Владимир Семёнович Маканин

Екатерина Алексеевна Наумова

В данном файле содержится материал ,который можно использовать в рамках литературных вечеров в старшем звене, на занятиях по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vladimir_makanin.pptx506.51 КБ
Файл vladimir_semyonovich_makanin.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владимир Семёнович Маканин Советский и российский писатель РОДИЛСЯ 13 марта 1937 г. (80 лет), Орск, СССР


Предварительный просмотр:

Владимир Семёнович Маканин

2-й слайд. Окончил математический факультет Московского государственного университета, работал в лаборатории Военной академии им. Дзержинского. После окончания Высших курсов сценаристов и режиссеров при ВГИКе работал редактором в издательстве «Советский писатель». Вел семинар прозы в Литературном институте им. А.М.Горького.

3-й слайд. Первая повесть Маканина «Прямая линия» (1965) была положительно встречена критикой, но объектом пристального внимания исследователей его творчество стало только в середине 1970-х годов, когда писатель уже издал тринадцать книг прозы. Критики назвали Маканина одним из самых значительных представителей т.н. «поколения сорокалетних».

Прозаик не давал оценок поступкам и характерам своих героев. Его типичным персонажем был человек из среднего слоя общества, поведение и круг общения которого полностью соответствовали его социальному положению. В отличие от героев Ю.Трифонова и писателей-«деревенщиков», персонажи Маканина, как правило, выходцы из небольших поселков, не были укоренены ни в городской, ни в деревенской среде. По мнению критика Л.Аннинского, промежуточность героев определяла авторский «язык, отвечающий теме». В этом смысле наиболее типичен герой повести «Антилидер» (1980) Толик Куренков. Владеющая им «сила усредненности» заставляет его испытывать неприязнь к людям, которые так или иначе выделяются из привычной ему бытовой среды, и в конце концов приводит его к гибели. «К некой серединности и сумме, которую и называют словами «обычная жизнь», приходит и главный герой рассказа «Ключарев и Алимушкин» (1979).

4-й слайд. В своем произведении Маканин предвосхитил начало трагедии - начало Чеченской войны, но лишь отчасти. Отчасти же он акцентировал внимание на том, что «вечная война» началась не сегодня и кавказский узел без оглядки на Толстого - Лермонтова не развязать» (Алла Марченко - российский литературный критик и литературовед)[1]. Ввиду этого можно сделать вывод, что Маканин обладает глубоким даром анализа и тонким психологом.

Писатель не просто опровергает кавказский миф - он его просто уничтожает, лишает романтического ореола. В своей повести Маканин использует настоящее время и время это жестоко. Свыкнувшись с военными буднями, очерствев и озлобившись, солдаты принимают смерть как данность. Они спокойно относятся к трупам и так же спокойно их закапывают. Хотя в свою очередь автор упоминает об одном и том же несколько раз. О смерти Бояркова упоминается три раза, и каждый раз писатель говорит об этом с более ужасными подробностями: «…проломив рёбра, пули вынесли наружу всё его нутро - на земле (в земле) лежало крошево рёбер, на них печень, почки, круги кишок…». Этим самым Маканин не позволяет читателю равнодушно принимать смерть. Солдаты этого лишены. Для них война - это работа, но задача автора не допустить подобного в мирной жизни.

Необычна и пространственно-временная организация произведения. Зыбкая грань между настоящим временем и его назначением. Временные отрезки выбиваются из общего потока и обретают собственное значение в повести. Пространство так же разбивается на отдельные отрезки, которые в конечном итоге переплетаются и повторяются. Создается ощущение, что герои повети плутают в лабиринте из которого нет выхода, то есть они навечно становятся его «пленными».

Смелое высказывание Ф. Достоевского сквозной нитью проходит сквозь всю поветь Маканина и в конце ее обретает смерть. В произведении «Кавказский пленный» красота не спасает никого. Чужая суровая красота кавказских гор является чуждой и враждебной для русского человека. Они не спасают, они представляют опасность и помогают убить.

Красота чеченского юноши, описанная в повести - «правильные черты, нежная кожа», пробудившая в Рубахине сильное, новое чувство. Создавалось ощущение, что именно оно должно сыграть важную роль в жизни русского солдата. Но красота юноши так же не спасла никого. Лишь стоило Рубахину почувствовать опасность, исходящую от пленного мальчика, как он тут же убил его. «Сдавил: красота не успела спасти… несколько конвульсий … и только». Там где царит хаос и озлобленность, нет места красоте. Она становится губительной силой, и она как цветок из которого пчела берет мед, а паук - яд. Такую же параллель можно провести между Достоевским и Маканиным. Красота Достоевского спасает, красота Маканина - убивает.

Уникальность и новаторство Маканина в полной мере отразилось в повести «Кавказский пленный». Кавказский миф, созданный романтическими воззрениями Толстого, Пушкина, Лермонтова жестоко разоблачается и уничтожается. Маканин открывает глаза на «истинный Кавказ» очарованным читателям. Классическая фраза «красота спасет мир» в повести полностью опровергается, она не способна бороться с миром жестокости, с ужасной реальностью военных будней. И нет в войне ничего романтичного, нет в ней ничего красивого. Всюду лишь кровь, обезображенные трупы и искалеченные судьбы тех, кто выжил. Война - это смерть, которая забрала души Рубахина, Вовки-стрелка, жизнь красивого чеченского юноши. Кольцевая композиция рассказа подчёркивает бессмысленность жизни людей. Герои привыкли убивать равнодушно, без смысла, наверно именно поэтому они и движутся по замкнутому кругу.

Для творчества Маканина характерно «социальное человековедение» (И.Роднянская), позволяющее прозаику создавать выразительные современные типажи. Его произведения переведены на десятки языков, широко издаются за рубежом, он лауреат Пушкинской премии (ФРГ), Государственной премии России и др.

5-й слайд. Роман "Асан" 2008г.  повествует о событиях первой и второй чеченских кампаний. Главный герой этого произведения - майор Жилин. Он не участвует в боях, его задача заведовать складом боеприпасов и выдавать их по надобности. Майору тяжело приходилось первое время, но потом он втянулся и даже завёл свой бизнес. Он продавал бензин и зарабатывал хорошие деньги. Сложность была в том, что колонну нужно было провести через места чеченских засад. Заработанные деньги он отсылал своей жене, чтобы она нанимала рабочих и строила дом в живописном месте. Он надеялся вернуться домой. В тексте не описываются геройские сцены, тут война показана как бизнес. Пока солдатня проливает свою кровь, генералы делают на этом деньги и живут в своё удовольствие. Война жестока. Многие литературные критики считают майора Жилина отрицательным персонажем. Человеческое ему не чуждо. Он помогает выкупать людей из плена, двум контуженым солдатам  помогал вернуться в свою роту. У майора дома подрастает дочь. А этих парней он считал уже своими сыновьями, так к ним привязался.

Война сегодня – это бизнес, и человеческая жизнь там ровно ничего не стоит. Калеченые жизни, судьбы, мораль. Никакого Бога, никакого Аллаха – деньги, деньги, деньги. За всё деньги – получить со склада положенное, информацию о чём-то, выкупить попавшего в плен, чтобы пропустили колонну, призывников – всё время идёт торг. Участвуют все – если не берут налом, то чем-то материальным. Женщины – товар, оружие – товар, конечно – горючее. И люди – товар. Смерть («Бабушка» - зовет её Жилин, от чьего лица идёт рассказ) стоит за спиной каждого, и на неё просто уже не обращают внимания – никаких надрывов. Связь с «Кавказским пленником» Лермонтова, опять Жилин и Костыев (проходной персонаж, фамилия – намёк на Костылина, зачем введён автором не понятно, разве, что чутьё у Костыева – чеченца по национальности – отменное: исчезает перед каждой горячей ситуацией в Питер). И никакого геройства. 
Шизика, что готов «служить Отечеству», только что окружающие не высмеивают. 
Но герой романа – «завсклад» Жилин - почти идеален (в тех условиях). Деньги на дом у большой, неназываемой реки. Каждый вечер переговоры с женой, руководство издалека строительством. Жалеет солдат, верный друг, умелый дипломат… 
И кончилось всё равно плохо – тот же контуженый солдат, что тяжело ранил одного из партнёров по бизнесу Гусарцева, убил и Жилина. Убил в психическом завихрении – он не мог видеть деньги на войне. И хотя Жилин знал про этот бзик солдатика, но не придал ему значения: «Сначала в ч-ч-еченца… А п-потом в п-пачку… - мямлит он. Неужели контуженный хочет меня убедить, что его пули шли вслед за этой передаваемой п-п-пачкой д-денег. Глюки… Чушь!.. Я не могу такое даже слушать всерьёз». И славный майор Жилин гибнет именно в момент передачи ему денег за слитый в чеченские машины бензин. За пятьсот долларов. 
Он думал, что только торговля оружием опасна, а вот человеческий фактор – что может быть опасным – не учёл. И если для тебя война – это возможность хорошо заработать, то молодые парни, пришедшие туда «служить отечеству», тебя не поймут, и ты для них – такой же враг, как и те, что на другом откосе залегли и стреляют в твою сторону. 
В книге почти нет женщин, лишь голос жены Жилина, которой он сообщает о высланных деньгах да справляется о здоровье её и дочери, хотя преподносится это всё довольно лирично – уединенная полянка, луна и голос по мобильнику. И ещё пленённая журналистка (похоже, прототипом стала Елена Масюк), но и она только как предмет торга да в видеозаписи довольно жёсткой. И ещё две солдатские матери, приехавшие выкупить пленённых сыновей. Одна в благодарность вместе с деньгами сама, можно сказать, навязывает себя Жилину, и тот, боясь обидеть отказом, принимает её «подношение» - единственная эротическая сцена в романе. 
Много смертей, но не героических. Гибнут или сходят со сцены по ранению большая часть персонажей. И часто – от подставы, от своих.
И скорби нет, есть сожаление о выходе из бизнеса партнёра или защитника. И женщины, рожающие сыновей, противницы войны по определению – они не играют никакой роли. Упоминается Комитет солдатских матерей, но только лишь как звено в цепочке организации выкупа солдата. 
«Выкуп», «проплата», «десятая бочка – мне»… Не война, а базар. 
Воинская честь, милость к врагу, доблесть, геройство – вся эта романтика войны в «Асане» и не ночевала. 
И ещё изображение чеченцев (основной воюющей массы) – они будто только что спустились с деревьев: алчность, агрессивность, хитрость, предательство, склоки за «селезня, топчущего кур соседа», разборки такой чуши – «свой своего нечаянно подстрелил, а как же кровная месть?»… 
Рубленые фразы, скорее похожие на разговорную речь.