Память как психический процесс и художественный прием в литературе (на материале русской автобиографической прозы ХХ века)

Статья "Память как психический процесс и художественный прием в литературе (на материале русской автобиографической прозы ХХ века)" 

.Н. Беленко, преподаватель 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyavariant_1.docx40.29 КБ

Предварительный просмотр:

Память как психический процесс и художественный прием в литературе (на материале русской автобиографической прозы ХХ века)

М.Н. Беленко, преподаватель, г. Смоленск

Аннотация: В данной статье рассмотрена память  как компонент традиционной знаковой системы. Проанализирован один из процессов  памяти – воспоминание,  были рассмотрены детские воспоминания авторов ХХ века. Составлен план психолингвистического анализа произведения, выявлены ключевые особенности памяти и «автобиографизма».

Ключевые слова: память, автобиография, психолингвистический анализ, сопоставительный анализ, личностные особенности, влияние эпохи.

Память – сложное и многоаспектное понятие. В психологии существует множество определений памяти, рассматривающих этот процесс как вид деятельности, способность человека и т.д. Память является одной из  важнейших познавательных функций, позволяющих человеку  связывать свое прошлое с настоящим и будущим. Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности. Выбор формулировки понятия связан с темой нашего исследования. Память – это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.

Актуальность проблемы нашего исследования обусловлена  отсутствием единой и четкой методологической базы в литературоведении для исследования роли в структуре художественного произведения процессов памяти, что порождает во многом несистемный характер работ, вызывает несогласованность в оценке категории «память», ее места и функций в литературном произведении.

Одним из основных компонентов памяти является воспоминание. Воспоминание – это представление, отнесенное к более или менее точно определенному моменту в истории нашей жизни [26; 103]. Оно тесно связано с процессом формирования личности. Воспоминания, «всплывая» друг за другом, могут объединяться, располагая события прошлого в определенном месте хода жизни человека. Воспоминания характерны в том числе и для эпизодической (т.н. автобиографической) памяти; когда человек извлекает некоторую информацию, он вспоминает происходившее с ним, заново восстанавливает в памяти события, как будто они происходят «здесь и сейчас».

По мнению литературоведа Н.З. Коковиной, «роль воспоминаний в художественном произведении весьма различна. Это может быть романтическая идея ностальгии, стремление вновь обрести утраченную любовь, счастье, молодость или надежду; жажда поймать и удержать прошлое, остановить время, чтобы воплотить это время в вечных образах, существующих для эстетического созерцания; в целях информации и указания героям их будущего и жизненного пути. Наряду с этим одна из главных функций «биографии» состоит в мотивировке позднейших событий предшествующими» [18, 45].

Опираясь на исследования литературоведов и психологов, мы выдвинули гипотезу: особенности памяти и «автобиографизма» в романах русских писателей на протяжении ХХ века (представителей начала века Бунина и Набокова, середины века Галича и Бродского, конца века Улицкой и Санаева) имеют существенные отличия, продиктованные не только личностными особенностями писателя, но и духом времени, тенденциями в развитии литературы.

В соответствии с гипотезой целью  нашей работы является выявление роли процессов памяти в идейном замысле и сюжете автобиографических произведений писателей начала, середины и конца ХХ века (Набоков, Бунин, Галич, Бродский, Санаев, Улицкая), исследование художественных и психологических особенностей категории «память», того, каким образом данная категория выражена в тексте.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач:

  1. Рассмотреть и проанализировать теоретические источники по проблеме памяти в психологии и литературоведении;
  2. Выявить и охарактеризовать виды памяти, имеющие отражение в автобиографических романах;
  3. Проанализировать исторический аспект воспоминаний в автобиографических романах;
  4. Создать схему анализа роли процессов памяти в идейном замысле и композиции автобиографических романов;
  5. Провести анализ и сопоставить полученные результаты, выявить сходства и отличия в отражении детских воспоминаний в произведениях русских писателей на протяжении ХХ века;
  6. Предложить методику применения полученных результатов на уроках литературы в школе.

Память трудно свести к одному понятию, но подчеркнем, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.  Важно осознавать, что даже  после многолетних исследований процессы памяти еще не в полной мере изучены.

В  течение столетий было создано немало теорий о видах и особенностях памяти. Эти представления возникали в пределах определенных направлений в психологической науке, и решали проблемы с позиций существующих методологических принципов. Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.

Несмотря на то, что в изучении памяти многие вопросы остаются нерешенными, психология располагает обширным материалом по этой проблеме. На данный момент существует много подходов к изучению процессов памяти. Их можно считать разноуровневыми, поскольку существуют теории памяти, изучающие систему психической деятельности на психологическом, физиологическом, нейронном и биохимическом уровнях. Чем сложнее изучаемая система памяти, тем сложнее является теория, пытающаяся найти механизм, лежащий в ее основе.

Первые воспоминания человека неотрывно связаны с детством. Одним из великих даров, посланных русским людям в тяжелые времена, был «дар детства». Им несомненно обладали многие из блестящих творцов русской культуры. Впитывая в себя мир во всех его мельчайших подробностях и деталях, звуках и запахах,  «дети трудного времени» будто спешили запастись впечатлениями, ощущениями, воспоминаниями, которые впоследствии будут им необходимы. К таким людям, бесспорно, принадлежат И. Бунин, В. Набоков, А. Галич, И. Бродский, П. Санаев и Л. Улицкая.

Ребенок изначально вплетен в реальные разнообразные связи с окружающими его предметами, людьми, событиями.  Нельзя не оценить важность этих первых впечатлений, поскольку они во многом определяют особенности формирующегося мировосприятия и мироощущения. Детские воспоминания впоследствии могут быть переосмыслены автором, могут изменяться  (если автор стремится изменить прошлое или настоящее). Но как бы то ни было, детские воспоминания лежат в основе всего жизненного пути человека, влияют на его судьбу, определяют его жизнь.

Также детские воспоминания могут стать ключом к пониманию событий исторической важности. Их отражение может сознательно или бессознательно запечатлеться в памяти ребенка, преломиться в его сознании. Это позволяет взглянуть на исторически важные моменты под другим углом, через судьбу человека, жившего в то время.

Для выявления закономерностей выражения процесса воспоминания в тексте нами была разработана методика анализа произведения. При его составлении мы опирались на работы по психолингвистике  В.П. Белянина, В.Н. Денисенко, Е.Ю. Чеботаревой, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней. Методика включает в себя анализ когнитивной картины мира, пространства и времени текста, характера воспоминаний, видов памяти в тексте, а также анализ языковых личностей, представленных в тексте, и анализ синтаксических конструкций.

План психолингвистического анализа произведения

Когнитивная картина мира

 Окружение ребенка:

  • Какие люди входят в окружение;
  • Кто из окружающих людей появляется в повествовании чаще;
  • В каких отношениях с окружающими состоит ребенок.

 Событийность мира:

  • Сколько событий происходит в жизни ребенка;
  • Характер событий/значимость;
  • На каких событиях из жизни делается акцент (наибольшее внимание);
  • Отражение исторических событий на жизни героя (революции, эмиграции и т.д.)

Субъективная картина мира

  • Степень объективности/субъективности;
  • От чьего лица ведется повествование (взрослый человек, ребенок, автор, сторонний наблюдатель и т.д.);
  • Модальность (характер отношения к событиям, оценка).

Пространство и время

Время повествования:

  • С какого момента герой помнит себя;
  • С какими событиями ассоциируется время повествования;
  • Характер времени повествования (линейность, цикличность);
  • Событийность и внутренний мир автора;
  • Пространство
  • Характер пространства (локальное/обширное)
  • Протяженность (наличие/отсутствие границ)
  • Наполненность (люди/предметы\природа)
  • Очерченность (вертикаль/горизонталь)

Память и время:

  • Синхронизация памяти-времени (каков ход воспоминаний);
  • Историческая, коллективная память (прапамять);
  • Ассоциативность времени/памяти (предметы обстановки, детали, вызывающие у героя воспоминания);

 Архетипические образы в романах:

  • Образ матери;
  • Образ отца;
  • Образ дома (жилища);
  • Образ смерти (беды, несчастья);
  • Образ тени;
  • другое

Виды памяти в тексте

  • Эмоциональная
  • Образная
  • Словесно-логическая

Языковые характеристики личности

Разнообразие лексических средств:

  • Количественное употребление имен собственных;
  • Количественное употребление слов самостоятельных частей речи;
  • Частота употребления слов определенной группы (связанной с семантическим полем «детство», «детские воспоминания»);

Количество языковых личностей:

  • Особенности речи героев (употребление определенных, характерных слов, характер речи, стиль и т.д.);
  • Отношение автора к героям (окружению) лексический уровень: употребление эмоционально окрашенной лексики (положительная, отрицательная характеристика героя);

Выбор синтаксических конструкций:

  • Употребление простых, сложных предложений. Связность речи (употребление союзов, каких групп);

Субъектность автора:

Степень представленности автора в тексте

  • Вектор воспоминаний автора (автор – персонаж – окружение);
  • Связь воспоминаний с личностью автора (экспрессивность, субъективность и т.д.)

По данной схеме нами были проанализированы произведения авторов начала, середины и конца ХХ века. Это роман И. Бунина «Жизнь Арсеньева», роман Вл. Набокова «Другие берега», повесть А. Галича «Генеральная репетиция», эссе И. Бродского «Полторы комнаты», повесть П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» и роман Л. Улицкой «Священный мусор». Нами были выбраны фрагменты текста объемом в 5000 символов, содержащие в себе воспоминания героя (автора) о своем детстве и юности. Объем текста является оптимальным для проведения психолингвистического анализа.

Итогом нашего исследования является сопоставительный анализ произведений, который позволил нам подтвердить нашу гипотезу, а также выделить отличительные черты автобиографической прозы разных периодов ХХ века. Для наглядности приведем следующие пункты сопоставительного анализа.

  1. Окружение

Для писателей начала ХХ века характерно детальное описание окружения; в него включаются воспитатели, гувернеры, прислуга. Это было свойственно дворянскому сословию, к которому принадлежали Бунин и Набоков. Для писателей середины века и конца века свойственно сужать круг близких людей. Чаще ребенок не выходит за рамки семейного круга. Воспоминания носят интимный характер, в котором становится сложно выделить общие черты.

  1. Частотность упоминая персонажей

Для писателей начала века внимание обращено к самому дорогому человеку для ребенка – матери. Чувствуется привязанность ребенка к матери; детально описываются отношения между близкими людьми. Мать – центральный образ.

Писателям середины века присуща тенденция избегать описания кого-либо из близких. Т.е., родственники и приближенные к ребенку люди намеренно не описываются подробно, либо авторское внимание распределяется на обоих родителей равномерно.

Для писателей конца века характерно детальное описание людей, повлиявших на жизнь героя. Но в то же время они не приходятся ему родственниками. Семье в таком случае уже не отдается ведущая роль. Уходит патриархальное понятие семьи. Либо родители героя находятся в разводе, либо герой воспитывается другими родственниками.

  1. Отношения ребенка с окружающими

Если у Набокова и Бунина мы видим гармонию в семье, в отношениях с близкими, то у писателей середины и конца века эта гармония утрачена. Отношения в семье замалчиваются или становятся острой конфликтной темой. Как правило, уже взрослый герой примиряется с родителями или близкими. Взаимопонимание приходит не сразу. О своем отношении к близким в произведениях середины и конца века рассказывает повзрослевший герой.

  1. Событийность мира

Большое количество событий в жизни ребенка и их описание характерны для произведений начала века. В этих произведениях герои переживают каждый прожитый день как событие, или же отмечают происшествия, в большей степени на них повлиявшие. Вследствие этого большое количество описываемых событий.

Для романов середины века не так важна событийность. Их может быть совсем мало. Главное – отношение автора/героя к ним, его реакция и переживания.

Событийность в романах конца ХХ века неоднородна. В одних произведениях мы видим множество событии, которые переживает ребенок. В других, наоборот, событий очень мало, и на них автором делается акцент.

  1. Характер событий, их значимость

Тенденция общая. Это раскрытие характера персонажа (либо самого героя, либо его близких), проявление самосознания и узнавание матери/близких людей; столкновение с бедой/несправедливостью; появление наставника/ учителя/ помощника. Любое событие воспринимается как значимое, вызывает эмоциональные отклики.

  1. Отражение исторических событий

В отношении субъективности тексты имеют видимые различия. Произведения начала века характеризуются преломлением событий личного характера в сознании ребенка. События могут быть значимыми конкретно для автора, быть близкими ему.

В отношении произведений середины века дело обстоит немного иначе. События преподносятся таким образом, чтобы стать близкими каждому читателю. Поэтому автор может абстрагироваться, намеренно исключать оценочные суждения из текста, позволяя читателю самому оценить происходящее. Однако это не относится к жанру эссе, котом предполагает чисто авторское восприятие и миропонимание.

К концу века вновь возвращается тенденция к личным переживаниям. Важно, как относится к случившемуся сам герой.

  1. От чьего лица ведется повествование

В произведениях начала века мы видим неоднозначность с образом автора-повествователя. Усложнение образа героя-повествователя. Иногда им оказывается автор, выступающий в роли ребенка, иногда границы между автором и повествователем настолько стираются, что в тексте возникает «двойник» повествователя.

Повествователь более-менее определен в произведениях середины века (взрослый герой, который вспоминает события своего детства и юности).

Усложнение образа героя-повествователяв романах конца века. Иногда автору удобно наделить качествами повествователя ребенка, но в его суждениях в какой-либо степени будут просматриваться мысли взрослого человека.

  1. Модальность

Произведения начала и середины века неоднородны по характеру авторской оценки. Зачастую оценка дается уже взрослым героем спустя  большое количество лет. Но оценка может и отсутствовать – это позволяет автору концентрировать свои мысли на внутренних переживаниях, на самом себе.

В конце века появляется новая тенденция – оценка может даваться одновременно и взрослым героем, и героем-ребенком. Границы перехода в этом случае зачастую трудно обнаружить.

  1. С какого момента герой помнит себя

Возникновение памяти связано с пробуждением самосознания – это точка отсчета. В произведениях начала века авторы стараются дать точное указание на возраст, момент, когда это произошло. 

В произведениях середины века и особенно – конца века, эти границы становятся расплывчатыми. Автор ограничивается замечанием о раннем проявлении самосознания. Даты уже не играют роли.

  1.  Характер времени повествования

Все произведения отличаются от типичных автобиографий, поскольку события расположены не в хронологическом порядке и несколько изменяются авторами.

Характерно для писателей начала века связывать свои воспоминания с природными циклами, составлять из воспоминаний “мозаики» для писателей середины и конца века характерно передавать воспоминания отрывочно и бессистемно.

  1.  Характер пространства текста

Для писателей начала века характерно расширять пространство постепенно, по мере взросления персонажа вводить его в «большую жизнь».

Писатели середины и конца века используют воображение героя как способ преодоления пространственных границ.

  1.  Память и время. Ход воспоминаний

Писатели начала века стараются придерживаться хода памяти, хронологии, иногда внося коррективы и переосмысленную информацию.

Писатели середины века начинают «игру» с памятью – возможно составление из отдельных отрывков единого целого; события могут переосмысливаться, переставляться местами, замалчиваться и т.д. для писателей конца века сохраняется фрагментарность, а также повествование может подаваться в виде глав или эпизодов-размышлений.

  1.  Историческая память

Характерное к ней обращение мы наблюдаем у писателей начала века. В произведениях середины и конца века она практически  отсутствует. Исключением становится роман Улицкой – обращение к памяти еврейского народа (это позволяет героине ассоциировать себя с еврейским народом).

  1.  Ассоциативность памяти

Ассоциативность памяти проявляется сильно в произведениях начала века, и слабее – в произведениях середины века.

Ассоциации могут вызывать предметы интерьера, запахи, памятные места, люди и т.д.

К концу века память перестает быть привязанной к какому-либо образу или предмету.

  1.  Архетипические образы

Архетипические образы в привычном понимании этого слова встречаются в произведениях начала века. В произведениях середины и конца века наблюдается упрощение образов: привычные образы отца и матери исчезают, им на смену приходят образы беды/несчастья, помощника или заступника. Это свидетельствует о смещении акцентов с роли семьи на внешние факторы.

  1.  Виды памяти в тексте

Одновременно эмоциональная, образная и словесно-логическая память в тексте встречаются крайне редко, преимущественно в романах начала века. В романе Улицкой присутствует словесно-логический тип памяти (возможно, это связано с художественной формой романа).

Наиболее широко представлена память эмоциональная – есть в каждом тексте. Менее распространена образная память – превалирует в произведениях середины века.

  1.  Количественное употребление имен собственных

На первом месте по частоте употребления во всех произведениях стоят топонимы, будь то наименования географических объектов, местности, городов, улиц – эти объекты упоминаются чаще всего. Последующие группы у авторов индивидуальны, связаны с личностью и/или характером воспоминаний.

  1.  Употребление самостоятельных частей речи

Произведения совершенно разные по количественному употреблению частей речи. В одном ряду могут стоять Набоков и Галич с их пристрастием к описаниям и «малоглаголием»; Бродский и Санаев, употребляющие глаголы преимущественно несовершенного вида со значением незаконченности действия, будто желая показать, что для них прошлое еще актуально.

Особняком стоит Бунин, в произведении которого большое место занимают существительные и прилагательные (при описании природы); Улицкая употребляет глаголы совершенного вида, показывая, что для нее воспоминания – безвозвратно ушедшее прошлое.

  1.  Частота употребления слов, связанных с семантическим полем «детство, детские воспоминания»

У каждого писателя свои ассоциации с детством и детскими воспоминаниями. Это может служить характеристикой детства героев. Например, для героя Набокова, детство- это рай, в который хочется, но невозможно вернуться. Для Бродского- это живые родители и обстановка полутора комнат. Для героя Санаева детство, наоборот, ужасная пора жизни, наполненная страхами, скандалами и ругательствами бабушки.

Употребляемые слова передают характеристику психологического состояния ребенка.

  1.  Особенность речи героев

Преимущественно герои в произведениях лишены дара речи. Характеристику им дает сам герой/автор. Наделены репликами только герои произведений Бродского и Санаева. Это было сделано для создания достоверной характеристики героев, которая не изменяется под воздействием авторского восприятия.

  1.  Авторские языковые характеристики героев

В той или иной степени все авторы стараются быть точными в своих оценках. К концу века появляется некоторая краткость в изложении, персонажи могут характеризоваться только по какому-либо одному(двум) главным на взгляд автора качествам. В произведениях начала века автор старался подробно описывать внешность и характеры персонажей.

  1.  Выбор синтаксических конструкций

В начале века произведения отличались большим количеством описаний, рассуждений. Поэтому авторы употребляют сложноподчиненные и бессоюзный сложные предложения с вводными словами и конструкциями, обращениями, риторическими вопросами, восклицаниями. Придаточные предложения при сложноподчиненных предложениях чаще изъяснительные и определительные.

В середине и в конце века (особенно) появляется тенденция к краткости. Авторы не используют развернутых описаний. Реже используются вводные слова. Предложения становятся короче.

Употребляются и односоставные предложения. Рассуждения в большом объеме встречаются только в эссе. Часто используются диалоги (Санаев). Возможно, таким образом создается эффект недосказанности.

  1.  Степень представленности автора в тексте

Бунин близок к Улицкой – оба они больше обращены внутрь себя, нежели к читателю, заняты анализом личных воспоминаний. Различные взгляды на повествование могут представлять Галич и Санаев. Своеобразная игра с читателем, где найти единственно верное мнение невозможно. Искажение достигается посредством введения множества точек зрения.

В  итоге сопоставительного анализа произведений  нами была подтверждена гипотеза исследования: особенности памяти и «автобиографизма» в романах русских писателей на протяжении ХХ века имеют существенные отличия, продиктованные не только личностными особенностями писателя, но и духом времени, тенденциями в развитии литературы.

Мы можем утверждать, что произведения начала века характеризуются большим вниманием к окружению героя, к его личностным переживаниям происходящих событий. Происходящие события зачастую близки для автора, описываются им подробно. Герой в своих воспоминаниях зачастую обращается к самому близкому человеку – матери.   Возникновение памяти связано с проявлением самосознания ребенка, является отправной точкой повествования. Воспоминания часто связаны с природными циклами; из воспоминаний могут составляться «мозаики».  Авторы часто обращаются к исторической памяти. Также для произведений начала века свойственно частое употребление сложноподчиненных и бессоюзных сложных предложений; в тексте много описаний и рассуждений.

Авторам середины века присуща тенденция избегать описаний близких людей. В романах не так важна событийная сторона, сколько отношение героя к произошедшим событиям. Автор может исключать из текста оценочные суждения, позволяя читателю самому осмыслить происходящее. Используется воображение героя как способ преодоления пространственных границ. В произведениях отсутствует историческая память, не так важна ассоциативность памяти. У каждого писателя свои ассоциации с детством и детскими воспоминаниями. Это может служить характеристикой детства героев.

В романах конца века семья уже не играет большой роли. Уходит понятие семьи как социального института. Возвращается тенденция к раскрытию личных переживаний героя. Образ повествователя усложняется, одновременно в тексте могут говорить взрослый человек и ребенок. Романам присуща фрагментарность, деление на главы, что позволяет автору включать в повествование размышления и собственную оценку. Синтаксические конструкции в таком случае упрощаются, на место развернутых предложений приходит диалог.

Материалы нашего исследования могут быть использованы в школьной и вузовской практике.

Литература

  1. Бунин, И.А. Легкое дыхание: рассказы; повести; роман / Иван Бунин. – М.: Эксмо, 2013. – 640 с.;
  2. Бродский, И.А. Полторы комнаты. Эссе. М.: 1991. – 24 с.;
  3. Галич, А. Возвращение: Стихи, песни, воспоминания. Предисловие А. Шаталова. – Л.: Музыка, 1990. – 320 с.;
  4. Набоков, В.В. Другие берега: Сборник. – Л.: Политехника, 1991. – 400с.;
  5. Санаев, П. Похороните меня за плинтусом. М.: АСТ, 2009. – 288 с.;
  6. Улицкая, Л. Священный мусор. М.: Ред. Елены Шубиной, 2012. – 480 с.
  7. Коковина, Н.З.  Жанровые особенности «Пошехонской старины» М. Е. Салтыкова-Щедрина // «Ученые записки». 2014.  №1. С. 44-47;
  8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.