Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина

Коробова Екатерина Валерьевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_literaturnaya_viktorina.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка 

внеклассного мероприятия 

для учащихся 3-4 классов 

«Викторина по сказкам А.С. Пушкина» 

 МБУДО Центр дополнительного образования детей г. Димитровград

Творческое объединение: «Юный дизайнер»

Методическая разработка

Тема: «Литературная викторина

 по сказкам А.С.Пушкина» 

Выполнил:

Коробова

Екатерина Валерьевна,

педагог

дополнительного образования

г. Димитровград, ноябрь 2019

Тема: «Литературная викторина  по сказкам А.С. Пушкина»
Цели: - закрепить и проверить знание сказок А.С. Пушкина;
- развивать память, мышление, речь;
- прививать интерес к сказкам А.С. Пушкина.
Оборудование: интерактивная доска; презентация; рисунки учащихся к произведениям А. С. Пушкина. 

Ход урока:
I. Вступительное слово.- Самый известный, самый распространенный и самый интересный жанр сказки. А.С. Пушкин очень любил сказки и говорил: Что за прелесть эти сказки!». Сказку сочинили люди, а это значит, что на самом деле такого могло и не быть, но сочинили её, чтобы научить чему-то других.
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», такими словами заканчивает А.С. Пушкин одну из своих сказок.
Сказки Пушкина вы изучаете в средних и старших классах нашей школы, но знакомы вы с ними еще с детских лет. Они учат нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и лжецов. Я думаю, что нет человека, который бы не любил сказки Пушкина и не восхищался ими.
Сегодня мы с вами совершим путешествие по сказкам А.С. Пушкина и посмотрим, как вы их знаете.
II. Содержание мероприятия
- Для начала давайте вспомним, какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Назовите их.
1. Викторина по сказкам А.С. Пушкина 
- Я буду задавать вам вопросы по сказкам А.С. Пушкина.
Викторина «Знаешь ли ты сказки Пушкина?»
Сколько раз ходил старик с просьбами к рыбке?
За какую плату согласился работать Балда у попа? (В год за три щелчка тебе по лбу).
К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (К мудрецу, звездочету и скопцу).
В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать царя Салтана? ( В комара, муху, шмеля).
Кого послал старший бес соревноваться с Балдой? (…Вышлю к тебе внука) (с бесенком).
В какой сказке, и какая домашняя птица охраняла целое государство? (Петушок, в сказке о золотом петушке).
Кто похитил Людмилу в сказочной поэме «Руслан и Людмила»? (Волшебник страшный Черномор).
К кому обращался Елисей за помощью в поисках своей невесты? (К солнцу, месяцу, ветру)
Сколько чудес было на острове князя Гвидона? Перечислите их. (4: чудный остров с златоглавыми церквями, хрустальный дом с удивительной белкой, тридцать три богатыря с дядькой Черномором, прекрасная царевна Лебедь).
В чем была сила Черномора? (В бороде).
2. Назовите сказку по иллюстрации 
- Давайте рассмотрим иллюстрации, которые нарисовали ученики к сказкам Пушкина и угадаем, кто на них изображен и из какой сказки.
(см. иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина).
3. Чей это портрет? 
- В следующем задании узнайте героя сказки по описанию?
1) «…Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит, 
Словно реченька журчит».
- Кто это? В какой сказке вы прочитали про эту красавицу? 
(Царевна - Лебедь из «Сказки о царе Салтане…»).
2) - А это чей портрет? Из какой она сказки? 
«…Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива».
(Злая царица из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»).
3) - А это кто такой и из какой он сказки? 
«…Ест за четверых,
Работает за семерых.
До светла все у него пляшет:
Лошадь запряжет, 
Полосу вспашет,
Печь затопит, все закупит…»
(Балда, «Сказка о попе и его работнике Балде»).
4) - Чей это портрет? Назовите сказку. 
«…В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый, 
Старый друг его, скопец».
(Мудрец, звездочет «Сказка о золотом петушке»).
4. Выберите правильный ответ. Тесты 
1. Кем приходится солнцу месяц в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях?

а) Соседом
б) Братцем
в) Дружком
2. Сколько лет жили в землянке старик со старухой?
а) 30
б) 43
в) 33
3. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке?»
а) Гвидон б) Салтан в) Дадон

4. Каким было второе состязание Балды с бесенком?
а) В беге
б) На силу (поднятие кобылы)
в) На дальность броска
5. Где стоял царь в «Сказке о царе Салтане…» во время разговора трех девиц в тереме?

а) За забором
б) Под окном
в) За дверью
5. Продолжите строчки из сказок.
- Теперь я буду читать строчки из сказок, а вы будете их продолжать и угадывать сказку, из какой они взяты.
1. «Три девицы под окном…»
(Пряли поздно вечерком).
«Кабы я была царица – 
Говорит одна девица…»
(То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир).«Кабы я была царица – 
Говорит ее сестрица…»
(То на весь бы мир одна наткала б я полотна).«Кабы я была царица – 
Третья молвила сестрица…»
(Я б для батюшки царя родила богатыря).

2. «Жил старик со старухой 
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке ровно…»
(Тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу
Старуха пряла свою пряжу).

3. «Свет мой зеркальце! Скажи…»
(Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?).

4. «Навстречу ему Балда, идет сам не зная куда,
«Что, батька, так рано поднялся?
Что ты взыскался?»
Поп ему в ответ…»
(Нужен мне работник: повар, конюх и плотник.
А где найти такого
Служителя недорогого?).

5. «Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка…»
(Золотого петушка)
6. «У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том…»
(И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом).Идет направо - … (песнь заводит)
Идет налево - … (сказку говорит).
6. Узнайте сказку по словам. 
1). Поп, работник, бесенок, щелчок.
2). Старик, рыбка, старуха, корыто.
3). Лебедь, бочка, остров, три сестрицы, белка, тридцать три богатыря.
4). Зеркальце, яблочко, месяц, солнце, ветер.
5). Воеводы, мудрец, звездочет, шамаханская царица, петушок.
7. Кому из героев сказок Пушкина принадлежат эти слова. 
1). «Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп».
(Золотой рыбке)
2). «Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить».
(Балде)
3). «Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу…»
(Звездочету, мудрецу)
4). «Не губи меня, девица!
А как буду я царица, 
Я пожалую тебя».
(Царевна)
5). «Коль жив я буду,
Чудный остров навещу
У Гвидона погощу»
(Царю Салтану)
6). «Знаю средство,
Как удалить от нас бедство.
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,
А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь».
(Попадье)
7). «Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкуп с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось»
(Старуха)
8). «Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
(Зеркальцу)
9). «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?»
(Царевне – Лебеди)
10). «За такое одолженье,
Волю первую твою
Я исполню, как мою».
(Царю Дадону)
8. Вопросы на засыпку.
1). В кого влюбился царь Дадон? 
(В Шамаханскую царицу).
2). Как называется остров, мимо которого плыли купцы в царство славного Салтана? 
(Буян)
3). У кого гостила царевна в сказке «О мертвой царевне и семи богатырях?» (У семи богатырях)
9. Составьте разрезанные иллюстрации и скажите, из каких они сказок.
Ребятам раздаю  конверты с иллюстрациями.
III. Итог урока и оценка работы учащихся на уроке 
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, которые я вам предложила, и показали неплохое знание сказок А.С. Пушкина. 
В заключении хочу сказать: «Любите и читайте сказки А.С. Пушкина». 
Я благодарю Вас за участие.
- Пусть герои сказок дарят Вам тепло.
- Пусть добро навеки побеждает зло! 
Урок окончен. 

 

 

 

3. Викторина

1. Как называются сказки, из которых взяты эти слова?

а) Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.  

  («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и

о прекрасной царевне Лебеди».)

 

б) «Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали».  

  («Сказка о попе и работнике его Балде».)

 

в) У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.  

 (Поэма «Руслан и Людмила».)

 

г) Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошел, как сон пустой,

Царь женился на другой.            

     («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

 

 

 

2. О каком литературном герое идёт речь?

а) Смолоду был грозен он  

И соседям то и дело  наносил обиды смело,

Но под старость захотел  отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить; Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,  страшный вред ему творя.                (Царь Додон)

                                 б) …Помолясь усердно Богу,

                                         Отправляется в дорогу

                                         За красавицей душой,

                                         За невестой молодой.                        (Королевич Елисей).

в) Как услышал царь-отец,

Что донес ему гонец,

В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить;

Но, смягчившись на сей раз,

Дал гонцу такой приказ:

«Ждать царёва возвращенья

Для законного решенья».                        (Царь Салтан).

                                     г) Князь царевну обнимает,

                                        К белой груди прижимает

                                        И ведет её скорей

                                        К милой матушке своей.                        (Князь Гвидон).

д) И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами…                        (Елисей и Царевна).

3.  Литературный блиц-турнир по сказкам.

1. Где жили старик со старухой?  - У самого синего  моря.

2. Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? – Петушка.

3. Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта? – Зайчишку.

4. Кто стал мужем Людмилы? – Руслан.

5. У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? – У зеркальца.

6. Какое животное в одной из сказок пело песенки и грызло орешки? – Белочка.

7. С кем гуляла в лесу бурая медведиха? – С медвежатами.

8. Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки? – Корыто.

9. Кто помог царю Дадону приобрести птицу, предупреждающую об опасности? – Звездочёт.

10. С кем Балда соревновался на море? – С чертёнком.

11. Какой предмет на лице карла Черномора является самым дорогим и ценным? – Борода.

12. Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? – Хрусталь.

13. Кого убил князь Гвидон, чтобы спасти царевну Лебедь? – Коршуна.

14. Кто заплакал горькими слезами, узнав о гибели медведихи? – Медведь.

15. Какую плату потребовал Балда у попа за выполненную работу? – Три щелчка по лбу.

16. Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка? – Чтобы старуха стала владычицей морскою.

17. Что произошло с царём Дадоном в конце сказки? – Царь умер.

18. Где богатырь Руслан нашёл волшебный меч? – Под головой.

19. К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал невесту? – Месяц, ветер, солнце.

20. Откуда появились 33 богатыря в царстве князя Гвидона? – Из моря-океана.

21. Что сделал мужик с убитой медведихой? – Из шкуры шубу старухе.

22. Что умело делать волшебное зеркальце? – Говорить.

23. В каких насекомых превращался князь Гвидон? – В комара, шмеля, муху.

24. Чем было опасно румяное яблоко старушки? – Оно отравленное.

25. Какое животное Балда мог пронести между ног? – Лошадь.

26. Закончи знаменитую фразу из сказки А.С.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам…»? –

Урок.

27. Какой предмет помог Людмиле спрятаться от карла Черномора? – Шапка – невидимка.

28. С помощью чего королевич Елисей оживил свою невесту? – Поцелуя.

29. Сколько лет жили вместе старик со старухой? – 30 лет и 3 года.

30. Сколько сыновей было у царя Дадона? – 2 сына.

 

4. Расположи  по порядку.

В какой последовательности происходили события в сказках? Исправь высказывание, если оно

неверное.  

1)      Царевич Елисей в поисках своей невесты обращался

1.    Солнцу

2.    Ветру

3.    Месяцу

 

2)      Князь Гвидон превращался в насекомых в такой последовательности:

1.    Шмеля

2.    Муху

3.    Комара

 

3)      О чудесах в «Сказке о царе Салтане …» князь Гвидон узнает в такой последовательности:

1.    33 богатыря

2.    Белка

3.    Царевна-лебедь

 

4)      При расплате Балды и попа происходило следующее в такой последовательности:

1.    Прыгнул поп до потолка

2.    Вышибло ум у старика

3.    Лишился поп языка

 

5)      Старик просил у золотой рыбки чудеса в такой последовательности:

1.    Новую избу

2.    Новое корыто

3.    Чтобы старуха стала столбовой дворянкой

 

 

 

 

        5.   Узнай сказку по краткому описанию (по опорным словам)

 

1.  Путь – дорога, терем, прялка, месяц, солнышко, ветер, свадьба.  

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

 

2.  Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто.

 

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

 

3.  Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, верёвка, наказание.                                                        

 

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

 

4.  Рать, воеводы, царь, мудрец, шамаханская царица, звездочёт, петушок.                              

 

(«Сказка о золотом петушке»)

 

        6.   Из какой сказки эта вещь?  Кому эта вещь принадлежит?  

1.  Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (старушка).  

2.   Зеркальце – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (царевна).  

3.   Корыто – «Сказка о рыбаке и рыбке» (старуха).  

4.  Орехи  – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  

Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (белочка).  

5.  Спица – «Сказка о золотом петушке» (петушок).  

6.  Зайка – «Сказка о попе и о работнике его Балде» (Балда).    

7.  Верёвка – «Сказка о попе и о работнике его Балде» (Балда).  

8.  Месяц и звезда – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (царевна Лебедь).

 

 

4.Подведение итогов.

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

То были чудные мгновенья,

Когда стихи его читал.

«У лукоморья дуб зелёный»

Я с упоеньем повторял.

Передо мною кот учёный

Ходил усатый и крутой.

Русалки на ветвях сидели

Одна красивее другой.

С Гвидоном вместе плыл я в бочке

И дно из бочки выбивал,

И злого коршуна у моря

Рукой Гвидона убивал.

И деда рыбака у моря

В походках к рыбке узнавал,

И злую, жадную старуху

Всем детским сердцем презирал.

И много-много дивных сказок

Нам Пушкин написать бы мог,

Но дерзкая рука Дантеса