Око Земли.Источники легенды о Китеж-граде

Озйурт Ирина Александровна

Тема: Око Земли. Источники дегенды о Китеж-граде.

Серых Елена Николаевна

Учащаяся МАОУ Гимназия №1 города Калининграда

 

Аннотация

В данной работе рассматривается легенда о Китежграде и озере Светлояр. Учащаяся исследует легенду о легендарном Китежграде,

Актуальность исследования источников легенды о Китежграде обусловлена тем, что автор проживает в отдалённой от центральной России Калининградской области, территории бывшей Восточной Пруссии и её очень интересует всё, что связано с историей и культурой России.

Объектом исследования книги о озере Светлояр. Предметом исследования являются гипотезы о происхождении озера.

Научная новизна исследования для автора заключается в том, что она сама находит источники легенды о Китежграде.

Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить материалы, связанные с основой легенды о Китежграде .

Исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографии.

Во введении исследования дается обзор проблемы, подчеркивается и обосновывается актуальность, практическая значимость исследования, определяются основные цели и задачи проекта.

В заключении  подводятся итоги проведенного исследования: перечисляются результаты, полученные в ходе исследования и формулируются выводы.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке классных часов.

Автор провёл большую работу по сбору  и  обработке информации, проанализировал полученные результаты, что способствует развитию творческих способностей  и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса  и  приобщает к конкретным, жизненно важным проблемам. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oko_zemli._istochniki_degendy_o_kitezh-grade.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Око Земли.

ПЛАН:        

I. Введение.

  1. Актуальность
  2. Цель
  3. Задачи.
  4.  Методы

II. Основная часть.

  1. Чем интересен Светлояр?
  2.  Легенда о граде Китеже.Китежский летописец.
  3. «Москвитянин о Китеже»
  4.  Отношение к озеру паломников и местных жителей.
  5. Гипотезы происхождения озера.
  6.  Еще одна тайна его происхождения.

III Заключение.

 Вывод.

Список литературы.

I Введение

I. Мы живём в самом западном областном центре страны. Нашему родному городу было присвоено звание Лучший город России в 2012, 2013 и 2014 годах согласно рейтингу журнала «Коммерсантъ Секрет Фирмы», и  самый красивый город страны по версии «РБК».  Но, к сожалению, мы оторваны от большой России границами. И в Европе бываем чаще, чем в России. А хотелось бы больше знать о родине.

Наша страна интересна своей историей, своей природой, культурой. Мы должны любить и изучать Родину, которую берегли многие поколения предков. К сожалению, не всегда удается путешествовать. В изучении страны, где мы живем, нам могут оказать помощь книги.  

Меня заинтересовала легенда о славном граде Китеже, положенная в основу либретто оперы Римского-Корсакова. Как известно, легенды на пустом месте не возникают. Значит, есть такое озеро, где по легенде находится град Китеж.

2. Цель

Найти источник легенды о Китеж-граде.

3. Задачи

  1. Изучить источники легенды о Китеж-граде.
  2. Познакомиться с историческими фактами, послужившими основой легенде.
  3. Изучить гипотезы, связанные с происхождением легенды.

4. Метод

  1. Изучение литературы по теме.

II

Легенда о таинственном Китежграде связана с озером Светлояр, расположенном в Нижегородской области.

          С этим озером связано много нераскрытых тайн. Его называют тайной двадцатого столетия. Это одно из самых загадочных озер России. Исследователи изучают его уже полвека и до сих пор не пришли к согласию в вопросе о происхождении Светлояра. Необычна и вода озера – ее можно хранить много лет, и она не потеряет своей чистоты и вкусовых качеств. В районе этого водоема и его окрестностях чаще, чем в других местах, наблюдаются аномальные явления. Наконец, со Светлояром связана знаменитая легенда о граде Китеже, в одночасье погрузившемся на дно озера.

1.Чем интересен Светлояр?

Люди, что жили вокруг Светлояра, и наши современники всегда верили и верят: «Град Китеж под Светлояром стоит целый, и люди в нем живут, только туда никак попасть нельзя». Старожилы села Владимирского, которое находится неподалеку от Светлояра, утверждают, что жила в их селе старуха, которая могла указать, под какими холмами город схоронен.

- Вон под этой горой стоит Ивановская церковь. Под этой - Успенский собор, а под той - Благовещенья. И все те церкви Господь землей укрыл.

Когда-то Короленко слышал здесь «чудную» молитву: «Ой, береза-матушка! На церковной главе выросла. Помилуй нас!»

Мудрый писатель М. Пришвин, побывав на озере Светлояр, отметил в своем дневнике: «Здесь впервые открыл в себе свою Родину... Старое и особенно древнее бывает современнее, чем новое».

А. А. Ахматова перед самой Великой Отечественной  войной пишет стихотворение, где вспоминая стойких защитников невидимого града, себя причисляет к их числу:

Прямо под ноги пулям, расталкивая года,

По январям и июлям я проберусь туда...

Никто не увидит ранку, крик не услышит мой,

меня, китежанку, позвали домой.

  1. Легенда о граде Китеже.Китежский летописец.

С озером С. связаны многие загадочные легенды о чудном граде Китеже,  когда-то бывшем в этих глухих лесах. С приходом к нему войска хана Батыя этот город не покорился захватчикам и по молитвам жителей ушел под воду и стал невидимым для простого человека,  но он и поныне существует, скрытый озером и окружающими его холмами. Верующие люди могут слышать звон колоколов, видеть на зеркале озера блики от свечей, зажигаемых горожанами и даже побывать в городе. О Китеже сохранились не только устные предания, но и летописи. По здешним деревням бытовала летопись на древнерусском языке «Китежский летописец» Он датирован летом 6754 (по нашему 1246 г.). Указаны даже не только его годы создания (6673), но и размеры - 200 сажень в длину и сто в ширину. А заложен был князем Юрием Всевлодовичем. (сажень равна 2 метрам и 13 см.)

Светлояр известен благодаря легендам, его окружающим, чудесным целебным свойствам вод. Отношение к Светлояру всегда было как к живому существу. Его называют оком земли. На самом деле, оно правильной яйцевидной формы с прозрачной гладью вод, охваченное с севера полукольцом торфяных болот, а на южной возвышенности словно ресницы над голубым глазом пушистые леса.
Прикоснутся к живой древности сюда приходили люди, составившие славу русской культуры:В. Короленко, К. Федин, М. Волошин,П. Мельников-Печерский.... Мы встретим образ этого города на страницах произведений С. Есенина, А. Блока, А. Ахматовой, Д. Мережковского,М. Горького,М. Пришвина.

3.«Москвитянин о Китеже»

В официальной печати впервые была публикация о чудесном озере в 1843 году в журнале «Москвитянин». Установили автора статьи. Им был житель Семенова Меледин Степан Прохорович…

Он рассказал, как бились русичи за свой православный город с иноверцами. А когда остались в городе только немощные старики и дети, то по молитвам русских людей ушел город вместе с жителями и постройками под землю. А три богатыря неподалеку от города ( в двух с половиной км) бились до последнего. А где стукнул копытом богатырский конь, там образовался святой ключ. И поныне ходят туда верующие, берут целебную воду из колодчика Кибелека, молятся на трех могилах славных богатырей, поклоняются трем крестам, возведенным на тех могилах. По одной из легенд, сам Юрий Всевлодович, потерпев поражение, укрывался в Китеже, чтобы собраться с силами и дать отпор врагу. Трудно было найти его там. Но Гришка Кутерьма, не выдержав пыток, указал татарам дорогу к Китежу. Храбро бились защитники города вместе с дружиной и Князем. Но сила одолела силу. Эти славные легенды говорят о силе духа русского народа, умевшего постоять за свое отечество. Короленко, путешествуя по этим местам, тоже записывал легенду. Ее можно прочитать в очерке « В пустынных местах». 

4. Отношение к озеру паломников и местных жителей.

До сих пор стекаются к Светлояру паломники. На его берегах происходят молебны, крестные ходы. По четырем сторонам Светлояра стоят православные кресты, на возвышенном берегу озера храм-часовня в честь иконы Божей Матери Казанской. Там, рядом с часовней, расположены удивительные камни, которые считают святыми. Удивительно, что в одном из них отпечаток женской ноги. Его называют следочком Богородицы. Поклоняются этой святыне. Никто не знает, как он попал на эту гору. Ни один летописец, ни один исследователь древности не упоминал ранее о нем.

Существует обычай обходить вокруг озера с молитвой 3 раза, чтобы загадать желание. А в годы войны женщины на коленях с молитвой обползали вокруг озера и верили, что батюшка-Светлояр сбережёт их родных от погибели. Считается, что исполнится желание, если обойдешь озеро с молитвой три раза, а лучше проползти надо на коленях вокруг его. До сих пор это поверье бытует в народе. Не только глубоко верующие люди ходят вокруг Светлояра со свечами. А целые толпы паломников разной веры пытаются услышать колокольный звон Китежа.

Долгие годы существовал запрет на купание в озере, паломникам воду подвозили на специальных лодках, передавали на берег и там после трехкратного обхода озера с молитвой той водой умывались.

5. Гипотезы происхождения озера.

До сих пор учёные не пришли к единому мнению о происхождении озера. Тайну озера пытались и пытаются разгадать многие экспедиции. В восьмидесятых годах девятнадцатого века известный Нижегородскую Губернию изучал известный геолог и почвовед В. В. Докучаев. Исследовав Светлояр, он описал не только почву, но и размеры озера. Интересн, что во времена Докучаева оно было меньше нынешних размеров (длина 120, ширина 80 120 сажень в длину и 80 в ширину.)

 Спор о возникновении Светлояра идет давно. Каких только экспедиций не видел он. Первой гипотезой появления озера была ледниковая. Полз себе ледник, сгреб землю и камни, и в этом месте протаял. Вот и озеро. Но ученые отвергли эту гипотезу. Ледниковые озера мелководны, а глубина Светлояра больше 30 м, они илисты и никаких удивлений не вызывают, да и на холмах породы коренные, не похоже, что бы их кто-то сгребал.
Карстовая порода тоже подверглась сомнению. Ее развенчали геологи в     годы прошлого века. Они в скважине у озера обнаружили карстовые отложения на глубине двухсот метров. Породы же образуются,  если глубина залегания мягких пород не превышает пятидесяти метров. 

А может было землетрясение?  В. Г. Короленко был приверженцем и совсем фантастической гипотезы. Он считал озеро произошло от вулкана. Он об этом писал в своих путевых заметках. Но никаких признаков не было обнаружено. Ни лавы, ни пепла , ни характерных камней. В. В. Докучаев высказал предположение, что Светлояр возник в результате падения метеорита. Позже сам ученый отказался от нее.

6. Еще одна тайна его происхождения.

Легенда о граде Китеже не единственная. Рассказывают, что когда-то в этих местах жило воинственное племя лесных панов. Другие люди поклонялись лесным духам, приносили им жертвы. Паны были колдунами, считали себя главными в лесной стороне. Вот и разгневалась на них богиня лесов Дева-Турка. Напустила на них своего огромного коня, который подпирал головою небосклон, хвостом и гривой разгонял тучи. Набросился конь на селение панов, всех их побил и разогнал. А там, где ударил копытом, образовалось озеро. На пустом ли месте возникла легенда. Возможно, не на пустом. За гнев небес могли принять упавший метеорит. Взрыв огромной силы мог разогнать все живое.

До сих пор многие экспедиции пытаются разгадать тайны Светлояра, вычислить его возраст. А по его берегам с крестным ходом идут паломники, набираются у озера силы, поучают исцеление от его вод. Ведь во что веришь, то и сбудется.

III Заключение.

Мы узнали о знаменитом легендарном озере Светлояр. Главная его легенда - о невидимом граде Китеже. Легенда гласит: в Ветлужских лесах есть озеро. Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по ним. Бывают дни, когда до тихих берегов доносится протяжное пение, и слышится далекий колокольный звон.

Убежденные материалисты в пику верующим говорят, что максимальная глубина Светлояра составляет 30 метров. Происхождение его карстовое. Есть и другая версия. Ее сторонники утверждают, что озеро образовалось благодаря падению метеорита. Косвенным подтверждением этой теории может служить правильная форма чаши водоема (круг), большая глубина и наличие камней в окрестностях. Кстати, о камнях. На одном из них, опять-таки по преданиям, оставила свой след Богородица. Отпечаток довольно четкий и глубокий, но соответствует размеру ступни ребенка. Рядом с этим святым камнем недавно построена церковь, куда ходят молиться приезжие прихожане. До сих пор ученые не пришли к единому мнению.

Еще более фантастическую  легенду об озере Светлояр  рассказывают  местные   жители. Они говорят, что озеро  имеет подземное дно и соединяется с водами озера Байкал. И опять никакого подтверждения этому найдено не было. Впрочем, и опровергнуты эти народные поверья не были. А, как известно,   просто так, на голом месте, легенды не возникают. А у людей есть вера, и это самое главное.

Совершенно невероятные случаи чудесных исцелений происходят на озере каждый год.   Православные паломники, уже который век, едут к этому святому месту молиться, … и по молитвам их, порой, совершаются чудеса. Считается, что этот обычный с виду водоем обладает большой духовной силой; он исцеляет человеческие недуги, снимает порчу и даже продлевает жизнь.

До сих пор  жива  вера и в то, что жизненное благополучие вернется, если оползти озеро три раза.  И   были случаи, когда верующие оползали Светлояр на коленях, стремясь получить хоть малую частичку его святости.

           Местные жители говорят, что познать его тайны простому смертному не суждено никогда. В Светлоярское чудо надо просто верить.

  Кстати, уфологи из Москвы, которые недавно здесь работали, четко зафиксировали своими приборами, что район озера Светлояр - аномальная зона. По их мнению, здесь существует некий энергетический столб, невидимый обычным зрением. Его еще часто называют тонким планом, четвертым измерением. И только верующие, просветленные люди могут видеть его

Совершенно невероятные случаи чудесных исцелений происходят на озере каждый год.   Православные паломники, уже который век, едут к этому святому месту молиться, … и по молитвам их, порой, совершаются чудеса. Считается, что этот обычный с виду водоем обладает большой духовной силой; он исцеляет человеческие недуги, снимает порчу и даже продлевает жизнь.

 Вывод.

Работа над данным материалом побудила нас к изучению и других замечательных мест нашей страны, особенно православных. Их так много на нашей земле! Работа над темой о Светлояре и Граде Китеже вызывала в моей душе гордость за нашу Родину, уважение к предкам, желание как можно больше изучать ее предания, ее историю.

В ходе работы я многому научилась.

1.        Ставить перед собой цель.

2.        Планировать результат.

3.        Анализировать стихи.

4.        Работать с источниками.

5.        Писать реферат.

6.        Наметила для себя дальнейшую работу по изучению культуры России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баканин Ф. М. Заповедные места горьковской области Н. Н 1991
  2. Баянов Н. Г., Никишин В. И. Светлояр. Последам былых экспедиций. Н. Новгород. 2005.
  3. Град Китеж/ Составитель В. Н. Морохин - Горький 1989.
  4. Морохин Г. Светлояр - око земли
  5. http://tainy.info/unknown/tajny-ozera-svetloyar/
  6. http://pravportal.ru/uploads/dsn11_1175970264.jpg