Удачный выбор

Антонина Сергеевна Дудина

Материал для конкурса "Книгу прочитаю - многое узнаю"

Скачать:


Предварительный просмотр:

…Любая книга, пускай хоть самая лучшая, не универсальна.  Например, библия никак не подойдет для дорожного чтения.  В приёмной зубного врача,  едва ли кто-нибудь  разложит  стихи…    К  утреннему кофе берут не « Отверженных» Гюго, а скорее газету… (Чапек)

В наше время многих беспокоит вопрос: «Почему дети не хотят учиться и не хотят читать?»  Мне кажется, что ответ на оба эти вопроса одинаков: потому что дети и подростки действительно не понимают, а зачем лично им это нужно. Ребенку - ученику предлагается познать мир, созданный средствами литературы, мир, но не себя в нём, серьёзный объем трудных знаний… ни о чём. По моим наблюдениям, со стороны взрослых-учителей, родителей – ослабло руководство чтением. А ребёнка нужно вовремя, подвести к книге, как это произошло в моем случае и чему я безмерно рада.

В работе по произведению книг, чтения, мы много сил тратим, забывая порой об эмоциональной составляющей. И очень даже зря!

Мой читатель, Дима Чернышев, ученик 3А класса , до определенного случая читал много и разное, часто отдавая предпочтение сказкам. Ведь сказка- это не только игра, в каждой сказке есть своя жизненная мудрость, которая помогает маленькому читателю поучиться чему-то у сказочных героев, усвоить жизненно важную информацию . Его внимание привлекали и удивительные, смешные или грустные истории. Эти истории можно использовать, для того, чтобы убедить, заинтересовать, понравиться и вдохновить, а так же чтобы понять другого человека, узнать его интересы и намерения, получить новые возможности.

Дети приходят в библиотеку за книгами сдать-взять, за ответами на свои вопросы. Они рассказывают мне о своих школьных делах, о том, что у них родился братик или сестричка, появился котёнок или щенок, кто-то куда-то путешествовал, как они провели  выходные или каникулы… Дети любят общаться со мной на разные темы и меня это очень радует, ведь библиотека - это «аптека для души» и с этим не поспоришь.

 Дима, мой читатель ,был явно расстроен. Из разговора с ним я поняла: произошла банальная неприятность. Его мама мыла посуду на кухне и, сняв кольцо с руки, положила его рядом. Мальчик, желая помочь маме, нечаянно смахнул это  колечко, и оно исчезло в трубе. Расстроены были все. Переживали. Но в итоге, пришёл слесарь и что -то раскрутив, где-то отсоединив, как-то промыв – пропажа была найдена! Все вздохнули облегченно! Но…

Мой любопытный читатель на этом не остановился! Конечно же, как ребенок 21 века, первое,  что он предпринял – залез в интернет и там попытался найти ответы на возникшие у него вопросы – Как? Где? Почему? Но надолго его не хватило – ему стало просто скучно! « Уж больно всё там умно, замудрено», - сказал он мне. Из беседы с ним я поняла, что он не нашёл в интернете того, что искал, не удовлетворил свои желания, многого не понял.

 И тут я решила предложить ему книгу, заранее не уверена в успехе.

Наверняка со мной согласятся многие, что детские книги по технике в дефиците в школьных библиотеках, а по настоящему ценных и нужных- их единицы. Вот о такой, на мой взгляд, книге пойдет сегодня речь.

Книга вышла в серии « Тайны и секреты обыденных явлений», в Москве в издательстве  «Интеллект-центр». Автор книги Лукьянова А.В. и называется она « Мальчикам и девочкам о том, как устроен наш дом».

Главные герои книги дети: двойняшки Таня и Ваня , и паучок Гоша . Сказка, фантазия : паучок вдруг говорящий! Значит, уже не будет скучно и занудно!?

Первые страницы книги мы начали читать с ним вместе прямо у книжного стеллажа. Я видела, как загорелись глаза у ребенка , с какими эмоциями он читал строку за строкой. Из библиотеки он ушел в обнимку с книгой.

Зная содержание книги дальше ,я задумалась. Важно ведь не только найти интересный для ребенка текст ,но и понять, как с этим текстом он будет работать.

Современный ребенок не просто читает, он читает по-другому : для успешного освоения текста ему необходима разбивка и рисунки ,сочетание давно известного и современного, нужна интрига и т.д. и т.п. Вопросы и задания должны предлагаться ребенку по мере чтения, делая последнее интерактивным.
Структура предложенной книги Лукьяновой А.В. «Мальчикам и девочкам о том, как устроен наш дом» построена так, что читатель вместе с героями книги отправляется в увлекательные и очень поучительные путешествия, которые откроют ему тайные стороны жизни городского дома. Он узнает, откуда берутся вода в кране, свет в люстре, тепло в батареях, газ в плите…Он познакомится с тем как работают домофон, электрический счетчик ,компрессорная станция, трансформаторная будка и многое другое! А попутно, ненавязчиво получит дополнительные факты и сведения из их истории
Учитывая то, что детей- Таню и Ваню- в книге со всем этим знакомит говорящий паучок ,в названии каждого раздела книги есть слово «паутина»:
- Водопроводная паутина

- Паутина канализации

- Электрическая паутина

- Газовая паутина,

- Тепловая паутина

- Домофонная  паутина и др.

А всего их 10!

И тут еще сплошные превращения героев в рыбок, в микробов, мышат, в капельки воды…!! Книга воспринимается как сказка, как фантастика и в то же время это реальность, не выдумка, это повседневность, жизнь в которой живет ребенок - читатель, и все мы.

Скажу честно, так вышло, что эту книгу с моим читателем мы читали почти месяц. Нет, читал, конечно, он. Но, прибегая ко мне в библиотеку, он с восторгом и удивлением ,зачитывал мне вслух то, что его больше всего удивило, то, чего он вообще раньше не подозревал и не знал. Например, разве в речке может быть паутина? Оказывается  да -паук-серебрянка делает себе домик в воде. А как просто и интересно от паучка Гоши читатель узнал о знаменитом законе природы, открытом сэром Исааком Ньютоном – закон всемирного тяготения. А еще теперь читателю понятно кто такие сэры? А микробы оказывается не все вредные ! А в специальных смотровых колодцах от водопровода пожарники берут воду, чтобы потушить огонь! А ещё существуют колодцы и газовой сети, и телефонной тоже! А превратившись в лягушат, читатель побывал в 18в,и узнал как в Италии Алесандро Вольт создал вольтов столб, или просто по-современному – батарейку! А для труб, оказывается, делают «шубы», которые не дают теплу убегать в пространство .И ещё много маленьких открытий, сделал для себя мой юный читатель, прочитав эту замечательную книгу. Даже папе было интересно ! Мы с ним вместе иногда читали ! А он мне объяснял, если мне было непонятно! Цель достигнута, результат есть и это здорово! Самая главная активность ребенка – познавательная! Наша история помогла приобщить ребенка к книге и чтению, помогла включить воображение ребенка ,вызвала желание узнать продолжение рассказа, воссоздать образы и атмосферу происходящих событий, сформировать яркие ассоциации с персонажем, привлечь внимание. Ребенок-читатель погрузился в мир книги ,поставил себя на место главных героев, переживая с ними всё приключение. Он  захотел и нашел ответы на свои вопросы.
Главная идея книги - рассказать детям об обыденном, о жизни. Рассказать доступно, соединяя историю и современность, при этом расширяя их интересы и кругозор, дать ребенку   новые знания и напомнить ему уже знакомые, но важные и необходимые каждый день.

После прочтения книги ЛукьяновойА.В. «Мальчикам и девочкам о том, как устроен наш дом», мой читатель захотел прочитать сказку Андерсена про старый уличный фонарь. Его очень расстроило, что в недавнем прошлом для освещение улиц использовали «ворвань» -т.е. китовый жир. И для этого велась беспощадная охота на китов. Он раньше этого не знал и теперь его заинтересовали книги об этих  животных. А на очереди уже другие книги , которые он обязательно прочтет, я уверена!

Книги замечательной серии «Тайны и секреты обыденных явлений»

-Лукьянова А.В. От волшебного фонаря до видеокамеры

Лукьянова А.В. От велосипеда до космолета

Лукьянова А.В.  Настоящая физика для мальчиков и девочек.

Добротин Д.Ю. Настоящая химия для мальчиков и девочек.

Хорькова Л.Ю. Волнительный мир книги.

Паркер С. Что внутри зданий

И я, как, библиотекарь, всегда буду рядом.