Театральная постановка по произведению Максима Горького "Страсти-Мордасти"

Радченко Екатерина Спартаковна

В рамках подготовки к конкурсу "Театральный Олимп" участники театральной студии "ТеатрAll" прочитали разные произведения Максима Горького, входящие в школьную программу и дополнительные, и разработали свой сценарий - адаптированную версию произведения "Страсти-Мордасти". Эта постановка повествует о тяжелой судьбе одинокой матери Марии, ее сыне, Сашке, и молодом человеке Александре. Эта постановка затрагивает злободневные темы, несмотря на кажущуюся простоту сюжета, оказывает сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Помимо сценария ребята организовали все: костюмы, декорации, реквизит, работу со светом, звуком и видеосъемкой, поставили хореографию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krutoy_stsenariy.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Вступление

Занавес закрыт. Перед сценой выходит ведущий.

Ведущий: Добрый вечер, дорогие зрители!

В наш 21ый век, век высоких технологий, нас окружает очень много современных вещей — гаджеты и компьютеры, модная одежда, яркие витрины магазинов, разнообразная еда из разных стран, множество рабочих мест, огромное количество людей, окружающих нас в реальности и в виртуальном мире, на просторе социальных сетей. Мы разделяем радости и горе всего мира, живем не только своими проблемами и надеждами, и это характерная черта современной жизни. Так было не всегда.

        Великий русский писатель, драматург, мыслитель, Максим Горький, описывал жизнь своих героев в контексте 19-20ого веков. И жизнь, и отношение к жизни были иными. Драматические события героев развивались в узком кругу. Потому и  были эти события куда как более локальны и просты. Писатель поднимал темы личностого развития и упадка, затрагивал такие темы, которые можно назвать болевыми точками человечества. И это актуально до сих пор.

        Чтобы показать, как творчество Максима Горького и поднимаемые им проблемы злободневны, мы перенесли его произведение «Страсти-Мордасти» в современный мир, в наше время. Итак, уважаемые зрители, театральная студия «ТеатрAll» приглашает Вас в село Передел, наши дни.

Сцена 1

Ведущий уходит, свет гаснет. Зажигается фонарь, освещающий стык занавеса.

Начинает звучать музыка.

Занавес открывается.

На сцене Мария (центр), сзади танцоры.

Танец. Во время танца фонарь освещает Марию.

В конце танца Мария оседает на пол.

Зажигается свет.

На сцене фон — улица с домами, огороженными забором, поздний вечер. Мария лежит, выходит Александр. Александр пытается поднять Марию, она вырывается.

М: Караул! Не пойду! Проживу без тебя... поживи без меня... Караул!

Выходит сторож, сердитый и раздраженный.

Сторож: Кто скандалит?

А: Боюсь, как бы не ушиблась, не заболела... Вот — хочу помочь ей.

Сторож: Машка! Вылазь!

М: Не хочу.

Сторож: А я тебе говорю — вылазь!

М: А я не вылезу.

Сторож:(Марии)В полицию сдам. (Леониду)Это — здешняя, одинокая, с горя есть все время, за месяц кило 10-15 набрала. Машкой зовут. Слушай, а у тебя жвачки не найдется?

Александр дает сторожу жвачку.

Мария встала на ноги, пока мужчины разговаривали и начала бродить по сцене.

М: Начальники! Я сама себе начальница... Захочу — валяться буду...

Сторож: Я тебе поваляюсь! Эдак вот она кажду ночь, считай, скандалит. А дома у нее сын безногий...

А: Далеко живет?

Сторож: (в сторону) Арестовать ее надо...

А: Отвести бы ее домой.

Сторож фыркает неодобрительно и уходит.

Сторож (уходя): Веди! Только сначала в лицо ей загляни.

М: Каааак по мооооорюююю

Леонид снова пытается поставить Марию на ноги. Она упирается, размахивает руками, но ему удается ее поднять.

М: Ну, давай, тащи! Ничего... Силу он решил применить!.. Ах ты хам! Ах ты... ну!

А: Где ты живешь?

Мария поднимает голову, лицо чумазое, в прыщиках, смотрит на него осоловелыми глазами.

М: Ну ладно... Идем... Идем, милый...

Сцена 2

На сцене: свет выключен. Фон меняется — бедная квартирка. Стоит раскладушка, на ней под пледом лежит Сашка. На занавес рядом с Сашкой прикрепляется окно. Рядом с ним ящик-стол, коробочки-зверинец. Стоит вертикальная ширма — кирпичная стенка, висит полотенце. Рядом — декорация-плита.

Александр и Мария входят, спотыкаются.

Зажигается свет (Сашка включил)

С: Мам, ты?

М: Яяяя...

С: А это кто с тобой?

М: Яяяя... Сынок мой!!! (И падает за ширму, храпит)

С: Адекватная?

А: Ее надо уложить.

С: Да вот... Улеглась уже... Свет погасить?

А: Зачем же!

Александр проверяет Марию, накрывает ее. В эт время Сашка Закидывает руки за голову, отворачивается к окну, смотрит в него.

Александр моет руки, вытирается полотенцем.

А: Ну, прощай!

С: Теперь гасить свет?

А: Как хочешь.

С: А ты уходишь? Не заночуешь?

А: Зачем?

С: Сам знаешь. На улице неспокойно.

Александр оглядывается по сторонам.

А: Можно с тобой посидеть?

С: Она ведь до утра уже не проснется...

А: Да мне ее и не надо.

Александр садится рядом с Сашкиной постелью.

А: Представляешь, как ее встретил... Села на землю, гребет руками, как веслами, и поет...

Сашка улыбается, почесывая грудь.

С:Сумасшедшая потому что. Она всегда любит баловаться. Совсем как маленькая...

А: А что у тебя с ногами-то?

Александр возится под пледом, достает одну Сашкину ногу, придвигает ее к бортику.

С: Вот такие ноги. Обе такие, сроду. Не ходят, не живут, а — так себе...

Сашка руками убирает ногу обратно под плед.

А: а это что в коробочках?

С: Зверинец. Хочешь, покажу? Ну, так садись поудобнее. Ты такого чуда еще не видел!

Сашка кладет все коробочки себе на постель, по одному дает Александру.

С: Ты только гляди — не открывай, а то убегут! Прислони к уху, послушай. Что? Шевелится кто-то...

А: Ага, точно!

С: Это — паучишка там сидит! Его зовут Барабанщик. Хитрыыыый!..

Сашкины глаза блестят, на лице появляется улыбка. Он берет коробочки по одной, прикладывает к уху, передает Александру.

С: А тут — таракашка Анисим, хвастун, вроде солдата. Это — муха Чиновница. Целый день жужжит, всех ругает, маму даже за волосы таскала. Не муха, а настоящая чиновница, которая на улицу окнами живет, муха только похожая. А это — черный таракан, большущий, зовут его Хозяин. Он ничего такой, только бездельник. Здесь жук, дядя Николай, я его на дворе сцапал. Он странник, из жуликов которые. Будто на свой бизнес собирает. Мама зовет его — Дешевый, он ее любимчик.

А: Она тебя не ругает? Не обижает?

С: Она-то? Вот еще! Она во мне души не чает! Жить без меня не может. Она ведь добрая, только не в себе иногда. Ну... на нашей улице все такие. Она ведь  у меня красивая, веселая тоже... Очень хорошая! Я ей говорю: «Перестань, дурочка, думать об этом, богатая будешь», - а она хохочет. Женщина, ну и — глупая... А она хорошая, вот проспится — увидишь. Ну, а как тебе зверинец мой? Хорош?

А: Очень.

С: Вот только бабочек нет у меня... Бабочек и мотыльков!

А: А как зовут-то тебя?

С: Сашка.

А: А меня Александр.

С: А ты — какой человек?

А: Так себе. Никакой.

С: Ну, уж врешь! Всякий человек — какой-нибудь, я точно знаю. Ты — добрый.

А: Может быть.

С: Уж я вижу! Ты робкий тоже.

А: Почему робкий?

С: Уж я знаю!

Сашка хитро улыбается и подмигивает.

А: Почему все-таки рабкий?

С: Вот сидишь ты со мной, значит, боишься ночью один ходить!

А: Да ведь уже светает!

С: Ну, и уйдешь.

А: Я опять приду к тебе.

С: (помолчав)Зачем?

А: Посидеть с тобой, пообщаться. Ты очень интересный. Можно прийти?

С: Валяй! К нам все ходят... (Вздох) Обманешь.

А: Ей-богу, приду!

С: Тогда — приходи. Ты уж ко мне приходи, а не к мамке, ну ее!Ты — давай дружить со мной, ладно?

А: Ладно.

С: Ну вот. Ничего, что ты большой. Тебе сколько лет?

А: Двадцать первый.

С: А мне двенадцатый. У меня нет друзей, только одна Катька Водовозова, так ее водовозиха ругает ее за то, что она ко мне ходит... Ты вор?

А: Нет. Почему — вор?

С: У тебя лицо страшное, худое, с таким носом, как у воров. У нас два вора бывают, один — Ленька, плохой и злой, а другой — Ванечка, так этот добрый, как собака. А у тебя коробочки есть?

А: Принесу.

С: Принеси! Я мамке не скажу, что придешь.

А: Почему?

С: Она всегда радуется, когда гости приходят, да еще и гостинцы приносит. Вот любит гостей — просто беда! Она смешная девчонка, мамка моя. Ухитрилась, родила меня и сама не знает — как! Ты когда придешь?

А: Завтра вечером.

С: Вечером она уж нается. А ты чего делаешь, если не воруешь?

А: Баварским квасом торгую.

С: Серьезно? Принеси бутылку, а?

А: Конечно, принесу. Ну, я пошел.

С: Валяй. Точно придешь?

А: Обязательно.

Сашка протягивает Александру руку, тот обеими руками пожимает ее и ,не оглядываясь,уходит.

Сцена 3

Мария проснулась, сидит в стороне на стуле.

Леонид заходит с мешком с подарками, идет к Сашке, присаживается рядом, протягивает ему коробочки и гостинцы.

С: Ой-ой-ой, сколько ты всего притащил! Ты, что ли, богатый?Как же это, - богатый, а плохо одетый и, говоришь, - не вор? Вот так коробочки! Ой-ой-ой, даже жалко тронуть, руки у меня не мытые. Там кто? Ух, жучишка-то! Как медный, даже зеленый, ох ты!... А вдруг выбегут или улетят? Ну уж... Мамка! Подойди, вымой руки мне, ты погляди, чего он принес! Это тот самый, вчерашний, ночной-то, который приволок тебя, как будочник, - это он все! Его Александр зовут...

М: Спасибо надо сказать ему.

С: (часто кивает головой) Спасибо, спасибо!

А: Здравствуйте!

Сашка жует пряник, мычит, осторожно открывает коробочки. Мария мочит полотенце, подходит к Сашке, начинает мыть ему руки.

С: (вертится)Убёг, стой, убег!

М: (смеется, копошится в тряпках) Лови его!

Мария ловит жука, осматривает, сажает его обратно в коробочку.

М: Таких много!

С: (строго) Не задави. Она однажды объевшаяся села на зверинец мою, так СТОЛЬКО подавила! Уж я хоронил-хоронил...

М: Я же тебе сама и наловила их потом.

С: Наловила! Те были ученые, которых задавила ты, растяпа. Я их, которые издохнут, под шкафом хороню, выползу и хороню, там у меня кладбище... Знаешь, был у меня паук, Минка, совсем как мамкин знакомый один, прежний, который в тюрьме, толстенький, веселый...

М: Ах ты, солнышко мое милое. Хорош сынок? Глазки-то, а?

С: Ты возьми один глаз, а ноги отдай! (улыбаясь и разглядывая жука) Какой толстый! Мам, он на монаха похожий, на того, которому ты лестницу вязала, помнишь?

М: (посмеиваясь) Ну как же! Это, видишь, ввалился как-то к нам монах, большущий такой, да и спрашивает: «Можешь связать мне лестницу из веревок?» А я сроду не слыхала про такие лестницы. «Нет, говорю, не смогу я!» - «Так я, говорит, тебя научу». Достал из-за пазухи моток нетолстой веревки, длиннной и крепкой. Научил. Вяжу я, вяжу, а сама думаю: «Зачем это ему? Не церковь ли ограбить собрался?» (Смеется, обняв сына за плечи и поглаживая его) Ой, затейники! Пришел он в срок, я и говорю: «Скажи, ежели это тебе для воровства, так я не согласна!» А он смеется хитровато так: «Нет, говорит, это через стену перелезать; у нас стена большая, высокая, а мы люди грешные, а грех за стеной живет?» Ну, я поняла: это ему, чтобы по ночам в кафе лазить. Хохотали мы с ним, хохотали...

С: Уж ты у меня хохотать любишь... А вот бы лучше чайник поставила...

М: Так сахару же у нас нету...

С: Купи пойди..

М: Да и денег нету...

С: Ой, ты ненасытная! У него вот возьми... У тебя есть деньги?

Александр дает Марии денег. Она вскакивает, и уходит, напевая под нос.

С: Мамка! Вымой окошко, ничего не видать мне!

Сашка аккуратно расставляет на столе коробки с насекомыми.

С: Легкие у меня болят, долго дышать настоящим воздухом нехорошо мне. Слушай, а ты чертей видал?

А: Нет.

С: И я тоже. Я ночью все в темноту гляжу — не покажутся ли? Не показываются. Ведь черти на кладбищах водятся, верно?

А: А зачем тебе?

С: Интересно. Вдруг один черт — добрый? Водовозова Катька видела чертиков в погребе, испугалась. А я страшного не боюсь. Я люблю даже — страшные сны люблю, вот. Раз видел дерево, так оно вверх корнями росло, листья по земле, а корни в небо вытянулись. Так  я даже вспотел весь и проснулся со страху. А то — дом наш вдруг встряхнулся, да и поехал по улице, едет и дверями хлопает и окнами, а за ним кошка бежит... А слушай-ка: если таракана всё кормить, да кормить, так он вырастет с лошадь?

А: Если хорошо кормить, вырастет!

С: Ну да! А мамка, дурочка, смеется! Глупая она! Кошку так уж совсем скоро можно раскормить до лошади, верно?

А: А что ж? Можно!

С: Эх, корма нет у меня! Вот бы ловко! Мухи бы летали по собаке величиной. А на тараканах можно было бы возить, если он — с лошадь, значит, сильный! Верно?

А: Только вот усы у них...

С: Усы не помешают, они как вожжи будут. Или — паук ползет — громадный как кто? Паук — не больше котенка, а то — страшно! Нет у меня ног, а  то бы!.. Я бы работал и весь свой зверинец раскормил. Торговал бы, а потом купил бы мамке дом в чистом поле. Ты в чистом поле была?

А: Бывал, как же!

С: Расскажи, какое оно, а?

М: Вот она — я! ( в руке мешок с конфетами)

С: Лоооовко! Ничего нет, только сладости. Мама, ты бы вот нашла тележку, да отвезла меня в чистое поле! А то помру и не увижу никогда.

М: А ты не ругайся, не надо! Ты еще маленький...

С: «Не ругайся»! Тебе хорошо, ходишь, куда хочешь. Ты  - счастливая...(Александру)Слушай-ка, это бог сделал поле?

А: Наверное.

С: А зачем?

А: Чтобы гулять людям.

С: Чисто поле! Я бы взял туда мой зверинец и выпустил их, - гуляй, домашние! А, слушай-ка! Бога делают где, в богадельне?

М: О, чтоб тебе... о господи! Солнышко ты мое! Ой, смехота моя, чудошко...

С: Корячится, точно маленькая! Любит же хохотать.

А: Пускай смеется, это тебе не обидно!

С: Нет, не обидно, я на нее сержусь, только когда она окошко не моет; прошу, прошу: «Вымой же окошко, я света божьего не вижу,» а она все забывает...

М: Хорошее утешеньице у меня? Кабы не он — лопнула бы давно, ей-богу! Аж ходить не могла бы...

С: Ты дурак?

А: Не знаю. А что?

С: Мамка говорит, дурак!

М: Так ведь я — почему? Я ведь не во зло сказала, а ты уже сейчас — ябедничать, у какой!.. Ну, давайте чай пить!

С: Вырасту большой, сделает мамка тележку мне, попрошу ее отвезти меня в чистое поле.

М: Ох-хо-хо. Раем видит поле-то, милый! А там — лагеря, да солдаты.

С: Наелся, напился, даже спать захотелось, ей-богу...

М: И усни.

С: А он уйдет! Ты уйдешь?

М: Не бойся, я его не пущу.

С:  Не уходи. (пауза) Ты бы вышла за него замуж, венчалась бы, как другие...

М: Спи, знай, он богатый... Так вот мы и живем тихонько, я да он, больше никого. Ругают меня во дворе! А что ж? Мне стыдиться некого. К тому же, посмотри на меня, на наш дом... Стараться не за чем... Да, уснул сынок, солнышко мое. Хорошее дитя у меня?

А: Да, очень.

М: Не налюбуюсь. Умница ведь?

А: Мудрец.

М: То-то! Отец у него — барин был, старичок; этот, как их зовут? Конторы у них, - ах ты! Бумаги пишут?

А: Нотариус?

М: Вот, он самый! Милый был старичок... Ласковый... Любил меня, а я горничой у него работала. Вдруг — помер. Ночью было. Я только домой собралась, а он как грохнется на пол, - и все... А вы квасом торгуете?

А: Квасом.

М: От себя?

А: От хозяина.

М: Я очень благодарна вам за Сашку, праздник ему сегодня. Хорошо вы это сделали.

А: Надо бы мне идти.

М: Куда?

А: Дело есть.

М: Останьтесь!

А: Не могу...

М: Да куда вы так поздно? Темно на дворе. Останьтесь!

С: Мамка, ползут! Мамка же... идииии...

М: Приснилось

Леонид, едва сдерживая слезы, шмыгая носом, не оглядываясь уходит.

Мария бросается к Сашке, гладит его, укачивает, поет:

М: Придут Страсти-Мордасти,

Приведут с собой Напасти,

Приведут они Напасти,

Изорвут сердце на части!

Ой беда, ой беда!

Куда спрячемся, куда?

Сашка засыпает, Мария собирает все гостинцы в мешок. Стоит задумчиво посреди сцены. Смотрит на мешок, бросает его на пол.

Начиает звучать музыка.

Сздаи тихонько выходят танцоры.

Повторяется танец.

(В процессе снимается окно с занавеса)

После танца Мария оседает на пол. Занавес закрывается.