Волшебство религии на уроках химии.

Рощинская Валерия Юрьевна
Не существует народов, на каких бы стадиях развития они не находились, без религии и магии. Религия сопровождает историю всех народов от истоков цивилизации и пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Отсюда поразительное богатство и многообразие религиозных проявлений. На конкретных примерах в статье попыталась показать как можно использовать знания основных вопросов религии на уроках химии в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebstvo_religii_na_urokah_himii.docx113.06 КБ

Предварительный просмотр:

... Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенно, и убога,

Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилёв. Фра Беато Анджелико

Не существует народов, на каких бы стадиях развития они не находились, без религии и магии. Религия сопровождает историю всех народов от истоков цивилизации и пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Отсюда поразительное богатство и многообразие религиозных проявлений.

История человечества свидетельствует о том, что люди не только обожествляли силы Природы, но и пытались дать им разумное (рациональное) объяснение.  Такая диалектичность разных соотношений рационального и иррационального в мировоззрении была и будет свойственна человеку всегда. Противоречие между ними, то разрешаясь, то нарастая, движет цивилизацию.

В науке опыт ученого сделал магические, религиозные представления совершенно несущественными:  научные достижения основываются на материалистическом видении мира. Именно наука придала мировоззрению людей рациональность. Но, как свидетельствует история, полного освобождения от мифологии, магии и религии не произошло – ни в античной, ни в развившейся  затем западноевропейской,  ни в современной науке.

Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Не требовалось особой проницательности, чтобы понять: изменить эти законы, установить другие человек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту безликую, таинственную силу, которая обнаруживает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений; именно она выделила человека из природного мира.

Знакомство с религией  у учителей естествознания много лет начиналось с изучения вопросов атеистического воспитания. Долгое время учителя химии, биологии, физики на уроках доказывали, что все происходящее с нами, имеет под собой строгую научную основу.

Время идет, мир меняется и от воинствующего атеизма мы переходим к анализу реальных ситуаций сегодняшнего дня и ответу на вопрос: «Что же для нас религия? И каково ее место и роль в нашей жизни?»

Представляется, что говорить необходимо о связи вообще религии и предметов естественно – математического цикла, т.к. естествознание изучает вопросы происхождения человека, его эволюции. На конкретных примерах попытаемся показать как можно использовать знания основных вопросов религии на уроках химии в школе.

 Пятиклассникам на уроках природоведения

 при изучении темы «Горные породы» будет

 интересно узнать, что прообразом храмов

были первые погребальные сооружения –

 мегалиты, созданные из камня в III – II тыс.

 до н.э. Места эти были святыми и в них

проходили обряды, связанные с почитанием сил неба и природы.

     В теме «Электрические явления» можно рассказать о молниях, которые по мнению этрусских жрецов советовали, или наоборот, не советовали приниматься за то или иное дело. Считалось, что Бог выпустил молнию, и его волю надо выполнить. Были молнии, предназначенные для тех, кто в данный момент ничего не делал и являвшиеся напоминанием или даже прямой угрозой человеку (что является также и воспитательным моментом).

     Таким образом, начиная с 5 класса на уроках природоведения (а далее биологии и химии)  детям дается информационный материал и они могут выражать свое мнение, опираясь на разные взгляды на ту или иную изучаемую тему.

Тема: «Предмет  химии. Вещества и их свойства».

 Среди алхимиков, искренне, бескорыстно и честно служивших науке, попадались и обманщики, использовавшие алхимию для собственной наживы. Из такого рода «артистов» алхимического обмана наиболее замечательна фигура жившего в XVIII веке итальянца Джузеппе Бальсамо, известного под именем графа Калиостро. Он выдавал себя за современника Иисуса Христа, обладателя жизненного эликсира и философского камня. Его похождения были описаны Гете, А. Дюма-отцом.

Тема: «Закон сохранения массы веществ. Роль М. В. Ломоносова в развитии химии». «Силикатная промышленность».

 Высоким искусством мозаики славились мастера Византии. Во многих церквах и храмах сохранились их работы, не потерявшие до наших дней сияния и блеска своих красок.

В Древней Руси знали и умели делать цветное стекло. Многие соборы X- XI вв. в Киеве, Чернигове, во Владимиро - Суздальском княжестве славились своими мозаичными картинами из цветной смальты.

Искусство создания мозаичных картин было утрачено на Руси после татаро-монгольского нашествия в ХIII веке. Ломоносов смог возродить его.

В 1750г. граф  М. И. Воронцов показывал в своем доме итальянскую мозаику «Плачущий апостол Петр», привезенную из Рима и там же выполненную по живописному оригиналу Гвидо Реви, а кроме того, заказанный там же мозаичный портрет императрицы Елизаветы. Ломоносов видел эти картины, и они произвели на него сильное впечатление. Не только потому, что отмечались большими художественными достоинствами, но и потому что к этому времени он почти закончил разработку технологии изготовления непрозрачных разноцветных стекол и понял, что сам может делать подобные мозаичные картины.

Одна из первых ломоносовских мозаик, набранная,

вероятно, лично им самим - маленький образок

Нерукотворного Спаса (иконка размером

11,2 см * 9 см).

Мозаичные картины, выполненные в мастерской

Ломоносова, стали яркой страницей в истории русского искусства.

До нашего времени сохранились следующие мозаики Ломоносова:

Нерукотворный Спас (Исторический Музей, Москва);

Пётр I 1754г.(Государственный Эрмитаж);

Бог Отец 1757г. (Исторический Музей, Москва);

Александр Невский 1757-1758гг. ( Музей Ломоносова);

Императрица Елизавета Петровна 1758-1760гг. (Государственный Русский Музей);

Апостол Пётр 1761г. (Государственный Эрмитаж);

Екатерина II 1763г. (Государственный Русский Музей);

Полтавская Баталия 1762-1764гг. (АН России, С.-Петербург)

Тема: «Кислород. Оксиды. Горение».

Человек познакомился с огнем в глубокой древности. Неукротимая стихия внушала первобытным людям ужас и в то же время привлекала  магией тепла и света. Культ огня существовал у многих народов: потеря огня была настоящей трагедией, ведь люди не сразу научились добывать его сами. Но именно «приручение» огня стало одним из первых главных достижений человека.

Значение огня для жизни ощущалось первобытным человеком настолько сильно, что в древности даже возникла легенда о даровании огня людям богами (легенда о Прометее).

  • Почему в Сураханском храме днем и ночью пылал «священный огонь»?

В светильниках  Сураханского храма (п. Сураханы. Азербайджан)  днем и ночью пылал огонь.  Ни ураган, ни дождь не могли погасить яркие факелы, привлекавшие к себе толпы огнепоклонников. На самом деле никакого чуда здесь не было - это горел природный газ, выходящий из недр земли  по глубоким трещинам. Зажженная рукой человека струя газа горела до тех пор, пока его запасы не истощались или колебания земной коры не закрывали трещины, по которым он выходил па поверхность.

  • Почему « куст Моисея» неопалим?

 Как повествует Библия, пасший овец пророк

 Моисей однажды увидел куст, охваченный огнем

 («Неопалимая купина»). Из пламени пылающего,

но не сгорающего куста Моисею явился ангел.

Примерно так вкратце можно изложить суть

 произошедшего.

Такой куст существует, он и в наши дни встречается на Синайском полуострове и называется диптам, или "куст Моисея". Это своеобразное растение выделяет летучее эфирное масло, которое легко воспламеняется на солнце. Экземпляр этого куста привезли даже в Польшу и посадили в горно-степном заповеднике в Скоротицах. В 1960 году газеты сообщили (информация не проверена), что, к удивлению местных жителей, "куст Моисея" в жаркий день загорелся голубовато-красным огнем.

.Тема: «Вода. Растворы. Основания».

И был вечер, и было утро: день второй.
И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо.      Библия.

  • Библия рассказывает, что у подножия горы Хорив Моисей ударил посохом по скале и оттуда брызнула родниковая вода.

Этому чуду он, безусловно, научился у мадианитян. Бедуинам оно известно по сей день. Они знают, что, несмотря на длительную засуху, у подножия гор под хрупкой пленкой песка и извести обычно собирается дождевая вода. Достаточно разбить эту оболочку, чтобы добраться до воды и утолить жажду.

  • Если проследить упоминание о воде в священном писании, то это

упоминание очень часто связано с идеей очищения. Наиболее ярко это отражено в повествовании о крещении израильтян в реке Иордан во время пророка  Иоанна Предтече. Иоанн крестил крещением покаяние. И образом и символом раскаяния людей было их омовение в реке.

А в христианской церкви существует таинство крещения. Таинство - тайна, - до конца сокрыто от нас, что происходит с человеком в момент крещения. Известно только, что божественная энергия (благодать) снисходит во время этого обряда на человека.

  • У всех народов, чтобы предстать перед Богом, человек должен быть

чистым. Во всех конфессиях мира вода как будто является посредником, соединяющим человека с творцом. Иудеи совершают омовение в миквах, у мусульман можно приступать к молитве только после омовения.

  • Зимой 1888 года корабль «Лара» следовал рейсом из Ливерпуля в Сан-

Франциско. На 3 день пути на корабле начался пожар. Среди покинувших судно был капитан Нейл Керри. Потерпевшие бедствие стали испытывать муки жажды, которые возрастали с каждым днем. Потом, когда после 3 недель скитания по морю, они благополучно достигли берега, капитан, человек весьма трезвого отношения к действительности в следующих словах описал то, что спасло их: «Мы мечтали о пресной воде. Мы стали воображать будто вода вокруг шлюпки из голубой морской превращается в зеленоватую пресную. Я собрался с силами и зачерпнул её. Когда я попробовал, она оказалась пресной».

  • «Почему «святая» вода не портится?

 «Святая» вода хранится всегда в серебряных сосудах. Серебро же обладает сильными бактерицидными свойствами. Это было известно ещё в древние времена. Так, например, для лечения ран воины Александра Македонского применяли серебряные пластинки, которые накладывали на раны. Серебро убивало микробы, что способствовало заживлению ран. Вода, которая соприкасалась с серебром, долгое время сохраняется свежей, так как в ней не развиваются микроорганизмы. Объясняется это тем, что серебро в небольшой степени (очень малой) растворяется в воде, и раствор серебра убивает все присутствующие в воде микроорганизмы. Фильтрование воды через посеребренный кварцевый песок также очищает воду от бактерий.

Еще в древности было известно, что вода, находящаяся в контакте с серебром, приобретает целебные свойства. Древние индусы обеззараживали воду, погружая в нее пластины из металлического серебра. В русской православной церкви «святая» вода выдерживается в серебряных сосудах

Какова же причина проявления особых свойств «серебряной воды»? Ионы Ag+  проникают внутрь клеток бактерий и нарушают их жизнедеятельность. Эффективность  уничтожения бактерий в воде, содержащей следы ионов серебра, очень высокая. Бактерицидность такой воды сохраняется в течение многих месяцев.

  • В некоторых странах существовал обычай при освящении колодцев

бросать в них серебряные монеты, а также хранить воду в серебряных чашах.

Заметим, что обеззараживание воды с использованием серебра и сегодня остается эффективным методом дезинфекции и консервирования питьевой воды. «Серебряную воду» получают электролизом воды на серебряных электродах по методу, разработанному Л. А. Кульским. Такая вода применяется на кораблях и в полевых условиях, при изготовлении минеральных вод, для консервирования соков, фармацевтических препаратов в лечебных целях.

Тема: «Химия элементов»

Фосфор

  • По одной из библейских легенд, во время пира во дворне вавилонского

царя Валтасара вдруг  появилась светящаяся рука, начертавшая непонятные письмена. Некоторое время они бледно мерцали, а потом, испустив легкий дымок, исчезли. Иудейский пророк Даниил расшифровал эти письмена и предсказал гибель Валтасара. Это чудесное явление потрясло всех присутствующих.

Химики доказали, что такое «чудо» возможно: на черной стене может вспыхнуть, а потом погаснуть надпись или рисунок. Для этого потребуются специальные фосфорные «карандаши». Свечения вызваны реакцией медленного окисления фосфора с образованием, в конечном счете, оксида фосфора, вступающего во взаимодействие с влагой воздуха.

  • Во время службы в церкви у римлян часто происходило самовозгорание свечей. Это церковное «чудо» с  точки зрения химии объясняется следующим образом. Для загорания свечей их фитиль смачивают раствором белого фосфора в сероуглероде. При испарении растворителя фосфор осаждается в мелкодисперсном состоянии на ворсинках фитиля. Его окисление воздухом является экзотермическим процессом, что и приводит к возгоранию и зажиганию фитиля. Время от смачивания фитиля до его воспламенения зависит от концентрации фосфора в сероуглероде, поэтому момент воспламенения можно задавать концентрацией фосфора в растворе.

Сурьма.

     Любопытно, что во Франции и Англии до сих пор ещё бытует другое название сурьмы - антимоний.

Летом 1460 года игумен одного из немецких монастырей Леонардус в поисках философского камня получил тяжёлый порошок с металлическим блеском. Случайно скормленный свиньям, этот порошок будто бы оказался для них полезным. Отец -  настоятель обители решил испробовать действие новооткрытого «камня жизни» на монахах своей обители. Измельченный в порошок этот камень был добавлен в тощую монастырскую кашу. Наутро все сорок подопытных монахов в страшных мучениях умерли. Уцелел только сам Леонардус, который той каши не ел. Так будто бы и была открыта сурьма. Не берусь судить, что в этой истории правда, что вымысел, однако и английское и немецкое название сурьмы (antimony, antimon) действительно можно перевести как «антимонахин», «средство против монахов».

Бериллий.

Изумруд - самая красивая и ценная разновидность берилла, является классическим ювелирным камнем.

Существует много легенд об изумрудах. Одна из них о том, что чаша Грааля, из которой пил Христос в последнюю вечерю, была вырезана из огромного изумруда. Согласно другой старой легенде, изумруд наделял своего хозяина даром предсказания будущего.

Железо.

В Дели, во дворе мечети Куват – Уль - Ислам,

построенной в XII веке, стоит знаменитая

железная колонна, называемая кутубская.

Она очень популярна у местных жителей и

иностранных туристов. Масса её 6,5 тонн,

высота 7,5 м. Примерно на 0,5 м колонна

закопана в землю. Диаметр колонны на

уровне земли-420 мм, а у вершины-320 мм.

 Она создана индийскими мастерами в 415 году н.э. в честь победы одного из императоров династии Гупта. Колонна стоит уже более 1500 лет и следов коррозии (окисления) на ней не видно.

Сегодня около делийской колонны постоянно толпятся люди. В большинстве своем бедняки, которые надеются обрести счастье. Дело в том, что тот, кто обхватит колонну руками, став к ней спиной, станет счастливым человеком.

Ртуть.

Шел XVII век. Монастырь. Молодому монаху было поручено приготовить красную краску «скарлет». В соответствии с рецептом он взял водный раствор иодида калия KI и нитрата ртути Hg(NO3)2. Монах увидел, как раствор сначала стал красным, а затем прозрачным и бесцветным. Никакого красного осадка «скарлет» не образовалось. Объяснив происшедшее «дьявольским наваждением» монах бросил работу и стал молиться.

Красный осадок иодида (краска «скарлет»), малорастворимый в воде. Образуется только при смешивании строго стехиометрических количеств реагентов, отвечающих реакции:      Hg(NO3)2 + 2KI = HgI2 +2KNO3

Вероятно, монах вылил в сосуд с раствором нитрата ртути весь раствор иодида калия, рассчитанный на несколько синтезов. Поэтому образовавшийся вначале осадок иодида ртути HgI2 стал тотчас же взаимодействовать с избытком иодида калия, образуя прозрачный раствор тетраиодомеркурата калия HgI2 + 2KI = K2[HgI4]

     В заключение хочется сказать, что на уроках большое значение мы придаем и воспитанию, поэтому, что касается Библии, то нужно признать – в ней есть много интересных и поучительных легенд и историй, сконцентрировавших в себе предания и опыт многих народов. Особого внимания заслуживают изложенные в Библии нравоучения, реализация которых может и сейчас способствовать нравственному совершенствованию.

У детей есть свой интерес к религиозной реальности. В жизни ребенка обязательно должен присутствовать период мифологического восприятия мира. Значит ребенку нужно религиозное воспитание просто для того, чтобы быть ребенком.  Его восприятие духовного мира и живо, и реалистично. Он очень мистично видит мир. Но мир ребенка ограничен и чудо в нем имеет постоянную прописку.

Сегодняшнее поколение детей грубеет, теряет человеческое обличие. А религия дает людям надежду на светлое будущее, заставляет их верить в чудо, нравственно и эстетически воспитывает и одухотворяет.