Сказка-быль. На Байкале. Весна.

Пинаева Ольга Александровна

Сказка-быль раскрывает мир Православия, помогая маленьким читателям разобраться в важных жизненных вопросах, отличить истину от лжи, а праведность - от греха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka-byl._na_baykale._vesna.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  На Байкале.                                  

                                                      Весна.

                              Сказка-быль основана на реальных событиях.

                              В сказке используются стихи Пинаевой Н. П. и Пинаева А.К.

                                                                                                                Автор Пинаева О.А.

        Пришла Царица времён - Весна.  Природа, скинув белый саван, воскресла от зимнего сна, пробудилась к новой жизни. Байкал сломал ледяные оковы и, вздохнув полной грудью, зашумел, заиграл, посылая бирюзовые волны к берегам, покрытым изумрудной зеленью.

Выражая восторг, ликование природы поддерживали довольные животные, принёсшие потомство, птицы, наполнившие воздух райскими трелями, услаждающими слух.  Солнечный свет купал землю потоками тёплых лучей, радость обновления разливалась повсюду, голые ветви, казавшиеся мёртвыми, возродились и украсились молодой листвой, из земных недр явилось многообразие трав и изумительных цветов, издающих благоухание.

Ароматы распустившейся черёмухи кружили голову и проникали в раскрытые окна деревенского домика, в котором жила маленькая девочка Беляночка со своими родными. Она вдыхала Божественные благовония весны, любуясь зелёными листочками и белоснежными цветами, преобразившими и принарядившими деревья черёмухи и сливы. Как прекрасные невесты, ждущие жениха, одели они свои роскошные праздничные платья.

Нетерпеливая синичка, залетев в открытое окно, принесла ей вести от друзей, обитателей лиственной рощи. Но птичка так была взволнованна и так быстро тараторила, что Беляночка с трудом понимала её. Не раздумывая, девочка и приехавший к ней в гости двоюродный брат Коля отправились в лиственную рощу.

Всю дорогу синичка не умолкала и предупреждала их о волке. Когда же Беляночка и Николай очутились на полянке, то не могли поверить своим глазам: лесные жители что-то горячо обсуждали, а рядом, в кустах багульника, благоухающего, розового от распустившихся цветов, лежала огромная, худая, заплаканная волчица. Шерсть клочьями висела на её впалых боках, грустным взглядом она окинула подошедших и опустила голову. Она была очень слаба и чувствовала, что силы покидают её. Увидев детей, все звери наперебой бросились объяснять происходящее.

Вовремя подошедший Мудрый Олень поздоровался со всеми и, увидев Серую Хозяйку стаи, с участием промолвил:

- Здравствуй,  что с тобой случилось?

Серая Волчица тяжело вздохнула:

- Много лет я была лидером стаи, заботилась о благополучии и процветании нашего семейства, вырастила не одно поколение волчат, охотилась и добывала пропитание, но сейчас я стала стара, превратившись в  обузу для всех, и мои дети прогнали меня. Я научила их охотиться, обучила лесным тонкостям и премудростям, но не воспитала в них чувства сострадания и любви к родной матери.  

Она жалобно завыла, и крупные слёзы покатились у неё из глаз.

Хорь Иваныч Домосед с сочувствием покачал головой:

- Ты не одинока в своём горе, Серая Волчица, часто мы сталкиваемся с нарушением  нравственных законов, Заповедей Божьих, а именно: «Чти отца твоего и матерь твою. Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Я сейчас прочитаю Вам стихотворение об одиноком Садовнике, забытом теми, в кого он вкладывал любовь,  каждодневный труд, силы.

                                                           Роза.

Садовник посадил на клумбе Розу,
Заботился, ухаживал за ней.
Зимой берег от лютого мороза,
А летом - от безжалостных лучей.
И труд садовника был ненапрасным: 
Пришла весна - и Роза расцвела.
И не было в лесу ее прекрасней,
О красоте ее пошла молва.
Все любовались Розой, дивным цветом,
Оттенками и формой лепестков.
Была воспета и одним поэтом, -

Не вспомнил лишь Садовника никто.

Быстрая Белка, не удержавшись от переполнявших её чувств, выкрикнула с горечью:

- Почему милые и любящие нас дети, став взрослыми, превращаются в холодных и бесчувственных?!

Учёный Ёж, который знал ответ на вопрос, так как любимым занятием его было чтение книг, поправив очки, обратился к присутствующим:

- Святитель Григорий Богослов предупреждал, что жестокость к самым близким людям свидетельствует о том, что человек отвернулся от Бога и идёт по дороге греха. Грех родил дьявол. Возненавидьте грехи, так как это самое большое зло. Зло по природе зависит от нас самих: несправедливость, невежество, лень, зависть, обманы и тому подобные пороки, которые оскверняют душу,  помрачают ее красоту. Афонские старцы считали, что человек, чем более грешит, тем более злоба, как адский пламень, все больше пожирает его.

Тут осмелевший Заяц Шустрик с недовольством в голосе перебил Учёного Ежа:

- Простите, но я так и не понял, откуда и почему в добрых детях начинают развиваться греховные помыслы?

Долгожительница, Ушастая Сова, летавшая за рыбой для голодной волчицы и только что вернувшаяся, приземлилась на разлапистую ветку огромной лиственницы. Услышав вопрос, она попросила разрешения ответить на него и начала терпеливо объяснять:

-  Даже на клумбе, ухоженной заботливым садовником, периодически начинают прорастать сорняки, которые сразу же удаляют, не позволяя им развиться и вырасти, иначе они забьют собою всё пространство. Святитель Иоанн Златоуст советует: «Сорную траву тогда нужно было исторгать, когда возраст был нежнее, и исторгнуть можно было легче, - вот тогда бы оставленные без внимания страсти не  усилились и  не  сделались неисправимыми».

- Что же  нужно  для этого делать? – полюбопытствовала Быстрая Белка, прыгая на сломанное дерево, стоявшее рядом с оленем.

Мудрый Олень, внимательно посмотрев на всех, не спеша, стал говорить:

- Детям нужно часто напоминать, что Бог везде есть, и со всяким человеком присутствует, и, что человек ни  делал бы, что ни  говорил бы, слышит, и за всякое слово, дело и помышление худое будет судить. А Святитель Иоанн Златоуст советовал: «Запечатлейте в памяти ребёнка: дитя, бойся Бога и, кроме Него, не бойся ничего другого».

Серая волчица, утерев слёзы и утолив голод, оглядела присутствующих грустными глазами. Беляночка и Николай, окружённые птичками и зайчатами, присели на мягкую травку.  Девочка, с жалостью посмотрев на старую волчицу, произнесла:    

- Я расскажу вам об одиноком ямщике, который к преклонным годам остался совсем один и был совершенно разбит горем.

            Была ранняя весна, конец апреля.  Хотя посеревший снег не хотел сдавать своих позиций, но повинуясь законам природы, темнел и потихоньку таял, собираясь в журчащие ручейки. Даже в самом воздухе, напоённом ароматами набухающих почек, чувствовалась  звенящая оттепель. Воробьи, громко чирикая, прыгали по дорожкам, радуясь концу зимы. Сердце билось чаще с необъяснимою радостною надеждой на счастье.

Павел с юности перевозил через Байкал путников и к пятидесяти годам был опытным вольным ямщиком, но занятие ямщицкой службой носило эпизодический характер. Он, как и многие односельчане, довольствовался тем, что давала природа - только трудись, не ленись.  Ловил рыбу, держал огород, косил сено для коровы и лошадок, заготавливал дрова, собирал грибы, ягоды и кедровые орехи. Когда выпадал снег, ходил охотиться на изюбря, чтобы на рождественском и новогоднем столах было много мясных блюд. В декабре налим идёт метать икру подо льдом, и начинается зимняя ловля этой вкусной рыбы, которая появляется на столах и в пирогах, и в ухе, подаётся под чесноком и луком налимья молока, икра в чашках, для любителей есть и  хариус, и осётр, и солёный омуль. Целый месяц женщины готовятся к рождеству: стряпают пельмени, солят икру, готовят строганину из свежезамороженной рыбы, варят кедровое молочко и выжимают кедровое масло. После праздников жена и дочь вязали тёплую одежду, а Павел шил обувь. Так размеренно протекали дни, года, если бы не поселился у них в селе ссыльный поляк. Прожив год, он был переведён в Иркутск. Никто бы и не вспомнил об этом событии, если бы не увёз он с собой красавицу-дочку ямщика. Жена его не пережила этого несчастья, а Павел, взяв на себя все обязанности по хозяйству, держался из последних сил, лишь непослушные слёзы, катившиеся по его щекам, выдавали его страдания. Удушающая тоска наваливалась на него как огромная чёрная туча, закрывающая весь белый свет. Павел не видел выхода из этой тьмы и печали. Беда состарила и иссушила его, некогда весёлого и общительного человека.

        Он управлял тройкой лошадей, вёзшей  по кругобайкальской дороге священника, возвращавшегося из Иркутска в Посольский монастырь.  Путники  беспрестанно то спускались в глубокие пади, то медленно поднимались на хребет следующей горы, окидывая взглядом бескрайние леса. Очаровательные вечнозелёные  лиственницы и сосны – спутницы могучих кедров, красовались рядом, обнимая пушистыми ветвями своих столетних великанов, нарядные тёмные ели толпились рядом небольшими кучками и никак не могли наглядеться друг на друга. Безмолвие царило в этих безлюдных лесах, обступивших маленькую дорожку, по которой ехали странники. Путешествие по тракту, сопряжённое с опасностью, было по силам для людей, крепких духом. С одной стороны нависали над повозкой и грозили обрушиться на  голову огромные стволы деревьев, толщиной  по полтора, два метра,  вырванные с корнем промчавшеюся когда-то бурей. Бывшие красавцы-гиганты местами лежали на ещё стоящих, уцелевших кедрах, а где-то перекрывали узкую тропу, петляющую между поваленными исполинами, но не огибающую мелкие деревья. Саням приходилось переваливаться через них. На крутых спусках лошади мчались во весь опор, рискуя грохнуться в обрыв, который  находился с другой стороны тракта. Впереди или сбоку серебристо-голубой лентой сверкал на весеннем солнышке Байкал, сливаясь с горизонтом. Они ехали без перемены лошадей, останавливаясь через каждые двадцать километров, чтобы их покормить и дать отдохнуть. Павел впервые  решился заговорить о своей душевной боли, которая как червь точила его изнутри днём и ночью, не давая покоя. Отец Василий, выслушал рассказ ямщика о том, что его дочка-красавица сбежала из дому с ссыльным поляком, и вот уже несколько лет не даёт о себе знать, а сам он утратил всякий интерес к жизни и не видит выхода из тоски, которая как трясина затянула и парализовала его. Батюшка с отеческой заботой дал ответ на мучившие его вопросы:

- Часто единственным средством, служащим для духовного и телесного выздоровления ребенка, является покаяние его родителей. В трудах Феофана Затворника написано, чтобы мы  возложили на Господа печаль свою и молились, да устроит, как Его святой Воле угодно. Бог милостив! Он мудрый, Всеблагий и Всемощный Правитель.

Горестей на земле больше, чем радостей. То и другое посылает Бог, то для пресечения грехов, то для покаянного их очищения, то для подаяния повода явить мужество, терпение и другие  добродетели.

Ты говоришь: «У меня много горя». Но я тебе скажу: «Смирись и увидишь, что твои беды превратятся в покой». Господь сказал: «Мир Мой даю вам». Так и нам надо действовать: когда приключится скорбь или трудные обстоятельства, будем ожидать облегчения и помощи от Бога, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби.

- Разве кому-нибудь нужно моё утешение? - сокрушённо спросил Павел.

- Конечно, помогай тем, кто окружает тебя, помогай всем, чем сможешь. В Евангелии написаны слова Иисуса Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». Помолчав, батюшка продолжил:

 - К нам, в монастырь, недавно привели маленького мальчика, сироту, ему нужна отцовская забота и любовь. Подумай об этом.

       Занятые разговором, они  неспешно подъехали к озеру и ступили на лёд, намереваясь к вечеру пересечь Байкал и добраться до Посольского монастыря.

С половины апреля до половины мая проезда по Байкалу не существует, так как море начинает играть, ломать тающие льды, освобождаясь от зимних оков, лёд становится рыхлый, образуются провалы, полыньи, и лишь некоторые отчаянные и гонимые нуждой путники на свой страх и риск пытаются пересечь озеро.

Солнце с каждым часом грело всё жарче и жарче, припекая совсем по-летнему: Павел даже снял шапку и распахнул полушубок. Дивная красота моря невольно охватывала идущего через него. Похрапывая, гудел под ногами дедушка Байкал, готовый проснуться в любую минуту и скинуть ледяное покрывало, разбросать глыбы стеклянного льда, искрящегося на солнце всеми цветами радуги.

Из задумчивости его вывел резкий толчок: лошади встали как вкопанные. Спешившись, он увидел огромную трещину, рассёкшую ледяной покров пополам и тянувшуюся в обе стороны насколько хватало глаз. У Павла, как опытного ямщика, всегда лежали в санях доски, лопата и лом для сооружения моста через подобные преграды, но эта была так широка, что было решено идти вдоль, чтобы отыскать её конец. Ехали они до самого вечера, лошадушки уже совсем выбились из сил, ступая по рыхлому льду, а конца трещины так и не было видно. Пришлось им ночевать в санях посреди озера.

С первыми лучами солнца Павел с отцом Василием стали отламывать куски льда, сооружая подобие ледяного моста через трещину. Провозились они до самого вечера, но усилия их были не напрасны: ледяная тропа была готова. Осталось лишь перевести лошадей, которым шатающиеся куски неустойчивого мостика пришлись не по нраву. Они упирались, недовольно ржали и никак не хотели перебираться на другую сторону. Вконец измучившись, с большим трудом им удалось перевести лошадок.  И снова они ночевали в ледяном плену, рассчитывая в следующий день добраться до берега. Прочитав вечерние молитвы и подкрепившись последними  остатками сухарей, они и не заметили, как уснули. Утро встретило их новым «сюрпризом»: повалил хлопьями мягкий, пушистый снег, застилая всё вокруг белой пеленой. Дальше метра ничего не было видно. О том, чтобы идти вслепую, рискуя провалиться в полынью,  трещину или сбиться с пути, не было и речи. А снег всё шёл и шёл, нежные и красивые кристаллики-снежинки, падая на землю, превращались в густое кашеобразное месиво, соединяясь с тающим льдом.

Два дня продолжалась метель и только к вечеру утихла, и голодные путники на рассвете смогли продолжить путь. Теперь оттепель была в разгаре, драгоценное время для позднего перехода упущено: каждый шаг давался  лошадям с трудом, ноги  их были по колено в водянистой ледяной жиже.  Двигались сани медленно, постоянно застревая и проваливаясь в снег. А весна вступала в свои права, спеша растопить  нанесённые матушкой-зимой сугробы и льды и припекая совсем по-летнему.  С каждым часом движение по льдам становилось всё опаснее и опаснее, а лишний день, проведённый на озере, уменьшал шанс выбраться из ледового плена живым. Батюшка с Павлом спешились, отвязали вязнувшие сани и продолжили путь, ведя лошадей под уздцы. После полудня животные стали проваливаться по брюхо и, совсем обессиленные, встали. Павел понял: придётся бросить бедных лошадок и горько заплакал, а его любимицы смотрели на него грустными глазами, как  будто понимая, что прощаются с хозяином навсегда и что пришёл их последний час. Проваливаясь в снег как в болото, люди медленно побрели вперёд. Жалобное ржанье оставленных кобылок долго преследовало их, заставляя сердце сжиматься от жалости. Каждый шаг стоил им неимоверных усилий. Голодные, промокшие, измождённые, они вынуждены были пережидать наступавшую ночь сидя в жидкой каше изо льда. В кромешной тьме два обессиленных человека осознавали, что только Бог может их спасти. Под ними страшно гудел Байкал, в любое мгновенье готовый разверзнуться, вырваться наружу из-под еле сдерживающих его кусков льда.  То тут, то там с жуткими громовыми раскатами, сотрясающими всё вокруг, образовывались трещины.

Павел исповедался в грехах батюшке и попросил рассказать об Иннокентии Иркутском, к которому они решили обратиться в этот вечер после прочтения вечерних молитв. Отец Василий с удовольствием поведал о первом епископе Иркутском:

          - Владыка Иннокентий, первый епископ Иркутский, часто болел, но подвигов телесных и молитвенных не оставлял. На теле он носил власяницу, поверх которой всегда был подрясник из шкуры лося и кожаный с железной пряжкой пояс. Еще был у святителя обычай обходить по ночам Вознесенский храм и молиться на него с четырех сторон.

Очень любил владыка делать что-либо своими руками. Днем тянул рыбацкие сети, шил для учеников обувь.  Язычников, проживавших вокруг Иркутска, он крестил не только семьями, но и целыми стойбищами.

Жалованья при жизни он так и не дождался. 27 ноября 1731 года святитель отошёл ко Господу. Через тридцать три года после кончины  иркутского пастыря во время ремонта Тихвинской церкви было обнаружено, что тело его и одеяние не тронуло тление. В 1805 году мощи святителя торжественно, с крестным ходом были перенесены из Тихвинской церкви в соборную Вознесенскую и открыты для поклонения.

Чудеса от мощей святителя происходили постоянно. Вера в его заступничество перед Господом передавалась из поколения в поколение. Служившие панихиды у него на могиле и обращавшиеся к нему в молитвах получали просимое!

Когда солнце вышло из-за гор и осветило ледяную пустыню, страдальцы попытались продолжить путь, только дорога всё труднее и труднее становилась, так как солнце всё жарче грело. Вот уже и по пояс стали проваливаться пленники моря, упали на живот, в воде лежат: нет больше пути, нет больше сил идти.

Завыл Павел, обеты стал Господу давать:

- Покажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе я вознесся душою моею. Научи меня исполнять волю Твою, ибо Ты - Бог мой. Если оставишь меня, грешного, в живых, буду Заповеди твои исполнять,  перестану пребывать в тоске, со смирением понесу я крест свой. Ради имени Твоего, Господи, даруешь мне жизнь; по правде Твоей изведешь из печали душу мою.

Взмолились они Господу и  Иннокентию  Иркутскому. Вспомнил Павел, как батюшка говорил, что всегда откликается Святой на просьбы о помощи. Лежат они, крестятся и  молятся:

- Возбранный чудотворче и скорый в скорбех помощниче, святителю отче Иннокентие, яко имея велие дерзновение пред Господем, от всяких нас бед свобождай, да с радостию зовем ти: Радуйся, Иннокентие, молитвенниче о душах наших.

Вдруг перед ними крест на солнце засверкал. Узнали они его сразу, крест  Посольского монастыря светится, значит и берег рядом, и спасение, а мочи идти нет, и дороги нет. Зарыдал Павел, пуще прежнего молиться стал. Лежат они, а крест всё ближе и ближе к ним, вот и купола видны, люди на берегу. Удивляются они чуду такому, ничего понять не могут, только ещё сильнее из последних сил молятся.

Тут видно стало, что Святое море откололо льдину, на которой они находились, и гонит к берегу,  прямо к монастырю прибивает.  Люди помогли им сойти на берег, обнимаются все, радуются. Не веря счастью своему, сразу пошли все в церковь молебен служить. Несколько дней оставался Павел в монастыре, а когда покинул стены божественного дома, весна уже набрала силу.

Земля дарила из недр своих сокровища: зеленели поля и леса, деревья украшали себя дивными цветами, родники и реки, весело звеня, несли свои чистые воды к батюшке Байкалу, птицы рассыпались трелями:

И снова горный воздух зреет
В высотах неба чистотой.
Он чистоту растит, лелеет,
Чтоб подарить её весной.

И разливает свежесть вёсен
Голубоватый небосвод.
И отлетают зимы, осень,
Уносят снег, уносят лёд.

Уносят сердца лёд жестокий
На Север дальний, снеговой,
И в сердце проникают токи
Весенней радости живой
.

Павел нёс на руках мальчика 2-х лет, и в душе его была благодать, неизъяснимое радостное чувство овладело всем его существом. Весна наступила в его душе, проснувшейся от спячки вместе с ликующей природой.

            Беляночка закончила рассказ и огляделась: земля, казавшаяся мёртвой зимой, воспрянула, ожила, расцвела, изображая и наше пробуждение и воскресение из мёртвых.