Научная работа Николаенко Артем Кавказ Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова

 Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦАИЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова

   Автор:

                         Николаенко Артём

                                                                       МБОУ «Локосовская СОШ им. З.Т. Скутина»

    6 класс

                                 Научный руководитель:

                                       Макарова Лариса Ивановна

                                                         учитель русского языка и литературы

                                                                      МБОУ «Локосовская СОШ им. З.Т. Скутина»


                                                        Сургутский район

  1. ВВЕДЕНИЕ

Изучение творчества писателя является чрезвычайно важным в аспекте постижения его языковой картины мира и авторского мировосприятия. В биографии и художественном сознании М.Ю.Лермонтова значительное место занимает Кавказ, что проявляется в большом количестве произведений, в которых находит воплощение его образ. С.А. Андреев-Кривич указывает: «...Как только начинаешь вспоминать Лермонтова, перебирать в памяти шедевры его творчества, так сейчас же оказываешься в кругу его кавказских произведений. <...> Следовательно, значение кавказской темы для Лермонтова весьма велико» (1.).

Тема исследования: Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова

Необходимость изучения образа Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова для понимания языковой картины мира поэта обусловливает актуальность данного исследования.

Объектом исследования является лексика, служащая для создания образа Кавказа в произведениях М.Ю.Лермонтова.

Предмет - особенности лексических единиц, используемых для создания образа Кавказа в произведениях М.Ю.Лермонтова.

Цель данной работы - выявить лексические составляющие, создающие образ Кавказа в произведениях М.Ю.Лермонтова.

Данная цель определила следующие задачи: 1) выявить и рассмотреть лексические единицы, используемые для создания образа Кавказа в произведениях М.Ю.Лермонтова; 2) проанализировать группы лексических единиц, составляющих образ Кавказа в произведениях М.Ю.Лермонтова; 3) выявить единицы, выражающие наиболее значимые в художественной картине мира М.Ю.Лермонтова аспекты образа Кавказа.

Материал и методика исследования. Источником практического материала послужило собрание сочинений М.Ю.Лермонтова в 4-х томах (М: Худ. литература, 1960). Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы: описательный, метод контекстуального анализа. Использовался также приём количественного анализа.

Научная новизна исследования определяется тем, что представлен комплексный анализ лексических единиц, составляющих образ Кавказа в произведениях М.Ю. Лермонтова, определены лексические группы и выявлена их роль в выражении данного фрагмента индивидуально-авторской картины мира писателя.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования расширяют и углубляют представления о художественной картине мира М.Ю. Лермонтова и её системной организации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при изучении творчества М.Ю.Лермонтова на уроках литературы в российских школах.

  1. Кавказ в жизни поэта (теоретический обзор)

Кавказский край занимает исключительное  место в жизни  Лермонтова.
За свою короткую жизнь М. Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ. Когда великий поэт был еще маленьким Мишелем, Елизавета Арсеньевна (его бабушка) несколько раз из Тархан (город Лермонтово) Пензенской губернии приезжала в гости в имение к сестре – Екатерине Арсеньевне Столыпиной. И каждый раз для укрепления здоровья (а эти места тогда славились минеральными источниками) она брала с собой и маленького Мишу, которого воспитывала сама после смерти матери. Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда ему исполнилось 4 года в 1818г. второй раз - в 1820 г., третий - в 1825г.

Неудивительно, что яркой природой Кавказа были порождены самые яркие впечатления детства поэта. С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь.   Пробуждение первого чувства («О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!») соединялось с острым восприятием тонкой душой поэта красот южной природы. Как пишет Лермонтов: «Синие горы Кавказа… вы взлелеяли детство мое, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас, да о небе...». В посвящении к поэме «Аул Бастунжи»  поэт называет себя «сыном Кавказа»:

От ранних лет кипит в моей крови
Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;
На севере, в стране тебе чужой я сердцем твой, -
Всегда и всюду твой!

 Знакомство с Кавказом не ограничилось детством Лермонтова. За стихотворение на смерть Пушкина 25 февраля 1837 года, по Высочайшему повелению, Лермонтов был отправлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Любимый поэтом край возродил Лермонтова, дав ему успокоиться, на время обрести равновесие в душе. Именно в этот период в сознании поэта Кавказ ассоциируется с  «жилищем вольности простой», которое противопоставляется «стране рабов, стране господ», «голубых мундиров» и «неволе душных городов».  Заболев по дороге в полк, Лермонтов отправляется в Пятигорск, и до осени лечится на водах. В Пятигорске и Ставрополе он встречается со многими выдающимися,  или просто интересными людьми:  доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в "Княжне Мери"); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским. После лечения, командированный, Лермонтов едет в Тамань и в октябре отправляется по Военно-Грузинской дороге в Грузию, где в Карагаче стоит его полк. Во время своей первой кавказской ссылки  Лермонтов сдружился с двоюродным братом -  Акимом Акимовичем Хастатовым поручиком лейб-гвардии Семеновского полка. Аким Акимович  часто брал поэта с собой на веселые кумыкские пирушки, свадьбы. Лермонтов мог наблюдать искрометные пляски, слышать чарующие душу песни, легенды, рассказы об абреках и казаках. Юноша упивался живописной природой Предкавказья. Пейзажи и дружеские встречи, рассказы об удали джигитов запечатлевались в его памяти:

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой.
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни    Приучили… 

В конце 1837г. Лермонтова хлопотами бабушки переводят в Гродненский гусарский полк, в Новгород. Он возвращается в Россию, исполненный удивительных творческих замыслов: «Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье», «Кинжал»,  «Прощание», «Хаджи Абрек»,  - все это стало результатом его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году. Известный грузинский поэт Илья Чавчавадзе пишет, что «В своих мощных стихах, преисполненных поэзии, Лермонтов изобразил весь Кавказ и, в частности, Грузию». 
             Во время второй ссылки (1840 г.)  Лермонтов попадает в  Малую Чечню после дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Наказанием был перевод тем же чином (поручик) в Тенгинский пехотный полк, воевавший на Кавказе. Это соответствовало желанию и самого поэта. “Если, говорит, переведут в армию, будет проситься на Кавказ”, - так передавал тогдашнее настроение Михаила Юрьевича Белинский. Именно тогда поэт участвовал в боевых действиях и не раз рисковал жизнью в боях с чеченцами.

Находясь на военной службе на Кавказе, М.Ю. Лермонтов не расставался с записными книжками, заносил в них услышанные из уст повидавших на своем веку кавказцев отдельные сюжеты будущих своих произведений. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор"). 14 апреля 1841, не получив отсрочки после двухмесячного отпуска в Петербурге, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае того же года он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк".  Пятигорску было суждено сыграть  роковую роль в жизни поэта: здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал (2). 

  1. Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова (практическая часть)

Анализ текстов М.Ю. Лермонтова (3) показал, что в рамках собирательного образа «Кавказ» выделяются две составляющие: «Природа» и «Человек». Первую образуют лексические единицы, называющие природные объекты и явления, вторую - лексика, называющая человека и явления человеческой жизни, каждая из составляющих имеет сложную структуру и состоит из нескольких смысловых групп.

Природа. 1. Рельеф: а) Возвышенность: вершина, гора (горы), гряда, скача, холм, хребет, утёс (горы и их части являются основой кавказского пейзажа и одной из основ художественного мира поэта, поскольку имеют высокую частотность употребления: гора (горы) - 262, скача - 159, вершина - 71, утёс - 41, хребет - 24. При описании гор поэт использует не только нарицательные, но и собственные имена существительные, наиболее частотными из которых являются: Кавказ - 51, Казбек - 21. Употребляются также и другие географические названия гор: Машук - 12, Эльбрус (Шат, Шайтан) - 10, Бешту - 9, Гуд-гора - 6, Крестовая - 5, Койшаурская — 1. Например:   Уж поздно. На вершине снежной /Румянец гаснет; встал туман (Демон); Кто посещал вершины диких гор...(1831-го июня 11 дня);  Со всех сторон горы неприступные... (Бэла).

б) Углубление: бездна, дол, долина, крутизна, обрыв, пещера, пропасть, теснина, уступ, ущелье (высокая частотность употребления: долина - 64, дол - 9, крутизна - 8, крутой -51, ущелье - 52, пещера - 40, пропасть — 16, обрыв - 7, теснина - 6, расселина - 6, уступ — 5).

Встречается имена собственные: Койшаурская долина, Чертова долина, Дарьяльское ущелье, Терекское ущелье. Большое место в произведениях занимают углубления, наполненные водой, то есть водоёмы: река - 71, поток - 38, ручей - 23, ключ - 17. М.Ю. Лермонтов используется и названия конкретных рек: Терек - 24, Арагва - 8, Подкумок - 6, Аргуна - 4, Кура - 3, Кубань - 3, Байдара - 1. Большая часть из них получает индивидуальную характеристику.

в) Плоскость: степь, поле, поляна. Плоское пространство занимает в изображении Кавказа меньше места, чем возвышенности и углубления. Например: Он (ветер) обнажил подошвы гор / Пустой аул, пустое поле (Измаил-Бей); Крепость наша стояла на высоком месте, и вид был с вала прекрасный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор (Бэла).

2. Почва Высокой частотностью употребления обладают образы: камень - 128, каменный - 28, каменистый -1, кремнистый — 6 и песок — 38.  Остальные виды почвы не получают отражения в художественном восприятии Кавказа, вероятно, в силу того, что главным объектом его изображения является горный рельеф. Например: С окровавленными ногам. /От острых камней и кустов (Беглец); ...ни стука колёс по кремнистой дороге (Максим Максимыч); Покрыта мохом и песком... / Была поляна (Мцыри).

3.Метеорологические явления: внимание воздуху (32) и его движению (ветер - 76, буря - 47, метель - 12), а также явлениям, связанным с процессом круговорота воды в природе: облако - 78, туча - 49, тучка - 12, туман - 75, снег — 58, роса - 25, дождь - 19, град - 7, иней - 6.) Поэт характеризует их по цвету: туча — светлая, золотая, липовая, чёрная, облака — белые, синие, дымные, седые, румяные, багряные, огненные;  по форме: косматые, разорванные, кудри, лоскуты, обрывки, толпы, цепи, караваны, стаи, стада, мохнатая шуба, клочки разорванного занавеса; по производимому впечатлению:  вольные, лёгкие, угрюмые, зловещие, послушные, неуловимые;  по особенностям движения: бродят, вьются, летят, мчатся, отважно и спокойно плывут, тихо и грозно ползут. Облака, тучи, снег и туман являются важными компонентами кавказского пейзажа, добавляя важные штрихи к его художественному образу.

4. Растительность: наименования трав, деревьев, кустарников, цветов, совокупности растений. Поэт не выделяет разновидностей травянистых растений, кроме ковыля и камыша (тростника), и даёт характеристику состояния травяного покрова: «густая», кроме того трава может быть высокой, длинной, мокрой, зелёной, увядшей, но такие сочетания единичны. Более развернуто представлен мир деревьев и кустарников (дерево -35, куст - 52, кустарник - 14), поэт использует и конкретные наименования представителей этой группы растений: чинара - 17; виноград - 2, виноградник - 5, виноградный (лоза, куст) - 9 (всего 16); дуб - 15; тополь (раина) - 12; тёрн - 1,терновник - 1, терновый - 7 (всего - 9), акагцм - 6, липа - 5, сосна - 3, черешня – 2.

5. Животный мир природы Кавказа представлен группами: птицы, звери, пресмыкающиеся, насекомые (орёл - 20, коршун - 7, ворон (вран) - 7, голубь — 4, ласточка - 3, журавль - 2, галка, иволга, коростель, кукушка, сова, соловей – 1). Орёл ассоциируется с такими качествами, как сила, гордость, смелость. Лермонтов использует образ орла для художественной характеристики человека: «И, как орёл с вершины гор, вперил на крышу светлый взор» (Хаджи-Абрек); «И, как орёл, он (жених Тамары) кинулся...» (Демон); «Где люди вольны, как орлы» (Мцыри). Близкие задачи выполняет и изображение животных: зверь - 29, серна - 13, волк - 12, лев - 9, олень - 8, лань - 7, барс - 6, кабан - 5, вепрь - 1, сайгак - 4, заяц - 4, шакал - 2, лисица - 1. Особую значимость приобретает образ змеи (змея) - 42 употребления, он часто выступает в качества образа сравнения формы тела, характера движения, структуры поверхности кожи, образа жизни, поведения и т.д. Например: И полз и прятался, как змей (Мцыри); Вокруг неё (сакли) огонь вился змеёй (Аул Бастунджи).

Таким образом, дикая фауна Кавказа представлена в произведениях М.Ю.Лермонтова через призму индивидуально-авторского мировосприятия, которое выделяет определённые  для него аспекты.

Человек 1.Быт: а) Жилище горцев – сакля употребляется 41 раз: «И к сакле он (Гарун) бежит знакомой». Сакля могла состоять из нескольких помещений и делилась на две половины, одна из которых была помещением для гостей - кунацкой: Нас приняли со всеми почестями и повели в кунацкую (Бэла). М.Ю.Лермонтов использует также описание надворных построек и заграждений: задний двор, конюшня, навес, плетень, забор, ворота, что создаёт наглядную картину устройства горского жилища.

б) домашние животные: особое место занимает конь: выделяются разновидности коней по половой принадлежности (конь, жеребец, лошадь, кобыла), возрасту (жеребёнок), физическому состоянию (кляча, лошадёнка), способу использования (скакун, коренная, перекладная, уносная), по масти (светлосерый конь, серая лошадь, белая лошадь, вороной скакун, бесценной масти, золотой), характеристике скорости (лихой, борзый, резвый, быстрый, быстроногий, бешеный, летит, несётся, мчится), отношению к хозяину (верный). Среди людей, связанных с конем (ездок, седок, всадник, наездник), особую роль для создания образа Кавказа играет понятие джигит, обозначающее наездника, который отличается отвагой и выносливостью, искусством управлять конём и владеть оружием. Таким образом, лексика тематической группы «конь» занимает ключевую позицию в лексической структуре образа Кавказа в индивидуально-художественной картине мира М.Ю.Лермонтова.

в) утварь: «оружие»: холодное оружие, огнестрельное оружие, метательное оружие и защитное вооружение (кинжал -77,ружьё -31, пистолет - 25, пуля - 35, шашка -29, сабля - 19, кольчуга - 17, стрела - 15, булат - 12, винтовка —11, меч - 10, лук —11, копьё - 10, ножны -9, колчан - 1, клинок - 3, гурда - 1, налокотник – 1). Кинжал поэт изображает не только как излюбленное оружие горца, которое тот постоянно носит на поясе, но и как объект особого отношения лирического героя: «Люблю тебя, булатный мой кинжал...».

г) одежда, обувь: одежда: бурка - 22, бешмет -12, чекмень, черкеска, архалук, шаровары (шальвары), чуха - 2. Например: «В ненастный день заехал ты (лезгинец) сюда /Под мокрой буркой... (Прощание); «Уж поздно, путник одинокой / оделся буркою широкой» (Измаил-Бей). В группу «головные уборы» входят следующие понятия: шапка - 29, чалма - 10, чадра - 9, платок - 8, башлык - 3, папаха - 2. Важно, что в художественном мировосприятии М.Ю.Лермонтова костюм горцев оценивается как «благородная боевая одежда», то есть связывается с воинственностью горцев и их отношением к оружию.

д) предметы быта получают отражениепонятия: тулук (кожаный мешок), длинный кувшин для воды, ковёр, кальян, кабардинская трубочка (курительная), ткани (парча и термалама), музыкальные инструменты разных кавказских народов (бубен, зурна, чонгури).

2. Физический облик горцев получил отражение в чертах внешности жителей Кавказа: чёрные глаза («глаза у Бэлы чёрные», «кабардинец черноокий»), чёрные густые брови (грузинка «чёрной бровью поведёт», «густые брови» Измаил-Бея), чёрные ресницы («ресницы длинны и черны»), чёрные, густые, шелковистые волосы («чёрные локоны» Бэлы, «волна шёлковых кудрей» Тамары, «две косы тёмные» Зары, черкешенки «к волосам своим густым цветы весенние вплетали»), у мужчин - чёрные усы («и чёрный ус их лучше вьётся»); цвет кожи у мужчин смуглый («морщины смуглого чела» князя), а у женщин белый («белей и чище покрывала был цвет чела» Тамары, «лилейная рука», «мрамор плеч» Зары). Выделяются такие черты физического облика горцев, как стройная фигура: мужчины («худощавый грузин», «стройны... джигиты», «сухой, широкоплечий» Казбич) и женщины («тоненькая» Бэла, Зара с «высоким станом», «стройная, как тополь» грузинка), красивая осанка и лёгкость движений. Таким образом, М.Ю.Лермонтов выделяет в облике жителей Кавказа черты, наиболее значимые для его художественного мировосприятия.

3. Психологические особенности горцев: храбрость (Уж по крайней мере наши кабардинцы или чеченцы хотя разбойники, голыши, зато отчаянные башки; ...надоели нам эти головорезы... А молодцы! (Бэла)), чувство собственного достоинства, гордость («Он знаком пищу отвергач /И тихо, гордо умирач (пленный мачьчик); «И гордый непреклонный взор (горца - отца мальчика) (Мцыри)). М.Ю.Лермонтов подчёркивает горячий темперамент представителей Кавказа, их вспыльчивость: «натянулись бузы, и пошла резня»; «А бывало, мы его (Азамата) вздумаем дразнить, так глаза кровью и нальются и сейчас за кинжал» (Бэла). Наряду с положительными качествами характера горцев, поэт указывает и на такие их негативные черты: злобность, хитрость, коварство, мстительность и жестокость, употребляя слова злой, лукавый, хитрый, хитрец, бестия, плут и т.п.: «Злой чечен ползёт на берег»', «черкес с улыбкой злобной», «на русских злобно он взирает», «Как демон, коварна и зла (Тамара)).  Анализ показал, что психический склад кавказских народов представлен в художественной картине мира М.Ю.Лермонтова достаточно полно и многогранно.

4. Социальные характеристики говорят о местах проживания горских народов и их этническом составе, по региону проживания (азиат, кавказец, горец), а также употребляются следующие этнонимы народностей, живущих на Кавказе: армянин - 6, грузин - 6, грузинка - 9, кабардинец - 9, лезгин (лезгинец) - 5, лезгинка — 3, нагасц - 1, осетин - 14, татарин - 17, татарка-2, черкес - 82, черкешенка - 15, чеченец (чечен) - 16, шапсуг - 2.  Для представителей разных этносов поэт употребляет следующие антропонимы: грузин - Гудал, грузинки - Тамара (2 персонажа); чеченец - Галуб; черкесы - Гарун, Селим (2 персонажа), Гирей, Измаил-Бей, Росламбек, Акбулат (2 персонажа), Бей-Булат, Ахмат-Булат, Аджи, Хаджи Абрек, черкешенки - Зара (2 персонажа), Бэла; лезгинка - Лейла. М.Ю. Лермонтова подчеркивает, что основными занятиями горцев являются война («закон война») и разбой («и пулей платят за пшено», «разбойники», «воровской народ»). Но кроме воинственных (немирных) горцев, есть и горцы, присягнувшие на верность русскому царю (мирные), хотя эта верность далеко не всегда соблюдалась: Он (Казбич), знаете ли, был не то, чтоб мирной, не то, чтоб немирной (Бэла).

5. Социокультурные особенности: религия, обычаи, ценностные установки общества. Следование религиозным заповедям является важной чертой менталитета горцев: «Молися востоку, будь верен пророку». М.Ю.Лермонтов достоверно описывает обычаи горцев: гостеприимство («Случайный гость – подарок бога»', «У азиатов, знаете, есть обычай всех встречных и поперечных приглашать на свадьбу»), куначество – обязательство взаимной дружбы, защиты, гостеприимства: Он (князь) отдавал старшую дочь замуж, а мы были с ним кунаки: так нельзя же, знаете, отказаться, хоть он и татарин (Бэла), выплата калыма за невесту: «И если бы надеялся собрать порядочный кашм, то, верно бы, посватался» (Бэла), кровная месть за убийство, когда родственник убитого получает название «кайлы» (кровник) и должен «обычай дедов и отцов/Исполнить свято над врагами,/<…> их погубить …» (Каллы); абречество – принятие на себя долгой мести, отчуждения от сообщества вследствие какого-нибудь сильного горя, обиды, позора или несчастья».

Высшая ценность горцев: вольность, свобода и любовь к родине. «Кавказ! Далекая страна! Жилище вольности простой» (Кавказу); «Где люди вольны, как орлы» (Мцыри). Ради этих ценностей горец готов на ВОИНСКИЙ ПОДВИГ и «отмстит за униженье /любезной родины своей», ОН «биться рад за дело чести и свободы» и добыть их даже ценой своей ЖИЗНИ: Отец и два родные брата / За честь и вольность там легли (Беглец). Из других ценностей на первый план выступают те, которые в наибольшей степени связаны с сохранением свободы и вольности - это оружие, боевое снаряжение и верный конь, поэтому эти лексические группы занимают важное место в создании образа Кавказа.

  1. Выводы

На основе проведённого анализа текстов можно прийти к выводу, что, хотя знание реального материала и стремление именно на нём основываться при создании произведений, обусловило подбор лексики, адекватно отражающей специфику Кавказского региона в изображаемый период времени, однако объективные характеристики получили специфическое преломление в художественном сознании М.Ю.Лермонтова, что проявилось в использовании им определённых групп лексики, количественном соотношении лексических единиц разной семантики и образных номинациях. Таким образом, лексический состав и структура образа «Кавказ» в произведениях М.Ю. Лермонтова обусловлены спецификой авторских задач и индивидуально-авторским мировосприятием.

  1. Список используемой литературы

1.Андреев-Кривич С.А. всеведенье поэта 1979, М.: Советская Россия, 1978, с. 272, с. 33

2. http://www.rodb-v.ru/literary-ethnography/russian_writers/m_y_lermontov_russia_and_caucasus/

3.Собрание сочинений М.Ю.Лермонтова в 4-х томах. М: Худ. литература, 1960

4.Анненский И. «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе» М., "Наука", 1979. 

Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова

Николаенко Артем Сергеевич

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Локосовская средняя общеобразовательная школа им. З.Т. Скутина»

5 класс

Аннотация

В биографии и художественном сознании М.Ю.Лермонтова значительное место занимает Кавказ, что проявляется в большом количестве произведений, в которых находит воплощение его образ. Необходимость изучения образа Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова для понимания языковой картины мира поэта обусловливает актуальность данного исследования. Цель данной работы - выявить лексические составляющие, создающие образ Кавказа в произведениях М.Ю.Лермонтова. Данная цель определила следующие задачи:

1) выявить и рассмотреть лексические единицы, используемые для создания образа Кавказа в произведениях М.Ю.Лермонтова;

3) проанализировать группы лексических единиц, составляющих образ Кавказа в произведениях М.Ю.Лермонтова;

4) выявить единицы, выражающие наиболее значимые в художественной картине мира М.Ю.Лермонтова аспекты образа Кавказа.

Источником практического материала послужило собрание сочинений М.Ю.Лермонтова в 4-х томах (М: Худ. литература, 1960). Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы: описательный, метод контекстуального анализа. Использовался также приём количественного анализа. 

На основе проведённого исследования приходим к выводу, что, хотя знание реального материала и стремление именно на нём основываться при создании произведений, обусловило подбор лексики, адекватно отражающей специфику Кавказского региона в изображаемый период времени, однако объективные характеристики получили специфическое преломление в художественном сознании М.Ю.Лермонтова, что проявилось в использовании им определённых групп лексики, количественном соотношении лексических единиц разных значений.

Таким образом, лексический состав и структура образа «Кавказ» в произведениях М.Ю. Лермонтова обусловлены спецификой авторских задач и индивидуально-авторским мировосприятием.