Обоснование темы кандидатской диссертации «Тибетская литература по культу богини Тары»

Вступление

Богиня Тара является одним из наиболее важных божеств тибетского буддизма. Легенда о Таре, зафиксированная Таранатхой в сочинении по истории распространения ее культа, повествует о царевне, давшей обет достичь пробуждения оставаясь во всех своих перерождениях женщиной. Современные научные исследования показывают, что Тара изначально рассматривалась как спутница бодхисаттвы Авалокитешвары, как воплощение егосострадания, но постепенно приобрела отдельный и очень популярный статус. В тибетском буддизме она выступает и как одна из будд, и как мать всех будд (в этом случае она трактуется как воплощение Праджняпарамиты), и как тантрический йидам, через взаимодействиес которым йогин может достигать тех или иных целей. Вместе с тем для подавляющего большинства верующих буддистов Тара является защитницей и спасительницей от различных бед и опасностей. Существует множество легенд о чудесном спасении тех, кто лишь вспомнил или произнес ее имя. Основной формой этой богини считается Зеленая Тара, но также популярна и Белая Тара, и группа из двадцати одной Тары, оформившаяся на базе знаменитого гимна, состоящего из двадцати одной строфы с выражением почтения Таре. Имеются и иные формы Тары, но в своей работе я собираюсь преимущественно заниматься основными формами, так как и без них корпус текстов, который предстоит обработать, весьма велик по объему. Он включает в себя сочинения разных жанров (тантры, гимны, молитвы, садханы, описания ритуалов) и имеет важное значение как в истории тибетской литературы, так и в актуальной религиозной практике таких народовкак тувинцы, буряты и калмыки, исторически исповедующие буддизм в России.

Актуальность:

— жанровая система тибетской литературы по-прежнему требует более полной разработки на базе исследования конкретных жанров как в отдельности, так и в их взаимодействии;

— работ, которые были бы посвящены литературоведческому анализу целых корпусов текстов, посвященных тем или иным божествам тибетского буддийского пантеона, нет, хотя в случае с Тарой накоплено большое количество переводов и некоторые части корпуса текстов по Таре исследованы.

Цель работы:

изучить корпус сочинений на тибетском языке (включая переводы с санскрита) по культу Тары с точки зрения специфики представленных в нем жанров, в том числе в их историческом развитии и взаимодействии.

В соответствии с поставленной целью исследования, сформулированы следующие задачи:

— проанализировать историю изучения культа Тары в западной и отечественной науке, проследить историю формирования культа Тары в Индии и в Тибете;

—определить круг источниковой базы: 1) среди сочинений тибетского буддийского канона (Кагьюра и Тэнгьюра); 2) среди собраний сочинений тибетских авторов, принадлежащих к пяти основным школам тибетского буддизма: гэлук, чжонанг (особое внимание уделить вкладу Таранатхи), сакья, кагью и ньингма;

— распределить тексты по жанрам, провести жанровое исследование по каждой из групп;

— раскрыть стилистическое влияние канонической литературы по культу Тары на оригинальные тибетские тексты;

— попытаться установить литературную и практическую связь между текстами разных жанров;

— попытаться установить специфику текстов по культу Тары в составе тибетской религиозной литературы.

Предпологаемая научная новизна диссертацииобусловлена отсутствием специальных работ по культу богини Тары в тибетской литературе.Поскольку большое количество текстов по Таре исследованы, но посвящены различным проблемам  культа богини.

Практическая ценность диссертации:

Использование результатов и выводов исследования возможнодля дальнейшего изучения  культа Тары в исторической тибетской литературе и ее жанровой структуре.

Особо хотелось бы отметить, что при написании диссертации я намерена активно использовать материалы тибетского фонда ИВР РАН.

 




Подпись исполнителя:                                                             /Салчак С. Э./

Подпись научного руководителя:                                             /Зорин А. В./

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: