Культурные традиции родного края

Наталья Владимировна Исакова

Воспевание великой русской русской реки Волга в творчестве писателей, художников Ивановского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://yadi.sk/d/dKpFZ_hH3TecFe36.36 КБ

Предварительный просмотр:

Культурные традиции

 родного края

     

Кинешма, 2017

Содержание.

  1. Вступление.

  1. Основная часть.

  1. Глава 1. Образ Волги в литературе:

    1). А.Н. Островский.

    2). В.З. Никишин.

    3). Е. Смирнов.

         2. Глава 2. Волга в живописи:

             1). И. И. Левитан.

             2). Б. М. Кустодиев.

  1. Заключение.

  1. Список используемой литературы.

Вступление.

                                                           

1слайд

        Любовь к России начинается с любви к тому месту, где ты родился, где прошло твоё детство. Любовь к России начинается с чтения книг о родном крае: о народах, его населяющих, о традициях и обычаях. Трудно вырасти патриотом, не зная истории своего города, его особенностей, его культуры. Поэтому так актуальна сегодня изучаемая тема: « Культурные традиции родного края». Я считаю одной из культурных традиций нашего края - это воспевание реки Волга, на берегу которой раскинулся мой родной город Кинешма.

2 слайд

«О, Волга!.. Колыбель моя…», - в этих строчках Н.А.Некрасова передана любовь многих поколений людей  к царице русских рек.

Образ царицы русских рек – реки Волга, ярко представлен в произведениях  талантливых  писателей, поэтов, художников с мировым именем. Река Волга -  это одна из крупнейших рек на Земле, и самая большая в Европе. Длина Волги составляет 3530 км, а площадь бассейна — 1360 тыс. км².

3 слайд

Волга начинается на Валдайской возвышенности на высоте 228 м, из родника в селе Волго-Верховье Тверской области.

Не  случайно Волга считается любимым символом России. В различных песнях и стихах она всегда славилась как "мать-река", "матушка-Волга. Наши земляки продолжают  эти славные традиции.            

Я назвал свою работу

4 слайд

«Образ Волги в творчестве писателей, поэтов и художников               нашего края»

Цель работы – расширить представление о творчестве писателей, поэтов и художников Ивановского края, воспитать чувство патриотизма и гордости за родной край.

Объект исследования – произведения поэтов и писателей, картины художников.

               

Глава 1. Образ Волги в  литературе.

  Счастлива литературная судьба таких городов как Москва и  Санкт-Петербург. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Цветаева воспели их в своем творчестве.

   Образ Кинешмы в литературе мимолетен, но прекрасен. Наш город невелик, но удивительно хорош неброской, спокойной, провинциальной красотой. Особенно бульвар и вид на Волгу, который открывается  с кинешемских берегов. Наш город достоин того, чтобы о нем писать. Нельзя привыкнуть к этой красоте, живя здесь, и остаться равнодушным, увидев эти места впервые.

5 слайд

     «Издали, с Волги, Кинешма представляется большим каменным замком, построенным на высоком берегу озера… перед вами крутой правый берег Волги, на вершине его высится белая масса собора», - так говорил о кинешемской набережной А.А. Потехин, публицист-писатель и многолетний друг А. Н. Островского.

6 слайд

       Кинешма оказала на Островского большое влияние. Она была не только пересадочной станцией, но и местом для писательских наблюдений. Островский любил кинешемские ярмарки – тихоновскую (с 16 по 24 июня ) и крестовоздвиженскую ( с 14 по 28 сентября).  И сейчас существует традиция – открытие Тихоновской ярмарки в День города.

      Кинешма была для Островского преддверием щелыковской природы. Щелыково было его любимым  местом отдыха. Он стремился  вырваться из городской суеты на природу.  «У меня только одна мечта: добраться как-нибудь до Кинешмы, чтоб если уж  не восстановить, то хоть поддержать свежим весенним воздухом падающие силы», - писал он  в письме А.А.Потехину в 1875году.

              И я  хотел бы остановиться на тех страницах  «Грозы», «Бесприданницы»  А.Н. Островского,  на которых, как жемчужины, появляются образы Кинешмы и Волги.  Именно на этой реке и появился город Калинов, придуманный драматургом А.Н.Островским.   Рисуя природу в пьесе «Гроза», написанной в 1859 году,  Островский воссоздавал картины всех этих городов, но основой была все же Кинешма. «Разве «Грозу» Островский писал? «Грозу» Волгу написала!» - писал   С.А.Юрьев.

7 слайд

Возьмем, к примеру, бульвар, высокий берег Волги, с которого бросается вниз главная героиня «Грозы» Катерина, прекрасный вид за Волгу. Уже авторские ремарки  первого действия «Грозы» так напоминают наш родной город: «общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. «Островского всегда потрясала чудесная панорама, открывавшаяся с высокой Кинешемской набережной. Внизу – Волга, раскинувшаяся вширь почти на версту, то спокойная, то бурная, но неизменно величавая и прекрасная. На ней кипела жизнь: плыли барки, шли пароходы, бежали под парусами расшивы, сновали лодки… На том берегу – необъятная перспектива заволжских полей и лесов, с колокольнями сельских церквей, помещичьими домами, деревнями».

        Мы встречаем в «Грозе» еще одно место, напоминающее Кинешму, - бульвар. С бульваром  в «Грозе» нас опять знакомит Кулигин: «Пойдемте, сударь, на бульвар, ни души там нет…  Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа…  А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часик, другой, ну и гуляют парочками». Удивительно, но эти строки  Островского очень напоминают нашу современную жизнь.

8 слайд

И сейчас люди гуляют на бульваре чаще по праздникам, хотя в последние годы, благодаря благоустройству бульвара, людей там все больше даже в будни, особенно по вечерам.

В нашем городе уже не первый год традиционно отмечают в сентябре – День Волжского бульвара.

         Наш волжский бульвар – визитная карточка города, его лицо, его удивительный образ. Не случайно в 1991 году бульвар был признан памятником природы. В 1-ой трети 19 века на  бульваре были построены крупные здания в стиле классицизма: здание Городской  Управы, здание суда, экономического техникума, в котором ранее было казначейство. В 20-е годы были заасфальтированы дорожки и установлена чугунная ограда. Позднее был поставлен фонтан в форме мальчика с рыбкой, но он был разрушен. К счастью, в наши дни  фонтан опять радует  кинешемцев.

9 слайд

       По прекрасному волжскому бульвару в свое время прогуливались и художник Б.М. Кустодиев, и писатель А.А Потехин, и ученый Ф.А. Бредихин, и сам А.Н. Островский. Именно на волжском бульваре построили театр имени  Островского.

     Исследователь творчества Островского - Михаил Лобанов писал:

     « Восхищением перед красотой Волги начинается драма, а кончается гибелью в  Волге Катерины. Волга входит в сознание читателя, зрителя как поэтический образ самой народной жизни в ее бытовом течении и драматических столкновениях».

              Спустя 19 лет после «Грозы» в1878 году   А. Н .Островский пишет

      пьесу «Бесприданница». На этот раз мы переносимся в город Бряхимов.

        Бряхимов,   как и Калинов, вымышленный город. Однако, это название

         заимствовано драматургом из летописей: в древности город с таким

           названием    существовал в верховьях Волги.          

Интересно то, что мы опять узнаем в описаниях природы Кинешму, а в некоторых героях –  кинешемцев.

     Как и в «Грозе», уже в первом действии мы видим город, удивительно напоминающий Кинешму: «Городской бульвар на высоком берегу Волги, с площадкой перед кофейной; направо от актеров вход в кофейную, налево -  деревья; в глубине низкая чугунная решетка, за ней вид на Волгу, на  большое пространство: леса, села…»

10 слайд

      Кинешма вдохновляла не только А.Н.Островского. Наш земляк и современник – Никишин В.З. создает исторический очерк «Безымянная звезда», в котором мы видим  не только судьбу кинешемской бесприданницы, но и наблюдаем Волгу, какой она была в начале прошлого века.

Удивительно, но иногда повседневная жизнь бывает более счастливой и сказочной.  В своём   очерке  «Безымянная звезда»  он рассказывает  реальную историю  о красавице-бесприданнице, дочери угольщика Арине Статейкиной, ставшей миллионершей.  История перекликается с «Бесприданницей» Островского, тем более  что события  происходят примерно в одно и то же время.

  Как «Ласточка» Паратова, прекрасен и быстр пароход купца первой гильдии Кононова: «Безымянная звезда» ходко шла по утренней бирюзовой воде. Мелкие гребешки волн часто стучали о стройные борта сверкающего белизной парохода. Ровно дышала паровая машина. От могучих  шатунов вала «Звезда» нетерпеливо вздрагивала и легко вспарывала носом пенящиеся встречные струи». Такой мы видим  в очерке Волгу.

11 слайд

  Из очерка мы узнаем, какой была в те времена Волга: «Звезда» шла близко к берегу  (в те поры Волга была еще узкая.  Любой мальчишка мог добросить камешком до идущего парохода ) ».  На берегу бабы и девки  сушили холсты, девки купались. Кононов приказал спустить шлюпку и причалить к берегу.

История Кононова и  Арины – история о светлой, красивой любви.

Купец влюбился в кинешемскую красавицу с первого взгляда: « Она стояла выше колен в воде в белой мокрой рубашке, почти льняная коса через грудь опускалась до пояса. Даже когда шлюпка бортом коснулась ее, она не тронулась с места. Кононов прямо в сапогах прыгнул за борт. Так они стояли и смотрели друг на друга. И что-то шептало в уши, в сердце Кононову: «Одна Звезда» - радость твоя, эта звезда – судьба твоя». Она была такая ясная и чистая, что полуденное солнце казалось тусклым». И «украл» Кононов свою «звездочку», которая не побоялась, «батя шкуру спустит», умчалась  по бескрайней Волге навстречу своему счастью. Кононов дал слово купца, что они вернутся за родительским благословением, и сдержал его.  Вернулся с Ариной, удивив всю Кинешму, приехав «на двухстах лошадях,   которые на санях тащили пароход…»   Интересна история  этого чудесного появления. Ранние морозы сковали Волгу, и «Безымянная звезда» дошла лишь до Решмы. Там купцу подали эту фантастическую идею тащить пароход на лошадях, на воплощение которой в жизнь ушел целый месяц. Любовь преодолевает все препятствия. Не в сказке происходят эти удивительные события, описанные Никишиным, а  в нашей Кинешме в прошлом веке. Так могла закончиться история Ларисы  Огудаловой.  Паратов мог умчать ее на своей «Ласточке», сделать счастливой, но он, по словам Кнурова «как ни смел, а миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет».  Так и получается, что жизнь бывает иногда более чудесной, нежели сказка.  История Аришки  Статейкино, дочери угольщика, ставшей купчихой-миллионершей – история кинешемской Золушки.

       Осенью 2001 года Никишин В.З. уезжает в  Калининград, к дочери. Представить Вениамина Захаровича без Кинешмы и Волги трудно.  Они прикипели, что называется, друг к другу. Не зря, ведь, русская пословица гласит: «Старое дерево не пересаживают», Никишин грустил и сожалел, что уехал.  Художественный летописец Волги, Кинешмы, её жителей, их самобытности, силы и широты, Никишин и сам был носителем всего этого.

В 2007 году В.З. Никишина не стало.
Время назад – это память… У Никишина был дар. И нас, его земляков, он  им одарил, продолжая традиции русских писателей, трогательно и проникновенно говоря о Волге.

12 слайд

        Волга является неповторимой героиней многих произведений поэта – земляка Евгения  Смирнова,  который живет и творит  в городе Наволоки. Волга – это наша  родина. Каждое новое свидание с ней волнует нас, точно, ступив на ее берега, мы  попадаю в отчий дом… Волга в русской жизни – как небо и воздух. Мы дышим Волгой, мы любуемся ею. Мы поем о ней самые сердечные песни. Мы учим детей на ее преданиях. Волга – родина удали, смелости, народной славы. Волга – родина русских гениев и талантов. С детства волжанин мечтает о своей реке, как о самом прекрасном из всего, что ему дано на земле. Евгений Смирнов находил  творческое вдохновение  на берегах Волги, восхищаясь её утренней и ночной красотой.

В стихотворение «На Волге» есть строки:

Часами недвижно могу я

Над утренней Волгой сидеть…

И думать, и вдаль голубую,

Как в очи любимой глядеть

Удивительной сравнение воды  с глазами любимой говорит о том, как глубоко поэт любит Волгу. Каждый кинешемец может повторить вслед за  Смирновым:

Никто меня здесь не обманет,

Здесь все откровенно со мной:

И берег в прозрачном тумане,

И ветер по-майски хмельной.

Ведь берег Волги, бульвар – все это с нами с детства и на всю жизнь.

Стихотворение «Притихла Волга» -  трогательное и проникновенное:

Притихла Волга, дня свеченье

В своих глубинах затаив…

    «И кто-то тихо напевающий один стоит на берегу», - пишет  Е.Смирнов… ,

и мне кажется, что на том берегу  стою я и  всматриваюсь в Волгу, как в свою жизнь.

13 слайд

К  этим строкам Ю. Смирнова можно соотнести картину И. Левитана «Волга с высокого берега», ведь не только поэты и писатели воспевали  величество реки  в своем творчестве, но и художники рисовали её живописные берега.

Глава 2. Волга в живописи.

14 слайд

Творчество  великого  мастера  русского пейзажа Исаака Ильича Левитана связано с Плесом  и Волгой.  Это  «волжский» период его жизни.

     Волга   одинаково прекрасна и в золоте солнечных лучей, и в унылые пасмурные дни, и в рассветные и закатные часы.
Кажется, нет конца разнообразию мотивов. Вся многоликая трепетно-изменчивая жизнь природы, казалось, сама ложилась на холст. Да и как могло быть иначе, если  он жил на Волге в окружении первозданной безлюдной чистой природы и его творческой мастерской был весь вольный свет. Он создавал пейзажи, которые запоминаются не только сюжетами, но и настроением, уверенным мастерством.

     Левитан  считал своим учителем А.К. Саврасова. Он очень любил его картину  «Могила на Волге». Левитан писал: «  Широкая, уходящая вдаль могучая река с нависшей над тучей; впереди одинокий крест и облетевшая березка вот  и все, но в этой простоте целый мир высокой поэзии». Эти строчки, сказанные художником, можно в полной мере отнести и к его картинам:

15-20 слайды

«На Волге», «На Волге. К вечеру», «После дождя. Плес», «Вечер. Золотой плес», «Баржи. Волга», «Свежий ветер. Волга». Это шедевры, на которых навечно запечатлены величественные пейзажи нашего края:  и Волга во все  времена суток, и крутой берег Плеса…

     Благодаря многочисленным работам, созданным в окрестностях города Плес, Левитан окончательно избавляется от финансовых трудностей, становится знаменитым. Теперь художник отправляется в Европу. Там он знакомится с лучшими образцами французского пейзажа. Поиски импрессионистов оказываются очень близкими по духу мастеру.

21 слайд

      В 1894 году художник создает полотно, которое принято считать вершиной его творчества – «Над вечным покоем». Никто из русских художников, до Левитана, не приближался в своем творчестве к такой высокой поэтичности и чувственности в изображении природы.

22 слайд

     Удивительна Волга на картинах нашего земляка Б.М.Кустодиева. В нашем городе есть улица, которая носит имя великого русского художника.

      Б. М. Кустодиев  любил Россию - и спокойную, и яркую, и ленивую, и неугомонную, и все свое творчество, всю свою жизнь посвятил ей, России.

С  Кустодиевым связана Кинешма, где художник собирал материал для своих первых картин; позднее по дороге в «Терем» Кустодиев почти ежегодно с 1905 по 1915 годы бывал в Кинешме.

       В двух вариантах картины «Девушки на Волге» 1915 г. и 1919 г. мы видим  изобразительные  метафоры, которые подчерпнуты  из поэтического русского фольклора. Это и березка, и Волга – «Волга-реченька широкая…»

23 слайд

  Удивительна картина «Волга. Радуга» 1925 г. У Кустодиева Волга – особенная: Волга-кормилица, Волга-труженица. Вобрав в себя все краски закатной Волги, над небом поднялась радуга. Небо на картине разделено невидимой осью. Правая часть прояснилась, левая – во власти дождя. Именно благодаря дождю, небо приобретает цвета земли и Волги, придает картине сказочность и яркость.

24 слайд

   Интересна картина «Гуляние на Волге». Замысел картины возник, когда художник жил в гостинице «Эрмитаж», окна выходили на набережную.

Именно она послужила прообразом праздника жизни, который был запечатлен художником: пристань, пароход. Собор на другом берегу, нарядные люди.

                                                    Заключение.

25 слайд

     Из поколения в поколение передавались волжские легенды, были, сказания, предания. Эта фольклорная традиция привлекала к себе внимание многих творческих людей. Тема Волги в русской поэзии уже давно заняла особое место. В народном фольклоре, творчестве писателей, поэтов, художников широко отражена тема Волги-матери, Волги-кормилицы. Обобщив эти образы, можно сказать, что для русского человека Волга – это сама Жизнь.

     Как бы ни менялась в дальнейшем Волга, она не перестанет быть для русского человека прекрасной, величественной, загадочной. А для литераторов и художников  - источником вдохновения.

      Хочется закончить  работу словами  еще одного нашего земляка  К.Д. Бальмонта, который  писал: «Нет Египта без Нила, нет Индии без Ганга, есть в ряду величайших прекраснейших стран Россия, потому что у нее есть Волга».           

        Культурная традиция – воспевание любви к родному краю  будет продолжена, конечно, и нашими современниками, и будущее поколение тоже будет восхищаться талантливыми литераторами и художниками, рисующими в своих произведениях неповторимый образ величественной царицы рек – Волги.

26 слайд

Список использованной литературы.

Источники:

  1. А.Н.Островский. Сочинения в 3 т. Москва. Художественная литература.
  2.  А.А.Потехин. Уездный городок Кинешма. Соч. в 12т. C.-Пб.
  3.  Вениамин Никишин. Апельсин на ладони. Рассказы.Повесть. Мемуары. Кинешма. 1996.
  4. В.Н. Докучаева. Борис Кустодиев. Жизнь и творчество. М., «Изо», 1991
  5. Е. Смирнов. И что за люди мы такие? Стихи из российской глубинки. Избранное. Иваново, Прес Сто, 2014

Критическая литература:

  1. – Илья Лебедев. Прогулки по Кинешме./ Приволжская правда. 2000.2001.
  2.  – Михаил Лобанов. Островский. Москва. Молодая гвардия. 1989.
  3.  – А.И.Ревякин. А.Н.Островский в Шелыково. Костромское книжное издательство. 1957.
  4.  – Кинешма. Альманах. Составитель И.Антонов. Иваново.2000.