,  что  называется  -  попадание  «в  десятку».  Помните,  уважаемый   читатель,  бессмертную  строку  -  «погиб  поэт  -  невольник  чести  …».  Жаль,  ах  как  жаль,  что  так  все  вышло  в  том  далеком  для  нас  девятнадцатом  веке  в  столь  прекрасном  месте,  каковым  является  Пятигорск.

                                                                 Талант  поэта.

                На  мой  взгляд,  да  что  значит,  на  мой  взгляд,  профессионалы  -  литературоведы  так  считают  -  поэты  уровня  Пушкина  рождаются  один  раз  в  сто,  а  то  и  более  лет.  А  тут  практически  одновременно,  такой,  образно  говоря,  -  дуплет.  Пушкин  -  Лермонтов. Ну  что тут  скажешь?  Феноменально  конечно.  Такие  вот  мы  -  русские.

                 О  Лермонтове  и  легко  и  трудно  рассказывать  одновременно.  С  одной  стороны,  кто  ж   в  России  не  знает  Михаила  Юрьевича  Лермонтова,  великого  русского  поэта,  трагически погибшего  в  возрасте  27  лет  на  Северном  Кавказе.  Хотя  стоит  еще  раз  упомянуть  горе  -  реформатора  Фурсенко  -  его  бы  власть  и  Лермонтова  знали  бы  далеко  не  все.  Поражаешься  откровенной  тупости  отдельных  высокопоставленных  чиновников.  Ведь  как  раз  не  знание  математики  или  физики  объединяет  нас,  как  нацию,  а  именно  литература,  театр,  кино  -  одним  словом  искусство  является  тем  фактором,  которым  гордится  нация,  который  ее  сплачивает  и  соединяет  и  если  хотите  отличает  от  других.  Ведь    то,  что  дважды  два  четыре  знают  во  всем  мире,  а  вот  бессмертные  строки  -  скажика,  дядя,  ведь  не  даром,  Москва ,  спаленная  пожаром,  была  французу  отдана  …  принадлежат  нам,  русским,  России.  И  это  благодаря  знанию  творчеству  Лермонтова,  ибо  не  знать  его  стихотворения  «Бородино»  это   значит  быть,  как  бы  не  совсем  русским.

                 Так  вот,  это  с  одной  стороны,  а  с  другой  -  велик  соблазн, набирая  этот  текст,  взять  тома  его  сочинений,  благо,  вот  он,  четырехтомник,  стоит  рядом,  в  домашней  библиотеке  и   воспроизводить  все  его  гениальные  стихи  и  прозу,  так  узнаваемую  вами,  уважаемый  читатель,  и  не  бояться  ошибиться  в  тексте  и  быть  за  это  осмеянным  знатоками,  знающими  и  любящими  Лермонтова  более  моего.  Ведь  он  по праву  всенародно  известный  и  всенародно  любимый.  Но  ведь  нельзя!  Помните,  дорогие  лисяне,  что  автор  этих  строк  взял  на  себя  обязательство  писать  только  о  том,  что  осталось  в  нем  от  творчества  того  или  иного  писателя  и  поэта,  независимо  от  того  прочитано  ли  это,  образно  говоря,  день  -  два  назад  или  помнится  еще  со  школьной  скамьи.  В  данном  случае,  конечно,  спасибо  школе,  привившей  знания  и  любовь  к  Лермонтову,  да  и  литературе  вообще.

          «Песнь  о  купце  Калашникове  …»,  «Мцыри»,  «Герой  нашего  времени»,  просто  отдельные  стихи  -     все  гениально  и  что  поразительно  все  современно.  Вот,  например,  -  и  скучно,  и  грустно  и  не  кому  руку  подать  в  минуту  душевной  печали.  Что?  Разве  читающий  эти  строки  хоть  раз  да  не  испытывал  подобное.  А  необходимость  защитить  честь  близкого  тебе   человека  -  брата,  родителей,  детей,  друга  или   жены,  как  это  сделал  купец  Калашников  -  это  разве  не  современный  вопрос  или  как  принято  сейчас  говорить  -  не  актуально?  Еще  как  актуально,  скажите  вы,  читающий  эти  строки  ибо   жить  на  гроши  трудно,  но  можно,  а  вот  жить  с  поруганной  честью?  Ну,  я  не  знаю?  Наверное,  тоже  можно,  но  стоит  ли.  Ведь  ты,  тогда  как  бы  и  не  совсем  человек,  так,  ондатра.  Творчество  Лермонтова,  на  мой  взгляд,  это  гимн  чести,  гимн  любви  к  Родине,  к  России,  к  ее  людям,  живущим  на  ее  земле.  Все  чувства,  которые  передает  Лермонтов  в  своих  произведениях,  как  малых,  так  и  больших  созвучны  нам,  русским  душам  до  мелочей,  до  деталей.  Ну  вот  сами  посудите,  прочитав  гениальные  строки:    «выхожу  один  я  на  дорогу,  сквозь  туман  тернистый  путь  лежит,  ночь  тиха  пустыня  внемлет  Богу  и  звезда  с  звездою  говорит  …»  Может  где  то  я  и  ошибся  малость  в  словах,  но  ведь  сидит  во  мне  это  десятилетиями  оттуда,  со  школы  и  сейчас  в  возрасте  63  лет  греет  мне  душу.

         Нет,  что  б   там  кто  не  говорил,  уважаемые  земляки,  а  без  искусства  вообще  и  без  литературы в  первую  очередь,  нам  как  нации,  говоря,  по -   житейски  -  кранты.  Поэтому  и  сами  будем  читать  и  восхищаться  творчеством  классиков  и  современников,  да  и  детей  своих  приучим  и  внуков  тоже.  Так  что  покупая  еду  и  одежду  в  новом  супермаркете  «Дон», не  забудьте  спуститься  на  цокольный  этаж,  в  не  менее  великолепный  книжный  магазин  «Аммиталь»  и  купить  что  -  нибудь  для  души.  

         Вот  на  этой  оптимистической  (а  может  быть  уже  несбыточной,  как  вы  считаете,  читатель?)  ноте  и  разрешите  закончить  мой  рассказ  о  человеке,   соединивших  нас,  русских,  достаточно    лишь   одной,  но  гениальной  строчкой:  «Скажи ка,  дядя,  ведь  не  даром   …»,  а  далее,   каждый  из  нас  продолжит  сам.

                                                                                                                                                   Июнь  2015г.