Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за все в ответе (штрихи к портрету Антуана де Сент-Экзюпери)

Анна Викторовна Боедова

Статья о личности французского писателя поможет учителю   при подготовке к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekzyuperi.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе

        Он принадлежал к аристократическому роду, который вел начало от одного из рыцарей Грааля. Этот человек был из тех, кто не полагался на силу слов, пока не подтвердит их своей жизнью. Он не любил войну, но воевал, - разве можно оставаться в стороне, когда над миром нависла угроза!

        Он был легендой французской авиации, такой же легендой осталась и его смерть, окруженная тайной: подобно Маленькому принцу, встретившему 44 рассвета, граф Сент – Экзюпери пропал без вести в 44 года, не вернувшись с боевого вылета.

        За свою короткую жизнь он сказал нам, людям, очень много, и к этим словам стоит прислушаться сейчас особенно внимательно. «Уважение к человеку в опасности», - предупреждал писатель – летчик, призывая людей не превращаться в толпу. Действительно, мы перестали замечать, как холодеют наши сердца, как уходит человечность. Может быть, пора остановиться, ведь «мы – команда одного корабля»?!

        Величие человека, говорит он вслед за Достоевским, в «сознании ответственности... Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Городиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что укладывая камень, помогаешь строить мир»

Все мы родом из детства…

Детство – огромный край, откуда приходит каждый. Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой – то страны.

Антуан де Сент-Экзюпери.

        Сестра писателя Симона говорила, что Экзюпери всю свою жизнь тосковал по стране детства, как тоскуют по родине. Из дальних странствий и полетов он привозил разное зверье: из Южной Америки – тюленя и пуму, из Африки – львенка…. в пустыне приручал газелей и песчаных лисиц.

        Особенно трогательным было его отношение к тем, кто еще не покинул эту страну, он был счастлив, если ему удавалось хоть в чем – то помочь ребенку. Однажды, увидев плачущую девочку, которая требовала у матери детский зонтик, он не мог найти покоя, пока не разыскал такой и не принес его на следующий день этой малышке. «Маленькая девочка в слезах. Эту девочку надо утешить. Только тогда в мире порядок». Эти слова созвучны одним из самых пронзительных в «Маленьком принце»: «На планете, на моей планете по имени Земля плакал Маленький принц, и надо было его утешить».

        За свою жизнь писатель – летчик придумал немало полезных вещей, но больше всего он городился прыгающими мыльными пузырями: однажды Сент – Экс учил трехлетнего малыша пускать мыльные пузыри. Но они были такими недолговечными… ударяясь о стену, они лопались, а малыш, огорчаясь, громко плакал. Несколько дней Экзюпери ходил мрачный, и вскоре его осенило: а что если добавить в пузыри каплю глицерина? Теперь пузыри отпрыгивали от стены, как мячики, кроме того, они стали еще больше и красивее!

        С детьми писатель всегда находил общий язык. Об этом человеке они сохранили самые живые воспоминания. Он постоянно удивлял и восхищал их – проводя эксперименты со странным зеленым жидким мылом, запуская бумажные самолетики, бросая водяные бомбы в парке Грэмерси. В Нью – Йорке Экзюпери любил радовать ребятишек, но не меньше радовался сам, пуская бумажные вертолетики с балкона. Писатель проводил эксперимент, пытаясь создать бесшумные вертолеты. Однажды, набрав целую корзину, он принес их на Эмпайр Стейт Билдинг и выпустил. То – то было восторга у детворы, которой они достались!

Сент – Экс – изобретатель

        Как известно, талантливый человек не может быть талантлив в чем – то одном: еще в детстве у Тонио проявились способности к механике и изобретательству. Однажды он приделал к велосипеду матерчатое крыло (старую простынь, распяленную на ивовых прутьях) и покатил с горки, надеясь хоть на минуту взлететь. Из старых жестянок смастерил телефон, чертил планы мотора, и, не имея рядом специалистов, осаждал местного священника, в прошлом учителя математики, допытываясь, как вся эта техника должна действовать. Священник выслушивал его, давал советы, исправлял рисунки. «У Антуана удивительная склонность к науке», - говори он.

        Став взрослым, Экзюпери меньше чем за 2 года получил 8 патентов на различные изобретения. И все они относились к авиации: он разработал системы посадки самолетов (даже при отсутствии видимости, когда приборы отказали), равновесия, тяги, навигации – которые пригодны и для кораблей. Самостоятельно, без лабораторий, он справлялся со сложнейшими задачами. Опередив время, он предвидел появление реактивного двигателя. В феврале 1940 года писатель сделал заявку на патент для очередного открытия: ориентировки при помощи электромагнитных волн.

        Генерал Шассен вспоминал, как в 1944 году Сент – Экс придумал способ опреснять морскую воду, и в эскадрилье смастерили по его чертежам небольшой и удобный перегонные аппарат для опреснения.

        Несмотря на такое количество изобретений, Экзюпери был противником технического прогресса. И все запатентованные новшества в основном появились из – за непрестанной работы мысли этого необыкновенного человека и его желания помочь людям.

Вечный поиск и ветер навстречу

Над его колыбелью склонились воздухоплавание и поэзия.

Друг писателя Леон Верт

        Экзюпери был профессиональным летчиком. Он выбрал авиацию из многих увлечений, перешагнув через другие соблазны – архитектуру, инженерное дело, математику, к которым имел склонность. Авиация и литература вошли в его жизнь почти одновременно. На вопрос, что он предпочитает – летать или писать – он ответил: «Для меня летать и писать – одно и то же».

        Обычно говорят, что Сент – Экзюпери первый ввел в литературу тему летчика. Действительно, впервые в литературном произведении было рассказано о жизни летчика, об особенности мышления пилота, его героизме и самоотверженности.

        Подростком Экзюпери бредил самолетами. Саллес, его сосед по парте в швейцарской школе, вспоминал, что Антуан не мог говорить ни о чем, кроме самолетов. Остальное казалось ему скучным и неинтересным. Как говорится, он встретил свою судьбу. В 12 лет Сент – Экзюпери во время каникул ежедневно наблюдал за работой механиков в ангарах братьев Врублевских и вскоре получил «воздушное крещение» - дважды облетел вокруг аэродрома Амберье.

        Его служба в качестве пилота самолета – разведчика была постоянным вызовом здравому смыслу. Сент – Экзюпери с трудом втискивал в тесную кабину своего грузное, изломанное в многочисленных катастрофах тело, на земле он страдал от 40-градусной алжирской жары, в небе – от боли в плохо сросшихся костях. К концу своей карьеры он был чересчур стар для военной авиации, внимание и реакции подводили его.

        На уговоры друзей, умолявших его поберечь себя, он отвечал: «Великая духовная гнусность утверждать, что тех, «кто представляет собой какую -то ценность», надо держать в безопасности!» Он признавался, что идет на смерть, «чтобы спасти свой нравственный кодекс».

        Словно астероид, Экзюпери пронесся среди людей, изменяя все вокруг себя, и исчез, оставив человечество в глубоких раздумьях, следовательно, - он добился того, чего хотел!

Как приручить мавра

Едучи в пустыню, захватите сито. Просейте песок. Все львы останутся в сите.  

Рецепт охоты на               львов от Экзюпери.

        Экзюпери, работавшему в почтовой авиации, приходилось открывать новые трассы, налаживать почтовую связь и руководить аэродромами в самых глухих, отдаленных уголках французских колоний.

        На перевалочном аэродроме Кап – Джуби в Сахаре сложилось угрожающее положение: после серии ужасных происшествий авиакомпании поняли, что им нужен посол, способный сделать присутствие французов в пустыне более безопасным. Начальство, имея в виду аристократическое происхождение Сент – Экзюпери и его умение легко находить общий язык с людьми, рассчитывало улучшить отношения с испанцами и аборигенами – маврами. Писателю было 27 лет, когда он прибыл на место назначения. Несмотря на относительную молодость, он прекрасно справлялся со своей миссией: общался с испанцами, маврами и пустыней. Он нашел свое призвание: приручать других.

        По духу и происхождению он был настоящим сеньором. Французские механики запомнили его доброту, сдержанность. Усилиями Экзюпери Кап – Джуби был самым популярным аэродромом на африканской линии. В письме он шутливо замечает: «Я частично посол, частично исследователь». Как отмечает биограф писателя Стейси Шифф, ему удалось даже в ХХ веке вести жизнь трубадура, крестоносца, странствующего рыцаря.

        И он завоевал доверие аборигенов, в первую очередь, честностью, благородством и, конечно, своим неотразимым обаянием. По словам сослуживца, «доброта Сент-Экзюпери, уважение к местным нравам и обычаям сделали его в глазах мавров настоящим мудрецом, заслуживающим всяческого уважения». Мавры приходили поклониться «великому белому дервишу», которого называли «капитаном птиц».

        Когда он вернулся во Францию, он был уже Сент – Эксом, человеком легендой. По скромным подсчетам, за 13 месяцев работы в Африке он спас 14 летчиков. Он трижды разбивался в пустыне, но никогда не терял присутствие духа. Внутренний мир писателя, полный неизъяснимого волшебства и очарования, родился в пустыни. Он помог Сент – Экзюпери выжить, постичь тайну королевства мавров, ценность человека – любого человека, даже раба.

        

«Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее человека»

Животное и в старости сохраняет изящество. Почему же так изуродована благородная глина, из которой вылеплен человек?

Мучительно не уродство этой бесформенной, измятой человеческой глины. Но в каждом из этих людей, быть, может, убит Моцарт.

Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее человека.

А. де Сент-Экзюпери.

Планета людей.

        Внешняя канва «Планеты людей» посвящена рассказу о профессии летчика. Во Франции в 20-е годы она была не столь популярна, как например,, у нас в советское время. Очерки о каждодневной победе над собой, над постоянно подводившей техникой, природными стихиями возводят профессию летчика на уровень какого -то священнодействия: «Грозовое небо вызывает пилота на суд стихий – и одинокий, он отстаивает свой груз в споре с …. горами, морем и бурей». И в то же время работу пилота писатель считает похожей на работу крестьянина: «Пилот не просто зритель. Он не восхищается красками земли и неба, следами ветра на море, позолотой закатных облаков, - он их обдумывает. Точно крестьянин, который, обходя свое поле, по тысяче примет узнает, ждать ли ранней весны, не грянут ли заморозки, и пилот тоже предвидит по приметам близкий снегопад, туман или ясную, погожую ночь.» Погибшего друга он сравнивает с заснувшим в поле жнецом, честно связавшим последний сноп.

        Безусловно, мало кто из писателей возвысил и опоэтизировал профессию воздухоплавателя так, как это сделал Экзюпери – не только в «Планете людей» - тема полета принизывает все его произведения, это было для него так же естественно, необходимо, как дыхание… Но все же основная мысль, которая сквозить через внешнюю канву – это тревога за людей, боль за искореженную, потерявшую Дух «человеческую глину», за убитого обыденность и вещизмом Моцарта в каждом человеке.

        Гениальные мыслители, писатели – всегда прозорливы. Экзюпери с тревогой предвидел разобщенность, одиночество человека в будущем. Он не обличает, он мягко уговаривает: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля».

«Самого главного глазами не увидишь… Зорко одно лишь сердце»

Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету  

Из «Маленького принца».

        Философская сказка «Маленький принц» обессмертила имя писателя. Экзюпери – человек, мучившийся над поиском истинного смысла вещей. Во всех событиях, мыслях его не устраивала внешняя оболочка, его волновала СУТЬ. Свою горечь по поводу того, что происходит не земле, он облек в слова и заставил нас по – иному взглянуть на окружающий мир.

        Взрослые, считает он, - заигрались в свои бессмысленные игры, прячась от жизни за умными, ничего не значащими словами. Все «Я человек серьезный» рассыпаются, как кукольные домики, как только ребенок задает вопрос: какой смысл в этих занятиях?! Оказывается, истина по – детски проста и слишком серьезна.

        Вне человеческих отношений, условностей, вдали от цивилизации, один на одни с мертвой пустыней, песками, рассказчик по – иному оценивает жизнь. Стоя лицом к лицу со смертью, человек яснее осознает, что в его жизни имеет вечный, настоящий смысл. Маленький принц помогает автору увидеть, что истинно в жизни, а что ложно. Поэтому значение этого образа в произведении особое – он подобен рентгеновскому лучу, высвечивающими то, что скрыто от поверхностного взора.

        Неслучайно все эти открытия происходят в пустыне. Великие мысли рождаются в одиночестве. Это одиночество испытал писатель, работая в Кап – Джуби. Пустыня для него – сакральное место, словно и не на земле находящиеся, вне времени, все пространства. Это то место, где человек, томимый духовной жаждой, находит истину – живую воду для сердца.

        Много афоризмов оставил нам писатель, но самые любимые – из «Маленького принца». Эти фразы помогают не только воспитатель Человека в ребенке, но и пробудить совесть во взрослом. Вспомним хотя бы про баобабы, которые он призывает выпалывать каждый день. Не стоит объяснять, что герои сказки символичны. Баобабы – это персонифицированный образ зла вообще, зла в человеческой душе: «если дашь волю баобабам, беды не миновать». Сент – Экзюпери хотел. Чтобы люди выкорчевывали в себе «баобабы», несущие зло, грозившие разорвать планету на части.

«Цитадель»

Хорошо, когда вещи создаются для того, чтобы служить людям… чудовищно, когда люди становятся свалками для вещей.

А. де Сент – Экзюпери. Цитадель.

        «Истину выкапывают как колодец» - это дело человека. В «Цитадели» изложены те истины, которые открылись писателю в течение всей жизни. Люди окружавшие его в последние годы, вспоминали, как он лихорадочно писал везде, где только можно было примоститься. Как ни торопился Экзюпери, закончить эту книгу он не успел, и его фраза о «Цитадели»: «Это мое посмертное произведение» оказалась пророческой. Друзья собрали отрывки рукописи, в которых заключена мудрость, жизненный опыт зрелого писателя.

        В это книге он высказал свою нелюбовь к техногенной цивилизации, к вещизму и животному эгоизму потребительского общества, в котором главное не то, что человек представляет из себя, а сколько он стоит. Человек, - восклицает писатель, - измеряется не тем, что приобретает, а тем, что отдает!  Здесь он воспевает радость преодоления трудностей, ибо именно в это время рождается человеческая личность.

        Размышления писателя охватывают те основы, на которых зиждется человеческое общество. Старый владыка пустыни, от имени которого написана книга, был в прошлом кочевником. Затем он понял, что человек может обрести мир, только если воздвигнет свою цитадель. Цитадель, которая возникнет прежде всего в сердце человека.

        Мудры слова вождя о том, как важно сохранить верность своим родным, своему дому: «Становясь перебежчиком, ты опустошаешь себя… Снимая с себя ответственность за поражения, ты снимаешь с себя ответственность и за победы». Не отвернуться от согрешившего не означает, что ты эту вину покрываешь. Оно означает, что ты разделяешь вину, чтобы очиститься…

        В последние годы Экзюпери метался в поисках смысла жизни. Мысли о Боге, постоянные беседы с Ним в последней книге писателя, говорят о том, что эта связь не потеряна.

        Лен Верт, которому посвящен «Маленький принц», писал: «Сент – Экс был самый светлый и в то же время самый беспокойный из людей. Он на полпути расставался с радостью, которая казалась прочной и неизменной. Он был всегда верен всему, кроме счастья, хотя так часто радовался и радовал других». И это естественно, что порядочный человек в любое время, в любой стране не может быть абсолютно счастлив, спрятавшись в своем уютном мирке равнодушия от чужого горя, от боли и страданий других людей.

        В «Цитадели» есть фраза о том, что для умирающего страха смерти не существует. Сбросив ненужную старую плоть, океан человеческой души «возвращается в лоно Бога».

        Скорее всего так, без страха, с сердцем, переполненным тревогой за людей и любовью к ним, вошел в вечность живший в XX веке, но мысливший вне времени, Антуан де Сент – Экзюпери. Он умел видеть великое в привычных вещах. Из обычной жизни он выбирал самые возвышенные моменты, а лучшие из них, словно драгоценности в сундук, помещал в свои книги.

        Он не был пророком, он даже не был философом. Просто он любил людей и мучился человеческой болью. Он не умел дорожить собой, жизнь его закончилась рано, но ее насыщенности хватило бы на несколько человек. Истины, заключенные в его книгах, подтверждены его жизнью, поэтому они так убедительны.

Анна Боедова. \\ Смоленск Православный. Сентябрь 2009