"Всепобеждающая сила любви"

Тишкова Зинаида Михайловна

Творческая работа «Царская Семья как образец семейного воспитания. Всепобеждающая сила любви» была подготовлена для участия во Владимирских детских образовательных чтениях. В работе показаны принципы и традиции воспитания детей в царской семье, 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заявка

на участие в Чтениях

Фамилия, имя, отчество автора (соавторов) (полностью)

Тишкова Елизавета Петровна

Название статьи

«Царская Семья как образец семейного воспитания. Всепобеждающая сила любви».

Количество страниц

Место учебы (работы) (полное название организации, без сокращений)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №2»

Класс, возраст

10 кл., 16 лет

Который год участвуете в Чтениях

3

Телефон для связи

(пример: 8-913-234-56-78) обязательно!

89027339490

E-mail

linakuleshova@rambler.ru

ФИО научного руководителя (полностью), место его работы, телефон для связи.

Смагина Алина Серафимовна, педагог-библиотекарь МБОУ «Никифоровская СОШ №2», 89027301311

Сан, имя, фамилия консультанта-священнослужителя обязательно!

Место его служения, должность.

Иерей Илья Щеголихин, храм Иоанна Богослова р.п. Дмитриевка Никифоровского района

«Царская Семья как образец семейного воспитания.

Всепобеждающая сила любви».

Семья — хранительница традиций, колыбель

человека и «колыбель культуры».

И. А. Ильин (русский философ, писатель, публицист)

 

http://www.logoslovo.ru/media/pic_middle/0/1594.jpg

Семья Романовых: Царь Николай II Александрович, Царица Александра Феодоровна, их дети - Царевич Алексей, Царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия

ВВЕДЕНИЕ

В мире, в котором мы живём, многие граждане России лишились четких нравственных ориентиров, критерии добра и зла оказались размыты, сместились понятия чести, совести, жертвы и подвига, нарушено духовное единство общества. Острейшей проблемой является духовный мир молодежи, у которой утрачены традиционные духовные ценности, патриотизм и воля к защите своего Отечества, о котором она не имеет подлинных исторических знаний.

Мы живем в особое время, когда очень многое в нашей жизни подвергается серьезным испытаниям. Одной из основных проблем современности является падение статуса семьи как социального института общества, изменение места семьи в ценностных ориентациях.

В наше время институт семьи находится под угрозой. Как отмечал в  послании Федеральному собранию Президент РФ В.В. Путин, «...сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».

Вопрос укрепления семьи находится под пристальным вниманием государства. Так, Концепция демографической политики РФ в качестве одной из основных задач предусматривает «укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений».

О необходимости возрождения русских семейных традиций неоднократно говорила Русская Православная Церковь, высшее руководство которой  отмечало,  что  на современном этапе, когда подрываются основы семьи и брака, необходимо воспитывать детей в духе веры и исконных русских традиций и призывало всех сплотиться вокруг задачи укрепления семьи и брака.  Следует отметить, что светская власть поддерживает этот призыв. Президент Путин в телеграмме участникам форума «Святость материнства» отметил: «Вопросы духовного, нравственного воспитания подрастающего поколения, укрепления института семьи и семейных ценностей требуют соработничества государства, гражданского общества, религиозных организаций, средств массовой информации». [7].

Семья - это то, что связывает нас с нашими предками и потомками. Семейные традиции, семейные предания делают из отдельных людей великий народ. Сейчас многие государства, в том числе и Россия, пытаются сохранить свои единство, независимость, целостность, укрепляя экономику, армию, международные связи. Но при этом чаще всего забывают о самом главном, к чему призывал император Александр III своего сына, будущего царя Николая II: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». [3]

В истории России уникальна и трагична судьба семьи последнего русского императора Николая II. В июле 2018 года исполнится 100 лет со дня гибели Царской Семьи. Историческая справедливость постепенно восстанавливается и правда о событиях того времени и о жизни семьи Романовых становится достоянием общественности.

Цель работы: раскрыть духовные основы отношений и семейные традиции воспитания  в Царской Семье.

Задачи:

  • проанализировать различные источники по данному вопросу:
  • познакомиться с семейными традициями и принципами воспитания в Царской семье;
  • выяснить, как царственные супруги Романовы прививали своим детям православно-христианские ценности;
  • показать, что Царская семья – образец семейного воспитания.

В процессе исследования были использованы такие источники, как: письма и дневники Царя Николая II и его супруги Александры Федоровны, воспоминания о Царской семье современников и близких друзей: Анны Вырубовой-Танеевой, Юлии Ден, фрейлины Императрицы Софьи Буксгевден, учителя и воспитателя Наследника Пьера Жильяра, материалы сети Интернет.

1. ТРАДИЦИИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ РОМАНОВЫХ

ХХ век нанес большие раны нашему Отечеству, шрамы от них остались до сих пор. История семьи – это история страны, и семья последнего русского царя Николая Романова  не стала исключением. Политические репрессии, гонения, расстрел – все это они приняли первыми. В дальнейшем через это пройдут многие люди и  многие семьи.  

Практически сто лет отделяет нас от тех страшных событий в 1918 году, когда на алтарь революции была положена  жизнь всей семьи императора Николая II. Живя в очень сложную эпоху, Романовы смогли в том противоречивом мире создать счастливую семью, которую часто представляют как образец семейного воспитания. Императорская чета не пользовалась какими-то особенными принципами воспитания. В основу они брали свой жизненный опыт и непоколебимую никакими трудностями веру во Христа.

Хорошим примером для современных родителей и молодых людей  может стать воспитание детей в царской семье из последней императорской династии России. У русского императора Николая II и его супруги императрицы Александры Федоровны родилось пятеро детей. Сначала девочки: умная и романтичная Ольга, похожая строгостью на мать Татьяна, истинная русская красавица Мария и девочка-сорванец Анастасия. Долгожданный наследник появился на свет в 1904 году, его назвали Алексеем, и все цесаревича просто обожали.

В семье, где воспитывались царские дети, царили традиции и уклад благочестивых русских семей.   Все, кто знал  семейную жизнь императора, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов семьи. «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи, - писала в дневнике Государыня, - и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязанности». [5].   Царица и дочери занимались рукоделием, говорили о Боге и молились.   «Для Бога нет невозможного, - писала Государыня, - я верю в то, что кто чист душой, тот будет всегда услышан и тому не страшны никакие  трудности и опасности жизни, так как они непреодолимы только для тех, кто мало и неглубоко верует». [5]

Воспоминания современников и дневники императрицы позволяют составить полное представление об основных принципах воспитания царских наследников. Все, кто знал детей царской семьи Романовых, отмечают, что они росли воспитанными, развитыми, вежливыми, послушными и отличались высокими нравственными качествами.

Можно говорить о следующих воспитательных принципах, принятых в царской семье:

  • первоочередная роль личного родительского примера. Воспитание детей начинается с воспитания родителей. Пожалуй, это основа всей системы, без которой невозможно добиться эффективности воспитательного процесса;
  • религиозность;
  • искреннее послушание;
  • разумная строгость;
  • постоянная занятость детей делом;
  • патриотизм;
  • строгая дисциплина;
  • серьезное физическое воспитание;
  • спартанские условия жизни;
  • привитие нравственных качеств через реальные дела.

Прежде чем воспитывать детей, необходимо воспитать себя - вот один из принципов воспитания в Царской Семье. Мы должны быть сами именно такими, какими хотим видеть наших детей. Для Государыни во взаимоотношениях с супругом очень важными были терпение, взаимное внимание, единство интересов, удерживание от ссор, то есть постоянная работа над собой. Дети видели все это и понимали. Они росли в атмосфере любви и уважения родителей друг к другу. Анна Вырубова вспоминала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга». [2]

Государыня сумела воспитать и передать детям чувство почитания отца, занимающего центральное место в семье. Для них он был одновременно царем, перед которым они преклонялись, отцом, которого они любили, и товарищем в их детских забавах. Отец, в свою очередь, при большой занятости государственными делами, любое свободное время посвящал жене и детям.

Александра Федоровна была замечательной супругой и матерью. И этим она может быть примером для многих современных женщин. Хотелось бы привести еще одно высказывание Царицы Александры: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить детей примером своей жизни». [5] Это старый педагогический прием, известный уже много-много веков. Одно дело – знать, а другое дело – это знание в своей жизни воплотить примером для своих детей.

Вспомните, как повела себя Царица, когда началась Первая мировая война. Она пошла работать сестрой милосердия в госпиталь, где находились солдаты. Супруга правителя, императрица, вместе с дочерьми трудилась в операционной палате, ассистируя при операциях, и ухаживала за тяжелоранеными. Поступок матери стал примером и для великих княжон, они последовали ее примеру. Старшие дочери, Ольга и Татьяна, окончив курсы медсестер, тоже пошли работать в госпиталь. Марию и Анастасию родители не отпустили работать в госпиталь, но они помогали раненым по-своему: готовили бинты, шили белье.

Царица сказала, что, пока идёт война, она ни себе, ни дочерям не сошьёт ни одного нового платья, кроме формы сестёр милосердия. Она умела держать данное слово.

В основе воспитания детей Александра Федоровна полагала религиозное воспитание. При помолвке принцессе Алисе пришлось сменить религию на православие, и она это сделала не по принуждению, а искренне, со всей глубиной, стала православной. Она интересовалась церковью, изучала жизнь святых людей и монастырей, посещала известные церковные святыни. По ее инициативе и на ее собственные деньги в Царском Селе был выстроен Федоровский храм. В Александре Федоровне, отмечали окружавшие ее современники, не было никакого ханжества, ее набожность была глубокая, искренняя и чистая, православие пропитало все ее существо.

Императрица  смогла передать свою искреннюю веру в Бога и детям. Царская семья была очень верующей, все ревностно соблюдали праздники, посты. Никто из членов семьи не садился за стол без молитвы. Посещение церкви было не долгом, но радостью.

«Бог впервые приходит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога». «Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку», - писала в дневнике Государыня. Ведь духовный стержень - это основа нравственно здоровой личности. Не может быть личность полноценной, гармоничной, нравственной. Это воспитание ребенок получает в семье, дома. Дом для Государыни - «это место тепла и нежности. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым». [5].

Следующим принципом воспитания было воспитание послушания. «Учись послушанию, пока ты еще мала, -писала Государыня своей дочери Ольге, - и ты научишься слушаться Бога, когда станешь старше». [3]. Она не сомневалась, что послушание - это христианская добродетель и одно из условий спасения. Всякое свое распоряжение Александра Федоровна давала обдуманно и сознательно, никогда не требовала от детей невозможного и всегда твердо помнила свои слова. Дочери были послушны матери не столько из страха наказания, сколько из страха огорчить ее. И, несмотря на строгость и требовательность матери, девочки ее очень любили, она была для них авторитетом. Не зря, если матери нездоровилось, то дочери устраивали попеременно дежурства и безвыходно оставались при ней.

Царица была строгой матерью. Она не допускала, чтобы дети праздно проводи ли время, они всегда были заняты - будь то учеба, рукоделие, спорт, прогулки, игры, чтение. «Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что нам неприятно», - пишет Александра Федоровна. [3].Девочкам некогда было скучать, они не были бездельницами. И этот навык очень пригодился им, когда семья находилась под арестом в Царском Селе, в заключении в Тобольске и в Екатеринбурге. Великие Княжны с отцом и преданными слугами разбивали огород в Царском Селе и в Тобольске, пилили и кололи дрова, строили горку, занимались рукоделием, ставили домашние сценки и что самое поразительное- не прекращали обучения.

В царской семье детей воспитывали в простоте и строгости. Быт семьи не был роскошным в целях воспитания - родители боялись, что богатство и нега испортят характер детей. Императорские дочери жили по двое в комнате - с одной стороны коридора «большая пара» (старшие дочери Ольга и Татьяна), с другой - «маленькая» (младшие дочери Мария и Анастасия). Им  предписывалось подниматься в 8 часов утра, принимать холодную ванну.

В комнате младших сестёр стены были выкрашены в серый цвет, потолок расписан бабочками, мебель выдержана в белых и зелёных тонах, проста и безыскусна. Девочки спали на складных армейских кроватях, каждая из которых была помечена именем владелицы, под толстыми синими одеялами, украшенными монограммой. Эта традиция исходила со времен Екатерины Великой (такой порядок она завела впервые для своего внука Александра). Здесь же у каждой было по небольшой тумбочке и диванчики с маленькими расшитыми думочками. Стены украшали иконы и фотографии; фотографировать девочки любили сами – до сих пор сохранилось огромное количество снимков, сделанных в основном в Ливадийском дворце - любимом месте отдыха семьи.

Обучение детей обычно начиналось по достижении ими 8 лет. Первыми предметами были чтение, чистописание, арифметика, Закон Божий. Позднее к этому прибавлялись языки — русский, английский, французский, еще позже - немецкий. Преподавались императорским дочерям также танцы, игра на рояле, хорошие манеры, естественные науки и грамматика.  В течение дня прогулки на свежем воздухе чередовались с регулярными занятиями. Ежедневные уроки не прекращались даже в тяжелые дни ссылки и заключения.

Императрица не позволяла своим детям проводить время в праздности: с раннего детства девочки были приучены к рукоделию и физическому труду. В одежде не было никакой роскоши и излишеств, платья и обувь от старших сестер передавались младшим. Семья Романовых была богатейшей семьёй, но первый золотой браслет царские  дочери получали в подарок когда им исполнялось 12 лет! Свои небольшие карманные деньги они расходовали, в основном, на подарки сестрам и фрейлинам и на помощь неимущим.

После начала Первой Мировой войны Государыня не заказала ни себе, ни дочерям, ни одного нового платья, а все сбережения были использованы на устройство госпиталей и помощь фронту. Сама Александра Федоровна вместе со старшими дочерями – Ольгой и Татьяной, трудились в качестве сестер милосердия, а младшие – Мария и Анастасия – вместе с Царевичем Алексием постоянно навещали раненых в госпитале с цветами и словами утешения.

Умная и строгая Александра Федоровна воспитывала своих дочерей и как будущих женщин, хранительниц домашнего очага. «Дом и семья - этого, что держится в первую очередь на женщине, и каждая девушка обязана понять это еще в детстве», - писала Императрица и в этом была уверена. [5].Царица обучала дочерей основам домашнего хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. Александра Федоровна воспитывала в них чувство долга будущих жен и матерей. Государыня была не только матерью для своих девочек, она была им другом. Старшие поверяли ей свои сердечные тайны, просили у нее совета. Так Ольга пережила скрытую от всех личную драму. И только мать знала об этом. Из ее писем к дочери мы видим конкретный пример, как чутко и бережно относилась Государыня к чувству старшей дочери. В этих письмах мы не найдем ни приказов, ни запретов, хотя мы понимаем, что Александра Федоровна огорчена выбором Ольги.

С самого юного возраста наследники Николая II ни минуту не пребывали в праздности. Их время было расписано по минутам: обучение, рукоделие, игра, чтение, прогулки, занятия спортом. Личный пример родителей способствовал тому, что царские дети учились старательно и ответственно выполнять даже те поручения, которые им не нравились.

Дети были горячими патриотами: они обожали Россию и все русское, плохо говорили на иностранных языках. Старшие лишь недурно говорили по-английски, с младшими же Императрица разговаривала по-русски. Особое отношение уделялось дисциплине, умению планировать свое время. Дети должны были записывать в личный дневник все события дня. Без такой записи вечером нельзя было отправиться в кровать. Эта привычка формировала не только внутреннюю дисциплину, но и ответственное, осознанное отношение ко всему окружающему.

Обязательным компонентом воспитания была высокая физическая активность. Дети проводили много времени на свежем воздухе при любой погоде, активно двигались. Пешие и конные прогулки были обязательными. Большое внимание уделялось танцевальной культуре, искусству верховой езды.

Весьма строгим был отбор книг для чтения детей. Об этом свидетельствуют записи, сделанные в 1917-1918 годах Николаем II в дневнике, судя по которым семья ежедневно уделяла внимание чтению произведений А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, И.Тургенева, И.Салтыкова-Щедрина, Н.В.Гоголя и многих других. Особое внимание уделяется чтению вслух для своей семьи Священного Писания. В Екатеринбурге чтение Библии становится ежедневным два раза в день.

2. «ДАРИТЕ ЛЮБОВЬ»

Императорская чета Николай Александрович  и Александра Фёдоровна – пример брака, построенного на любви друг к другу, а не по расчету, что является редкостью для монархов. Счастье любви, совместной близости супруги смогли пронести через всю жизнь, и через пять, десять, пятнадцать лет после свадьбы они писали друг другу такие письма, которые сейчас редко могут писать даже молодожены. Первое письмо любимому супругу при отъезде его в Ставку Александра Федоровна писала за день до отъезда, чтобы император мог прочитать его в дороге. Почти с каждым письмом она посылал ему икону, цветы.

Ее письма начинались словами: «мой родной любимый ангел», «мое сокровище», «мой любимый», «моя дорогая любовь», «мой милый драгоценный». Практически в каждом письме Александра Федоровна вновь и вновь признавалась в любви:

  • Господь да благословит и охранит тебя, мое сокровище. Целую без конца. Навсегда твоя собственная женка.
  • Прощай, да хранит тебя Господь, дорогой, ты мне так не достаешь. Покрываю твое дорогое лицо нежными поцелуями. Твоя жена Аликс.
  • Ты мне всегда не достаешь, мое солнышко, думаю о тебе с нежной любовью. Бог да благословит и охранит тебя, милый Ники, целую тебя много раз. Всегда твоя жена «Солнышко». [5].

Ответы императора на письма были не менее трогательными: «Мое любимое Солнышко… Не знаю, как бы я вынес все это, если бы Господь не даровал мне тебя, мою жену и друга. Я говорю серьезно… Прощай, мое любимое, милое Солнышко… Нежно целую тебя и детей. Навеки твой старый муженек Ники». [5].

«Дарите любовь» - эти слова написала Государыня Императрица Александра Федоровна Романова в своем дневнике за 1917 год. [4]. Простые слова, но, вдумываясь, понимаешь – глубже не сказать. Великие слова Великой Матери, жены, Императрицы.   В своих дневниках Александра Федоровна размышляет: «Еще одна возможность снискать славу миротворца – распространять христианскую любовь. Мы можем делать это примером собственной жизни, выказывая терпение, мягкость и выдержку, где бы мы ни находились, как бы дурно с нами ни обращались».[5]

В основе уклада Царской семьи были заложены главные семейные и общечеловеческие ценности – это целомудрие, патриархальный уклад, духовность, послушание.

Давайте более внимательно посмотрим, какими Царь и Царица были супругами и родителями, сравним их семейную жизнь с жизнью современных семей. Сейчас много супругов разводится на самых разных стадиях супружеской жизни. Все дело в том, что у нас потеряна культура семейных и супружеских отношений. Почему потеряна? Потому что в основу создания семьи не ставится благочестие, а часто ставятся собственные мнения и личные амбиции. Не случайно многие психологи говорят о том, что в России целомудрие заложено в центр культурного ядра нации, пренебрегать этим нельзя, потому что это проводит к нарушению государственной безопасности.

В отношении супружеской жизни Венценосной семьи можно с уверенностью говорить о том, что Царь и Царица были благочестивыми, глубоко верующими людьми, людьми целомудренными. Понятие целомудрия и решило их судьбу: они жили по Божиему замыслу, пытались очень бережно относиться друг к другу и другому человеку – как к святыне. Целомудрие в браке – его основа: когда два человека смотрят друг на друга и видят святость, они относятся друг к другу как к святыне. Царь и Царица старались беречь это чувство – любовь, и, кроме того, они старались его возделывать.

Отношения между родителями и детьми в Царской семье были необыкновенными. Дети боготворили своих венценосных родителей, а они, в свою очередь, жертвенно любили своих детей. Особенно это самопожертвование проявилось в отношении Государыни к своему любимому и единственному сыну. В дни обострения его болезни она дни и ночи напролет проводила без сна у постели Царевича, пытаясь облегчить его невыносимые страдания. А он мог только молиться: «Господи, сжалься надо мною!»

Очень трогательны были отношения Матери с дочерями, что можно узнать из маленьких писем и записочек, которые они писали друг другу каждый день перед сном. Вот одно из таких писем царицы Александры старшей дочери Ольге: «Моя милая маленькая Ольга! Старайся быть примером того, какой должна быть хорошая маленькая девочка. Ты у нас старшая и должна показывать другим, как себя вести. Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Когда увидишь кого-нибудь в печали, старайся одарить солнечной улыбкой…».[4].

А вот письмо маме маленькой царевны  Татьяны: «Моя дорогая, родная, милая Мама! Я прошу прощения за то, что не слушаю тебя, спорю с тобой, что я непослушная. Сразу я никогда ничего не чувствую, а потом ощущаю себя такой грустной и несчастной от того, что утомила тебя, потому что тебе все время приходилось мне все повторять. Пожалуйста, прости меня, моя бесценная Мамочка…». [4].    Так они учились искренности, смирению и любви. А взаимная дружба Царских детей была настолько крепкой и нерушимой, несмотря на разность их характеров, что они просто не мыслили жизни друг без друга.

О царевиче Алексее в воспоминаниях ближнего окружения содержится следующее: «У него было то, что мы, русские, привыкли называть «золотым сердцем». Он легко привязывался к людям, любил их, старался всеми силами помочь, в особенности тем, кто ему казался несправедливо обиженным. Он, без всякого сомнения, обещал обладать в будущем твердым, независимым характером. Так же, как и его отец и сестры, он чрезвычайно любил природу и все русское. Алексей Николаевич обещал быть не только хорошим, но и выдающимся русским Монархом». (Флигель-адъютант, полковник А.А.Мордвинов). [1]

«Будучи горячим патриотом, он был умен, благороден, добр, отзывчив, постоянен в своих симпатиях и чувствах.  …Одним словом, по мнению всех, близко знавших Цесаревича Алексея Николаевича, он представлял по уму и характеру идеал русского Царя». (В.Н.Воейков, генерал-майор, флигель-адъютант, комендант Александровского дворца) [1].

Сам царевич Алексей говорил так: «Когда я буду Царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы!». [4].

Все, кто знал  семейную жизнь императора, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов семьи. Центром ее был Алексей Николаевич, на нем сосредотачивались все привязанности, все надежды. По отношению к матери дети были полны уважения и предупредительности. Когда императрице нездоровилось, дочери устраивали поочередное дежурство при матери, и та из них, которая в этот день несла дежурство, безвыходно оставалась при ней. Отношения детей с государем были трогательны — он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их к отцу переходили от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы.

«Долг родителей - подготовить детей к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог, - рассуждала Государыня, - Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль - не намеренно, а просто по небрежности. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми». [5].        

Император Николай и его царственная супруга относились друг к другу с предельным вниманием и терпением, не допускали ссор, особенно при детях, имели общие интересы. Все это самым благотворным образом отражалось на психическом здоровье детей. В семье Николая II был особый дух, особый режим, особые требования. Главное, что отец и мать, несмотря на обилие государственных дел, уделяли большое внимание детям. «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, - говорил Государь, - такими должны быть и мои дети». [6].        

 «Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас. Завтра может быть слишком поздно». [5]        .

«Любовь – это самое великое в мире. Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь, были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других» - писала императрица в своих дневниках. [5].        

В отношении супружеской жизни Венценосной семьи можно с уверенностью говорить о том, что Царь и Царица были благочестивыми, глубоко верующими людьми, людьми целомудренными.

История жизни последней четы Романовых, принадлежавших династии, которая правила Россией на протяжении трёхсот лет, больше похожа на романтическую историю любви. Они любили друг друга преданно и нежно, всю жизнь почти не расставались и умерли в один и тот же час. Венценосная семья Романовых может служить образцом супружеских отношений в современной семье.

Царская семья была взята из земной жизни в один день и час. И в этом чудесном явлении можно увидеть действие Промысла Божия, милость Господа к Своим угодникам. Как бы в награду за их безграничную взаимную любовь, крепко связавшую всех членов Царской Семьи в одно единое, нераздельное целое, момент разлучения души и тела наступил для них одновременно.

Царская семья для нас - идеал любви и образ семейной жизни, ведущей к святости. Это пример отношений между юношей и девушкой, мужем и женой, мужчиной и женщиной, между родителями и детьми многодетной семьи. 

3. ПРАВОСЛАВНОЕ И ХРИСТИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ РУССКОГО ЦАРЯ  НИКОЛАЯ  II

«Весь внешний и духовный уклад домашней жизни царской семьи представлял собой типичный образец чистой, патриархальной жизни простой русской религиозной семьи, - вспоминал М. К Дитерихс. - Вставая утром от сна или ложась вечером, каждый из членов семьи совершал свою молитву, после чего утром, собравшись по возможности вместе, мать или отец громко прочитывали прочим членам положенные на данный день Евангелие и Послания. Равным образом, садясь за стол или вставая из-за стола после еды, каждый совершал положенную молитву и только тогда принимался за пищу или шел к себе. Никогда не садились за стол, если отец чем-нибудь задерживался: ждали его». [1].        

Православие, положенное в основу воспитания детей в семье русского царя Николая II, посеяло в их сердца христианское отношение к скорби, страданию, болезни и смерти. В процессе своей жизни каждый человек переносит страдание в определенной жизненной ситуации. Под воздействием скорби и страданий могут происходить процессы, разрушающие внутреннюю целостность человека. Православное воспитание ребенка закладывает основу, которая не позволяет потерять жизненную ориентацию в подобной ситуации. Мы знаем, что в семье Николая II одна за другой рождались девочки – первой родилась Ольга Николаевна, затем Татьяна Николаевна, за ней Мария Николаевна, а после Анастасия Николаевна. Царь, его супруга Александра Федоровна и Россия ожидали появления наследника русского престола. 12 августа 1904 года наследник цесаревич Алексей появился на свет. Ликованию не было предела. Страстные молитвы к Богу были услышаны. Но как выяснилось позже, у мальчика была неизлечимая болезнь – гемофилия. Таким образом, радость, страдания и болезнь поселились в семье. Где можно было взять силы, чтобы справиться с такого рода обстоятельствами? Ответ один – молитвенные обращения к Богу и опора на христианские добродетели.

Неоспоримым историческим фактом является то, что Николай II был глубоко верующим человеком и имел горячее патриотическое чувство к России. Эти качества он прививал своим горячо любимым детям. Александра Федоровна всегда подавала пример своим дочерям как любящая мать и заботливая супруга. Сохранились дневниковые записи Александры Федоровны, в которых можно прочесть следующее:

«Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль, не намеренно, а просто по небрежности. Для того, чтобы проявить заботу, не так уж и много нужно – слово одобрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми». [5].        

Государыня не прятала своих детей от жизни, она сказала как-то, что «кроме красоты, в мире много печали». Милосердие, благотворительность были не пустыми словами в их семье, и дети всегда помогали матери. Так в 1911-1913 гг. они участвовали в благотворительных базарах в Крыму в пользу туберкулезных больных. На вырученные деньги был построен прекрасный санаторий. Когда мать не могла посещать дома туберкулезных больных, то посылала туда дочерей. Ей часто говорили, что для девочек опасно сидеть у постели больных туберкулезом. Но она отметала эти возражения, и Великие Княжны посещали многих тяжелейших пациентов.

Государыня очень заботилась о нравственном воспитании дочерей. «Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось, - вспоминает Юлия Ден, - Ее Величество очень строго следила за выбором книг, которые они читали. Их величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни». [3].        Александра Федоровна стремилась ограничить общение дочерей с девицами высшего света, боясь их дурного влияния. Это касалось и племянницы Государя - Ирины. Родственники и аристократическое общество были обижены, но Государыня была непреклонна.

Протоиерей Афанасий Беляев, бывший духовником Царской семьи в дни заключения в Александровском дворце, написал в своем дневнике: «Дай, Господи, чтобы и все дети были нравственно так высоки, как Дети бывшего Царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи – страстной и греховной, меня привело в изумление». [1].

Хочется привести пример христианской мудрости – Завещание Николая Второго. Оно записано рукой Великой Княжны Ольги Николаевны в 1918 году:

«Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь…» [8].        .

Это единственные, сохранившиеся стихи поэтессы Ольги Романовой:

Отец всем просит передать,

Не надо плакать и роптать,

Дни скорби посланы для всех

За наш великий общий грех.

Он все обиды позабыл,

Он всех врагов своих простил

И за Него велит не мстить,

А всех жалеть и всех любить.

Он говорит: мир тонет в зле,

Иссякла правда на земле,

И скорбный крест грядущих дней

Eще ужасней и страшней.

Но час пробьет, придет пора,

Зло одолеет власть добра,

И все утраченное вновь

Вернет взаимная любовь.

Мы знаем, как развивались события в России после октября 1917 года и отречения Николая II от престола. Известно, так же, какая участь постигла детей последнего русского царя. Христианско-православные ценности, заложенные в процессе воспитания детей в семье, сформировали в них непреходящие человеческие качества, которые позволили им принять приговор своих убийц без паники и просьбы о пощаде. Когда мы стоим перед изображением царской семьи и вглядываемся в лица Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и цесаревича Алексея на глаза наворачиваются слезы, а сердце скорбит и порождает чувство благодарности за пример мужества, верности и любви.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

17 июля Русская Православная церковь молитвенно вспоминает мученическую кончину семьи последнего российского императора.

Святые любого народа - это его лучшие люди, в которых воплощен идеал нравственности и образец духовной жизни. Вся семья Романовых: Царь Николай II Александрович, Царица Александра Феодоровна, их дети - Царевич Алексей, Царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия - они святые, святые мученики, зверски убитые в 1918 году.

Царская семья была взята из земной жизни в один день и час. И в этом чудесном явлении можно увидеть действие Промысла Божия, милость Господа к Своим угодникам. Как бы в награду за их безграничную взаимную любовь, крепко связавшую всех членов Царской Семьи в одно единое, нераздельное целое, момент разлучения души и тела наступил для них одновременно.

Царская семья для нас - идеал любви и образ семейной жизни, ведущей к святости. Это пример отношений между юношей и девушкой, мужем и женой, мужчиной и женщиной, между родителями и детьми многодетной семьи.

Последняя царская семья сочетала в себе все черты православной семьи. До конца своих дней Романовы сохраняли верность друг другу, вместе приняли они и страшную смерть. Духовник царской семьи вспоминал, что это все дети были нравственно высоки, и желал, чтобы все дети были похожи на них. Формула их счастливой семейной жизни проста: почитание родителей детьми, любовь родителей друг к другу, чистая, не требующая ничего взамен. Они жили верой в Бога, которая с годами становилась все сильнее, и именно эта вера помогла им выжить и сохранить любовь в столь непростое время, именно эта вера вознесла их на небеса.

Вот он, идеал русской православной семьи, который служит примером и для современного поколения родителей, и для молодых людей, которые в скором времени будут воспитывать своих детей.

Николай II и его супруга Александра Федоровна сумели передать своим детям христианские ценности и добродетели. Это является примером того, какая особая ответственность лежит на родителях в процессе воспитания детей. Именно родители должны быть способны сохранить и передать духовные, нравственные ценности будущему поколению. Тогда в обществе не исчезнет гармония человеческого бытия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Альфред Мирек «Император Николай II и судьба православной России». - М.: Духовное просвещение, 2011.- 408с.
  2. Анна Вырубова – фрейлина Государыни. СПб., 2012. (Перевод Людмилы Хухтиниеми с финского издания: Хельсинки, 1987.)
  3. Венценосная семья. - М.: Ковчег, 2006. - 140 с.: илл.
  4. Кравцова М. «Воспитание детей на примере святых царственных мучеников», М., 2003
  5. Последние дневники Императрицы Александры Федоровны Романовой: Февраль 1917 г. - 16 июля 1918 г. / Сост., ред., предисл., введ. и коммент. В. А. Козлова и В. М. Хрусталева — Новосибирск: Сиб. хронограф, 1999. - С. 198–214.
  6. Орехов Д. «Подвиг царской семьи». -  СПб.: Амфора, 2009. – 288 с.
  7. http://tass.ru/obschestvo/768543 
  8. http://www.proza.ru/avtor
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  10. http://militera.lib.ru/db/nikolay-2/index.html