Статья "Явление синестезии в художественной автобиографии В.В.Набокова "Другие берега"

Ковачева Ольга Валерьевна

В работе рассматривается явление синестезии и ее реализация в художественном тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yavlenie_sinestezii_v_hudozhestvennoy_avtobiografii_v.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Явление синестезии в художественной автобиографии В.В. Набокова "Другие берега"

Синестезия (от греч. synaisthesis) – это явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, иными словами, сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются, синтезируются.

Феномен синестезии известен науке уже на протяжении трех столетий, но пик интереса к ней пришелся на рубеж XIX и XX веков, когда смешением чувств заинтересовались не только медики, но и люди искусства.

А.Р.Лурия пишет, что существуют две формы взаимодействия органов чувств: влияние друг на друга; совместная работа, при которой качества ощущений одного вида (например, слуховых) переносятся на другой вид ощущений (например, зрительных). Это явление переноса качеств одной модальности на другую называется синестезией.

Сканирование мозга синестетиков показало, что, например, у людей, различающих оттенки букв, при взгляде на печатный текст активизируется не только участок мозга, отвечающий за понимание речи, но и зоны, ответственные за распознавание цвета. Таким образом, нейрологический импульс действительно перераспределяется от одного участка мозга к другому.

«Синестезия находится вне любого волевого контроля, ее нельзя вызвать «нарочно» и нельзя «подавить», хотя усиление или отвлечение внимания может сделать ее более или менее яркой» (Н.Сойнова «Кубики Набокова – синестезия»).

Отечественный исследователь этого явления Б.М.Галеев в своей работе «Что такое синестезия: мифы и реальность» отмечает, что под термином синестезия понимаются:

а) межчувственные связи в психике, а также результаты их проявлений в конкретных областях искусства;

б) поэтические тропы и стилистические фигуры, связанные с межчувственными переносами;

в) цветовые и пространственные фигуры, вызываемые музыкой;

г) взаимодействия между искусствами (зрительными и слуховыми).

Также ученый отмечает, что раньше синестезия рассматривалась как аномалия, при этом, мало кто обращает внимание на то, что все мы живем в мире синестезий, на то, что наш обыденный язык насквозь синестетичен – это в подлинном смысле «кладбище синестетических метафор»: яркий голос, кричащие краски, острый звук, матовый тембр, теплый цвет, резкий запах, легкая музыка, баритон (т.е. тяжелый звук) и т.д.

По своей психологической природе синестезия – это ассоциация, межчувственная ассоциация. «Синестезия – это проявление метафорического мышления (которое … как раз и базируется на механизме ассоциаций)» (Б.М.Галеев «Синестезия – чудо поэтического мышления»). При всем внешнем сходстве метафоры и синестетической формулы следует отличать их друг от друга. Например, в синестетической формуле, состоящей из двух компонентов, эти компоненты должны выражать восприятие явлений окружающего мира именно органами чувств: «прозрачные звуки ее языка», «сумерки» - какой это томный сиреневый звук!» (В.В.Набоков «Другие берега»).

В данной работе синестезия будет рассматриваться как межчувственные связи в психике и результаты их проявлений в языке художественной литературы. На начальном этапе исследования была собрана картотека из 60 единиц, представляющих собой примеры реализации явления синестезии в тексте автобиографии. Далее будет произведен анализ этих примеров, чтобы выяснить на основе чего происходит синестезия в данном тексте и как она работает на восприятие художественного текста. В работе не будет исследоваться феномен «цветного слуха», и в частности, «цветная азбука» Набокова, так как это проявление синестезии уже рассмотрено в исследовательской литературе (см. Prokofieva Larissa “The Sound Palette of V.Nabokov (from the point of view of Phonosemantics)” и другие ее работы, посвященные «видению» звука в творчестве  Вл. Набокова).

Все отобранные примеры были сгруппированы вокруг ключевого слова с архисемой восприятия явлений окружающего мира тем или иным органом чувств. Такими словами стали: звук, запах, тепло, свет и т.д. Проанализируем две синестетические формулы, одна из которых входит в поле «звук», а другая в поле «запах»: «…твердый стук комьев мерзлой земли и снега об передок…»:

Твердый. 1. только полн. Способный сохранять при известных условиях свою форму и размер в отличие от жидкого и газообразного. Т-ое тело. Т-ое и жидкое топливо.2. Такой, который с трудом поддается сжатию, сгибанию, резанию и т.п. (противопост.: мягкий) // Жесткий на ощупь.

Стук. 1. Короткий отрывистый звук от удара или от падения твердого тела.

Общей для обоих слов является сема тела, что отражено в их толковании. В данном словосочетании качество предмета (твердость) становится признаком звука, который этот предмет производит. Смешиваются слуховые (стук) и тактильные (твердый) ощущения, что и является синестезией. Ср. «сухой стук о мрамор столика – от падения лепестка пожилой хризантемы». Также в этой фразе происходит чрезмерная актуализация семы твердости. При анализе ряда «твердый – стук – комьев мерзлой земли и снега» это свойство предмета уже не называется прямо, но подразумевается до последнего слова фразы, т.к. и в слове стук, и в слове мерзлый присутствует сема твердости. (Мерзлый. Затвердевший от холода; замерзший. М-ая земля.).

«…яркий запах тепличных цветов повсюду…»:

Яркий. 2. Отличающийся чистотой и концентрированностью тона, цвета. 3. Выразительный, производящий сильное впечатление; сильный, выдающийся в каком-л. отношении.

Запах. Свойство вещества, воспринимаемое обонянием.

Общей семой является сема вещества. В слове яркий актуализируется сема концентрированности, силы воздействия, насыщенности, и гасятся семы света, цвета и чистоты. В слове запах актуализируется сема восприятия предмета определенным органом чувств. Происходит перенос признака вещества на его свойство. Таким образом, синестезия происходит за счет совмещения обонятельных и зрительных ощущений. В этом примере синестезия помогает автору не только охарактеризовать ощущение, но и, вызвав определенные ассоциации у читателя, создать более полный образ.

В тексте «Других берегов» есть не только синестетические формулы как результат, но и авторское описание процесса синестезии: «Чтобы основательно определить окраску буквы, я должен букву просмаковать, дать ей набухнуть или излучиться во рту, пока воображаю ее зрительный узор»; «…а вот, кстати, слово «корм», «кормить» вызывает у меня во рту ощущение какой-то теплой сладкой кашицы…».

Если рассматривать синестезию как художественный прием, то можно сказать, что ее использование позволяет автору создать более полную картину восприятия мира, не прибегая к долгим описаниям. Синестетические формулы в художественном тексте являются «стимулами», на которые подсознание читателя выдает определенные «реакции».