Сценарий "Дети войны"

Резвых Татьяна Александровна

 Сценарий написан к 70-летию Победы на основе документальных материалов (книг Светланы Алексиевич и"Дети войны" и Юрия Яковлева "Девочки с Васильевского острова")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий "Дети войны"23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Дети войны...

  ( Сценарий для школы - к 70-летию Победы, фото - автора)

                Использовались документальные материалы из книг
                Светланы Алексиевич "Дети войны",

                Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова»
                ****************************************************



1 ВЕДУЩИЙ.      Утром двадцать второго июня сорок первого года на  одной из
             брестских улиц лежала убитая девочка с незаплетёнными косичками
             и её кукла. Многие запомнили эту девочку. Запомнили навсегда.

2 ВЕДУЩИЙ.      Дети войны... А что они помнят, что могут рассказать? Что ге-
             роического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти
             через войну? Сегодня мы услышим их голоса.

1 ВЕДУЩИЙ.      Но прежде... зажжём СВЕЧИ ПАМЯТИ о детях , прошедших войну,
             переживших её или навсегда оставшихся на горестных и победных 
             страницах Великой Отечественной...

                ЭПИЗОД "НАЧАЛО ВОЙНЫ"

               Сцену постепенно заполняют дети, говорящие от имени
                реальных свидетелей и жертв войны.

ПЕРВЫЙ.  Двадцать первого июня сорок первого года , мы, наверное, в десятый раз смотрели фильм "Если завтра война"...

ВТОРОЙ.  Двадцать второго июня я запомнила на всю жизнь. Мы проснулись от маминого крика:"Дети, война!"

ТРЕТИЙ.  Даже слова этого не знала - "война". В детском  саду говорят :"За тобой приехал папа. Война!" А что такое война? Как это меня убьют? Как это папу убьют?

ЧЕТВЁРТЫЙ. Почему-то мне запомнилось , что очень сильно било в глаза солнце. Было ясно-ясно. Пели птицы. И этот пронизывающий гул самолётов...

ПЯТЫЙ. Но что-то "не наше" было в этих самолётах, крылья не наши и гудели не по-нашему...

ШЕСТОЙ. Удивились одному, что они чёрные. Они летели на восток и выли... Мы знали, что там, куда они летят, станция, там ходят поезда.

СЕДЬМОЙ. Они летели крыло в крыло, медленно и тяжело. Казалось, что от них на небе нет просвета.

ВОСЬМОЙ.  Мы побежали домой, а навстречу нам бежала наша мама - плачущая, растерянная, со срывающимся голосом. Так и осталось  впечатление от первого дня войны - мама не зовёт  ласково, как обычно, а кричит :"Дети ! Мои дети!"


                ЭПИЗОД "Я ЭТО ВИДЕЛ"

ДЕВЯТЫЙ.  Я  видел, как гнали  через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились  была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зелёной травы , расстреливали...

ДЕСЯТЫЙ.  Я видел, как ночью, пошёл под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы  всех тех,  кто работал на железной дороге, и пустили паровоз...

ОДИННАДЦАТЫЙ. Я видел , как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь...

ДВЕНАДЦАТЫЙ.  В гетто людей перевозили на лодках. Берег оцепили немцы. На наших глазах загружали лодки со стариками, детьми, довозили до середины реки и лодку опрокидывали. Видели, как  села в лодку семья - муж, жена и двое детей; когда лодку перевернули, дети всё время всплывали. Фашисты, смеясь,  били их вёслами. Они ударят  их  в одном месте, те всплывают в другом, догоняют и снова бьют. А они не тонули, как мячики.

ТРИНАДЦАТЫЙ.  Эсессовцы словили меня, били шомполами, били ногами в кованных сапогах. Растаптывали на полу.  После пыток вытащили на улицу и облили водой. Это было зимой. Я покрылся ледяной коркой. Сооружали виселицу. Петля затянулась.


                ЭПИЗОД "ГОРЯЩИЕ ДЕРЕВНИ"

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ.  Как пришли немцы почему-то не помню. помню, что они уже были. И вот согнали всех нас : баб, детей, стариков. Поставили впереди пулемёты и приказали говорить, где партизаны . К кому заходили, все молчали.  Тогда они отсчитали каждого третьего и вывели на расстрел. За ночь выпал свежий снег, красиво. Это Новый год. А под этим снегом лежат убитые.

ПЯТНАДЦАТЫЙ. Они за нами  - в лес, они за нами - на болото:" Партизанен!" А какие мы  партизаны? Малые дети и женщины. И днём - страх, и ночью - страх, страх - кругом и всюду: и в лесу, и в поле, и на болоте. Горит наша деревня. Это был вечер. Мы вышли из лесу и смотрим . Маленькие дети кричат:"Красиво!" А матери наши плачут.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ.  Видим : горит наша деревня, горит соседняя... Везде пожары. Прибежал знакомый мужчина и говорит, что немцы прочёсывают лес и гонят людей назад в деревню. Мама стала на колени: "Детки! Почему нас не бомба убила? Живые гореть будем!"

СЕМНАДЦАТЫЙ.  Выгнали из сарая колхозных коров, а туда запихали людей. И нашу маму. Мы с братиком сидели в кустах, ему два года, он не плакал.
 Утром пришли домой , дом стоит, а мамы нету. Одни  мы остались, Я иду за водой , надо печь топить, братик кушать просит. На колодезном журавле висели наши соседи. Повернула в другой конец деревни, там кирпичный колодец был , самая лучшая вода : у нас и там люди висят. С пустым ведром вернулась.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ.  Немец показал нам рукой, куда надо идти. Там стояли женщины с детьми , которые не успели убежать. Чёрный немец навёл на нас пулемёт, и
мне стало страшно. Я поняла, что он сейчас будет делать. Я не успела даже закричать и обнять маленьких... Приподнялась, вижу, мама копает ямку и плачет...

        ЭПИЗОД  "ЧЁРНЫЕ ЛЮДИ"

- Чего эти чёрные люди хотят?
Зачем они , мама, так  злобно глядят?

- За Сивкой пришли они в час ночной.
Не плачь, сыночек. Ты ведь со мной.

- Зачем же мы тоже идём? Я боюсь!
Ой, мама, мне страшно. Я очень боюсь.

- За Сивкой должны мы идти потому,
Что Сивке скучно без нас, одному.

- Нам надо в село; зачем же мы вдруг
Свернули с дороги в соседский луг?

- Накосит отец травы для коня,
Чтоб Сивка был сытым к рассвету дня.

- Он вовсе не косит. Он подле межи
Копает яму. Зачем ? Скажи!

- Посадит он дивное дерево тут,
И алые розы на нём расцветут.

- Стоять оно будет в полном цвету,
Наверно, когда я уже подрасту?

-Конечно , сынок. А теперь не гляди.
Зажмурься. Вздремни у меня на груди.

- Ты тоже заснёшь?

- Мы оба заснём.
Средь роз, горящих алым огнём.

- Не спится мне, мама. Но что это? Ой!
Что делают чёрные люди с тобой?
Зачем они ружья нацелили в нас?

- Не надо смотреть, сыночек, сейчас.
Минутку одну потерпи - не беда.
Никто уж не будет нам страшен тогда...
    ---------------------

И чёрные люди уже не видны
При смутном сияньи кровавой луны.
Сынок не боится теперь никого.
Всё мирно на тихом лугу и мертво.
                (Матей Бор "Чёрные люди")

                ЭПИЗОД " БЛОКАДА"

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ. О ленинградской девочке Тане Савичевой я впервые услышала в Санкт-Петербурге на Пискарёвском кладбище. В павильоне у  кладбища есть выставка. И там в приглушённом свете я увидела отдельные странички записной книжки в ладошку величиной, развёрнутые под стеклом витрины. А рядом была фотография маленькой девочки. Во время блокады родственники Тани Савичевой отдавали ей кусочки хлеба от своего маленького пайка в 125 граммов. В то время не было ни овощей, ни мяса. Была только вода, да и та замерзала, пока её доносили до дома. Но так как не было электричества, разогреть её было трудно. Кошмарные условия. А девочка не сдавалась...

       - Я Валя Зайцева с Васильевского острова.

У меня под кроватью живет хомячок. Набьет полные щеки, про запас, сядет на задние лапы и смотрит черными пуговками... Вчера я отдубасила одного мальчишку. Отвесила ему хорошего леща. Мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за себя, когда надо...

У нас на Васильевском всегда ветрено. Сечет дождь. Сыплет мокрый снег. Случаются наводнения. И плывет наш остров, как корабль: слева - Нева, справа - Невка, впереди - открытое море.

У меня есть подружка - Таня Савичева. Мы с ней соседки. Она со Второй линии, дом 13. Четыре окна на первом этаже. Рядом булочная, в подвале керосиновая лавка... Сейчас лавки нет, но в Танино время, когда меня еще не было на свете, на первом этаже всегда пахло керосином. Мне рассказывали.

Тане Савичевой было столько же лет, сколько мне теперь. Она могла бы давно уже вырасти, стать учительницей, но навсегда осталась девчонкой... Когда бабушка посылала Таню за керосином, меня не было. И в Румянцевский сад она ходила с другой подружкой. Но я все про нее знаю. Мне рассказывали.

Она была певуньей. Всегда пела. Ей хотелось декламировать стихи, но она спотыкалась на словах: споткнется, а все думают, что она забыла нужное слово. Моя подружка пела потому, что когда поешь, не заикаешься. Ей нельзя было заикаться, она собиралась стать учительницей, как Линда Августовна.

Она всегда играла в учительницу. Наденет на плечи большой бабушкин платок, сложит руки замком и ходит из угла в угол. "Дети, сегодня мы займемся с вами повторением..." И тут споткнется на слове, покраснеет и повернется к стене, хотя в комнате - никого.


Я знала, что с каждой страничкой дневника Тане Савичевой становилось все хуже. Она давно перестала петь и не замечала, что заикается. Она уже не играла в учительницу. Но не сдавалась - жила. Мне рассказывали... Наступила весна. Зазеленели деревья. У нас на Васильевском много деревьев. Таня высохла, вымерзла, стала тоненькой и легкой. У нее дрожали руки и от солнца болели глаза. Фашисты убили половину Тани Савичевой, а может быть, больше половины. .

Мы с Таней одногодки, мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за себя, когда надо. Не будь она василеостровской, ленинградкой, не продержалась бы так долго. Но она жила - значит, не сдавалась!

Последняя страничка дневника Тани Савичевой была на букву "О" - "Осталась одна Таня".

И я представила себе, что это я, Валя Зайцева, осталась одна: без мамы, без папы, без сестренки Люльки. Голодная. Под обстрелом.

В пустой квартире на Второй линии. И вдруг про себя я спросила Таню Савичеву: "Почему одна?

А я? У тебя же есть подруга - Валя Зайцева, твоя соседка с Васильевского острова. Мы пойдем с тобой в Румянцевский сад, побегаем, а когда надоест, я принесу из дома бабушкин платок, и мы сыграем в учительницу Линду Августовну. У меня под кроватью живет хомячок. Я подарю его тебе на день рождения. Слышишь, Таня Савичева?"

Говорят, есть врачи, которые лечат от заикания. Я нашла бы такого. Мы, василеостровские девчонки, кого хочешь найдем! Но теперь врач уже не нужен. Она осталась там... моя подружка Таня Савичева. Ее везли из осажденного Ленинграда на Большую землю, и дорога, названная Дорогой жизни, не смогла подарить Тане жизнь.

Девочка умерла от голода... Не все ли равно отчего умирать - от голода или от пули. Может быть, от голода еще больнее...


Моя подружка Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени. И с ними дружат сегодняшние ребята, как я дружу с Таней.

А дружат ведь только с живыми.


     (Юрий Яковлевич Яковлев  "ДЕВОЧКИ С ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА. Отрывок.")

 

    ЭПИЗОД "ТЮЛЬПАНЫ"

Костры похожи на зарю.
Они погибли рано-рано.
Я вас люблю. Я вам дарю
Багряные поля тюльпанов.
Рыданья роковых минут
Глухое поглотило поле.
Так тихо, тихо, тихо тут.
Покой. Ни жалобы . Ни боли.
Тут скудная растёт трава.
Тут ветер. Тишина в граните.
Придите! Не нужны слова.
Возьмитесь за руки! Придите!
Детьми пребудьте среди нас.
Придите вместе на поляну -
Сюда, идите! В добрый час.
Возьмите дети по тюльпану

  (Выход  всех участников с тюльпанами)

Горят, как раны , лепестки.
Горят, их обжигает время.
Как фонари и как флажки,
Тюльпаны реют надо всеми.
Придите! Пусть нелёгок путь
Из крематориев, из гетто.
Я детство всем хочу вернуть,
Игрушки , радость, праздник лета.
Костров я разожгу зарю, -
Они погасли слишком рано.
Я вас люблю. Я вам дарю
Багряные поля тюльпанов.
 

ДВАДЦАТЫЙ.  Мне запомнилось Девятое мая сорок пятого года. В детский  сад прибежали женщины:" Дети! Победа! " Стали нас всех целовать, включили репродуктор. Все слушали. А мы, маленькие, слов не понимали, что радость  идёт оттуда, сверху, из чёрной тарелочки репродуктора. Кого поднимали на руках взрослые. Кто сам лез... Залезали друг на дружку, только третий или четвёртый дотягивался до чёрной тарелочки и целовал её. Потом менялись.... Всем хотелось поцеловать слово "Победа"...

1 ВЕДУЩИЙ.
   Дети - самый лучший народ на Земле! Как уберечь его в тревожном времени нашем? Как сохранить его душу  и его жизнь? А вместе с ним  - и наше прошлое, и наше будущее.

2 ВЕДУЩИЙ.
   Как сохранить планету людей, на которой девочки должны утром спать в своих кроватках, а не лежать на дороге - убитые, с не заплетёнными косичками?  И чтобы детство никогда больше не называлось  войной.