Сухомлинский и его воспитательные системы

воспитатльные системы Васидия Александровича Сухомлинского и примеры заданий в данных  системах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suhomlinskiy.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский – выдающийся педагог, имя которого навсегда вошло в историю науки. Его многочисленные труды по проблемам воспитания, основанные на колоссальном опыте работы в школе, были изданы во всем мире и продолжают привлекать внимание все более широкого круга научной педагогической общественности.

Василий Александрович Сухомлинский родился в 1918 г. на Украине в семье крестьянина. Все четверо детей в семье Сухомлинских стали учителями, преподавателями родного украинского языка и литературы. Василий Александрович начал свою педагогическую деятельность уже в 1935 г., в 17-летнем возрасте, обучая младших школьников. В то же время он учился заочно в Полтавском педагогическом институте.

С 1941 г. В.А. Сухомлинский ушел на фронт Великой Отечественной войны, где получил тяжелое ранение. Однако в 1947 г. он вновь вернулся в школу, где с 1948 г. был назначен директором и проработал в этой должности 22 года, до конца своей жизни.

Павлышская средняя школа, которой Василий Александрович посвятил весь послевоенный период своей жизни, была обычной школой. Сухомлинский внедрил в педагогическую практику данной школы разработанную им воспитательную систему и таким образом сделал ее знаменитой.

Многолетний педагогический труд В.А. Сухомлинского был оценен современниками по достоинству: В.А Сухомлинский был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями СССР, званиями Заслуженного учителя УССР и Героя Социалистического труда.

Василий Александрович активно и бескомпромиссно выступал против наказаний в школе: «Я не из пальца высосал ту истину, что наших советских детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний...» И в педагогической теории, и в повседневной практике он отстаивал центральное, определяющее положение своей философии, своей педагогики, своей жизни: гуманное общество могут построить только гуманные, добрые, мудрые люди, а воспитать таких людей могут только вдумчивые, умные учителя, владеющие идеями и методами гуманной педагогики.

Направление воспитательной работы: трудовое воспитание.

Целевые ориентиры: сознающий важность трудолюбия, обучения труду; уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.

Тема проекта: Воспитание творческого отношения к труду и учению.

Цель проекта: создание единого воспитательного пространства для обеспечения воспитания творческого отношения к труду и учению младших школьников, развития личности и успешной социализации детей.

Задачи проекта:

  • Формировать у обучающихся положительное отношение к труду и его результатам
  • Создать условия для формирования: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность.
  • Стимулировать родителей и детей к эффективному взаимодействию со школой, учреждениями дополнительного образования, культуры, используя различные направления совместной деятельности;
  • Вовлечь родителей в воспитательный процесс при формировании социально-значимых качеств личности и уважительного отношения к труду
  • Организовать совместную творческую деятельность для реализации совместных воспитательных мероприятий с музеем, «ДонМолодой», РДДМ «Движением Первых», КидБургом.
  • Укрепить сотрудничество между всеми участниками воспитательного процесса.

Участник

Роль

Функция

Классный руководитель

Управленческая

Организаторская, координация сетевого взаимодействия (классный руководитель проводит воспитательные беседы с учениками, организует воспитательные мероприятия, куда вовлекает родителей, проводит родительские собрания, инициирует сотрудничество между школой и транспортной компанией, музеем, «ДонМолодой», РДДМ «Движением Первых», КидБургом.

Учащиеся 3 класса

Исполнительская

Участие в мероприятиях, организация некоторых из них.

Родители

Организаторская

Сотрудничество (помогают в организации мероприятий, принимают в них участие, обсуждают на родительских собраниях представленную тему проекта, ищут пути решения поставленных задач не только в школе, но и за ее пределами)

Сотрудник музея

Организаторская

Партнерская (побуждает познавательный интерес к посещению мест культуры, проводит экскурсию по музейному комплексу)

Представитель РДДМ «Движение Первых»

Организаторская

Партнерская (проводит с обучающимися беседу и фестиваль)

Представитель «ДонМолодой»

Организаторская

Партнерская (проводит мастер-классы)

Сотрудник КидБурга

Организаторская

Партнерская (организовывает посещение города профессий)

Представитель транспортной компании

Организаторская

Партнёрская (организовывает безопасную перевозку участников проекта до места проведения мероприятий)

№ п/п

Мероприятие проекта

Участник

Ожидаемый результат

Показатели результата

Примечания

Подготовительный этап

1

Заключение договоров на оказание услуг с транспортной компанией, музеем, «ДонМолодой», РДДМ «Движением Первых», КидБургом.

Классный руководитель, сотрудник музея, представитель РДДМ «Движение Первых», представитель «ДонМолодой», сотрудник КидБурга, представитель транспортной компании

Подписание договоров на оказание услуг с транспортной компанией, музеем, «ДонМолодой», РДДМ «Движением Первых», КидБургом.

Подписанные договоры на оказание услуг с транспортной компанией, музеем, «ДонМолодой», РДДМ «Движением Первых», КидБургом.

Сентябрь

2

Родительское собрание: «Что такое проект и какова роль родителей в работе ребенка над проектом по воспитанию творческого отношения к труду и учению «Не хотим лениться, будем трудиться».

Классный руководитель, родители

Осознание родителями своей роли в реализации воспитательного проекта в рамках сетевого взаимодействия семьи и других организаций, разработка интеллект карт «Что такое проект?»

Более 80% родителей осознаю свою роль в реализации воспитательного проекта

Октябрь

3

Классный час «Не хотим лениться, будем трудиться»

Классный руководитель. обучающиеся

Расширение представлений обучающихся о труде, формирование уважительного отношения к труду и его результатам

 У 100% обучающихся имеются расширенные представления о труде

Ноябрь

4

Круглый стол «Ученье и труд рядом идут»

Классный руководитель, обучающиеся, родители

Формирование представлений у обучающихся о разных профессиях. Развитие интереса к будущей профессии посредством дидактической игры.

Более 70% обучающихся имеют представление о различных профессиях

20% обучающихся определились с будущей профессией

Декабрь

Основной этап

5

Мастер-класс «Кадр за кадром»

Классный руководитель, обучающиеся, представитель «ДонМолодой», представитель транспортной компании

Развитие творческих способностей обучающихся. Формирование представлений о медийных профессиях. разработка фильма «Моя будущая профессия»

Снят видеоролик о предполагаемых профессиях обучающихся

Январь

6

Посещение города профессий

Классный руководитель, обучающиеся, сотрудник КидБурга, представитель транспортной компании

Знакомство c различными специальностями и развитие социальных навыков.

Расширение представлений о профессиях путем игры

100% обучающихся попробовали себя в разных профессиях

Февраль

7

Экскурсия «Чудеса рукотворные»

Классный руководитель, обучающиеся, сотрудник музея, представитель транспортной компании

Осознание учащимися значимости труда в результатах работы людей, формирование уважительного отношения к результатам труда других людей. Участие в мастер-классе

Более 70% осознают значимость труда

Март

8

Фестиваль профессий

Классный руководитель, обучающиеся, представитель РДДМ «Движение Первых», представитель транспортной компании

Формирование познавательного интереса обучающихся к различным профессиям, чувства товарищества.

Участие в викторинах, мастер-классах, посвященных разным профессиям

100% обучающихся приняли участие в викторинах и мастер-классах

Апрель

9

Классный час «Что значит «мастерство» в любой профессии?»

Классный руководитель, обучающиеся

Создание условий для формирования таких качеств, как ответственность, дисциплинированность, трудолюбие.

Актуализация знаний по теме классного часа. Создание памяток «Каким должен быть профессионал?»

У 100% обучающихся сформированы такие качества как ответственность, дисциплинированность, трудолюбие

Апрель

Рефлексивный этап

10

Выставка работ учащихся на мастер-классах

Классный руководитель, обучающиеся

Развитие творческих способностей участников проекта

Результаты труда учащихся на мастер-классах

Апрель

11

Концерт  «Жизнь без труда -путь в никуда»

Классный руководитель, обучающиеся, родители

Развитие творческих способностей участников проекта, чувства товарищества. Совместное участие с родителями в концерте

Более 80% учащихся участвовало в концерте

Май  

12

Общешкольное мероприятие «Мир профессий»

Классный руководитель, обучающиеся

Рефлексия деятельности в рамках проекта в представлении различных профессий через театральные поставки и создание видеороликов о профессиях, развитие творческих способностей участников проекта, осознание значимости результата проекта

100% обучающихся приняло участие в организации и проведении общешкольного мероприятия

Май

Сухомлинский считал этот урок краеугольным камнем в воспитании маленького человека. Истоки такого мнения скрыты в войне и понесённых потерях.

В некотором смысле к школе Сухомлинского можно отнести истоки тайм-менеджмента. Педагог считал, что уроки нужно делать в одно и то же время, что приучит ребёнка к усидчивости и самостоятельности. Родители не должны выполнять задания за сына или дочь, но помогать организовывать рабочее время — это их прерогатива.

Педагог выделял четыре средства воспитания:

1. Слово

Педагог должен воздействовать на учеников словом, без применения физических наказаний. А главное умение воспитателя — говорить.

2. Авторитет педагога

Дети должны любить и уважать педагога, который в свою очередь обязан быть открытым, искренним и честным.

3. Индивидуальность ребёнка

Индивидуальный подход к каждому ребёнку — основной аспект гуманизации воспитания. Он необходим для понимания внутреннего мира маленького человека.

4. Доверие воспитателя к ребёнку и наоборот

Это одно из главных средств реализации методов воспитания. Оно делает процесс общения эмоционально насыщенным и плодотворным.

Основными направлениями педагогической системы В.А. Сухомлинского были: творческая мысль не только в учебе, но и в любом виде деятельности; производительный труд не только на уроках труда, но и во всем укладе жизни детей; сопереживание как основа нравственности; постоянное взаимодействие с природой. Суть дидактических взглядов В.А. Сухомлинского выражена в следующих положениях: во-первых, учение – это мир человеческих взаимоотношений, а потому нужно помнить, что отношение ребенка к школе, знаниям, учебному предмету во многом зависит от того, какие взаимоотношения у него сложаться с учителем.Во-вторых, учение должно приносить ребенку радость, а для этого учителю необходимо соблюдать следующие условия: учитывать индивидуальные особенности детей; в процессе обучения воздействовать не только на сознание, но и на чувства, эмоции детей; бережно относится к оценке; вооружать учащихся навыками самостоятельного учебного труда.

Творческим открытием В.А. Сухомлинского стали уроки мысли среди живой природы – в лесу, поле, на лугу, у речки, которые он называл путешествиями к источнику живой мысли. На этих уроках дети учились не просто наблюдать, а думать, устанавливать причинно-следственные зависимости. Широко практиковалось написание всеми детьми с первого по десятый класс сказок, сочинений, использование проблемного обучения, создание в каждом классе «интеллектуального фона».

Вся система нравственного воспитания в Павлышской школе строилась на принципах гуманного отношения к детям, воспитания через доверие, перспективного подхода к детям, опоры на положительное.