Живи, живи сибирский кедр

Галина  Николаевна Егорова

В статье  рассказывается о судьбе сибирского и дальневосточного кедра.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egorova_gn_zhivy_zhivi_sibirskiy_kedr.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                             ЖИВИ, ЖИВИ СИБИРСКИЙ КЕДР

Егорова Г.Н.,

пдо МБУ ДО «ДДТ»,

 г. Мариинск

        Уже не первое  десятилетие длится горячая дискуссия о тревожной судьбе сибирского и дальневосточного кедра.  На страницах печати и с различных трибун выступают ученые и писатели, журналисты и работники государственных учреждений. Долгие годы речь идет  все об одном и том же. Где рубить кедр и как рубить, на что использовать? Брать в кедрачах одну лишь «кубатурскую» древесину или все, что они могут дать: драгоценную пушнину и мясо диких животных, кедровый орех и целебную смолу-живицу, хвойно-витаминную муку, грибы, ягоды, лекарственные травы?  Богатырем  тайги  называют  в народе  кедр. Но и  богатырь природы  просит сегодня дружеское  отношение  человека, просит помощи.

        Русский писатель А. Платонов писал о том, что лучшим наставником и воспитателем людей является природа, так сказать, в сыром виде, а не природа, превратившаяся  в  историю или культуру человечества.  Все наши представления о красоте и гармонии, о добре и зле, о родном крае и о Родине получены из одного источника – из окружающей нас природы.  А всегда ли бываем такими разумными и заботливыми хозяевами?   Объясняясь, очередной раз природе в любви, не забываем ли мы, о том, что  любовь – это не только слова и состояние восторженного созерцания прекрасного, а, прежде всего, действие, желание и умение сделать что-то конкретное, принести пользу.  Большую часть территории Кузбасса занимают леса.  Лес наш друг, наше богатство. Кедр – жемчужина, красавец и гордость сибирских лесов.  Академик Н. В. Цицин  называл кедр  потомственным сибиряком, который  пользовался и пользуется большим вниманием не только в Сибири, но и во всей России. Ведь это им, точнее, сибирской кедровой сосной, восторгался Д. Н. Мамин - Сибиряк, сравнивая кедр   с  боярином в дорогой  зеленой бархатной шубе.

      Замечательный сибирский поэт В. Федоров в стихотворении «Древо жизни» пишет:

«…Недаром

С нежностью в глазах,

За службу верную отчизне,

Сосну столетнюю в лесах

Зовут, как должно, -

Древом жизни». [1] 

        В прошлом веке  наш земляк, замечательный писатель, патриот В. Чивилихин неоднократно обращался к теме охраны кедровых лесов. Каждый  писатель начинал свое  творчество с Родины.  Кедр - любимое дерево писателя.  

             В. Чивилихин, талантливейший прозаик и публицист.  В защиту леса он выступал в документальной повести «Шуми, тайга, шуми!», в очерках «Месяц в Кедрограде» , «О чем шумят русские леса?» и др. Лес для В. Чивилихина был не просто  скопище деревьев, пригодных только на поленья, а трудовая история народа, изначальная природа русской души. В октябре 1968 года он выступает на заседании научно-технического совета Гослесхоза СССР : «несколько раз выступал я в печати и говорил об этом в своей речи на ХV съезде комсомола. Все по истории так называемого Кедрограда и связанным с ним проблемам сибирского кедра было напечатано 203 статьи. Только отдачи, результатов никаких нет. Этим самым как бы без слов говорится – пишите себе, пишите, а мы рубили и будем рубить золотую вашу сибирскую кедровую тайгу…». [2]

В  том же году он опубликовал  знаменитое «Слово о кедре» - своеобразную поэму об  удивительном дереве, где  изложил  позицию: «Кедр в Сибири  рубят в устрашающих размерах. Каждый год сплошь оголяется около пятидесяти тысяч кедровой тайги…» [3] Через год  В. Чивилихин публикует большую статью «Десять лет спустя», где снова звучит призыв в защиту кедра.

     Чувство хозяина человеку не выдается с рождением; оно воспитывается  – и всей общественной системой, и самой жизнью, пожалуй, больше, потому что жизнь учит не словами, а делами, конкретными.  В. Чивилихин в полной мере обладал этим благороднейшим чувством.  Не одни только радости  дарило оно ему, чаще, пожалуй, оно приносило ему огорчения и даже страдания. Чтобы назвать один из своих  очерков            « Земля в беде», надо было очень  любить эту землю, глубоко страдать, переживать, видя, как все новые и новые тысячи гектаров черноземов крадут у страны овраги, выдувают суховеи, вырубаются леса.

       «Охранять существующие кедровые рощи, закладывать новые – дело благородное, красивое, патриотическое, и наша молодежь, школьники могли бы выступить инициаторами замечательной инициативы. Как было бы интересно заложить кедровые рощицы на всех пришкольных участках «кедрового пояса»! Если первоклассник своими ручонками посадит кедренок – двухлетку, в пятом классе сделает на нем прививку, то к окончанию школы он увидит плоды своего труда. А главное, он научится любить лес и дерево, уважать все живое, станет духовно богаче, сильнее привяжется к родной земле.» [4]

     В. Чивилихин писал, что без леса русский народ не жил и не будет жить никогда. Люди всегда должны помнить, что сегодняшние беды земли не поправить ничем, если не уничтожить их исходную причину.

     Согласно  поверхностному взгляду на природу Сибири,  к сожалению, очень распространенному, освоить Сибирь – это,  прежде всего «победить», то есть вырубить тайгу, распугать дикого зверя, заменить красоту естественную красотой индустриальной.   Лес – это не только деревья, если убрать одну какую-то часть, оборвать сложившиеся за миллионы лет прочные связи – и равновесие природного комплекса будет нарушено. Кедр самым удивительным образом сочетает в себе красоту и пользу. «Тайга кедром жива», - говаривали сибиряки в старину, и это  так.  

      В леса В.Чивилихин  был влюблен до самозабвения, относился к ним не как к                « деловой древесине», а как к великому чуду природы, призванному не только ублажать человека в его житейских заботах,  но и облагородить его  своим благородством, мудрым  совершенством, гармонией. А как заботливо, как нежно пестовал он на своем дачном участке едва проклюнувшиеся на свет росточки кедров, ласкал их, как зеленых цыпляток, показывая друзьям.

   Лес  сблизил В.Чивилихина  с  А. Леоновым,  в  котором он нашел не только  единомышленника, но и учителя. Большая государственная  дума о судьбе русского леса, да и не только леса, цементировала многолетнюю их дружбу.

    Многие десятилетия  отделяют наше поколение от поколения В. Чивилихина, а  проблемы, которые он пытался решить остались.     Сохранение  кедровых лесов, земли как главного богатства народа, памятников культуры,  патриотическое и экологическое воспитание молодежи и школьников – все это и многое – многое другое заботило его, заставляло снова и снова браться за перо, чтобы до конца исполнить долг Гражданина и Патриота своей великой Родины.    А кедр продолжали и продолжают рубить.        

 « И все, что было, в сердце отзовется.

Со светлой грустью постучится праздник к нам.

 И веткой кедра память прикоснется

К твоим, писатель, благодарным землякам.» [5]

Литература:

1. Федоров В. Древо жизни:.сб. , Избранные стихотворения.  -Кемерово; Кемер. кн. из.,  1972-60с.

2.Чивилихин В. Проза и публицистика. Собр. сочин в  IV т. -М.: Современник , 1985-210с.

3.Чивилихин В. Жить главным.- М.: Молодая гвардия, 1986-120с.

4. Чивилихин В. Проза и публицистика. Собр. сочин в  IV т. -М.: Современник,  1985-210с.

5. Шокарева К. О Мариинске говорю стихами,- Мариинск,  2006-35с.