Тематическое планирование внеурочных занятий

Рагимова Юлия Николаевна

Темы внеурочных занятий по русскому языку для начальной школы. Дети узнают много нового и интересного о своем родном языке, узнают  новые термины и значения слов, их происхождение и написание, что поможет повысить грамотность учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассная работа по русскому языку

«Русское слово»

Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом.   Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому   главная задача внеклассной работы -   привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.

ЗАДАЧИ КРУЖКА.

Исходя из основной цели внеклассной работы по русскому языку, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

1)      воспитание коммуникативной культуры школьников;

2)      расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;

3)      выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;

4)      поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;

5)      развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

ПРИНЦИПЫ.

Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи. Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности. Один из важных принципов – это принцип системности.

Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, интернет-олимпиады, Неделя русского языка и литературы.

Занятия в  кружке способствуют расширению знаний учащихся по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, стилистике, помогают им лучше овладеть нормами орфоэпии и культуры речи. Участие в кружках вооружает учащихся новичками использования научно-популярной литературы по языкознанию при подготовке или докладов для учеников младших классов. В этом состоит большая общественная значимость школьной кружковой работы по русскому языку.

По своему характеру деятельность обучающихся в кружках может быть разнообразной. Эта подготовка докладов — сообщений по различным проблемам языкознания, решение занимательных задач, шарад, кроссвордов, подготовка материала для выпуска стенных газет,

В организационном отношении кружок представляет собой группу учащихся, состоявших из 10—15 человек. На первом же занятии избираем старосту и актив кружка, куда входят редактор стенной газеты, художник, массовики-затейники, лицо, отвергающее за подготовку и использование технических средств.

В работе кружка занимательной грамматики выделяю три части:

1. Игровая часть;

2. Теоретическая часть;

3. Практическая часть.

Тематическое планирование кружка «Русское слово»

на 20…-20…. учебный год

Темы

Часы

1.

Понемногу о многом (поговорим о языке)

1

2.

Заглянем в историю языка.

1

3.

Увлекательное около нас.

1

4.

О словах одинаковых и разных.

1

5.

Фразеологические обороты.

1

6.

Почему мы так говорим.

1

7.

Крылатые слова.

1

8.

В руках умелых слово творит чудеса.

1

9.

Устаревшие слова.

1

10.

Новые слова.

1

11.

Новые значения старых слов.

1

12.

Словари - наши друзья и помощники.

1

13.

Проба пера. Пишем стихи.

1

14.

Проба пера. Сочинение описание.

1

15.

Исконно русские и заимствованные слова.

1

16.

Эмоционально окрашенные слова.

1

17.

Многозначные слова.

1

18.

Синонимы.

1

19.

Антонимы.

1

20.

Омонимы.

1

21.

Можно ли сломать язык?

1

22.

Сказал то же, да не одно и то же.

1

23.

Язык мой - друг мой.

1

24.

Откроем ещё одну шкатулку с богатствами русского языка.

1

25.

Будем говорить правильно.

1

26.

Практическое занятие. Пишем сочинение - рассуждение.

1

27.

Без грамматики не выучишь и математики. Что такое грамота?

1

28.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

1

29.

Морфологическое строение слова.

1

30.

Слова самостоятельные и служебные.

1

31.

«Проба пера». Пишем стихи.

1

32.

Организация выставки творческих работ кружковцев.

1

33.

Итоговое занятие кружка.

1