Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Утешкалиева Елена Анатольевна

Открытое занятие в средней группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Конспект организованной образовательной деятельности

по развитию речи

 Тема: «Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Выполнила:

воспитатель –

Е.А.Утешкалиева

Р.п.Дергачи – 2017 год

Цель: Познакомить  детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

Предварительная работа: Накануне занятия, в уголок для чтения поместить иллюстрированное издание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

Развивающие задачи:

Развивать артикуляционный аппарат.

Развивать диалогическую форму речи.

Расширять и активизировать словарный запас.

Обучающие задачи:

Учить детей участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

Закреплять правильное произношение звуков.

Формировать интерес к занятиям.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие».

Оборудование:

Русский народный костюм для сказочницы, мультимедийный проектор, атрибуты по сюжету сказки (искусствен. ёлки, изба, прорубь, рыбки, лиса, волк (кукольного театра), выставка книг сказок.

Ход занятия:

Под музыку «В гостях у сказки», входит Сказочница.

- Здравствуйте, ребята!

Вот я и добралась до Вас!

Вы наверное не знаете, кто я?

Я- Сказочница!

А пришла я к Вам, чтобы рассказать Вам одну очень интересную русскую народную сказку.

- А Вы знаете, что такое сказка?

Ответы детей

- С каких слов начинаются сказки?

Ответы детей

- Что необычного происходит в сказках?

Ответы детей

-Почему эти сказки называют русскими народными?

Ответы детей.

А сегодня я хочу Вас позвать с собой в сказку.

Вы хотите попасть со мной в сказку?

Дети:- Да!

Сказочница:

-Я приглашаю Вас в волшебный сказочный лес.

В нём мы узнаем, кто же главные герои нашей сказки.

Если сказка в дверь стучится

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнёшь, и не найти…

Тогда возьмитесь за руки и закройте глаза…

-Тише, тише, тишина!

Сказка к нам идёт сама

Ветерком прохладным вся

В сказку дверь открыла я!

- Вот мы и попали в сказку.

Загадка:

Рыжая, но не белка

Длиннохвостая, но не корова

Пушистая, но не кошка

-Хитрая, но не баба-яга?

(лиса)

Ответы детей

Молодцы, правильно, лиса!

А теперь повторяйте за мной!

Физкультминутка:

- Мы заходим с Вами в лес

(маршируем на месте)

Сколько здесь вокруг чудес!

(удивляясь разводим руками)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лису обхитрим

На носочках убежим!

(покажем как бегает лиса).

-Молодцы!

- А кто это под ёлочкой спрятался, давайте посмотрим!

- Да это лиса!

-Существует много сказок про лису.

-А как в сказках лису называют ласково?

Ответы детей:

- Лисичка-сестричка, лисонька.

Сказочница:

- Молодцы! В нашей сказке лису то же называют лисичка-сестричка.

Вот и первый герой нашей сказки- лиса!

- А я знаю одну скороговорку про лису.

Повторяем за мной!

- Со-со-со- лиса катит колесо

Сы-сы-сы-хвост красивый у лисы

Су-су-су-видел я в лесу лису.

-Молодцы!

-Идём дальше!

Загадка:

-Дружбу водит лишь с лисой

-Этот зверь сердитый, злой

Он зубами щёлк, да щёлк

Очень страшный, серый …

(волк)

Сказочница достаёт из-под ёлки волка (игрушку).

- А я, и про волка знаю скороговорку.

-Повторяем за мной:

-Волки рыщут, пищу ищут.

-Хорошо!

-Ну, что продолжим наш путь! Давайте посмотрим по сторонам.

- Ой! Что это?

-Это прорубь! (прорубь –это отверстие, прорубленное во льду замерзшей реки, пруда, озера)

- Ребята, а может быть кто-нибудь догадался, в какую сказку мы попали?

Ответы детей.

Правильно, молодцы! Ребята садитесь на стульчики.

Сегодня я познакомлю вас с  русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк».

-Проблемная ситуация: Как вы думаете, что нужно сделать чтобы с этой сказкой познакомиться?

Дети: прочитать.

Сказочница: правильно.

-Вы услышите несколько незнакомых слов.

Словарная (лексическая)  работа:

Воз - повозка, сани.

Погоревал - испытал чувство горечи.

Прорубь - отверстие, прорубленное во льду реки, озера.

Плутовка - тот, кто хитрит, обманывает.

Коромысло - деревянная палка для носки ведер на плече.

Стянуть - украсть.

Плетусь - медленно иду.

Битый - тот, которого побили.

- „Лисичка-сестричка и волк“ - русская народная сказка о диких животных. Итак, слушайте внимательно.

Чтение сказки.(Презентация)

Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:

— Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой.

Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мертвая.

— Вот будет подарок жене, — сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди.

А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбку и сама ушла.

— Ну, старуха, — говорит дед, — какой воротник привез я тебе на шубу!

— Где?

— Там, на возу, — и рыба и воротник.

Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы — и начала ругать мужа:

— Ах ты! Такой-сякой! Ты еще вздумал обманывать!

Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая. Погоревал, погоревал, да делать-то нечего.

А лисичка собрала всю разбросанную рыбу в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней серый волк:

— Здравствуй, сестрица!

— Здравствуй, братец!

— Дай мне рыбки!

— Налови сам да и кушай.

— Я не умею.

— Эка, ведь я же наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка, и мала и велика!» Рыбка к тебе сама на хвост нацепится. Да смотри сиди подольше, а то не наловишь.

Волк и пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и приговаривает:

— Ловись, рыбка, и мала и велика!

— Ловись, рыбка, и мала и велика!

Вслед за ним и лиса явилась: ходит около волка да причитывает:

— Ясни, ясни на небе звёзды!

— Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

— Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?

— То я тебе помогаю.

А сама плутовка поминутно твердит:

— Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

Долго-долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал было приподняться; не тут-то было!

«Эка, сколько рыбы привалило — и не вытащишь!» — думает он.

Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:

 Волк, волк! Бейте его! Бейте его!

Прибежали и начали колотить волка — кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.

«Хорошо же, — думает, — уж я тебе отплачу, сестрица!»

Тем временем, пока волк отдувался своими боками, лисичка-сестричка захотела попробовать, не удастся ли ещё что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:

— Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!

— Эх, волчику-братику! — говорит лисичка-сестричка. — У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили: я насилу плетусь.

— И то правда, — говорит волк, — где уж тебе, сестрица, идти, садись на меня, я тебя довезу.

Лисичка села ему на спину, он её и повёс.

Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

Битый небитого везёт,

Битый небитого везёт!

— Что ты, сестрица, говоришь?

— Я, братец, говорю: «Битый битого везёт».

— Так, сестрица, так!

Сказочница

- Ребята в какое время года происходит действие в сказке? Как вы это поняли? По каким словам? Дети: Холодно и морозно.

Физминутка «Мороз»

- А вы боитесь морозов?

-Тогда давайте с вами поиграем.

Я мороза не боюсь, - Шагаем на месте

С ним я крепко подружусь. - Хлопаем в ладоши

Подойдет ко мне мороз, - Присели

Тронет руку, тронет нос - Показали руку, нос

Значит, надо не зевать, - Хлопаем в ладоши

Прыгать, бегать и играть. - Прыжки на месте

Беседа по содержанию сказки:

Сказочница :задает вопросы:

-Понравилась ли вам сказка?

-Кто запомнил, как она называется? («Лисичка - сестричка и серый волк»)

- Кто главные герои сказки?

-Какая по характеру лиса в сказке? (хитрая, жадная, плутовка, обманщица)

-Какой в сказке волк? (голодный, добрый, доверчивый)

-Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу?

-Почему лиса обманула волка?

- После того, как волк убежал от людей? Какой он тогда был? (Злой, сердитый).

- Лиса ему навстречу шла какая? (грустная, обиженная).

- А потом какая она ехала на волке? (Довольная, веселая, что перехитрила волка).

-Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать других и относиться к ним по - доброму, тем более лиса и волк были приятелями).

. Сказочница:

 Давайте разыграем сценку - беседу лисы с волком.

Воспитатель вызывает исполнителей на эти роли, одевает маски)

Воспитатель: Едет лиса на волке (один ребенок держится за другого) да потихоньку и приговаривает…

Лиса. Битый небитого везет, битый небитого везет!

Волк. Что ты, лисонька, говоришь?

Лиса. А я, волчок, говорю: битый битого везет.

Волк. Так, лисонька, так.

Воспитатель: Довез волк лису до ее норы, соскочила она, спряталась в нору, а сама над волком…

Дети: посмеивается

Рефлексия:

Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!

-Ну, что ребята, понравилась Вам сказка?

Кто Вам понравился больше всех, лиса или волк?

Какого героя сказки можно пожалеть?

Что же плохого сделала лиса?

Правильно! Лиса всех обманула! Она обманщица!

А разве хорошо она сделала?

-Нет!

-Так чему нас учит сказка?

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

Сказка учит отличать добро от зла.

Нельзя обижать друзей!

Ребята, вы большие молодцы!

(Отрывок разыгрывается еще раз с участием других исполнителей.)

В следующий раз я приду к Вам с новой сказкой!

До свидания!