Районные заочные педагогические чтения

Белкина Светлана Валентиновна Суанка

Педагогические чтения «Образ учителя в российском кино и классической отечественной литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_uchitelya_1.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Районные заочные педагогические чтения

Педагогические чтения «Образ учителя в российском кино и классической отечественной литературе

                                                                   Белкина С.В.

                                                                   Учитель истории  обществознания

                                                                   МБОУ СОШ №1 с.п. «село Троицкое»

2016

               Уроки Французского В.Г. Распутин

Теме данного образа в литературе во все времена уделялось большое внимание. Профессия учителя — одна из самых ответственных и благородных. Образ учителя играет главную роль на страницах не одного десятка произведений российских писателей. В литературных трудах царской России учитель является человеком, обладающим определёнными знаниями и имеющим одного или двух учеников. После появления школ для крестьянских детей образовалась новая ветвь — репетиторы.

Литература прошлого века наделила учителя высокими моральными качествами, ведь им предстояла большая работа — дать образование безграмотному народу России. Формирование умственных способностей учеников всецело лежало на учителях. Это отражено в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского», где главному герою, для того чтобы получить среднее образование, нужно было одному уехать из своей деревни, так как там образование ограничивалось четырьмя классами, а больше этого у них никто и не знал. В новой школе его лучшим другом стала учительница французского, которую он поначалу даже боялся. «Лидия Михайловна…сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру.. Я шел туда, как на пытку… я в первое время каменел и боялся дышать». И Лидия Михайловна не предала его, как это сделал Тишкин, а пошла на самопожертвование. Именно такие качества как любовь к детям, готовность к самопожертвованию и преданность своему делу отличают учителя двадцатого века. 

В.Г. Распутина всегда волновали судьбы простых людей. Большие чувства и большие проблемы затронуты в его произведениях. И настоящим героем в каждом из них является сама жизнь, такая, какая она есть, какой она видится самому писателю. Образ Лидии Михайловны не случайно занимает важное место в его рассказе «Уроки французского». С женскими образами автор на протяжении всего творчества связывал свои представления обо всем прекрасном и человечном. В рассказе учительница спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить духовную чистоту.
Перед нами предстают обычный сельский мальчик и учительница районной школы. Нелегкая судьба и голод заставляют героя связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги в «чику». Однако по чистоте своей души, уму, честности он совсем не похож на других ребят. Поэтому он не согласен мириться с несправедливостью и обманом, которым пользуются подростки. Старшие мальчишки начинают безжалостно бить и унижать мальчика, пресекая его попытки отстоять справедливость. Именно в этот момент на помощь герою приходит школьная учительница 
Лидия Михайловна.
Узнав, что ученики играют на деньги, она решает поговорить с мальчиком и выяснить, для чего он этим занимается. После разговора она понимает, что парнишка играет не ради самих денег и не из азарта. Ему нужен рубль на молоко. Он недоедает, и у него нет другого способа достать так необходимые ему деньги. Герой проникается доверием к своей учительнице, мальчик не в силах обманывать эту женщину. Он открывает ей душу, рассказывает о трудностях своей жизни. Лидия Михайловна приглашает своего ученика
заниматься дополнительно по французскому, но это, по большому счету, лишь предлог. На самом деле ее глубоко волнует его судьба, она стремится как-нибудь помочь ему. Но гордый мальчик не соглашается принимать просто так эту помощь. Он отказывается ужинать у своей учительницы, возмущенно возвращает ей посылку с продуктами. И тогда женщина находит выход. Она предлагает ему играть с ней — сначала просто так, затем на деньги. Мальчик соглашается. Но он строго следит за тем, чтобы игра была честной, чтобы учительница не поддавалась ему. Справедливо выигранные деньги он согласен принять.
Лидия Михайловна нашла удачный выход, и теперь у героя снова появились деньги, он снова может покупать себе молоко. И при этом он не связался с сомнительной компанией бездельников. Так учительница, рискуя потерять работу, спасла своего ученика, помогла ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства.