Ямальский калейдоскоп

Познавательно-развлекательная игра 1 -6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ямальский калейдоскоп84.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

 «школы - интернат основного общего образования»

                        д. Харампур  Пуровского района

ЯМАЛЬСКИЙ

КАЛЕЙДОСКОП

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА

                                                                         Учитель:  1 класса

                                                                                                  Морокова Т.В

д. Харампур,

2017 г.

Ямальский калейдоскоп

Познавательно-развлекательная игра

Цели:

- открыть детям увлекательный мир культуры ненцев;

- развивать у детей чувство уважения к культуре своего народа и других народов;

- формировать чувство ответственности за её сохранение и развитие4

- формировать экологическую культуру.

Игра поводится в форме соревнования. Семья делится на две команды. За правильный ответ команда получает «снежинку».

Ученик 1: Будь Милостив к природе,

                Человек!

                 Берешь – бери

                 Не более, чем нужно.

                 Тогда и звери

                  Свой клыкастый век

                  С тобой, разумным,

                  Скоротают в дружбе.

                                                                            Л. Лапцуй

Ученик 2:  И теперь я наказ хочу людям дать:

 Все живое – живущим навек отдать.

Все, что в водах, пусть плавает вечно,

Звери, птицы пусть носится бесконечно.

На земле не тревожьте их, люди,

Сохраните природу навечно.

Да живет и храниться природа!

 Не дарите внукам печали,

Подарите потомкам землю,

Непорочную, как вначале.    

                                                                                  У. Щульгина

           

Ведущий: А сейчас – сюда вниманье,

               Чтобы было пониманье.

                Представляем вам жюри,

                Ты внимательней смотрите.

Представление жюри.

Ведущий: (Слайд 2)С севера Ямал омывается великим Северным Ледовитым океаном, который дышит студёными ветрами, как бы испытывая на прочность смельчаков, живущих на его берегах. Но силён и умён человек!

В древности поселились на Ямале ненцы, ханты, селькупы, коми. Названия народов произошли от названия мест их проживания: безлесной тундры, побережий рек, тайги.

 

Задание 1. : Как переводится с ненецкого на русский  слово «Ямал»? («край земли»).

Ведущий: Как прекрасен снежный край

                Летом и зимою.

                Солнце вечное, сияй

                Над обской волною.

Большая часть года на Ямале зима. Предлагаю вашему вниманию игру «Собери слова». (Слайд 3). По два слова каждой команде.

Ведущий: Всё это состоит из снежинок. (Слайд 4)

Задание 2. - Из чего сделаны снежинки?

Ответ: Снежинки - это кристаллы льда, точнее срослись мельчайшие кристаллики льда. Высоко в небе зимой плавают облака, состоящие из таких кристалликов. Кристаллики растут, превращаются в снежинки, тяжелеют - и целыми стаями летят вниз.

Задание 3. Ведущий:  - Много ли одинаковых снежинок?

Ответ: В снегопад миллионы снежинок падают на землю, и среди них нет двух одинаковых.

Задание 4. Ведущий:  А что у них одинаковое?

Но у всех снежинок всегда шесть лучиков, все они имеют шестиугольную форму.

Ведущий: Прекрасна ямальская тундра в любое время года. (Слайд 5)

Задание 5. Каждой команде составить рассказ по любой картине. (Время 2 минуты)

Ведущий: Лесные ненцы собирают на зиму ягоды. Грибы. Лесные орехи. Для лечения собирают травы, листья, цветы, а также древесный гриб ивы и берёзовую чагу.

  Тундровые кочевые ненцы не заготавливают впрок ягоды и растения. А на некоторые виды трав у ненцев вообще существовали запреты. У жителей тундры, например, запрещалось собирать грибы.

Задание 6. Вопрос: Почему в тундре нельзя собирать грибы?

(Потому что грибы – одно из лакомств оленей. А ненцы очень бережно относятся к этому животному).

Задание 7. Ведущий: А теперь проведём конкурс о растениях. Команды поочерёдно называют растение.

Назови  растение. (1-одуванчик, (Слайд 6);  2-ива полярная, (Слайд 6);  3-иван-чай, (Слайд 6);  4-карликовая берёза, (Слайд 6);  5-морошка, (Слайд 6);  6-пушица, (Слайд 6);  7-барвинок, (Слайд 6);  8-ромашка, (Слайд 6);  9-водяника. (Слайд 6).

Задание 8. Назови лишнее растение тундры. (Слайд 7)

(7-барвинок)

Ведущий: А знаете ли вы, что: (Слайд 8); (Слайд 9); (Слайд 10); (Слайд 11)

Задание 9. Ведущий: Каждая загадка

                                      Для ума зарядка.

                                      Разложите мысли по порядку,

                                       Чтобы верную найти отгадку.

 Отгадай загадку. Участники обеих команд поочерёдно отгадывают загадки. (Слайд 12)

Живёт в лесу, ухает, как разбойник.

Люди его боятся, а он людей боится. (Филин) (Слайд 12)

По ночам она летает, вкусных мышек промышляет.

Днём на кочке сидит, с закрытыми глазами спит. (Сова) (Слайд 12)

Ночью очень чутко спит, оленье стадо сторожит,

Волков гоняет и на охоте помогает. (Собака) (Слайд 12)

Птицы белоснежные, дружные, верные.

Осенью с нами прощаются, весной опять возвращаются. (Лебеди) (Слайд 12)

Кто в жестокую пургу роет норку в снегу,

В снежок зарывается, от холода спасается? (Куропатка) (Слайд 12)

 

На тоненьких ножках под ветром дрожит.

Как только обсохнет – за мамой бежит. (Оленёнок) (Слайд 12)

По мхам он ходит и траве, носит лес на голове.

Рогами защищается – от врагов спасается. (Олень) (Слайд 12)

Ушки на макушке, хвостик, как пушок,

Очень симпатичный маленький зверёк. (Белка) (Слайд 12)

Ночью на небе не зря

Разгорается зря:

Землю освещает

И небо – украшает.     (Северное сияние)

Задание 10. Ведущий: Народы Ямала – оленеводы, рыбаки, охотники. Поэтому их дети любят играть в игры народов Севера. Сейчас поиграем в игру «По следам охотника».  

Условия игры. Следы охотника, вырезанные из бумаги, располагают на полу на определённом расстоянии в зависимости от возраста играющих. Один из игроков становится в «след», т.е. принимает исходное положение «стоя, ноги врозь». Отталкиваясь двумя ногами, старается при этом точно приземлиться в следующий «след», но уже на одну ногу. Далее, отталкиваясь этой ногой, приземляется на две ноги в следующий «след» и т.д. Победителем становится тот, кто точнее всех прыгает по «следам».

Ведущий:

А знаете ли вы, что американские учёные во время показа слайдов с чумами и тундровиками не поверили увиденному собственными глазами: по их мнению, сейчас люди так не живут, это мол, фотомонтаж, специальное шоу. Они думают, что в таких суровых условиях современный человек выжить просто не сможет!

 В таких случаях хочется ответить словами ненецкого поэта Леонида Лапцуя:

Суров мой Север лишь на первый взгляд.

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый вас увидеть рад

И обогреть душевной теплотою!

Задание 11.

Этот конкурс вам сейчас трудным не покажется.

Тот, кто знает край родной, знатоком окажется.

Каждая команда получает кроссворд и разгадывает его.

(Слайд 13)

                                      РАЗГАДАЙ КРОССВОРД

Вопросы по вертикали.

1.Основное занятие населения тундры.

3. Так называют олениху.

4. Жилище ненцев.

10. Женская верхняя одежда.

12. Транспортное средство для езды на оленьей упряжке.

Вопросы по горизонтали.

2.Основная пища оленей.

5. Ямальский «соловей».

6. Современное название самоедов.

7. Предмет, изучающий традиции, обычаи.

8. Старое название народности ханты.

9. Ненецкая лодка.

11. Река, протекающая вблизи Тюмени.

13. Белая курочка, ночующая под снегом.

Ведущий:  Как вы понимаете выражение: беречь тундру? (Ответы детей)

Задание 11. «Что нельзя делать в тундре?»

Команды поочерёдно зазывают «запреты». Побеждает та команда, которая больше назовёт «запрет»

Подведение итогов. Наш турнир к концу подходит,

                                  Жюри итоги наши подводит,

                                   Чтобы вам не горевать,

                                    Сказку хотим вам показать.

                   

                     « О рыбке и Вороне»

По мотивам ненецкой сказке «От чего рыбы живут в воде?»

Автор: Плачет маленькая рыбка.

Рыбка: Ой, болит животик шибко!

               Ой, Сыночек, помоги,

               Врача скорей позови!

Сынок: Рыбки, птички! Помогите!

               Мою маму полечите!

               У нее ужасный вид,

                Очень уж жилавот болит!

Ворона: Кто тут плачет? Кто кричит?

               У кого тут что болит?

                Я – ворона. Это рыбка.

                Никакой тут нет ошибки.

               Тише, рыбонька, не плачь.

               Вылечу тебя. Я – Врач.

               А ты, Мальчик не мешай,

               За дверями погуляй.

               Вот, как клюну я разок,

              Полегчает на часок.

             Если клюну я раз пять,

             Будешь, рыбка, вечно спать!

             (Клюет рыбку, та кричит.)

Рыбка: где озера? Где пруды?

               Как добраться до воды?

               Ворона в воду не нырнет,

              А меня вода спасет.

              Вот озерная вода-

              Здесь останусь навсегда!

             И сыночек мой со мной

            Будет жить в глуби речной.

Рыбка и сынок вместе:

           Если будите хворать,

           Ворон к себе не надо звать!

Ведущий

   Слово предоставляется жюри.

Поздравления.

Спасибо всем хочу сказать! (Слайд 14)

Вопросы по вертикали.

Основное занятие населения тундры. (Оленеводство).

3. Так называют олениху. (Важенка).

4. Жилищ

е ненцев. (Чум).

10. Женская верхняя одежда. (Ягушка).

12. Транспортное средство для езды на оленьей упряжке. (Нарта).

Вопросы по горизонтали.

Основная пища оленей. (Ягель).

5. Ямальский «соловей». (Лапцуй).

6. Современное название самоедов. (Ненцы).

7. Предмет, изучающий традиции, обычаи. (Краеведение).

8. Старое название народности ханты. (Остяк).

9. Ненецкая лодка. (Калданка).

11. Река, протекающая вблизи Тюмени. (Тура).

13. Белая курочка, ночующая под снегом. (Куропатка).