"Педагогическое эссе" к 200-летию К.Д.Ушинского

Ибрагимова Ирина Александровна

Педагогическое наследие К.Д. Ушинского.

Автор: Ибрагимова Ирина Александровна

Место работы: ГБПОУ РО «ТПТ»

Должность: преподаватель

89185859095

Ibraghimova1992@gmail.com


«Воспитатель есть художник;

воспитанник - художественное произведение;

школа - мастерская, где из грубого куска

мрамора возникает подобие божества».

Ушинский К.Д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_esse.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое наследие К.Д. Ушинского.

Автор: Ибрагимова Ирина Александровна

Место работы: ГБПОУ РО «ТПТ»

Должность: преподаватель

89185859095

Ibraghimova1992@gmail.com


«Воспитатель есть художник;

воспитанник - художественное произведение;

школа - мастерская, где из грубого куска

мрамора возникает подобие божества».

Ушинский К.Д.

Константин Дмитриевич Ушинский – прославленный педагог, писатель, автор научной педагогики в России, «учитель учителей». Автор многочисленных научных трудов и произведений для детей.

В труднейший период формирования подлинно национальной русской школы жил и трудился во благо народного просвещения великий педагог и ученый Константин Дмитриевич Ушинский (19 февраля (2 марта) 1824 г. – 22 декабря 1870 г. (3 января 1871 г.)). Высокую оценку его личности дал Лев Николаевич Модзалевский: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно также, как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».

Прошло почти два столетия, но мы вновь и вновь с большим и неподдельным интересом обращаемся к педагогическому наследию К.Д. Ушинского, и это лучше всяких деклараций свидетельствует об актуальности и значимости его деятельности. Когда осмысливаешь жизненный путь К.Д. Ушинского, то отчетливо видна «рука судьбы», которая вела его по жизненному пути, оцениваешь масштаб его личности и тот вклад, который он внес в развитие российского образования.

Константина Дмитриевича любили дети и их родители, учителя. Он был единственным преподавателем в дореволюционной России, сумевшим завоевать такой авторитет. Он полностью изменил отечественную педагогическую практику, основал новую науку, ранее неизвестную в России. Народные школы, только начинающиеся зарождаться в те годы, пользовались его учебниками, простыми и доступными. Несколько поколений детей выросло на книгах Ушинского. Великий педагог считал, что каждая школа, и каждый учитель выполняет одну из двух функций – либо готовит счастье своей родине, либо несчастье.

«Отец русской педагогики» был выдающимся ученым по самому характеру своей деятельности, по области приложения своих жизненных сил. Его внутренним двигателем было упование на общественный прогресс и нравственное просвещение народных масс.

К.Д. Ушинский искренне уверовал в непреходящую общественную ценность гуманитарного знания в особенности тогда, когда страна вступила в полосу решения судьбоносных и острейших вопросов государственного и общественного развития страны – эпоху Великих реформ 60-70-х гг. ХIХ столетия. В эту эпоху, одним из весомых составляющих которой явилось широкое общественно-педагогическое движение, гражданское общество начинает оказывать существенное влияние на управление школой.

Через труды и деятельность великого педагога нам открываются универсальные элементы, связывающие современного человека с многослойной национальной культурой предшествующих эпох, с культурами других – ближних и дальних народов. Обращение к «историческому опыту прошлого, ценностям мирового цивилизационного процесса предполагает выявление их преемственных связей с современностью, соотнесение культурного развития каждой страны с развитием всей человеческой цивилизации».

Национальная педагогика К.Д. Ушинского не исчерпана и не исчерпаема в своем подлинном значении, ибо она берет свое начало в неотразимо влекущих глубинах народной жизни.

Константин Дмитриевич считал, что педагог должен понимать душу ребенка, иметь необыкновенно много нравственной энергии. В воспитании всё должно основываться на Личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.

Ценностные ориентиры в воспитании ребенка - знание природы человека, труд, твердый характер, стремление к добру, самообладание, хорошие привычки, развитие ребенка умственно, физически, нравственно.

Это не только слова…

Ушинский издал свои замечательные книги «Родное слово» и «Детский мир», явившиеся первыми массовыми и общедоступными российскими учебниками для начального обучения детей. Константин Дмитриевич - автор многочисленных коротких рассказов про времена года, про животных, про растения, про деревья, про человека. Эти произведения систематизируют и дополняют уже имеющиеся знания ребенка о мире. В настоящее время его работы активно используются при обучении в начальной школе.

На уроках литературного чтения, на внеклассных мероприятиях, на классных часах мы изучаем его рассказы. «Слепая лошадь» - главная мысль рассказа заключается в том, что нельзя забывать о данных обещаниях, нужно отвечать за свои слова. Чаще вспоминать тех, кто тебе сделал добро, кто помог в трудную минуту, бережно и с любовью относиться к животным. «Четыре желания» - произведение учит ценить каждый день нашей жизни, видеть прекрасное в природных явлениях. «Ласточка» - в этом произведении мы извлекаем для себя урок уважения к труду других. Нельзя портить и разорять сделанное, ради забавы или проказы.

При чтении рассказа «Играющие собаки», мы учимся быть добрее, на примере большой собаки понимаем, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых. Произведение «Гуси» подводит нас к мысли о самостоятельности, о том, что люди должны стараться делать сами для себя всё, что только могут. Те дети, которые полагаются на услуги других и не приучаются сами делать для себя все, что только могут, никогда не будут сильными, умными и ловкими людьми. Рассказ «Дедушка» обличает грубое поведение взрослых по отношению к пожилым, с помощью образа ребенка учит уважать старость, чтить отца и мать. Маленький рассказ «Утренние лучи» показывает, как в природе трудятся животные, а среди людей много лентяев, которые ждут готового и что кто-нибудь выполнит за них работу. Очень трогательное произведение «Ученый медведь» рассказывает о жестоком обращении с животными на Руси, но и сейчас оно стало еще более актуальным, сколько замученных зверей в зоопарках, в питомцах, у хозяев. Люди ради наживы издеваются над животными, лишая их возможности спокойно жить. Прочитав этот рассказ, дети анализируют и делают выводы о гуманном отношении ко всему живому.

Все перечисленные произведения находят живой отклик у ребят и побуждают к активному обсуждению на уроках, невольно заставляют задуматься над своим поведением, отношением к другим. Всё это говорит об актуальности и важности работ Ушинского в воспитании современного поколения.

Богатейшее научно-педагогическое наследие К.Д. Ушинского представляет собой уникальный опыт построения целостной гуманистической теории общественного воспитания, которая зиждется на принципе соединения духовности и народности как важнейших аксиологических приоритетах зрелого социума. Он не раз подчеркивал непреходящую ценность народной религии как необходимого базового элемента воспитания человека.

Активная общественная, научная и преподавательская деятельность К.Д. Ушинского проходила в период подъема общероссийского общественно-педагогического движения. Он был одним из ярчайших представителей отечественной педагогики нового времени и по праву входит в славную когорту «нравственных и интеллектуальных лидеров российского образования, главных властителей педагогических дум». Именно творческое наследие выдающегося мыслителя и педагога стало подлинным эталоном русской педагогической мысли эпохи Золотого века русской культуры.

Сама личность К.Д. Ушинского исполнена высокого обаяния и неизменной притягательности. В определенном отношении драматична судьба этого человека, совершившего огромный научный и гражданский подвиг. За годы своей плодотворной педагогической деятельности К.Д.  Ушинский осуществил грандиозный размах научной, преподавательской, литературной и административной работы, став автором многих фундаментальных научных исследований, статей, очерков, рецензий, исторических изысканий, сказок и иных работ. Не верится, что все это оказалось под силу одному человеку, но такую волю и потрясающее стремление к успеху сумел он в себе выковать. Даже по меркам ХХI века поражает воображение разносторонность научных, творческих и поисковых интересов великого русского педагога – так воодушевлен был К.Д.  Ушинский развитием отечественной педагогики и образования, передовыми идеями, общественными и нравственными идеалами.

Поэтому обращение к его наследию оставляет очень сильное, жизнеутверждающее впечатление. Меткие выражения, написанные им как будто сейчас на злобу дня, прямо подходят под рубрику «на то они и классики».

Список литературы:

Горячев И.А. Учебные книги К.Д. Ушинского как образец педагогической классики. 3-е изд. испр. и доп. – Екатеринбург: Издательство «Артефакт», 2020. – 304 с.

Милованов К.Ю. Приоритеты и перспективы развития историко-педагогических исследований / К.Ю. Милованов // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – № 1. – С. 48-57.