Программа летнего лагеря

Терёхина Татьяна Леонидовна

Программа летнего оздоровительного лагеря "Литературная сокровищница"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_literaturnaya_sokrovishchnitsa.docx958.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей им.Г.Ф.Атякшева»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей им. Г.Ф. Атякшева», Тюменская область, ХМАО- Югра,

город Югорск

logo640

«Литературная сокровищница»

Программа

летнего лагеря с дневным пребыванием детей

на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Лицей им. Г.Ф. Атякшева»

Причастные обороты задания - Все для отдыха: юмор, музыка, фильмы, обои

г. Югорск

2015 г.

Информационная карта программы

Полное название программы

«Литературная сокровищница» -

программа по организации летнего пришкольного лагеря «Дружба»

Автор программы

Терёхина Т.Л., учитель начальных классов

Форма проведения

Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей

Цель программы

Создание  условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.

Специализация программы

Комплексная программа: творческое, экологическое, спортивное, познавательное и др.

Место реализации программы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Лицей им. Г.Ф. Атякшева»

Официальный язык программы

Русский

Общее количество участников программы (проекта)

100 человек

Условия участия в программе

Добровольность, позитивность

Особая информация и примечание

Ориентация на  год литературы

Аннотация к программе

Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

В пришкольном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.

Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.

Основная тема работы лагеря: «Литературное наследие». Мы решили взять эту тему, потому что указом Президента РФ от 12.06.2014 N 426 "О ПРОВЕДЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОДА ЛИТЕРАТУРЫ" 2015 год объявлен годом литературы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, так как включает в себя разнообразные виды совместной деятельности несовершеннолетних и педагогов, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.

Программа летней смены разработана для несовершеннолетних в возрасте 7 – 13 лет. Деятельность воспитанников во время летней смены осуществляется в отрядах по определенным возрастам (7 – 10 лет, 11 – 13 лет), состоящих из 25 человек.

Ключевой идеей реализации программы «Литературная сокровищница» является  преодоление 12 литературных троп, на которых воспитанников ждут приключения по сюжетам литературных произведений разных жанров (план смены). По ходу прохождения игровых препятствий дети знакомятся с особенностями литературных жанров, с книгами разных писателей и поэтов, узнают историю книг и произведений. Особое внимание уделяется чтению книг, инсценированию, воспитанники пробуют себя в роли писателей и поэтов, создают свои маленькие «щедевры», участвуют в проектной и исследовательской деятельности.

Участники программы, их общее количество:

  • обучающиеся школ г.Югорска, будущие первоклассники (6-12 лет);
  • педагогический коллектив Лицея;
  • привлеченные специалисты.

Предполагаемый охват – не менее 120 человек.

Условия участия в программе: добровольность, позитивность

Обоснование идеи, актуальность программы

И год литературы наступил,
Что в будущем нас ожидает?
Премьеры, выставки, анонсы,
Быть может на Олимпе книжном
Блеснет звездой какой-нибудь поэт.

(Гармаев Жаргал)

Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.

Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские пришкольные лагеря.

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что- то удивительное рядом.

Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.

В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он сам, и главное, в период организации отдыха в пришкольном лагере направить в надежное русло эти знакомства и общение.

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

В пришкольном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.

Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.

Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать  к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска.  Это и есть проблема, которая явилась толчком для создания программы организации летнего отдыха детей.     Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.

Психологи утверждают,  что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие  способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.

Основная тема работы лагеря: «Литературное наследие». Мы решили взять эту тему, потому что указом Президента РФ от 12.06.2014 N 426 "О ПРОВЕДЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОДА ЛИТЕРАТУРЫ" 2015 год объявлен годом литературы.

Каждый вид искусства - литература, живопись, музыка, -создает своими способами художественную картину мира, которую человек воспринимает как особую реальность. Поэтому, как говорил Д. С. Лихачев, «литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни... Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей... Она делает это с такой художественной убедительностью, что вызывает желание подражать всему лучшему, что было и есть в человеке. ...Человек, много читавший, прожил три жизни...».

Считаем, что данная программа является продолжением процесса образования и воспитания каждой личности, даже во время летних каникул, чтобы потом он перешел в самообразование и продолжался всю жизнь, ведь образование - это процесс становления человека, взращивания человеком в себе родовых человеческих качеств: доброты, сострадания, честности, благородства и др. Это важнейшая и сложнейшая духовная работа самого человека над собой, это труд ума и души воспитанника по восприятию (в себя принятию), освоению и присвоению общих для всех людей нравственных норм и правил. В процессе этой деятельности, субъектом которой является сам ребёнок, и будет происходить духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. воспитание. Следовательно, образование -это обучение и воспитание, слитые воедино. Как говорил Л.Н. Толстой - об образовании, «обнимающем и воспитание», суть которого во внимании к собственно человеческому в человеке - духовности, нравственности.

Концептуальные основы программы

Содержательно- тематическое направление программы:

технологии культурной политики.

Данная программа по своей направленности является комплексной, так как включает в себя разнообразные виды совместной деятельности несовершеннолетних и педагогов, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.

Цель программы: Создание  условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.

  Задачи:

Оздоровительные:

Ø Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;

Ø Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;

Ø Обеспечить длительное пребывание детей на воздухе;

Воспитательные:

Ø Создать условия для личностного развития каждого ребёнка;

Ø Создать условия способствующие формированию навыков здорового образа жизни;

Ø Содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся;

Ø Способствовать ознакомлению участников лагеря с духовным и литературным  наследием своей Родины;

Ø Создание условий для воспитания культуры общения.

Образовательные:

Ø Создать условия для повышения уровня теоретической подготовки ребят в области литературы,  культуры,  экологии, ЗОЖ, безопасности;

Ø Практическое совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности;

Развивающие:

Ø Развитие способности глубокого сосредоточения, созерцания наблюдаемого живого объекта в многообразии его жизненных проявлений;

Ø Создания условия для развития координированности и коммуникативности детского коллектива – через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, через самоуправление.

В основе программы лежат следующие принципы

  1. Принцип природосообразности.

Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребенка. Принимать его таким, каков он есть, - важнейшее правило воспитания. Природа человека сильнее, чем воспитание. Природа – это корни, воспитание – крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Исходная позиция педагога к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних духовных сил ребенка.

  1. Деятельностный принцип.

Воспитывают не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, ее живые уроки, которые базируют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче воспитательная деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей. Чем шире, теплее и крепче отношения, которые возникают в процессе детской деятельности, тем крепче и вернее убеждение в гуманном «образе мира», тем больше способов взаимодействия с людьми, тем свободнее человек, тем успешнее процесс социализации. Частичка воспитательного воздействия на ребенка – коллективное творческое дело. В таком деле каждому воспитаннику находится место, работа по душе.

  1. Принцип целостности в воспитании.

Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психологического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального. Признать равно важным для общества и личностно значимым для индивида.

  1. Эгоцентрированный принцип.

«Индивидуальный подход», «личностно - ориентированная педагогика» - термины разные, но обозначают приблизительно одно и то же – отношение к ребенку как к неповторимой, уникальной личности.

  1. Возрастной принцип.

Знание базовых потребностей человека говорит педагогу о специфике каждого возраста ребенка и специфике педагогических условий, которые воспитатель обязан создавать, чтобы развитие воспитанника осуществлялось последовательно и здоровым образом.

  1. Принцип сотрудничества.

Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание педагога сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Именно на этом основании возможны отношения партнерства, доверия между ребенком и его наставником.

По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены.

Программа летней смены разработана для несовершеннолетних в возрасте 6- 13 лет. Деятельность воспитанников во время летней смены осуществляется в отрядах по определенным возрастам (6 – 10 лет, 11 – 13 лет), состоящих из 25 человек.

Теоретическая основа программы

Теоретическая основа программы строится на культурно-исторической теории развития (Л.С. Выготский), концепции гуманистического воспитания и образования (К.Д. Ушинский, О.Н. Козлова, А.Б. Орлова), теории о культуросообразности воспитания и образования (С.И. Гесен), воспитании диалога культур (М. Бубер и В. Библер.Являясь альтернативой сложившейся системе нормативно-функционального воспитания - с одной стороны, и как система дополнительного образования - с другой, выделяются основные смысловые категории - «Культура», «История», «Духовность», «Патриотизм», направленные на формирование воспитательной среды пришкольного  лагеря.

Основные образовательные технологии

Ведущим средством реализации комплексной программы пришкольного лагеря становится сюжетно-ролевая игра, содержание которой базируется на опыте прошлых лет, осуществляется в настоящем и направлено в будущее подростков.

Программа включает в себя реализацию современных образовательных технологий на основе возможностей общения:

1) условия, обеспечивающие эффективность общения в рамках конкретной ситуации (предусматривает пространство и время для свободного времени, поощряются деловые и свободные контакты подростков и взрослых, реализуются устремления детей);

2) условия, обеспечивающие успешность творческого общения (фестивали детских творческих коллективов).

В рамках творческого общения снимается жесткая регламентация жизни лагеря, организуется многовариантная система проведения мероприятий, обеспечивающих воспитаннику возможность в удовлетворении его интересов (12 литературных тропинок, путешествуя по которым дети открывают для себя сокровищницы королевы Литературии в разных жанрах).

Особо следует отметить, что эмоциональный и творческий настрой смены тренирует способности воспитанника, отвечает его жизненным устремлениям, формам самовыражения, объединяет творчески развитых детей и подростков для обмена опытом и творческими достижениями, приобщает детей к различным видам искусства, воспитывает в них чувство прекрасного.

Таким образом, используемые технологии позволяют решить ряд задач:

- самостоятельное взросление ребенка за стенами школы (самоопределение, саморазвитие, самообразование);

- создание реальных условий, гораздо более широких и разносторонних в сравнении с традиционно ориентированными;

- каникулы как альтернативное пространство образования;

- проектирование сферы отдыха детей и подростков не противоречащие устоявшимся нормам;

- взаимодействие четырех блоков, как «отдыха в поле индивидуального саморазвития»;

- ориентирование на каникулы, как на сферу практического опыта;

- реализация основных форм лагерной жизни посредством концептуальных замыслов и принципов каникулярного пространства.

Данная программа может быть реализована и в загородных детских лагерях, и в школах во время учебного процесса.

Содержание программы реализуется через комплексное проведение коллективной творческой, познавательной и спортивной деятельности детей.

Ключевой идеей реализации программы «Литературная сокровищница» является  преодоление 12 литературных троп, на которых воспитанников ждут приключения по сюжетам литературных произведений разных жанров (план смены). По ходу прохождения игровых препятствий дети знакомятся с особенностями литературных жанров, с книгами разных писателей и поэтов, узнают историю книг и произведений. Особое внимание уделяется чтению книг, инсценированию, воспитанники пробуют себя в роли писателей и поэтов, создают свои маленькие «щедевры», участвуют в проектной и исследовательской деятельности.

Данная работа доказывает свою актуальность, так как:

  1. Формирует сплоченный деятельный коллектив лагеря «Дружба».
  2. Формирует здоровый жизненный стиль, активную жизненную позицию, культуру поведения, общения, через привлечение к исследовательскойработе самих детей, что особенно ценно в условиях ограниченности времени летней лагерной смены.

Методическое сопровождение программы

  Основными методами организации деятельности являются:

  • Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
  • Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
  • Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
  • Метод коллективной творческой деятельности (КТД).

Формы и методы работы

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания Иванова И. П.  Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

Ценность данной программы заключается в том, что ее можно реализовывать круглогодично, а не только в период каникулярного отдыха обучающихся. Таким образом, происходит подготовка детей к благополучной социальной адаптации в современном обществе.

В основе смены лежит легенда: В стране «Литературии»  все люди жили в мире  и согласии. Поддерживать мир в государстве им помогали, знания, которые хранились в сокровищнице. Наступал праздник  знаний. И ничего не предвещало беды. Все люди были счастливы и веселы. Но вдруг свет сокровищницы погас. Люди бросились в панике по свои домам.  Старейшины спустились в хранилище где, они увидели послание:

«Жители страны Литературии!  Меня зовут Артей. Я украл ваше сокровище. Если вы хотите его вернуть то вам предстоит пройти по 12 тропам испытаний. И доказать что вы имеете право называть себя жителями Литературии».

Каждый отряд является творческой группой, во главе которой стоят 2 лидера – «Знайкин» и его заместитель «Следопыт». Воспитатели и вожатые являются «Магистры». Заседания совета актива лагеря, Совета лагеря Дружбы, проводятся по пятницам. В понедельник проходит линейка для искателей литературных сокровищ как старт на предстоящую неделю.

        Совет лагеря Дружбы разрабатывает структуру коллективно-деятельностной игры и помогают отрядам в организационных вопросах. Весь игровой сюжет разрабатывается и проживается в каждом отряде самостоятельно. Смена имеет свою эмблему.

        Каждый ребенок на первой линейке получает часть карты «Литературной сокровищницы», в конце смены карта соберётся полностью, и дети сделают открытие в Мире Незнания. Чем больше отряд наберёт открытий, тем ближе он будет к главной сокровищнице Литературии.

        

Роли участников коллективно-деятельностной игры:

Союз Литературии- совет лагеря, начальник лагеря, воспитатели;

«Мисс Микстуркина» – медсестра,

«Мистер Мускул» – физрук,

«Мисс Чистюля» – обслуживающий персон

«Мисс Кашевары» – повара;

«Мисс Домисолька» - учитель музыки;

Магистры – воспитатели.

Мотивационное обеспечение

Система игрового стимулирования

Система стимулирования представляет собой совокупность внутренних и внешних стимулов, их сознательный отбор и использование в воспитательном процессе с учетом индивидуально–психологических особенностей детей и конкретной ситуации в целях развития личности ребенка.

Отрядная система стимулирования

На смене отряды именуются исследовательскими группами. Цель исследовательских групп – участие в исследованиях Литературных троп. Сказочные герои, которые никогда не были самостоятельными, сейчас вместе с детьми они делают первые шаги.

Участвуя в общелагерных мероприятиях, исследовательские группы учатся находить решения интересующим их вопросам. За участие и победу в мероприятиях группы получают сантики. Сантики- это не деньги, но нечто ценное для исследователей.

1 место – 500 сантиков

2 место – 400 сантиков

3 место – 300 сантиков

Участие – 100 сантиков

Так же начисляются сантики за исполнение гимна РФ, за конкурс капитанов и на усмотрение педагога организатора за какие- либо заслуги.

Штрафы:

Сантики могут быть сняты со счета отряда в случае:

- беспорядка в игровых  комнатах;

- оскорбления любых жителей города Литературии;

- нарушения дисциплины;

- опозданий на мероприятия.

Отрядная система стимулирования

Каждому ребенку будет выдана своя личная книжечка, в которой будет располагаться информация, относящаяся к проводимому исследованию. В самом начале есть листочек под наклейки, в нем всего 16 пустых клеток. Абсолютно все дети получают наклейки. Наклейки существуют 2 видов.

  1. Наклейка компас – это самая значимая наклейка, по количеству этих наклеек будет определяться самый успешный ребенок по итогам смены. Эту наклейку получают только дети, которые отличились на смене. Количество детей, которым можно дать такую наклейку – 5-7 человек.
  2. Наклейка лупа – эта наклейка не имеет весомой значимости, за нее не выдают призы. Эта наклейка клеится абсолютно всем детям, так как они тоже вкладывали свои силы и труды, но, к сожалению не так хорошо себя проявили, как сверстники.
  3. Наклейка может не выдаваться вообще, если ребенок отказывается что- либо делать.

Система развивающих центров (кружки)

Важным направлением воспитательной работы является деятельность развивающих центров (кружки), объединяющая детей по интересам в творческие группы. Целью развивающих центров является раскрытие, развитие и реализация творческого потенциала ребенка, содействие формированию личности.

Организация такой деятельности включает ряд этапов:

o        составление программ деятельности каждого;

o        изучение интересов воспитанников;

o        презентация имеющихся центров для воспитанников;

o        ознакомление детей с режимом работы центров;

o        деятельность ребят на центрах;

o        текущее отражение результатов деятельности детей.

В том числе центры отвечают за реализацию цели и задач программы. На занятиях мы формируем представление о мире Литературы, о понимании роли чтения в жизни человека через участие в различных видах деятельности.

Развивая какие-либо качества ребенка, мы учитываем, прежде всего, его интересы. Поэтому они имеют различную направленность: спортивную, художественно-эстетическую, декоративно-прикладную. В будние дни дети посещают занятия в обязательном порядке.

Особенность проведения центров заключается в том, что на каждом занятии ребёнок не сможет узнать о происхождении и развитии жанров Литературы, которые связанны с этим видом деятельности. Порядок информационных  блоков определен следующим образом:

 -история жанра

-профессиональные навыки

-прогнозирование развития будущих детских литературных работ.

Каждый центр несет информационную нагрузку в четком соответствии с целеполагающей моделью смены. Система центров построена таким образом, что в начале занятия педагог проводит беседу (5 мин.) Даёт информацию о деятельности связанных с литературными жанрами.

Развивающие центры

  1. «Волшебный клубок»

           Цель:  Освоение учащимися технологии вязания на спицах и крючке.

  1. «Капитошка»

Цель:     Научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самостоятельно составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма.

  1. «Аленький цветочек» ( Икебана)

Цель:- Создание условий для формирования профессионально значимых знаний, умений, навыков, необходимых для занятий аранжировкой цветов на основе приобщения к природе как общечеловеческой ценности.

  1. «Колобок»

 Цель: Развитие творческой активности детей в процессе лепки из соленого теста.

  1. «Теремок» ( театральная студия)

            Цель: Создание естественной стимулирующей среды, в которой воспитанник чувствует себя удобно, защищено и проявляет творческую активность.

  1. «На балу у Золушки» ( Хореография)

          Цель : Обучение детей основам хореографии. Сформировать навыки выполнения танцевальных упражнений.

План реализации программы

Дата

Сюжетно-ролевая игра.

Мероприятия

Ответственные

 (01.06)

«Легенда Литературной сокровищницы»

Открытие лагеря смены, театрализованное представление

 « 12 литературных троп», презентация кружковой работы.

 Знакомство с режимом дня, с сотрудниками лагеря,

Деление на отряды;

Проведение инструктажа по ТБ;

День защиты детей (развлекательная программа, конкурс рисунков на асфальте)

Знакомство с детьми,  подвижные игры.

Организатор смены лагеря

воспитатели;

 (02.06)  

  1. –ая  Литературная трона:

К истокам Литературии.

Кружковая работа.

Оформление уголка отряда;

Конкурс рисунков  « Символы 12 троп»;

День фольклорной игры .

(Малые жанры русского народного творчества.)

Педагоги доп. образования,

воспитатели

 (03.06)»

Кружковая и студийная работа.

Фольклорный фестиваль.

Педагоги доп. Образования  Воспитатели;

(04.06)  

2 – ая  Литературная тропа : « От побасенки к басне»

Кружковая и студийная деятельность.

Городская библиотека « В гости к И.А. Крылову»

Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона! ( Веселые старты )

 Презентация отрядов.

Педагоги доп. образования, воспитатели,

методист городской библиотеки, учителя физической культуры.

(05.06) «Улица А.Пушкина»

3- ая  Литературная тропа :  «В сказку за чудесами»

Кружковая и студийная деятельность.

Тропа доверия « По следам сказочных героев»

Викторина « Сказки живут рядом»  ( А. С. Пушкин, С. Михалков, сказки народов Ханты, Манси»

Боди арт.

Посещение бассейна в художественной школе.

Педагоги доп. образования. Воспитатели, инструкторы по плаванью бассейна

 «Юбилейный»,

учителя физической культуры.

(06.06)

Кружковая и студийная деятельность.

Пушкинский день в России. Чтение стихов, сказок.

Конкурс рисунков « В гостях у Пушкина». Просмотр художественных фильмов по сюжетам сказок А.С. Пушкина.

Городской парк « Сказочный сундучок»  

Воспитатели.

Учителя физической культуры, педагоги доп, образования. Методисты городской библиотеки.

 (08.06)

4- ая  Литературная тропа:

«Перекресток рассказов»

Кружковая и студийная деятельность.

Посещение бассейна.

Мастер класс « Встреча с рассказчиком!»

Создание творческих работ « Это было на самом деле», проба пера.

Воспитатели;

инструкторы по плаванью бассейна

 «Юбилейный»,

учителя физической культуры.

 (9.06)

Кружковая и студийная деятельность.

Малые рекорды отряда.

Шоу «Уникум»

Воспитатели;

Педагоги доп. образования.

(10.06)

5 – ая Литературная тропа :« Тропа  лирического героя»

Кружковая и студийная деятельность.

Посещение бассейна.

«Встреча на лесной поляне» ((Лыжная база)

Воспитатели;

Педагоги доп. образования.

инструкторы по плаванью бассейна

 «Юбилейный»,

учителя физической культуры.

 (11.06)

12 июня – день независимости России; Прогулка по достопримечательностям города Югорска.

Конкурс  Живое слово

« Родина, как много в этом слове»

Воспитатели;

Педагоги доп. образования.

 (13.06)

6- ая  Литературная тропа : « Льется песня звонкая»

Кружковая и студийная деятельность.

Посещение музыкальной школы « За роялем»

Спортивная вертушка « Семь ноток»

Воспитатели;

Педагоги доп. образования.

Учителя музыкальной школы.

учителя физической культуры

 (15.06)

Кружковая и студийная деятельность.

Посещение бассейна.

Мастер класс « Сольное и хоровое пение»

Творческий конкурс « Голос»

Воспитатели;

Педагоги доп. образования.

Учителя музыкальной школы.

 (16.06)

7- ая  Литературная тропа : « Хи- хи да ха –ха»

 Кружковая и студийная деятельность .

Мастер – класс  досугового центра «МИГ»  ( развлекательно юмористическая программа)

Комический футбол;

Воспитатели;

Учителя физической культуры

Артисты досугового центра МИГ.

Педагоги доп. образования.

(17.06)

Кружковая и студийная деятельность.

Посещение бассейна.

Игра « КВН»

Гости из центра развития и одаренности  детей

« Цветотерапия».

Воспитатели;

Педагоги доп. образования.

инструкторы по плаванью бассейна

 «Юбилейный»,

учителя физической культуры

  Педагог- психолог центра одаренности детей.

 (18.06)

8- ая тропа :  «Глянцевые страницы»

Кружковая и студийная деятельность.

Экскурсия. Редакция газеты « Югорский вестник» Радио студия « Норд»

Игра « Блютуз»

Воспитатели,

Педагоги доп. образования, сотрудники редакций. Учителя физкультуры.

(19.06)»

9- ая   Литературная тропа: «Следствие ведут колобки…»

Кружковая и студийная деятельность.

Посещение бассейна.

Спортивная эстафета « Шерлок Холмс и доктор Ватсон»

Проектно- исследовательская деятельность « Детективы»

Воспитатели;

Педагоги доп. образования.

инструкторы по плаванью бассейна

 «Юбилейный»,

учителя физической культуры

 (20.06)

10- ая   Литературная тропа: « Красная гвоздика».

Кружковая и студийная деятельность.

Литературно музыкальная композиция « Горькой памяти свеча»

Возложение цветов к вечному огню.

Организатор смены лагеря, воспитатели, педагоги доп. образования. Учителя физической культуры.

(22.06)

Кружковая и студийная деятельность .

«Патриотическая тропа

г. Югорска» ( мини зарница)

Конкурс инсценирования  военной песни « Виват, солдаты!»

Воспитатели, пед. доп образования, учителя физической культуры.

 (23.06)  

11 - ая Литературная тропа: «Зелёные Каникулы!»

Кружковая и студийная деятельность.

Посещение бассейна.

Проектно- исследовательская деятельность « Увидеть в обычном, необычное»

Воспитатели;

Педагоги доп. образования.

инструкторы по плаванью бассейна

 «Юбилейный»,

учителя физической культуры

(24.06)  

Защита проектов кружков и студий. « Читать- это здорово!»

Литературный ЭКО-ГРАД.

(Творческий мастерские, декоративно- прикладное искусство , эко- патруль)

 Воспитатели;

Учитель физкультуры;

Библиотекари, педагоги доп. образования.

25.06

12 –ая  Литературная тропа:  Литературная сокровищница.

«Брейн- ринг»  ( по жанрам литературы)

Закрытие смены.театрализованное представление  « Знания – это сокровища».

 ( защита отрядных проектов по итогам смены, флеш-моб, концерт закрытия смены.)

Все сотрудники смены.

Организация взаимодействия с социумом

летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба»

Кадровое обеспечение

Данная программа предусматривает организацию занятости детей от 6 до 13 лет на базе Лицея им. Г.Ф. Атякшева с использованием имеющегося оборудования и кадрового сопровождения. К реализации программы привлекаются педагоги, владеющие способами и средствами организации проблемно-диалогового ценностно-ориентационного общения. Отбор педагогических кадров происходит с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, что способствует успешной самореализации детей.

Механизм  работы  по кадровому обеспечению

  1. Приказом по учреждению назначаются начальник лагеря, старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре из числа педагогических работников учреждения.
  2. Начальник лагеря руководит его деятельностью, несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, ведёт документацию.
  3. Старший воспитатель лагеря организует воспитательную деятельность, осуществляет связь с культурно-просветительными и спортивными учреждениями.
  4. Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре  осуществляют воспитательную деятельность по плану лагеря, проводят мероприятия, следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности.
  5. Орган самоуправления представляет собой совет командиров отрядов, который совместно с вожатым реализуют коллективные, творческие, оздоровительные мероприятия с детьми.

Условия работы кадров.

  1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
  2. Должностные инструкции всех участников процесса.
  3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
  4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  5. Проведение ежедневных планёрок.
  6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Организация кружковой деятельности

Организация кружковой работы очень важна, так как это тот вид деятельности, занимаясь которым, ребенок получает удовлетворение и положительные эмоции. Включение ребенка в кружковую деятельность – процесс свободный. Организация кружковой деятельности носит вариативный характер.

Координационно – педагогический компонент в работе по программе.

Функционирование программы обусловлено четко выстроенной системой управления программой, в соответствии с которой осуществляется контроль  за реализацией программных мероприятий.

Координационно – педагогический компонент

в работе по программе.

Контроль проводится на всех этапах реализации программы.

Направления контроля:

- Предварительный контроль - осуществляется на подготовительном этапе, непосредственно перед началом осуществления практической деятельности с целью проверки готовности к реализации мероприятий программы.

- Текущий контроль – проводится в течение всего  периода  реализации программы с целью анализа выполнения плана  программных мероприятий.

- Итоговый контроль - проводится  на контрольном этапе после завершения реализации программных мероприятий  с целью оценки  качества реализации программы и ее эффективности.

Ожидаемые результаты

Участие в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей, будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.

Использование и реализация предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.

        При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Основные результаты разработки и реализации настоящей программы:

• усовершенствование программного обеспечения отдыха и досуга детей во время летнего каникулярного отдыха в условиях лагеря;

 • определение перспектив дальнейшего развития программы;

• создание безопасной, комфортной обстановки и психологической атмосферы для детей и педагогов лагеря.

• при хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

• предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

Реализация данной программы позволит

 

детям и подросткам:

 • развить творческий потенциал и познавательную активность через групповые и индивидуальные формы работы;

 • осуществить осознанный выбор социальной роли в рамках предложенных игровых моделей смен;

• приобрести опыт коллективного творчества, толерантного общения, выработки индивидуальных стратегий и тактик эффективного партнерского общения;

• осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.

педагогам:

• выйти на уровень сотворчества детей и педагогов;

 • приобрести навыки в работе по формированию здорового образа жизни детей, проектирования и конструирования эффективных средств общения с детьми и сотрудниками;

• приобрести новый опыт организации игровой и познавательной деятельности детей, возможность применения этого опыта в основной педагогической деятельности.

Факторы риска и меры их профилактики.

Прогноз возможных факторов риска и негативных последствий

ВОЗМОЖНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Факторы окружающей среды:

Плохая погода, дождь; Заменить мероприятием без выхода на улицу жара, палящее солнце. Защита головы от солнечного удара, питьевой режим.

Клещевая опасность

Не планировать походов и выездов в лес. Нежелание принимать участие в мероприятиях. Организовать индивидуальную работу: беседа воспитателя, помощь психолога.

Нарушение правил дорожного движения

Беседы, лекции, практические занятия по предупреждению и профилактике ДТТ.

Травмы и ушибы.

Предупреждение и профилактика. Иметь средство для дезинфекции ссадин и ран, порезов. Помощь медицинского работника.

Несоблюдение режима дня.

Разъяснительные беседы о необходимости соблюдения режима дня.

Кишечные инфекции.

Постоянное мытьѐ рук перед едой и после посещения туалета. Беседы медицинского работника по теме.

Отсутствие воды.

Запас питьевой воды, два комплекта чистой посуды.

Терроризм.

Профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев.

Наличие опыта реализации

Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что программа летней оздоровительной смены, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещавшие летний лагерь в прошлом году стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни.  Желающих посещать лагерь в этом году очень много. В этом году предполагается, что Программа «Литературная сокровищница» закрепит результаты прошлого года, и даст толчок к развитию новых творческих способностей. Программа построена так, что при доработке её вполне можно использовать как воспитательную систему отдельно взятого класса во время учебного года. Также идея может смело использоваться при работе любых детских объединений.

Критерии и показатели реализации программы смены

Эффективность  программы определяется системойцелевых индикаторов, показателей (таблица), которые позволяют оценить ход и результативность решения поставленных задач по основным направлениям

Целевые показатели

Индикаторы

Физкультурно – спортивное

развитие

        отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья учащихся;

        выработка положительной мотивации детей и подростков к принципам здорового образа жизни

Развитие познавательной и творческой активности учащихся

        увеличение числа участников школьных, городских  конкурсов, а также победителей и призеров

        высокий уровень качества знаний учащихся по культуре родного края, по литературе и т.д.

Формирование основ нравственной  культуры

        сформированность основных нравственных качеств  личности;

        отсутствие отрицательной динамики правонарушений и преступлений среди учащихся

Гражданско- патриотическое воспитание учащихся

        рост социальной активности учащихся;

        повышение степени осознания понятия «Читатель» с большой буквы.

Материально-техническое обеспечение.

Название  

Описание  

Спортивная площадка

Волейбольная, футбольная, баскетбольная. Площадка для проведения мероприятий по организации безопасности детского дорожного движения с разметкой.

Спортивный зал.

Наличие разнообразного спортивного инвентаря: самокаты, прыгунки, скакалки, обручи, мячи. Теннис, бадминтон.

Зал для игры в настольный теннис.

Три теннисных стола. Ракетки. Мячи.

Медицинский кабинет

Процедурное помещение: средства оказания первой доврачебной помощи.

Комната отдыха

Интерактивная доска, музыкальный центр. Настольные игры: шашки, хоккей, футбол, различные игры для детей, книги, раскраски.

Комната психологической разгрузки

Музыкальное сопровождение. Кресла и диван, цветы, цветовое сопровождение.

Школьная библиотека

Информационный центр, читальный зал.

Столовая

Столы, стулья. Столовые принадлежности.

Учебно-методическое оснащение программы

Литература для педагога

Андреева Ю. Танцетерапия. – М.: Издательство Диля, 2005 . - 256 стр.

Арманд и Беверли Болл. Основы управления лагерем. Русское издание. - Издательство НОУД "Учебный центр «КОМПЬЮТЕРиЯ». - 2013, - 446 с.

Арсенина Е.Н. Возьми с собою в лагерь: Игры, викторины, конкурсы, инсценировки, развлекательные мероприятия. - 2007, - 183 с.

Беляков Ю.Д. Тематическая смена. Фестиваль визуальных искусств: практические организационные материалы в помощь отрядному вожатому. - 2007, -153 с.

Вайндорф-Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства.Учебно-методическое пособие. - М: Центр гуманной литературы, 2005 г. - 160 с.

Вайндорф-Сысоева М.Е. Дневник вожатого. Программно-методическое пособие для вожатых детских оздоровительных лагерей. - М.: Центр гуманной литературы, 2005

Григоренко Ю.Н. «Дневник вожатого: практическое пособие». – М.: Педагогическое общество России, 2002

Гринченко И.С. Игровая радуга.- Методическое пособие для педагогов-организаторов, классных руководителей, воспитателей, вожатых оздоровительных лагерей. - М.: Центр гуманной литературы, 2004

Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Материал авторских смен. - 2007, - 282 с.

Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь. Нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности) - 2007, - 160 с..

Зинатулин С.Н. Целебная энергия дыхания. Оздоровление организма. - М.: Издательство Айрис-Пресс, 2006 г. – 256 с.

Красичкова А.П. Копилка вожатого. Проблемы эффективного взаимодействия с детьми. - 2007., - 153 .

Макаренко И.В.Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей. - М: Центр гуманной литературы, 2003 г. - 413 с.

Маслов А.А. Портфель вожатого. Сценарии мероприятий, программы организации отдыха детей, практические материалы по овладению опытом вожатского масттерства. 2007., - 237 с.

Можейко О.В. школа вожатого и воспитателя. Материалы для занятий с отрядными педагогами. - 2007., -142 с.

Молоканова Т.В. Как помочь детям адаптироваться в лагере. Психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации. - 2007., - 140 с.

Отдых и оздоровление детей и подростков. Сборник федеральных и региональных нормативных документов./ Под ред. С.В.Барканова и др. М.: Граф-пресс, 2004

Панченко С.И.День за днем в жизни вожатого. В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере. - М: НИИ Школьных технологий, 2008 г. - 352 с.

Пашкович И.А. Патриотическе воспитание. Система работы, планирование, разработка занятий. 2008

Радюк Е.А. Игровые модели досуга и оздоровления детей.Разработки занятий, развивающие программы, проекты, тематические смены. - 2008., - 207 с.

Савинова С.В. Ах, лето! Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях. - 2008., - 78 с.

Сачкова Н.В. Лето открытий. Авторские программы отрядной деятельности, традиции детской пограничной заставы «Дозорная». - 2007., - 156 с.

Сборник практических материалов по организации отрядной работы в ДОЛ (Кипарис-11). Учебно-методическое пособие./ Под ред. И.Н.Хуснутдиновой. – М.: Педагогическое общество России, 2005

Соловьёв Ю.А. Патриотическоевопитание в лагере. Занятия, традиционные и творческие дела. - 2007, - 201 с.9

Суховейко Г.С. (сост.)Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей в помощь организаторам летнего отдыха и оздоровления детей. Выпуск 2. - М: Центр гуманной литературы, 2007 г. - 272 с.

Суховейко Г.С. (сост.) Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей. - М: Центр гуманной литературы, 2006. - 152 с.

Список литературы и источники для проектно- исследовательской

работы смены

1.Артамонова  О.А.  Проектные  технологии  в  образовательном  процессе  [электронный     ресурс]     -      Режим      доступа.     –     URL:      150sch-  jhavoronky.edusite.ru/…proyektnayadeyatel

2.Архипова  Н.В.  Проектная  деятельность  как  одна  из  форм  вовлечения  учащихся  в  процесс  исследования  [электронный  ресурс]  -  Режим  доступа.  –  URL:  www.den-za-dnem.ru/files-00003/038.doc

3.Бродовская  З.В.  Организация  проектной  деятельности  в  системе  работы  учителя  начальных  классов  [Текст]  /  З.В.  Бродовская  //  Сборник.  Как  организовать        проектную  деятельность  младших  школьников.  –  Новосибирск:  НИПКиПРО,  2006.

4.Вернер  Л.Г.  Организщация  пректной  деятельности  младших  школьников  в  учебном   процессе  [электронный  ресурс]  -  Режим  доступа.  –  URL:  http://pedsovet.su/load/145-1-0-4701

5.Гальченко  В.Е.  Развитие  интеллектуальных  способностей  учащихся  посредством  использования  исследовательских  методов  и  приемов  в  процессе  преподавания  русского  языка  и  литературы  [электронный  ресурс]  -  Режим  доступа.  –  URL:  school22.beluo.ru/gmaster/galchenko.pdf

6.Методические  рекомендации  по  организации  проектной  и  исследовательской    деятельности  обучающихся  в  образовательных  учреждениях  г.Москвы.  Правительство  Москвы.  Департамент  образования  города  Москвы  от  20.11.2003  №  2-34-20  [электронный  ресурс]  -  Режим  доступа.  –  URL:  http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php

7.Холодная  М.А..  Существует  ли  интеллект  как  психическая  реальность  [Текст]  /  М.А.  Холодная  //  Вопросы  психологии.  –  1990.  –  №5.  -  С.121-128.

8.Школьная  проектная  лаборатория  [Текст]   /   авт.-сост.   Н.В.  Кашлева,  Ж.В.  Дмитриева,  Т.В.  Игнаткина.  –  Волгоград:  Учитель,  2009.  –  142с.:  ил.


Приложение № 2

Заповеди

Заповеди воспитателя

  1. Не ругай детей утром - солнце покажется им серым.
  2. Не ругай детей днѐм - небо покажется им хмурым.
  3. Не ругай детей на ночь - луна покажется им чѐрной. Вообще не ругай!
  4. Критикуй детей не с удовольствием, а с болью. Страдания калечат психику ребѐнка.
  5. Ставь себя на место счастливого и, особенно, несчастного ребѐнка.
  6. Учти: запрет - прежде всего, признак твоей слабости, а не силы.
  7. Старайся как можно чаще говорить «можно».
  8. Добрый воспитатель - это не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не способен делать зло.
  9. Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, так легче будет их понять.
  10. Ребѐнок в борьбе с несправедливостью чаще получает раны сердца, чем взрослый, он слабее.
  11. Люби ребѐнка таким, каков он есть.
  12. Каждый ребѐнок изначально талантлив.
  13. Выводи себя и детей на оптимистические рубежи, старайся мыслить позитивно.
  14. Усталость - первый враг педагогического таланта.
  15. Достигай успехов в том, что ты любишь, и научи этому своих воспитанников.
  16. Общение с ребѐнком строй на позиции трѐх «П»: «понимание» - смотрю на окружающий мир глазами ребѐнка; « принятие» - я люблю тебя такого, какой ты есть; «признание» - ты мой партнѐр, включаю тебя в свою взрослую жизнь.

Заповеди вожатого

  1. Умей выслушивать и услышать каждого ребѐнка.
  2. Жалок вожатый, лишенный чувства юмора.
  3. Помни: от улыбки хмурый день становится светлей, от улыбки – солнышко смеѐтся.
  4. Говорят, как пройдѐт первый день, так пройдѐт и вся смена. Поэтому тщательно планируй первую встречу с детьми.
  5. В воспитании мелочей не бывает.

Приложение № 3

Традиции

  1.  Доброго отношения к людям.

К пожилым и детям, сверстникам, сотрудникам, гостям, к людям «престижных и «не престижных» профессий.

  1.  Доброго отношения к природе.

Человек- это часть природы, он не может разрушить систему, от которой зависит его существование. Помните об этом, и берегите каждый цветок, каждую птичку, каждую зверушку - им тоже хочется жить!

Законы

  1.  Здорового образа жизни.

Соблюдайте режим дня, занимайтесь укреплением своего организма, избегайте вредных привычек.

  1.  Чистоты.

Будьте хозяином в лагере, относитесь к нему, как к дому: бережно, по-хозяйски.

  1.  Территории.

На территории лагеря воспрещается:

  1.  предпринимать действия, ведущие к нанесению материального, физического вреда себе и окружающим;
  2.  самостоятельный выход за территорию лагеря;
  3.  нахождение в местах, не предназначенных для посещения отдыхающими нашего лагеря;
  4.  сиденье на карнизах, подоконниках и других опасных для жизни и здоровья местах;
  5.  наносить ущерб имуществу лагеря.
  1.  Поднятой руки.

Человек, поднявший руку, просит Вас выслушать его.

  1.  Точного времени.

Помните: время в «Городе радуги» дорого, каждой секунде - особый

счѐт!

  1. Правила

  1.  Поведения - в общественных местах, столовой, в актовом зале, во время занятий в доме, «Долине Спорта», «Долине чудес»
  2.  Распорядка дня - соблюдайте обязательно распорядок в лагере.
  3.  Ношения одежды - праздничной, деловой, повседневной, спортивной, рабочей в соответствии с проходящими мероприятиями.
  4.  Пожарной безопасности - соблюдайте, прежде всего, безопасность жизни и здоровья! Помните, что самое дорогое для человека - его жизнь!
  5.  Сохранение личного и государственного имущества - берегите имущество лагеря.
  6.  Другие правила, которые иногда появляются, а иногда исчезают за отсутствием их необходимости.

Имидж отряда

Имидж отряда - неповторимый внешний образ отряда, отличающего его от других отрядов.

К таким внешним приметам отряда относятся:

  1.  Название отряда, которое должно нравиться ребятам и отражать характер, содержание деятельности;
  2.  Девиз отряда - краткое афористическое выражение, которому дети следуют в своей деятельности;
  3.  Отрядная песня и любимые песни.
  4.  Элементы одежды, с преобладанием какого-либо символа, элемента, цвета в них (жилетки, банданы, майки, галстуки, пояса и др.);
  5.  Законы отрядной жизни, которые могут быть традиционными. Передаваться от смены к смене, и могут появляться в процессе жизнедеятельности отряда («Сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня»; «Творить - твори, но меру знай, и в облаках ты не летай»; «Закон «О-О» - для нас закон, без громких фраз нам нужен он» и другие.);
  6.  Оформление отрядного места(комнаты, место на спортивной площадке и т.д.);
  7.  Отрядный уголок, отрядная газета, отражающие основные события жизнедеятельности отряда;
  8.  Особый почерк отряда в общелагерных делах.

Эмблема смены «Литературная сокровищница

Карта 12 литературных тропинок

Режим дня

Страна « Литературия»,

Зовет с собою в путь!

Навстречу приключениям

Зарядку сделать не забудь!

Наклоны вправо, влево,

Бодрящих,   дух и тело!

08.20- 08.30

На завтрак нужно кушать кашу,

Она прибавит силу вашу!

08.40- 09.00

Но для того чтоб путь пройти,

Нам нужно знания приобрести!

09.10- 11.30

Настало время отдыхать,

И снова в путь нам выступать!

11.40- 12.30

Для здоровья вам совет,

Быстро топай на обед!

13.00- 13.30

Есть время снова отдохнуть,

Поспи чуть-чуть совсем чуть-чуть

14.00- 16.00

Настало время расставаться,

А завтра снова повстречаться!

Когда мы все препятствия пройдем,

Тогда сокровище найдем!

17.00