Воспитательная роль церкви в Древней Руси
Статья будет полезной учителям курса "Православная культура", учителям литературы, а также студентам вузов. В статье присутстует анализ "Поучения Владимира Мономаха".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.О.Мартынюк
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ЦЕРКВИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
Людие, седящеи в тьме и в сени далече, видехом свет веры апостолом нашим, посланным от Бога, князем Владимиром: сам Бога познав святым крещением, и нам Того показав, покров невидениа от душ наших отъят, светлостию трисъставного Божества озарени быхом.
[Киево – Печерский Патерик. 4, с.457]
О воспитательной роли церкви в Древней Руси сказано немало. Практически все философы, историки, литературоведы, осмысляя влияние христианства на формирующуюся народность, позже нацию, русских, отмечают, что Православие светом своим осенило души и сердца людей, придало их жизни смысл. Церковь выполняла воспитательную роль всегда, и в наше время она особенно актуальна. Ложные маяки, зажженные сейчас, часто уводят людей от истины, правды. Маленький пример. Чего чаще всего желают именинникам? Конечно, здоровья! Но ведь физическое здоровье важно, по большей части, для телесного существования человека. Чем же тогда люди отличаются от животных? А как же духовные составляющие? В ответах на эти вопросы, в «зажжении» истинных маяков значение церкви неоспоримо.
Цель нашей работы – показать, как с принятием христианства на Руси осуществлялась воспитательная функция церкви, какими путями шли русские пастыри, каких результатов они достигли.
Принятие древней языческой Русью христианства в конце X в. было актом величайшего значения. Благодаря христианству Русь приобщилась к культуре Византии и «стала знаемой и ведомой» во всех концах земли, как говорил первый известный древнерусский ритор и публицист митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати». [1; с.6] Большую роль в распространении христианской культуры сыграли растущие монастыри. В них создавались первые школы, воспитывались уважение и любовь к книге, создавались книгохранилища – библиотеки, велось летописание, переписывались переводные сборники правоучительных, философских произведений. Здесь создавался и окружался ореолом благочестивой легенды идеал русского инока-подвижника, посвятившего себя служению Богу, т.е. нравственному совершенствованию, служению высокой идее гражданского долга, добра, справедливости, общественного блага. При всех проявлениях грубых мирских страстей того времени нельзя не замечать христианского влияния. И древние летописи, и проповедь духовенства, и речи князей – все говорит о мире, о соединении, осуждает безурядицу во имя высших, нравственных начал. Речи эти не всегда переходили в дело, но важно и то, что они существовали. Пастырям церкви нередко и на самом деле удавалось останавливать кровопролитие. Под влиянием церкви между князьями является нечто похожее на мир Божий: по воскресеньям не делали приступов к городам, Мономах прекращал войну перед Великим постом. Вместо древнего долга мстить за свою обиду и богатырского стремления везде честь свою взять, некоторые князья усваивают себе другие, высшие правила – прощать обиды, смиряться перед соперником, чтобы не проливать крови христианской. Мономах уступает великокняжеский престол другому, чтобы избежать кровопролития, всю жизнь разбирает ссоры князей и мирит их. Сын его Мстислав не хочет воевать с Олегом рязанским, даже ходатайствует за него перед своим отцом, а этот Олег убил его брата, хотел отнять удел у него самого. По этому случаю Мономах написал замечательное по своему теплому христианскому чувству послание к Олегу, вызывая его на мир и прощая ему все.
В семейной жизни церковь старалась прежде всего проводить правильные понятия о браке. Из правила митрополита Иоанна узнаем, что в простом народе думали, будто брачный обряд существует только у князей и бояр. Устав Ярослава назначил пеню с двоеженца. Церковь старалась ограничить свободу разводов по смыслу канонических постановлений, допуская послабление только в том случае, если муж оставлял жену или жена мужа для пострижения в монашество; остающейся в миру половине дозволялось вступать в новый брак. В отношениях полов господствовала чувственная грубость, что унижало даже самый брак и вызывало противоположную крайность – развитие крайне аскетических воззрений на брак и женщину. Второй брак допускался только из снисхождения к немощам природы, а третий считался уже блудом; священнику, благословившему такой брак, правило митрополита Иоанна назначало извержение их сана.[2; с.64]
При слабом усвоении христианства в народной массе не удивительно, что примеры истинно христианской жизни известны нам по преимуществу между высшими классами и духовенством. Первый пример нравственного возрождения под влиянием христианской веры представляет нам сам Владимир. Из удалого вождя дружины он стал «красным солнышко» народа. Его широкая натура стала проявляться в необыкновенном радушии и ласковости, о которых говорят и летописи, и старые былины. Он был кормильцем нищих, покровителем слабых. Бедняк смело шел на княжеский двор и брал кушанье, питье и деньги. Дряхлым и больным припасы развозили по городу. В праздники он ставил трапезы себе с дружиной, духовенству и нищим. В своем церковном уставе он позаботился о богадельнях и больницах. По следам Владимира пошли дети его – второе христианское поколение русских князей – мученики Борис и Глеб, Мстислав, Ярослав с супругой Ириной, в иночестве Анной. Следующие поколения русских князей выставили из своей среды несколько святых, прославленных церковью: сына Ярослава Владимира новгородского, просветителя Мурома Константина с чадами, сына Мономаха Мстислава, черниговских Игоря Ольговича и Святослава Давыдовича – в иночестве Николая Святоши, Ростислава смоленского, Андрея Боголюбского, Петра и Февронию Муромских и др. Из русских митрополитов причислены к лику святых Михаил, Иларион, Иоанн II, Ефрем и Константин; из епископов – ростовские Феодор, Леонтий, Исаия, владимирсий Симо, туровский Кирилл, новгородские Иоаким, Лука Жидята, Никита чудотворец, Нифонт, Аркадий, Иоанн. [2; с. 65 - 66]
Воспитательное влияние древнерусской литературы.
Литургическая сторона и церковное искусство русского Православия, имеющие целью возведение христианина в мир горних обителей, направлены здесь, на земле, на пересоздание человека, на воспитание его по образу Христа (2 Кор. 3, 18). К тому же в неразрывном единстве направлено и искусство церковного слова Древней Руси. Творения первых семисот лет русской литературы строились, по определению академика Д.С.Лихачева, согласно «анфиладному принципу»: «житие дополнялось с течением веков службами святому»(3, с. 13). Церковная литература ставились по своему значению близко к священнодействиям. Читавший ее внутренне умиротворялся, настраивался на молитву, готовился к беседе с Богом и беседовал с Ним. «Он предстоял произведению, как и иконе, испытывал чувства благоговения. Оттенок этого благоговения сохранялся даже тогда, когда произведение было светским» (3; с. 18).
Русская церковная литература появилась и стала быстро расти и распространяться с принятием Русью христианства. За семь первых веков церковная литература выступила как единое величественное целое, направленное к разъяснению призвания человека в земном мире, смысла и образа его бытия. Развивалась церковная литература Руси с помощью доброго влияния Византии и Болгарии, имевших окрепшую правильную церковную организацию и богатую духовную культуру. По инициативе князя Ярослава Мудрого возникла переводческая школа. Хорошо известны «Изборники» его преемника Святослава, составленные из переведенных византийских текстов. Основная тема «Изборника» 1076 года – как должно жить христианину. Составитель его – русский писец «грешный Иоанн» - подобрал ряд поучений, трактующий правила поведения истинного христианина. О тех же правилах говорится в «Измарагде» и в других сборниках, в состав которых входят и переводные, и отечественные сочинения: «Евангелие учительное», «Златоустники», «Златоструи», «Торжественники», «Маргариты» и др. Данные сборники – своеобразные энциклопедические книги – в течение всего средневековья пользовались на Руси большой популярностью. Главное достоинство памятников русской церковной литературы – их неувядаемое высокое православное нравственное начало. Благодаря сему содержание их приковывало внимание – а с ними воздействовало и на жизнь – человека на протяжении всех веков. [6; с.296 - 297]
Замечательным примером княжеского служения является литературное творчество Владимира Мономаха. Владимиру Всеволодовичу Мономаху принадлежат два сочинения, вошедшие в Лаврентьевскую летопись, - «Поучение чадам своим» и «Послание Олегу Святославичу», Гореславичу, как называл его автор «Слова о полку Игореве». О времени написания «Поучения» нет единого мнения. По-видимому, оно было создано в конце 90-х гг. XI в., впоследствии редактировалось и дополнялось. Послание Олегу Святославичу датируется 1096 г. В «Поучении» и «Послании» освещаются важнейшие вопросы времени – о воспитании юношества, о необходимости мирным путем решать спорные вопросы межкняжеских отношений, о поведении князя в быту и в воинских походах. «Первое, Бога для и душа своея, страх имейте Божий в сердци своемъ и милостыню творя неоскудну, то бо есть начатокъ всякому добру, - пишет князь в «Поучении чадам своим», - Всего же паче убогых не забывайте, но елико могуще по сил кормите, и придайте сирот, и вдовицю оправдите сами, а не вдавайте силным погубити челов ка. Аще будеть повиненъ смерти, а душа не погубляйте никакоя же хрестьяны. Речь молвяче, и лихо и добро, не кленитеся Богомъ, ни хреститеся, нету бо ти нужа никоея же…Паче всего гордости не имейте в сердци и въ ум , но рцем: смертны есмы, днесь живи, а заутра въ гробъ». Поясняя основные евангельские заповеди, Владимир Мономах приводит примеры должного поведения князя. Особое место в «Поучении» занимают также конкретные наставления юношеству: «В дому своем не ленитеся, но все видити. … Лжи блюдися и пьянства и блуда, в томъ бо душа погыбаетъ и тело…Добро же творяще, не мозите ся е ните ни на что же доброе, первое к церкви: да не застанеть васъ солнце на постели; тако бо отець мой деяшеть блаженый и вси добрии мужи свершании». [5; с.52 - 54]
Сочинения Владимира Мономаха свидетельствуют о литературной одаренности, воспитательном таланте и высокой культуре князя, сумевшего дать образцы таких распространенных жанров в древнерусской литературе, как поучения и послания.
Воспитательное значение русской православной церкви несомненно. Благодаря Православию русские смогли заявить о себе как о нации, объединенной общей идеей. С принятием христианства началось культурное развитие государства как такового. Были созданы предпосылки для развития великой русской литературы, корни которой – в церковной литературе первых веков Руси. Главное достоинство памятников древнерусской литературы – их неувядаемое высокое православное нравственное начало. Содержание литературных текстов воздействовало на жизнь человека на протяжении многих лет. Оно не устарело, не обесценилось и не стало лишним или ненужным и сегодня. Таким оно останется и вовеки, потому что оно, внутренне преобразуя человека, возвышает его, ведет к спасению.
ЛИТЕРАТУРА
- Древнерусские предания (XI – XVI вв.) – М., 1982.
- Знаменский П.В. История русской церкви. – М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996.
- Лихачев Д.С. Избранные работы. Т.2.Великое наследие. – Л.: Художественная литература, 1987.
- Памятники литературы Древней Руси. Вып. 2 – М.: Художественная литература, 1978.
- Поучение Владимира Мономаха. // Древняя русская литература. Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1988.
- Скурат К.Е. Внутреннее устроение христианина в искусстве церковного слова Древней Руси. // Богословские труды. Сб. 31 – М.: Издание московской патриархии,1992.
