Живи, живи сибирский кедр
В статье рассказывается о судьбе сибирского и дальневосточного кедра.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ЖИВИ, ЖИВИ СИБИРСКИЙ КЕДР
Егорова Г.Н.,
пдо МБУ ДО «ДДТ»,
г. Мариинск
Уже не первое десятилетие длится горячая дискуссия о тревожной судьбе сибирского и дальневосточного кедра. На страницах печати и с различных трибун выступают ученые и писатели, журналисты и работники государственных учреждений. Долгие годы речь идет все об одном и том же. Где рубить кедр и как рубить, на что использовать? Брать в кедрачах одну лишь «кубатурскую» древесину или все, что они могут дать: драгоценную пушнину и мясо диких животных, кедровый орех и целебную смолу-живицу, хвойно-витаминную муку, грибы, ягоды, лекарственные травы? Богатырем тайги называют в народе кедр. Но и богатырь природы просит сегодня дружеское отношение человека, просит помощи.
Русский писатель А. Платонов писал о том, что лучшим наставником и воспитателем людей является природа, так сказать, в сыром виде, а не природа, превратившаяся в историю или культуру человечества. Все наши представления о красоте и гармонии, о добре и зле, о родном крае и о Родине получены из одного источника – из окружающей нас природы. А всегда ли бываем такими разумными и заботливыми хозяевами? Объясняясь, очередной раз природе в любви, не забываем ли мы, о том, что любовь – это не только слова и состояние восторженного созерцания прекрасного, а, прежде всего, действие, желание и умение сделать что-то конкретное, принести пользу. Большую часть территории Кузбасса занимают леса. Лес наш друг, наше богатство. Кедр – жемчужина, красавец и гордость сибирских лесов. Академик Н. В. Цицин называл кедр потомственным сибиряком, который пользовался и пользуется большим вниманием не только в Сибири, но и во всей России. Ведь это им, точнее, сибирской кедровой сосной, восторгался Д. Н. Мамин - Сибиряк, сравнивая кедр с боярином в дорогой зеленой бархатной шубе.
Замечательный сибирский поэт В. Федоров в стихотворении «Древо жизни» пишет:
«…Недаром
С нежностью в глазах,
За службу верную отчизне,
Сосну столетнюю в лесах
Зовут, как должно, -
Древом жизни». [1]
В прошлом веке наш земляк, замечательный писатель, патриот В. Чивилихин неоднократно обращался к теме охраны кедровых лесов. Каждый писатель начинал свое творчество с Родины. Кедр - любимое дерево писателя.
В. Чивилихин, талантливейший прозаик и публицист. В защиту леса он выступал в документальной повести «Шуми, тайга, шуми!», в очерках «Месяц в Кедрограде» , «О чем шумят русские леса?» и др. Лес для В. Чивилихина был не просто скопище деревьев, пригодных только на поленья, а трудовая история народа, изначальная природа русской души. В октябре 1968 года он выступает на заседании научно-технического совета Гослесхоза СССР : «несколько раз выступал я в печати и говорил об этом в своей речи на ХV съезде комсомола. Все по истории так называемого Кедрограда и связанным с ним проблемам сибирского кедра было напечатано 203 статьи. Только отдачи, результатов никаких нет. Этим самым как бы без слов говорится – пишите себе, пишите, а мы рубили и будем рубить золотую вашу сибирскую кедровую тайгу…». [2]
В том же году он опубликовал знаменитое «Слово о кедре» - своеобразную поэму об удивительном дереве, где изложил позицию: «Кедр в Сибири рубят в устрашающих размерах. Каждый год сплошь оголяется около пятидесяти тысяч кедровой тайги…» [3] Через год В. Чивилихин публикует большую статью «Десять лет спустя», где снова звучит призыв в защиту кедра.
Чувство хозяина человеку не выдается с рождением; оно воспитывается – и всей общественной системой, и самой жизнью, пожалуй, больше, потому что жизнь учит не словами, а делами, конкретными. В. Чивилихин в полной мере обладал этим благороднейшим чувством. Не одни только радости дарило оно ему, чаще, пожалуй, оно приносило ему огорчения и даже страдания. Чтобы назвать один из своих очерков « Земля в беде», надо было очень любить эту землю, глубоко страдать, переживать, видя, как все новые и новые тысячи гектаров черноземов крадут у страны овраги, выдувают суховеи, вырубаются леса.
«Охранять существующие кедровые рощи, закладывать новые – дело благородное, красивое, патриотическое, и наша молодежь, школьники могли бы выступить инициаторами замечательной инициативы. Как было бы интересно заложить кедровые рощицы на всех пришкольных участках «кедрового пояса»! Если первоклассник своими ручонками посадит кедренок – двухлетку, в пятом классе сделает на нем прививку, то к окончанию школы он увидит плоды своего труда. А главное, он научится любить лес и дерево, уважать все живое, станет духовно богаче, сильнее привяжется к родной земле.» [4]
В. Чивилихин писал, что без леса русский народ не жил и не будет жить никогда. Люди всегда должны помнить, что сегодняшние беды земли не поправить ничем, если не уничтожить их исходную причину.
Согласно поверхностному взгляду на природу Сибири, к сожалению, очень распространенному, освоить Сибирь – это, прежде всего «победить», то есть вырубить тайгу, распугать дикого зверя, заменить красоту естественную красотой индустриальной. Лес – это не только деревья, если убрать одну какую-то часть, оборвать сложившиеся за миллионы лет прочные связи – и равновесие природного комплекса будет нарушено. Кедр самым удивительным образом сочетает в себе красоту и пользу. «Тайга кедром жива», - говаривали сибиряки в старину, и это так.
В леса В.Чивилихин был влюблен до самозабвения, относился к ним не как к « деловой древесине», а как к великому чуду природы, призванному не только ублажать человека в его житейских заботах, но и облагородить его своим благородством, мудрым совершенством, гармонией. А как заботливо, как нежно пестовал он на своем дачном участке едва проклюнувшиеся на свет росточки кедров, ласкал их, как зеленых цыпляток, показывая друзьям.
Лес сблизил В.Чивилихина с А. Леоновым, в котором он нашел не только единомышленника, но и учителя. Большая государственная дума о судьбе русского леса, да и не только леса, цементировала многолетнюю их дружбу.
Многие десятилетия отделяют наше поколение от поколения В. Чивилихина, а проблемы, которые он пытался решить остались. Сохранение кедровых лесов, земли как главного богатства народа, памятников культуры, патриотическое и экологическое воспитание молодежи и школьников – все это и многое – многое другое заботило его, заставляло снова и снова браться за перо, чтобы до конца исполнить долг Гражданина и Патриота своей великой Родины. А кедр продолжали и продолжают рубить.
« И все, что было, в сердце отзовется.
Со светлой грустью постучится праздник к нам.
И веткой кедра память прикоснется
К твоим, писатель, благодарным землякам.» [5]
Литература:
1. Федоров В. Древо жизни:.сб. , Избранные стихотворения. -Кемерово; Кемер. кн. из., 1972-60с.
2.Чивилихин В. Проза и публицистика. Собр. сочин в IV т. -М.: Современник , 1985-210с.
3.Чивилихин В. Жить главным.- М.: Молодая гвардия, 1986-120с.
4. Чивилихин В. Проза и публицистика. Собр. сочин в IV т. -М.: Современник, 1985-210с.
5. Шокарева К. О Мариинске говорю стихами,- Мариинск, 2006-35с.
