Урок литературы "Времена года"

Сябро Инна Александровна

Интегрированный урок 

литература – музыка – живопись 

«Времена года. Весна». 

в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

литература – музыка – живопись

«Времена года.  Весна».

в 5 классе

Цели и задачи урока: воспитывать всесторонне развитого человека,

                                     эстетически подготовленного читателя,                                                          

                                   активизировать мыслительную деятельность учащихся,

                формировать обобщенные знания и умения,

                              воспитание эстетически подготовленного читателя,

                                      учить языку искусства

Материалы к уроку: М.М.Пришвин «Миниатюры»

                                     П.И.Чайковский «Времена года»

                                     Презентация: картины И.Левитана «Март»,    

                                     В.Бялыницкий-Бируля «Весенний день»,

                                      С.Герасимов Лед прошел»

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

 Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы, там холмы зеленее,

Там сладостней журчит ручей,

Там соловей поет звучнее,

Там все нас может восхищать,

Там все прекрасно, там все мило.

Там дни, как молнии, летят,

Там нет тоски унылой,

Там наше счастие живет,

Там только жизнью наслаждаться.

   Этим стихотворением Н. Языкова мне хочется начать наш разговор о природе.

   Каждое время года красиво по-своему. И зима, с ее белыми пушистыми снегами, и весна, с ее говорливыми ручейками и цветущими садами, и лето, когда луга и леса сливаются в один зеленый ковер, и осень, которая раскрашивает все вокруг разноцветными красками.

   «Времена года любят капризничать, но, по существу, вернее их ничего нет на свете: весна, лето, осень, зима». Так писал М. М. Пришвин, ученый, натуралист, любитель и знаток русской природы, писатель.

2. Сообщение темы урока

   Сегодня мы поговорим о весне, какой ее видят писатель М. М. Пришвин,

композитор П.И.Чайковский, русские живописцы и мы с вами.

3. Работа над темой.

Учитель литературы. Весна уже наступила. И по календарю, и в природе мы видим и чувствуем ее приближение.

   - Какие признаки весны вы заметили?

У Пришвина маленькие рассказы, размышления, где есть начало, конец и вывод. Автору удалось соединить два рода литературы. По содержанию его произведения лирические, в них переданы чувства писателя, а по форме прозаические. К тому же они небольшие по объему, миниатюрные, отсюда и название лирические миниатюры.

 Чтение миниатюры «Голубые тени» (читает учитель)

   - Докажите, что автор покорен природой, она красива, ему все нравится в ней.

   - Какие слова находит Писатель для описания тишины? Можно ли их назвать обычными?

   - Если бы вам захотелось нарисовать картину, какие краски вы бы взяли?

Учитель ИЗО. Картина В.Бялыницкий-Бируля «Весенний день».

   - Как эта картина перекликается с миниатюрой «Голубые тени»?

   - Что стремится показать художник?

 (На заснеженном берегу мы видим молодые деревья. Они стоят, отбрасывая голубые тени. Водная гладь реки, освобожденной ото льда, как бы вобрала в себя всю голубизну неба.)

 

Учитель литературы. Весна – это не только новые краски, но и новые звуки.

Чтение миниатюры «Рождение звука» учащимися.

   - В каком состоянии показана здесь природа?

   - На какие слова и выражения вы обратили внимание?

   - Можно ли по содержанию миниатюры определить отношение автора к природе?

   - Какие краски показывает нам автор?

 Учитель музыки.

Послушаем пьесу П. И. Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года»

   - Какие звуки весны старается передать нам композитор?

  - Какие звуки слышите вы?

Учитель ИЗО. Картина И.Левитана «Март».

Художник Исаак очень любил русскую весну. Своему другу из-за границы он писал: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси: реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия»

   - Всмотритесь в картину и скажите, что любит Левитан в этом мартовском дне?

   - Какие краски он использует?

(Ярко светит солнце. Все залито светом. Синие тени на снегу. Деревья как будто радостно танцуют или летят к небу. И они не чувствуют, не стыдятся своей наготы рядом с одетыми  в зелень соснами. Все на картине просто и в то же время радостно и торжественно.)    

 Учитель литературы Чтение и анализ миниатюры «Березовый сок».

Писатель М. М. Пришвин прост и полон, как сама природа. Его сын, Петр Михайлович, вспоминает: «Отец сам не мог наглядеться на мир и каждый день видел его новым и понимал всем сердцем он обладал особым даром замечать то, что происходит в природе

Чтение и анализ миниатюры «Неведомому другу»

 Солнечное утро как неоткрытая земля, как неизведанные небеса… - такими словами заставил нас Пришвин поднять глаза от земли к небу и …удивиться. А чему удивиться и порадоваться?

   - Кем он «населил» эту миниатюру? Что помог увидеть и услышать?

Миниатюра заканчивается словами: «И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, познал ее и …обрадовался»

   - О какой радости говорит писатель?

   - Почему в тексте так много восклицательных предложений? Какие чувства выражает в них писатель?

   - С каким призывом обращается  Пришвин к своим читателям – «неведомым друзьям»?

4. Итоги урока.

Завершая наш разговор, мы видим, что художники, композиторы, писатели описывают весну каждый по-своему. Но всех их объединяет одно: они они делают это с любовью и стараются донести эту любовь до нас, своих слушателей и читателей.

5. Домашнее задание.

1) Понаблюдать за природой, попробовать написать миниатюру о весне.

2) Нарисовать иллюстрацию к одной из миниатюр М, Пришвина.