Кун Огото (Ребенок Солнца)

Якутская сказка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kun.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Якутская сказка

Кун Огото (Ребенок Солнца)

    Давным-давно, когда еще все вороны были белыми, на берегу одной могучей полноводной реки родилась девочка с волосами цвета золота. Старый дед Миитэрэй нарек девчушку Кунчээн-Золотко. Стала Золотко любимицей деда. Девочка ходила с ним на рыбалку, подолгу беседовала, лакомилась жирными и питательными карасями, выловленными из круглого, как блин, озера. Кунчээн щурила зеленые глаза от яркого  солнца, а старый дед собирал для нее кисло-сладкую ягоду красной и черной смородины. Много времени Золотко проводила в чудесном садике своего деда, где подолгу нежилась в тени берез и рассматривала облака, плывущие по небу. Нередко она засыпала под дивные рассказы старика, который в это время, не спеша, распутывал и приводил в порядок рыболовные снасти. Девочка не раз замечала, что дед Миитэрэй повсюду носил с собой длинную высохшую палку и с лукавой улыбкой говорил, что это волшебный посох, от чего внучка только заливалась звонким хохотом, не веря ни единому слову. Так проходили летние дни, беспечные и счастливые.

    Мудрый Миитэрэй уже тогда заметил, что много раз над ними пролетал Белый Ворон-Тураах, щурил свой недобрый глаз, завороженный  ослепительным блеском  волос золотой девочки...

    Когда наступила суровая якутская зима, Кунчээн вдруг пропала. Опечалился дед крепко, не спал он два дня и две ночи, а на третий день отправился  на поиски своей любимой внучки. Пересек он несколько замерзших речушек и добрался наконец до могучей реки Орус. Поклонился он самой реке, поклонился великой горе Таас-Хая, оберегавшей Орус, попросил у нее помощи. Откликнулась величественная река, предстала перед в ним в образе неземной красавицы и указала на Черную гору, которую в народе называли Хара-Таас. Понял дед, что похитил Белый Ворон его внучку и держит ее в заточении. Сжал старый Миитэрэй покрепче свой посох и отправился на выручку. Нелегок был его путь: шустрые воронята преграждали ему дорогу, насылали пургу и метели, колючая вьюга слепила и застилала глаза, жена Белого Ворона исклевала руки  и ноги, но старик упрямо продолжал свой путь. Когда силы стали покидать его, пришло на выручку старику великое Светило-Кун, которое он беспрестанно просил вывести к Черной Горе и спасти Кунчээн. Обогрело деда солнце и дало ему силы.

    На третий день подошел дед к подножию мрачной Хара-Таас. Ворон в человеческом обличии вдруг возник перед ним и уже было замахнулся на обессиленного старика, но ударил дед Миитэрэй о землю посохом! Расступилась земля, и исчез бесследно Ворон в зияющей дыре, Земля-Сир навечно поглотила его.

    Вызволил Миитэрэй свою внучку из жуткой и холодной темницы. Рассказала девочка, что хотел забрать Ворон золото ее волос и обратиться во всемогущую Золотую Птицу, чтобы подчинить всей людей своей власти, но зло было вовремя остановлено добрым волшебником, которым и являлся дед Миитэрэй.

   С тех пор навсегда проклял старик весь вороний род, сделав их черными, чтобы не отличались они от цвета земли и не смогли навредить человеческому роду.

   Прошло много лет, Кунчээн стала совсем взрослой, добрый дедушка продолжал рыбачить и заботиться о своих внуках, и лишь черные вороны, оберегавшие теперь от опасности взрослую Кунчээн, напоминали ей о тех безвозвратно ушедших волшебных днях.