Мое творчество (стихотворения, очерки, статьи)

Никишина Елена Петровна

Предварительный просмотр:

Отдел образования  и молодежной политики

МБОУ   Кочуновская ООШ

Районный конкурс творческих работ

 « Нижегородская губерния: история трех столетий» в рамках проекта

« Бутурлинские чтения»

Номинация « Край родной – Нижегородчина»

                                       Работу выполнила :Никишина Елена Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Кочуновской ООШ.

607436, Нижегородская область,

Бутурлинский район, с. Кочуново,

ул. Центральная, д.50.  т.88317258241

с. Кочуново

2014г.

«Поклонимся великим тем годам»

Великой победе посвящаю.

Стихотворение

«Поклон ветеранам великой войны».

Каждый год, принимая участие в митинге,

Посвященном Победе в той священной войне,

Ты невольно задумываешься о смысле жизни,

И что-то переворачивается в твоем сердце,

В самой-самой его глубине.

Ветеранов списки редеют, осталось мало,

По всей деревне – не больше пяти.

Что же делать? Где их можно теперь найти?

Разве только в материалах газет, в музее,

Или на погост поклониться пойти.

Ты теперь их не встретишь на улице,

Не спросишь о здоровье, не пожмешь руки.

Теперь они – История – твои родные деды, твои земляки.

А слова ведущих режут уши: «Погибло их много, сотни тысяч,

Немало павших и с нашей земли:

Вилковы, Горячевы, Тучины, Сурины…

Сыны родные кочуновской земли.

Из каждой семьи уходили солдаты

Воевали за Родину, за каждый клочок ее,

Да и в ней полегли…»

Минута молчания. Тишина.

А затем торжественно и гордо

К подножию солдатскому шагают потомки

 И от чистого детского сердца

Всем неизвестным героям несут цветы.

Не иссякнет память людская,

Не оскудеют сердца,

Пока мы о них говорим и пишем,

Тропа к неизвестному и родному солдату

Не зарастет травой никогда!



Предварительный просмотр:

Публицистическая статья

«Комсомол сплотил нас»

Комсомол всегда молодой. В этом можно убедиться на примере нашей школы, где патриотическому воспитанию молодого поколения уделяется огромное внимание. Вся школа, от руководства до малышей, занимается краеведческой работой. Мы увлечены поиском нужного материала, организацией встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, в Чечне, ветеранами труда, «детьми войны». Учащиеся  школы   выступают с концертами перед старшим поколением,  библиотекари организовывают выставки книг и периодических изданий. Мы не пропускаем ни одного районного  конкурса краеведческой и патриотической направленности. И что удивительно, всем участникам процесса нравится этим заниматься.

Исключением не стала и тема Комсомола. В связи с празднованием 100-летия со Дня рождения Коммунистического союза молодёжи был разработан целый комплекс мероприятий в этом направлении. Причём, он охватил и текущий учебный год, и предыдущий, 2017-2018 учебный год.

Так, ещё 21 ноября 2017 года была организована встреча учащихся нашей школы с комсомольцами 80-х лет. Приглашено было много гостей, но не все смогли прийти в силу различных причин. Гостями встречи с ребятами были комсомольцы тех далёких лет: Сорочкина Надежда Николаевна, Паньшина Галина Алексеевна, Савватеева Ирина Александровна, Тучина Лидия Юрьевна, Гогонова Валентина Александровна, Железнова Валентина Александровна, Никишина Елена Петровна. Гости праздника поделились  воспоминаниями о своей юности, о том далёком времени, когда они были в рядах ВЛКСМ. Ребятам было очень интересно слушать, например, Сорочкину Надежду Николаевну, о том, как она вместе с другими комсомольцами вела просветительскую работу в колхозе «Память Чкалова». Они проводили политинформации и политучёбу среди доярок, свинарок и механизаторов села. Из её слов: «Располагались там, где придётся: в «красных уголках» на ферме и в МТС, в Доме культуры, в сельской библиотеке, в школе, а иногда и в поле. А ведь это была наша общественная нагрузка, а, помимо этого, у нас была и основная работа. И никто за общественную работу никаких денег не ждал. Об этом даже и не задумывались!».

Не менее интересен был рассказ учителя школы Никишиной Елены Петровны, которая в своё время, в 1981-1982 годах, была секретарём Комсомольской организации учащихся школы. Она с большим воодушевлением рассказала, как вела комсомольские собрания, собирала комсомольские взносы. И какая серьёзная ответственность лежала на ней за успеваемость, за дисциплину старшеклассников всей школы, поэтому она сама старалась быть примером для подражания: хорошо училась, была очень активной и серьёзной ученицей. Январь и февраль 2018 года был направлен на участие в спортивных лыжных соревнованиях (участники - 7 учащихся из 5-9 классов), в соревнованиях по  волейболу,  посвященных 100-летию ВЛКСМ (участники – сборная школы).

В 2018-2019 учебном году работа по празднованию юбилея ВЛКСМ была продолжена. Был составлен план работы, оформлен стенд « Комсомолу – 100 лет». В сентябре мы приняли участие в конкурсе творческих работ «Моя комсомольская семья». На конкурс было представлено сочинение ученика 9 класса нашей школы Денисова Александра под руководством Денисовой Ирины Михайловны. Саша рассказал о комсомольской юности своей бабушки Щелыканцевой Галины Николаевны.

 Самым «ударным» по теме «Комсомол», конечно же, был октябрь! 16 октября 2018 года коллектив нашей школы принял участие в выставке экспонатов на комсомольскую тематику, проводимой в МБУ ДО ДЮЦ «Бутурлинец» в р.п. Бутурлино. Мы предоставили на выставку Комсомольский значок и Комсомольский билет Щелыканцевой Елены Владимировны, Комсомольскую путёвку Сорочкиной Надежды Николаевны, множество Почётных грамот нашей землячки, передовой доярки того времени, комсомолки,  Банновой Валентины Александровны. Всего было отправлено 11 экспонатов. Были представлены увеличенные фото комсомольцев. Кроме этого, мы были активными участниками районного конкурса фотоколлажей « Фотолетопись комсомольских лет», куда поместили фотографии 80-х лет Банновой Валентины Александровны и её наград. Фотоколлаж от нашей школы назывался «Комсомолка - ударница». С 20 по 24 октября 2018 года проходили библиотечные уроки. Например, такой, как: «Вспомним комсомольцев, отдадим им честь» и другие. Уроки подготовили и проводили библиотекари школьной и  сельской библиотек: Гогонова Валентина Александровна и Королёва Галина Николаевна. Они рассказывали о жизни, работе комсомольцев школы и  колхоза «Память Чкалова»,  об организации их досуга. 25 октября 2018 года в нашей школе проходил Урок мужества о комсомольцах-героях войны для учащихся 7-9 классов. Его провела учитель русского языка и литературы Жулянова Надежда Викторовна.

Ребята и учителя из нашей школы приняли участие в районном литературном вечере «Славное имя твоё, Комсомол!», который проходил в рабочем посёлке Бутурлино 27 октября 2018 года. Это мероприятие было незабываемым. Коллективы изо всех школ района дали костюмированные мини-спектакли с песнями, танцам, с соответствующими атрибутами и декорациями. В выступлении принимали участие старшеклассники: Репина Яна, Денисов Александр, Секриер Владислав, Белов Александр, Смирнова Анастасия, Белов Дмитрий, Лукоянова Дарья – учащиеся 9 класса.  А также ребята помладше: Денисова Кристина, Абрамов Максим, Сорочкин Роман – учащиеся 7 класса. Сценарий их выступления разработали учителя школы: Денисова Ирина Михайловна, Никишина Елена Петровна, Щелыканцева Елена Владимировна. Вниманию зрителей была представлена сцена из жизни селян периода зарождения артелей. Юным «артистам» нужно было в простой, но исторически достоверной форме донести до зрителей мысль о том, как важна была роль комсомольцев в деле организации артелей, комунн, а позднее – колхозов.  Ребята с задачей справились, их выступление было принято зрителями восторженно. Это был не конкурс, а просто вечер творческих коллективов. Поэтому мест не присуждали. Участникам из нашей школы была вручена Благодарность за активное участие в литературно-музыкальном вечере за подписью заместителя главы администрации Бутурлинского муниципального района, начальника управления образования, молодёжной политики и спорта Владимира Владимировича Козлова.

В ноябре 2018 года в нашем районе шёл отбор творческих и исследовательских работ на  районный конкурс, проводимый в рамках Бутурлинских чтений, посвящённых маршалу артиллерии Василию Ивановичу Казакову. Одна из работ была выполнена учеником 8 класса Кузнецовым Александром под руководством учителя русского языка и литературы Никишиной Елены Петровны. Это презентация «Комсомолка», посвящённая комсомольской юности его бабушки Банновой Валентины Александровны. Яркий, глубокий материал с фотографиями и музыкальным сопровождением. У Саши нет призового места за презентацию, но, как он сам выражается, в процессе работы он «стал взрослее и самостоятельнее». Наверное, он почувствовал «свои корни».

Анализируя проделанную работу,  и взрослые, и дети, - все остались  довольны  тем, что сделано. Так важно было дать радость  тем, кому всё посвящалось, а более всего - получить её тем, кто это выполнял. Преимущественно это подростки. Не это ли самое ценное в воспитании? Воспитательная работа в нашем коллективе просто «пропитана» духом патриотизма.  А Комсомол ещё больше сплотил нас, людей разных поколений. Так необходимо чувствовать это!

Автор статьи: учитель русского языка и литературы МБОУ Кочуновской ООШ  Никишина Елена Петровна.



Предварительный просмотр:

Сочинение – описание.

Моя родная улица.

     Моя родная улица – улица Черевина в селе Кочуново Бутурлинского района Нижегородской области. Это одна из самых старых улиц нашего села. Названа она в честь князя Черевина, который жил на ней и владел землёй, на которой она расположена.

     Село наше раскинулось на несколько километров, а улицы расположены параллельно друг другу, почти все. И лишь две – перпендикулярно ко всем остальным. Размещены они как бы по двум берегам моря или реки Сингелейки, как гласит легенда. Если въезжать в село со стороны Бутурлина, то моя родная улица окажется самой дальней, на самом юге села.

     Черевина – очень длинная улица, примерно метров 500 – 600. Посередине улицы проложена асфальтированная дорога. Один «порядок» домов расположен выше другого. Их так и называют: верхний «порядок» и нижний «порядок». И на том, и на другом «порядках» есть дома старинные, с резными наличниками, с «коньком» вверху дома, с оригинальным крылечком, где перила у каждого со своим рисунком, ажурные. Но есть и современные дома, например, Осокиной А.В., Горячева В.И., Рожкова С.В.

      Есть и совсем старенькие, заброшенные. Вероятно, в них уже давно никто не живёт. Например, моей бабушки Вилковой А.И. Дома разного размера, разных цветов: синие, жёлтые, зелёные, есть даже красные, оранжевые. Некоторые из них покрашены, а некоторые – оббиты современным материалом профнастилом.

     Вся улица утопает в зелени: кругом множество деревьев, садов, цветников. Мне, конечно же, милее всего мой родной дом № 20, где сейчас  проживает моя мама Горячева Татьяна Павловна! Он оббит синим профнастилом, крыша у него серая, из нержавеющей стали. Рядом с домом есть полисадник, в котором растут прекрасные цветы. Неподалёку расположены два колодца с кристально чистой водой.

     Я очень люблю свою родную улицу Черевину и с удовольствием туда возвращаюсь!

Автор: Никишина Елена Петровна, учитель.

Кочуново, 2016-2017 у. г.



Предварительный просмотр:

Комсомол сплотил нас.

Комсомол всегда молодой. В этом можно убедиться на примере нашей школы, где патриотическому воспитанию молодого поколения уделяется огромное внимание. Вся школа, от руководства до малышей, занимается краеведческой работой. Мы увлечены поиском нужного материала, организацией встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, в Чечне, ветеранами труда, «детьми войны». Учащиеся  школы   выступают с концертами перед старшим поколением,  библиотекари организовывают выставки книг и периодических изданий. Мы не пропускаем ни одного районного  конкурса краеведческой и патриотической направленности. И что удивительно, всем участникам процесса нравится этим заниматься.

Исключением не стала и тема Комсомола. В связи с празднованием 100-летия со Дня рождения Коммунистического союза молодёжи был разработан целый комплекс мероприятий в этом направлении. Причём, он охватил и текущий учебный год, и предыдущий, 2017-2018 учебный год.

Так, ещё 21 ноября 2017 года была организована встреча учащихся нашей школы с комсомольцами 80-х лет. Приглашено было много гостей, но не все смогли прийти в силу различных причин. Гостями встречи с ребятами были комсомольцы тех далёких лет: Сорочкина Надежда Николаевна, Паньшина Галина Алексеевна, Савватеева Ирина Александровна, Тучина Лидия Юрьевна, Гогонова Валентина Александровна, Железнова Валентина Александровна, Никишина Елена Петровна. Гости праздника поделились  воспоминаниями о своей юности, о том далёком времени, когда они были в рядах ВЛКСМ. Ребятам было очень интересно слушать, например, Сорочкину Надежду Николаевну, о том, как она вместе с другими комсомольцами вела просветительскую работу в колхозе «Память Чкалова». Они проводили политинформации и политучёбу среди доярок, свинарок и механизаторов села. Из её слов: «Располагались там, где придётся: в «красных уголках» на ферме и в МТС, в Доме культуры, в сельской библиотеке, в школе, а иногда и в поле. А ведь это была наша общественная нагрузка, а, помимо этого, у нас была и основная работа. И никто за общественную работу никаких денег не ждал. Об этом даже и не задумывались!».

Не менее интересен был рассказ учителя школы Никишиной Елены Петровны, которая в своё время, в 1981-1982 годах, была секретарём Комсомольской организации учащихся школы. Она с большим воодушевлением рассказала, как вела комсомольские собрания, собирала комсомольские взносы в размере 2-х копеек (в ту пору это неплохие деньги). И какая серьёзная ответственность лежала на ней за успеваемость, за дисциплину старшеклассников всей школы, поэтому она сама старалась быть примером для подражания: хорошо училась, была очень активной и серьёзной ученицей. Январь и февраль 2018 года был направлен на участие в спортивных лыжных соревнованиях (участники - 7 учащихся из 5-9 классов), в соревнованиях по  волейболу,  посвященных 100-летию ВЛКСМ (участники – сборная школы).

В 2018-2019 учебном году работа по празднованию юбилея ВЛКСМ была продолжена. Был составлен план работы, оформлен стенд « Комсомолу – 100 лет». В сентябре мы приняли участие в конкурсе творческих работ «Моя комсомольская семья». На конкурс было представлено сочинение ученика 9 класса нашей школы Денисова Александра под руководством Денисовой Ирины Михайловны. Саша рассказал о комсомольской юности своей бабушки Щелыканцевой Галины Николаевны.

 Самым «ударным» по теме «Комсомол», конечно же, был октябрь! 16 октября 2018 года коллектив нашей школы принял участие в выставке экспонатов на комсомольскую тематику, проводимой в МБУ ДО ДЮЦ «Бутурлинец» в р.п. Бутурлино. Мы предоставили на выставку Комсомольский значок и Комсомольский билет Щелыканцевой Елены Владимировны, Комсомольскую путёвку Сорочкиной Надежды Николаевны, множество Почётных грамот нашей землячки, передовой доярки того времени, комсомолки,  Банновой Валентины Александровны. Всего было отправлено 11 экспонатов. Были представлены увеличенные фото комсомольцев. Кроме этого, мы были активными участниками районного конкурса фотоколлажей « Фотолетопись комсомольских лет», куда поместили фотографии 80-х лет Банновой Валентины Александровны и её наград. Фотоколлаж от нашей школы назывался «Комсомолка - ударница». С 20 по 24 октября 2018 года проходили библиотечные уроки. Например, такой, как: «Вспомним комсомольцев, отдадим им честь» и другие. Уроки подготовили и проводили библиотекари школьной и  сельской библиотек: Гогонова Валентина Александровна и Королёва Галина Николаевна. Они рассказывали о жизни, работе комсомольцев школы и  колхоза «Память Чкалова»,  об организации их досуга. 25 октября 2018 года в нашей школе проходил Урок мужества о комсомольцах-героях войны для учащихся 7-9 классов. Его провела учитель русского языка и литературы Жулянова Надежда Викторовна.

Ребята и учителя из нашей школы приняли участие в районном литературном вечере «Славное имя твоё, Комсомол!», который проходил в рабочем посёлке Бутурлино 27 октября 2018 года. Это мероприятие было незабываемым. Коллективы изо всех школ района дали костюмированные мини-спектакли с песнями, танцам, с соответствующими атрибутами и декорациями. В выступлении принимали участие старшеклассники: Репина Яна, Денисов Александр, Секриер Владислав, Белов Александр, Смирнова Анастасия, Белов Дмитрий, Лукоянова Дарья – учащиеся 9 класса.  А также ребята помладше: Денисова Кристина, Абрамов Максим, Сорочкин Роман – учащиеся 7 класса. Сценарий их выступления разработали учителя школы: Денисова Ирина Михайловна, Никишина Елена Петровна, Щелыканцева Елена Владимировна. Вниманию зрителей была представлена сцена из жизни селян периода зарождения артелей. Юным «артистам» нужно было в простой, но исторически достоверной форме донести до зрителей мысль о том, как важна была роль комсомольцев в деле организации артелей, комунн, а позднее – колхозов.  Ребята с задачей справились, их выступление было принято зрителями восторженно. Это был не конкурс, а просто вечер творческих коллективов. Поэтому мест не присуждали. Участникам из нашей школы была вручена Благодарность за активное участие в литературно-музыкальном вечере за подписью заместителя главы администрации Бутурлинского муниципального района, начальника управления образования, молодёжной политики и спорта Владимира Владимировича Козлова.

В ноябре 2018 года в нашем районе шёл отбор творческих и исследовательских работ на  районный конкурс, проводимый в рамках Бутурлинских чтений, посвящённых маршалу артиллерии Василию Ивановичу Казакову. Одна из работ была выполнена учеником 8 класса Кузнецовым Александром под руководством учителя русского языка и литературы Никишиной Елены Петровны. Это презентация «Комсомолка», посвящённая комсомольской юности его бабушки Банновой Валентины Александровны. Яркий, глубокий материал с фотографиями и музыкальным сопровождением. У Саши нет призового места за презентацию, но, как он сам выражается, в процессе работы он «стал взрослее и самостоятельнее». Наверное, он почувствовал «свои корни».

Анализируя проделанную работу,  и взрослые, и дети, - все остались  довольны  тем, что сделано. Так важно было дать радость  тем, кому всё посвящалось, а более всего - получить её тем, кто это выполнял. Преимущественно это подростки. Не это ли самое ценное в воспитании? Воспитательная работа в нашем коллективе просто «пропитана» духом патриотизма.  А Комсомол ещё больше сплотил нас, людей разных поколений. Так необходимо чувствовать это!

Автор статьи: учитель русского языка и литературы МБОУ Кочуновской ООШ  Никишина Елена Петровна.

Фото: педагог-организатор МБОУ Кочуновской ООШ Денисова Ирина Михайловна.



Предварительный просмотр:

Администрация Бутурлинского муниципального района Нижегородской области

Управление образования, молодежной политики и спорта

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кочуновская основная общеобразовательная школа

Муниципальный  конкурс творческих  работ

 в рамках научно-практической конференции школьников «Старт в науку».

Секция «Филология».

Творческая работа

 «В.И.Даль – гений русской словесности».

Работу выполнил:

Барахов Максим, ученик 7 класса

 Муниципального бюджетного образовательного учреждения

Кочуновская основная общеобразовательная школа

Бутурлинского муниципального района

 Руководитель:

Никишина Елена Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Кочуновской ООШ.

607436, Нижегородская область,

Бутурлинский район, с. Кочуново,

ул. Центральная, д.50.  

т.89087373510

E-mail: ele5124@yandex.ru

с.Кочуново, 2016г.

Содержание.

Введение.                                                                                                 С.3

Глава 1. Биография В.И.Даля.                                                               с. 4

                 1.1.Детство и родные места……………………………….с.4

                 1.2.Учёба в кадетском корпусе----------------------------------- с.4

                 1.3.Военный и врач.------------------------------------------------ с.5

                 1.4.Жизнь в Петербурге.------------------------------------------- с.7

                 1.5.Служба чиновником в Оренбурге.-------------------------- с.7

                 1.6.Даль и  А.С.Пушкин.-------------------------------------------с.8

                 1.7.Возвращение в  Петербург.-----------------------------------с.8

                 1.8.Даль в Нижнем Новгороде.-----------------------------------с.9

                 1.9.Отъезд из Нижнего в Москву.-------------------------------с.9

Глава 2. Даль – лингвист.------------------------------------------------------с.10

                  2.1.Работа по сбору и обработке сказок---------------------- стр.11

                  2.2.Оригинальные загадки Даля.

                  2.3. «Толковый словарь живого великорусского языка».

Глава 3. Значимость и актуальность деятельности Даля – учёного.

                  3.1.Важность умения работать со  словарём для учащихся.

                  3.2.Связь словаря Даля и творчества П.П.Бажова.

                  3.3. Актуальность работ Даля в наши дни.

Заключение.

Список литературы.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Введение.

   Тема моей работы: «В.И.Даль – гений русской словесности».
Данную тему я выбрал самостоятельно, так как она мне кажется очень интересной и важной.

   Чем мне интересна эта тема? И в чём же её актуальность?
Я всегда очень пытливо и внимательно отношусь к словам: меня интересует состав слова, однокоренные слова, происхождение слов. И если я чего-то не знаю, я ищу ответ в книгах, словарях, Интернете, спрашиваю у учителя.
   Ещё 2 года назад, учась в 5 классе, я заинтересовался такой наукой, как лингвистика. Мне было интересно узнать лексическое слов, выражений, их происхождение, то есть этимология. Своё внимание я заострил как раз на этимологии-разделе лингвистики. Также мне было интересно проследить связь этимологии с другой наукой - этнографией. Кое-что мне ,наверное ,удалось сделать в моём маленьком научном исследовании. И я бы хотел продолжить работу в этом  направлении. Только немного с другой стороны. Ну а что, как ни словарь великорусского языка В.И.Даля может помочь мне в этом?! Кроме того ,приятное совпадение : В.И.Даль тоже занимался изучением этнографии. Конечно же ,не так, как я, поверхностно, гораздо глубже и серьезнее ,чем я.

   Цели моей работы следующие:

- Углубленно изучить жизнь, творчество и деятельность В.И.Даля.

- Показать значимость учёного, раскрыть все грани его таланта.

- Доказать важность трудов В.И.Даля, их актуальность в современном мире.

     Прежде, чем поговорить о словаре, о словах и выражениях, меня заинтересовавших, я бы хотел заострить ваше внимание на личности самого В.И.Даля, она уникальна! Он ведь не только гений русской словесности, но ещё и писатель, этнограф, военный, врач.
  Итак, В.И. Даль …


Глава 1. Биография В.И.Даля.

1.1.Детство и родные места.

   «Владимир Иванович Даль родился  в городке Лугань, в местечке Луганский завод, (ныне Луганск) Екатеринославского наместничества, или Екатеринославской губернии,10 (22) ноября 1801 года в семье лекаря горного ведомства  Ивана Матвеевича Даля и Марии Христофоровны Даль (урождённой Фрейтаг)»[1]

   Итак, отец - Иоганн Даль - датчанин, приехал в Россию по приглашению Екатерины 2, принявший русское подданство, был лингвистом и богословом. Он передал любовь к своей второй родине детям, к моменту рождения сына был врачом. Мать - Мария Христофоровна Даль - полунемка, полуфранцуженка, или ,как говорили, обрусевшая немка, дочь известной переводчицы М. Фрейтаг. Родители Даля знали много языков, поэтому он получил хорошее домашнее образование.

    Считалось, что отец его был обрусевший датчанин – многосторонне образованный богослов и медик. Мать – немка, тоже обрусевшая, владела пятью языками и дала своим детям превосходное домашнее образование. В семье говорили по-русски, и отечеством своим Даль всегда считал Россию.

   Детство Даля прошло в Николаеве: туда отца перевели на должность главного доктора Черноморского флота.

1.2.Учёба в кадетском корпусе.

   По настоянию отца тринадцатилетний Владимир поступил на учёбу в Морской кадетский корпус, где за пять лет получил отменные знания по астрономии, геодезии, фортификации, навигации, географии, иностранным языкам, механике и многим другим дисциплинам – моряков на Руси всегда учили на совесть!

   После выпускных экзаменов бравого офицера определили на Черноморский флот. По дороге из Петербурга в Николаев Даль по странному наитию вдруг даёт себе зарок на всю дальнейшую жизнь: стать исследователем народной жизни во всех её проявлениях. Сейчас нам трудно объяснить причины этого судьбоносного решения. Возможно, тут сыграли свою роль воспоминания юности в Николаеве: ведь на работу в городские верфи стекались люди из десятков губерний, каждый со своим говором. А возможно, то была необъяснимая воля Провидения.

    Чем же вознамерился заниматься Даль?

1.Собирать по пути все названия местных урочищ, расспрашивать о памятниках, преданиях и поверьях, с ними соединённых…

2.Разузнавать и собирать, где только можно, народные обычаи, поверья, даже песни, сказки, пословицы и поговорки и всё, что принадлежит этому разряду…

3.Вносить тщательно в памятную книжку свою все народные слова, выражения, речения, обороты языка, общие и местные, но неупотребительные в так называемом образованном нашем языке и слоге…

   От своего выбора он не отступится все последующие 53 года. Вплоть до кончины.

1.3.Военный и врач.

   Послужив на флоте несколько лет, а точнее,7 лет, Даль вышел в отставку и опять последовал примеру отца, умершего в 1826 году, -  закончил медицинский факультет Дерптского университета  и стал хирургом-окулистом. Работал в Санкт-Петербургском военно-хирургическом госпитале.

   «Дерптский период своей жизни Даль называет «временем восторга  и золотым веком нашей жизни». Здесь он дружит с Н.М. Языковым, возглавлявшим в университете кружок русских студентов. В доме наставника и друга Даля , профессора хирургии А.Ф. Мойера, часто бывают В.А. Жуковский, А.Ф. Воейков, сыновья Н.М. Карамзина; здесь читают стихи А.С. Пушкина. С опальным поэтом ведётся переписка. Хирург Н.И. Пирогов, находившийся в то время в Дерпте, вспоминает о Дале как об остроумном, жизнерадостном юноше, блестящем рассказчике и балагуре».[2]

   «Учёба в Дерптском университете была прервана русско - турецкой войной. В марте 1829 года Даль досрочно защищает диссертацию и отправляется на берег Дуная, где оперирует раненых, борется с чумой и холерой. Общаясь с солдатами, собранными со всех концов России, военный врач успевает вести и собирательную работу. Записи слов и произведений народного творчества вырастают у него до таких размеров, что для перевозки материалов приходится использовать верблюда. Весной 1831 года корпус, где служил Даль, направили в Польшу для подавления восстания.  Для переправы через Вислу нужно было возвести мост и затем сразу же его разрушить, чтобы не дать пройти противнику. Генерал- лейтенант Ридигер вспомнил о второй профессии Даля и поручил ему эту операцию. При переправе наших войск через Вислу он проявил особую храбрость и смекалку, распорядившись в отсутствии инженера навести мост, с товарищами защищал его от наседавших мятежников, а затем самолично взорвал, когда наши войска уже переправились. За сей подвиг он получил от государя награду – Владимирский крест с бантом, то есть орден святого Владимира, а впоследствии – и перстень с бриллиантом».[3] 

1.4.Жизнь в Петербурге.

    В 1832 году Даль поселился в Санкт-Петербурге, желая быть поближе к центру культурной жизни и решив заняться литературой. В северной столице он близко сошёлся Пушкиным, Гоголем, Крыловым, Жуковским, князем Одоевским. Первая его книга, «Русские сказки», была благосклонно принята читателями, однако вскоре запрещена по вздорным цензурным придиркам. Понимая, что в дальнейшем печататься под своим именем будет затруднительно, Даль решил укрыться под псевдонимом. Через год выходит первая из четырёх «Былей и небылиц Казака Луганского». В этом псевдониме легко угадываются воспоминания о Лугани – родине Даля. Книга быстро сделала имя автора знаменитым.

1.5.Служба чиновником в Оренбурге.

   «Но вместо того  чтобы блистать в литературных салонах, молодой писатель опять круто меняет ход своей жизни: поступает служить чиновником особых поручений при оренбургском губернаторе В.А.Перовском. Сопровождает его в разъездах по Уралу, участвуя в 1839-1840 гг. в Хивинском походе. Даль жаждет продолжить давно начатое дело: собирать материалы для своего словаря живого великорусского языка. Конечно, Оренбург – окраина империи, страшная глухомань, зато здесь раздолье собирателю народных речений. Народ съехался сюда со всей матушки-Руси, а в казачьих войсках, помимо русских, служили башкиры, калмыки, татары, мордва. Казачьи крепости тянулись едва ль не на тыщу вёрст, и губернаторову посланцу случалось проводить в седле недели, месяцы. Помимо новых слов, он записывал песни, сказки, загадки, поверья. Ходил по домам, расспрашивал о дедовских обычаях, о старинных ремёслах. А всё услышанное и увиденное записывал в тетрадочку. За семь лет службы в Оренбургском крае таких тетрадей скопилось несколько ящиков».[4]

В Оренбургском крае Даль занимается не только службой и литературой. Он организует в Оренбурге зоологический музей, собирает коллекции местной флоры и фауны, публикует статьи по вопросам медицины, составляет учебники зоологии и ботаники. Он был избран членом – корреспондентом Академии наук по отделению естественных наук.

1.6.Даль и  А.С.Пушкин.

   В январе 1837 года, будучи ненадолго в Петербурге, Даль услыхал страшную весть: Пушкин на дуэли ранен смертельно. Он тут же помчался в дом на набережной Мойки, где провёл рядом с умирающим великим поэтом его последнюю ночь: менял компрессы, утешал, как мог. Вспоминалось, как он сопровождал Пушкина у себя в Оренбурге по пугачёвским местам, рассказывая и о своём собирательстве слов. На память от уже угасающего гения Даль получил перстень – талисман, с которым никогда потом не расставался. А также сюртук, в котором стрелялся поэт.

1.7. Возвращение в Петербург.

   В 1840 году оренбургского военного губернатора Василия Алексеевича Перовского перевели в Петербург и назначили министром внутренних дел. Даль последовал за своим покровителем. Последующие восемь лет были заполнены не только службой, но и обработкой обширного материала.

   В сентябре 1845 года в доме у Даля прошло первое заседание Русского географического общества. По замыслу Владимира Ивановича, оно должно было всячески способствовать собиранию памятников быта и словотворчества. Вскоре во все концы России был разослан «Этнографический циркуляр» - руководство для описания «местных обрядов, поверий, рода жизни, семейного и домашнего быта простолюдина, пословицы, поговорки, присловия, похвалки, присказки, прибаутки, байки, побасенки, притчи, сказки, были, предания, загадки, скороговорки, причитания, песни, думы…простолюдинов язык в выражениях своих, оборотах, слоге, складе и в словах. И вскоре в столицу потекли ручейками подобные материалы, сливаясь в полноводную реку.

   Казалось бы, ничего более и не требуется для  «подпитки» уже обретшего зримые очертания «Далева словаря». И всё же сам автор страшно тосковал на берегах Невы по провинциальной жизни, по её просторному складу и ладу.

1.8.Даль в Нижнем Новгороде.

   Именно поэтому в 1849 году он уехал (притом на целое десятилетие!) в Нижний Новгород, желая самолично собирать слова. Будучи управляющим удельной конторой (она ведала делами крестьян, закреплённых за царской семьёй), Даль боролся с «невыносимым своевольством полиции», построил больницу, открыл училище для крестьянских девочек. Приходилось заниматься и врачеванием. «Всякий шёл к нему со своею заботой: кто за лекарствами, кто за советом, кто с жалобой на соседа. И всем была помощь, - писала в своих воспоминаниях дочь Даля.

1.9.Отъезд из Нижнего в Москву.

   И долго-долго после отъезда Владимира Ивановича в Москву крестьяне посылали ему поклоны».[5]

   В Москву Даль переехал, получив отставку «согласно прошению», и здесь завершал работу над словарём. Трудился он денно и нощно, порою приходя в уныние от непосильного, как ему казалось, замысла. И тогда в рукописи в качестве примера  к тем или иным статьям словаря появились горькие присловья: «Словарь – труд натужный», «Тогда будет досуг, когда вон понесут!» - или совсем уж отчаянное: «За этой работой когда-нибудь без покаяния умрёшь!»

   И всё-таки настал, настал пресветлый денёк, когда было растолковано последнее слово! Теперь дело стало за типографией. Но вот закавыка: за сорок лет государевой службы честнейший Владимир Иванович не накопил денег на издание своего труда, опять-таки по пословице: «От трудов своих сыт будешь – богат не будешь» слава богу, напечатать первые выпуски словаря помогло «Общество любителей российской словесности». А с девятого выпуска было объявлено, что дальнейшее печатание «предпринято на высочайше дарованные средства» - государь соизволил пожаловать 2500 рублей.

Глава 2. Даль – лингвист.

   « По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.

Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая: «Замолаживает…» «То есть как «замолаживает»?- мичман смотрит недоумённо. «Пасмурнеет, - коротко объясняет ямщик. – К теплу».

   Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно: « Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».

   Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами написал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы  вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль».[6] 

   Итак, Владимир Иванович Даль  – русский учёный-диалектолог, этнограф, писатель, составитель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка».  Выступил в печати в 1827 году. В 30-ые годы 19 века был близок с А.С.Пушкиным, В.А.Жуковским, И.А.Крыловым, Н.В.Гоголем и другими писателями и поэтами. Присутствовал при трагической гибели Пушкина, о чём рассказал в своих воспоминаниях. С 1838 года – член-корреспондент, с 1863 года – почётный член Академии наук. Основным делом всей жизни Даля было изучение русского языка и быта народа. 53 года он отдал работе над словарём (собирать материалы начал с 1819 года).

2.1.Работа по сбору и обработке сказок.

   Известность Далю принесли также сказки и сказания, которые он записывал и обрабатывал.

    В 1832 были опубликованы «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским. Пяток первый».[7] 

    Используя фольклорные сюжеты, Даль свободно их изменял, комбинировал, вносил черты сентиментальности  в сказочную фантастику. Из-за сатирической направленности некоторых сказок: в них высмеивались «блюдолизы придворные», тупые чиновники – сборник был расценен как «насмешка над правительством», запрещён и изъят из продажи. Автор был арестован. Но сразу же освобождён. Николай 1 припомнил заслуги Даля в польской кампании и простил его. История с запрещением сказок  принесла Далю известность среди литераторов. Сказки стали поводом для знакомства с А.С.Пушкиным в 1832 году, к которому Даль пришёл как литератор к литератору. В 1833 году Даль встречается с Пушкиным в Оренбурге, куда поэт едет за материалами о Пугачёве. По дороге в Бердскую слободу Пушкин рассказывает Далю сказку о Георгии Храбром и волке. Позже Даль её напечатает. А даль Пушкину рассказывает в ответ сюжет «Сказке о рыбаке и рыбке». Через месяц Пущкин  пришлёт Далю рукопись этой сказки с надписью: « Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин».

    Так, благодаря Далю в литературе сохранилась неповторимая «Курочка Ряба» и другие сказки.

2.2.Оригинальные загадки Даля.

    Мало кто знает ещё и о том, что В.И.Даль собирал и записывал народные загадки. Они отличаются от привычных загадок самобытностью, оригинальностью и приближенностью к народному быту, традициям. Оригинальные загадки Даля (Приложение 1) при кажущейся простоте их отгадать вовсе не просто!

2.3. «Толковый словарь живого великорусского языка».

     Собирать слова и выражения народного русского языка Даль начал с 1819 и занимался этим всю свою жизнь. Результат этого труда четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка», в который вошло 800 тысяч слов. (Приложение 2).

    Даль - автор «Толкового словаря живого великорусского языка», в котором содержится толкование около 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок и загадок.

    « Живое слово дороже мёртвой буквы». Даль очень любил эту пословицу и всю жизнь её придерживался, как творческого девиза. Он собирал слова, народные выражения, стремясь показать богатство живого языка, а через него – раскрыть различные стороны народной жизни. Ни служба, ни занятия литературой и наукой не могли прервать его настойчивой и кропотливой работы по составлению «Толкового словаря живого великорусского языка». Полностью отдаться этому главному делу своей жизни Даль смог после выхода в отставку. Первый том словаря издан в 1863 году «Обществом любителей русской словесности». Расходы по выпуску следующих томов взял на себя Александр 2, пожаловавший Далю орденскую ленту. Последний , 4-ый, том словаря вышел в 1866 году. Академия наук присудила Далю за словарь Ломоносовскую премию и избрала его в почётные члены. Географическое общество наградило золотой Константиновской медалью, а Дерптский университет прислал немецкую премию

Глава 3. Значимость и актуальность деятельности Даля – учёного.

3.1.Важность умения работать со  словарём для учащихся.

    В программе по русскому языку сказано, что в результате изучения русского языка в основной школе ученик 9 класса должен:

   «Уметь объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю. Анализировать структуру и языковые особенности текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Осуществлять выбор и организацию языковых средств  в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике. Свободно, точно и правильно излагать свои мысли. Извлекать информацию из различных источников. Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой».[8]

    За этой, на первый взгляд, «сухой научной» фразой стоит простое объяснение: надо быть грамотным, уметь работать с текстом.

Всем старшеклассникам известно, что современный экзамен по русскому языку, ОГЭ, - целиком построен на умении работать с  текстом: выпускник должен изложить текст ( 1 часть – изложение), выполнить тестовые задания на основе текста( 2 часть – тестовые задания), составить свой текст самостоятельно( 3 часть – сочинение-рассуждение). Мне стало интересно, как готовятся ученики  9 класса к экзамену по русскому языку. И мне объяснили, что они учатся писать изложение, сочинение-рассуждение, а также прорабатывают  тесты по сборнику Цыбулько. Я рассмотрел этот сборник, прочитал предложенные там тексты. Часть из них показалась мне простой, но некоторые требуют более пристального внимания и работы со словарём. Она поможет правильно и более глубоко понять текст, а, значит, и верно выполнить задание. А что может быть актуальнее и важнее для ученика?!

   Отсюда следует, что работа со словарём важна и необходима на каждом уроке, при выполнении домашнего задания, самостоятельной работе, при  работе над творческими заданиями. Не знаю, как другим ученикам, но лично мне эта работа доставляет радость и удовольствие!

3.2.Связь словаря Даля и творчества П.П.Бажова.

   Чтобы лучше понять то или иное литературное произведение, нужно внимательно читать, вдумываться в слова, выражения. А если что-то непонятно, то и поработать с толковым  словарём. Особенно если в произведении речь идёт о старине и в нём много устаревших слов и выражений. Вот здесь как раз лучшим помощником и является словарь!

    Возьмём, к примеру, творчество Павла Петровича Бажова.

И Бажов, и Даль очень похожи: у них есть и внешнее сходство, а главное – они похожи  в своём стремлении познать старину, послушать «бывалых» людей, записать всё за ними, обработать материал «как надо», в своём стиле. А затем и другим передать.

    П.П.Бажов слушал рассказы отца и бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики — знатоки прошлого Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин.
      «Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток».  «Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовалось, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах», — писал Бажов.
      Василий Алексеевич Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумешковском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, «тайной силе», девке Азовке, бурой кошке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов. Он отличал свои рассказы от сказок. Павел Петрович вспоминал:
      «Человек пять ребятишек уже давно ждут, но если кто-нибудь попросит сказку, старик всегда поправит: „Сказку, говоришь? Сказки — это, друг, про попа да про попадью. Такие тебе слушать рано. А то вот еще про курочку-рябушку да золото яичко, про лису с петухом и протча. Много таких сказок маленьким сказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела — это вот помню. Много таких от своих стариков перенял, да и потом слыхать немало доводилось... Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь — сказку!“»
      Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: «Слыш-ко». Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы П. П. Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.
      В 1936 г., когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые сказы Бажова, и среди них — «Медной горы Хозяйка». Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца своей жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга действительно как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня.

     Возьмём, например, сказ «Медной горы Хозяйка».

     В нём атмосфера тайны, легкая ироничность и глубокая мудрость , особый колорит диалектных и устаревших слов. Некоторые слова и выражения требуют пояснения. Например:
     Крепость -  здесь имеется в виду « крепостное право»  (рабочие уральских заводов были крепостными, прикрепленными к тем заводам, на которых они работали, и являлись, как и крестьяне, собственностью хозяев-заводчиков).
     Душной (о приказчике) -  «вонючий, такой, от которого идет сильный дух, т. е. запах».
[9]

      Язык сказа необычен, оригинален и требует пристального внимания.

У П.П.Бажова много слов поясняется в сносках, но не все. Некоторые из них можно найти в толковом словаре. (Приложение 3).  С помощью этих слов и выражений писатель передает местные особенности и народный характер речи, а мы лучше представляем быт и нравы того далёкого времени.

3.3. Актуальность работ Даля в наши дни.

   Значимость работы Даля как лингвиста трудно переоценить. Каждый уважающий себя и свой язык человек работает с его словарём, находит там не только лексическое значение слова, его объяснение, но и целые исторические справки, связанные со словом или выражением. По словарю Даля можно изучать историю России!

Заключение.

             В своей работе я попытался заинтересовать вас уникальной личностью Владимира Ивановича Даля. Надеюсь, что отчасти мне это удалось сделать, и вы почувствовали важность и актуальность работы со словарём В.И.Даля в наши дни. И вам, возможно, тоже будет интересно понаблюдать за диалектами родного края, записать его; проследить связь языка  художественной  литературы и научных трудов лингвистов.

     Ранее я изучал подобный материал, тесно связанный с лингвистикой. Во многом мне как раз и помог  «Толковый словарь Великорусского языка» В.И.Даля.  Этот уникальный многолетний труд, собранный в одной большой книге.
         Практическая значимость моей работы заключается в следующем:
- Она развила моё умение работать со словарём.
- Расширила мой личный кругозор.
- Дала возможность понаблюдать за языком родного края.
- Позволила проследить связь словаря Даля с творчеством П.П.Бажова.
- Личность Даля даёт образец для подражания, воспитывает трудолюбие, целеустремлённость.

    Проделанная работа- наблюдение за языковым материалом -  очень интересна и увлекательна. Я с удовольствием ей занимался. Мне было интересно узнать корни происхождения  «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля! Наследие Даля – великая вещь! Советую всем работать со словарём в системе, наблюдать за языком, и вы станете намного грамотнее!

Список литературы.

1.Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. – М.: « Художественная литература», 1990г., с.37.

2.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 6 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение»,2010г., с.34.

3.Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия,- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,2002г., с.6.

4.Егоров Б.Ф., Манн Ю.В. и др. Русские писатели. Библиографический словарь, - М.: «Просвещение»,1990г., с.242.

5.Материал Интернета.

6.Программа. Русский язык 5-9 классы» под редакцией  М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского», М.: «Просвещение», 2009г.

7.http://www.mannbook.ru/Presents/SlovarDalya/slovari_dala6.jpg

Приложение 1.

1.День спит, ночь глядит, утром умирает, другой сменяет. ( Свеча)

2.Красненьки сапожки в земельке лежат. ( Красная свёкла).

3.Полно корыто народу намыто. (Огурцы).

4.Стоит Антошка на одной ножке. ( Гриб).

5.В одной стеклянке болтается, а никак не смешается. ( Яйцо).

6.Нос долог, голос звонок. ( Комар).

7.Сидит баба на грядках, вся в заплатках, кто ни взглянет, тот заплачет.(Лук).

8. Пришли мужики  без топоров, срубили избу  без углов. (Муравьи).

9.Кину я не палку, убью не галку, ощиплю не перья, съем не мясо. (Рыба).

10.Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор).

11.Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает. (Пила).

12.Выше леса, тоньше волоса. (Ветер).

13.На землю падает, а от земли не отлетает. (Дождь).

Приложение 2.

Приложение 3.

1.Оба в горе робили  - «оба работали в шахте на руднике, добывали малахит»

2.B там протча, что подойдет – «и другие, прочие породы, которые встречались в шахте».
 3.
Этот и вовсе изробленный – « совсем измученный, заболевший от непосильной работы».
 4.
Девка небольшого росту, из себя ладная – «невысокая красивая девушка2.
 5.
Артуть-девка – «девушка подвижная, как ртуть».
 6.
Слово молвить – «сказать что – нибудь».
 7.
Виду не оказывает – «не показывает виду».
  8. 
Парню забедно стало – «парню обидно стало».
 9.
Я в горе роблю – «я в шахте на руднике работаю».
 10.
На глазах таял – «на глазах худел, бледнел, становился всё более болезненным».
 11.
Молвил – «сказал, произнёс».
 12.
Обзарился – «позарился».
  13.
Перст – «палец».
  14.
Посмеяться ладил – «хотел , намеревался посмеяться, поиздеваться».
  15.
Здоровьем хезнул – «стал чахнуть, болеть».
  16.
Хворал  - «болел».

   17.Поют-радуются - « повтор, как в русской народной сказке».
   18.
От земли воспарение, дух легкий - «в теплую сухую погоду легкий       воздух насыщен ароматами земли, трав».
   19.
Разморило - « люди расслабились, их потянуло в сон».
    20.
Ровно... толкнул - «словно толкнул».
   21.
На грудке руды - «на руде, сложенной в груду, на куче».
    22.
А по косе видать - девка - «косы носили девушки, замужние женщины по обычаю убирали волосы, покрывали их головным убором».
   23.
Ссизачерная -  «сизо-черная, черная с сизым, синим отливом».
  24.
Сквозь светеют - «святятся насквозь».
   25.
Уж такое крутое колесо -  «очень подвижная, непоседливая».
   26.
Лопочет - «быстро и негромко говорит что-то»
   27.
По-каковски - «на каком языке».
   28.
Только смешком все - «все слова говорит с усмешкой, с коротким смехом».

29.Бадожок – «палка, посох, падог».

30.Ворота – «отверстие, проём в стене или ограде для прохода и проезда».

31.Домовничать – «хозяйничать дома».

32.Котома – «путевая сума, укладка, плетёнка, носится за плечами».

33.Опричь – «кроме».

34.Хитник – «злой, нечистый дух».

35.Тятя – «отец, батюшка».


[1] Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия,- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,2002г., с.5.

[2] Егоров Б.Ф., Манн Ю.В. и др. Русские писатели. Библиографический словарь, - М.: «Просвещение»,1990г., с.241.

[3] Егоров Б.Ф., Манн Ю.В. и др. Русские писатели. Библиографический словарь, - М.: «Просвещение»,1990г., с.241.

[4] Егоров Б.Ф., Манн Ю.В. и др. Русские писатели. Библиографический словарь, - М.: «Просвещение»,1990г., с.241.

[5] Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия,- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,2002г., с.6.

[6] Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение»,2010г., с.34.

[7] Егоров Б.Ф., Манн Ю.В. и др. Русские писатели. Библиографический словарь, - М.: «Просвещение»,1990г., с.242.

[8] Программа. Русский язык 5-9 классы,  под редакцией  М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского», М.: «Просвещение», 2009г.

[9] Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. – М.: « Художественная литература», 1990г., с.37.


 

Комментарии

Смирнова Валентина Николаевна

Прочитала Ваши работы, коллега! Вы - гений!