Статья "Моё педагогическое счастье"

Статья в местную газету "Трудовое знамя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья в газету23.47 КБ
Файл moe_pedagogicheskoe_schaste.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

Моё педагогическое счастье

Каждое утро, идя в школу, я прохожу «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мной,  здороваются и улыбаются мне в ответ. Я знаю, что в школе возле моего кабинета меня уже ожидают они. Они торопятся, перебивая друг друга, рассказать о том, что было без меня, чему я не была свидетелем. Они хотят поделиться всем новым, что у них появилось, что их озадачило.                 Значит, все это время я незримо была с ними.  Ещё А. С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете в каждый момент его жизни, даже тогда, когда вас нет».                                                                        Чтобы увидеть свои недостатки и начать исправлять их, стоит заняться воспитанием других, а «… исправлять самого себя и есть наилучшее средство воспитывать детей …» - утверждал Л. Н. Толстой. Это долгий процесс, так как вся моя жизнь и есть лишь одно воспитание.                                                         Родители доверили нам ребенка, беззащитного, хрупкого, который перешагивая порог школы, волнуется, им владеет пока любопытство. Но, перешагнув его, он уже ощущает телом и чувствует душой, что здесь его ждут: труд, общение, соперничество, дружба. Если педагог не только организует жизнь своих учеников, но и сам живет детской жизнью, то он обязательно поймет, как живется детям.                                                            Усвоение человеческой культуры ребенку не дается легко и сразу, поэтому наши возможности, как педагогов, значительны: помочь человеку стать личностью, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения. Надо быть терпеливым в ожидании чуда и быть готовым для встречи с ним в ребёнке.                                                                Я согласна со словами народного учителя  А.А. Захарченко « Я убежден: школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа  - возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу  троих – учителя, ребенка, родителя и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и  минуты, до очередного звонка… Учитель призван реализовать мечты детей. «Школа начинается с любви. Иначе, зачем она? В каждого ребенка надо верить. Найти в нем ту главную изюминку, которая его красит, пусть он неудачник в учебе, но у него доброе сердце, он, не задумываясь, пойдет  на помощь. Каждый ребенок  чем-то одарён, поэтому стоит за него постоять. Учителю надо помочь  «раскрыть» глаза  ученику на вершине, которую он видит. Надо предоставить  ребятам возможность почувствовать, что они могут многое, способны реально действовать – быть  творцами  себя и окружающего их мира. Не бояться рисковать, доверять им.  Через  доверие можно прийти к школе без наказания.          Я, Коваленко Светлана  Владимировна,  почти 25 работаю в Усовской средней школе учителем немецкого языка. В той школе, которую 32 года  назад окончила сама. Много лет являюсь классным руководителем. Сколько бы близок не был классный  руководитель  к своим воспитанникам, руководить ими может, опираясь на свой авторитет, профессиональные знания  и умения.         Авторитет классного руководителя формируется не сразу. Сначала ребята смотрят на него, как на более или менее достоверный источник информации, а затем - как на носится ценностей, значимых  для  ребят,  и уже чуть позже, классный руководитель становится доверенным лицом, старшим товарищем и другом.                                                                         Профессия педагога сродни профессии артиста: сначала он должен привлечь к себе детей, а затем – заставить переживать. Причём педагог должен быть великим артистом, потому что призван привлечь к себе детей, которые не терпят ни малейшей фальши.                                                         Стремление  жить в некой общности,  быть ею защищённой,  самоутверждаться в её среде свойственно всем подросткам, да и взрослым тоже. Поэтому, если педагог хочет, чтобы  его дети были хорошими необходимо делать всё, чтобы воспитанники хотели стать таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших,  нравственных поступках.                                                                                                                

Значит, у педагога не может быть никаких других целей, кроме целей жизни воспитанников. Ведь для ребят идея не отдалена от личности, и то, что говорит им любимый учитель, воспринимается совсем по – другому, чем то, что говорит неуважаемый и чуждый им человек. Самые высокие идеи в устах последнего становятся ненавистными.                                                        Поэтому я чаще встаю на место детей, чтобы понять: что их интересует, что утомляет, что радует, что обижает. Ведь воспитательный процесс прекращается с того и до того момента, пока ребёнок не поймёт, почему с ним так поступили: пока он не согласится с тем, как с ним поступили: пока он озлоблен, что с ним так поступили. Дети – источник вдохновения, и мой долг, как учителя, классного руководителя, дать им детство, сохранить его, быть им другом. «С рождения до трёх лет – ребёнок твой бог, с трёх до десяти – он твой раб, с десяти лет – ребёнок твой друг» (древнекитайская мудрость).                        В 2018 году я выпустила во взрослую жизнь свой любимый 11 класс. Мы были вместе 7 лет. Когда я стала классным руководителем в этом классе, никто ещё не знала о том, какая профессиональная удача ждёт меня в работе именно с этим классом. Были сомнения, тревоги: справлюсь ли я с ними, найду ли взаимопонимание с их родителями? Сколько сил и стараний, сколько любви и заботы я отдала своему классу! Всё, на что была способна, всё, на что хватило сил и возможностей. На «Последнем звонке» слёзы стояли в глазах у всех: у меня, у родителей, у учителей и у моих одиннадцатиклассников. За эти годы я невероятно привязалась к этим ребятам. Мне казалось, что лучше, умнее, добрее детей не бывает, что с другими всё будет совсем уже не так.                        11 класс – класс моего становления как классного руководителя. С ними я пережила все трудности  и радости в формировании дружного, целеустремлённого, ответственного коллектива. 11 класс – это моя гордость, участники и неоднократные победители школьных, районных, областных мероприятий. Праздники и концерты для родителей, конкурсы, экскурсии, походы, спортивные соревнования,  «Голубые огоньки», вечера отдыха… - это далеко не полный перечень наших классных мероприятий. … Всё это время мы били вместе! Какие глаза своих ребят я видела! Сколько в них было добра, радости, самоудовлетворённости! Во всём и всегда я старалась и стараюсь идти  по жизни  со своими учениками. На старшей ступени обучения предоставила им полную самостоятельность. Я участвовала в этом процессе как равный член их коллектива. У меня было чувство  семьи – как же я  без них смогу – нет, не могу, люблю их! Поэтому, очень  важна сила личного примера. Воспитательная сила личного примера основана на склонности детей к подражанию тем, кого они любят и уважают, кто пользуется у них авторитетом.

Взяв классное руководство в этом году в 5 классе, я растерялась. Только выпустила 11 класс, в котором почти не было проблем (как мне казалось) ни с воспитанием, ни с учёбой, ни с родителями. Класс, который понимал меня с полуслова, с которым было всё было чётко и ясно. Как мне лично перейти тот порог, который отделял 11 и 5 классы? Как мне перестроиться? Как мне воспитывать сегодня, позабыв на время «вчерашние» навыки и опыт работы со взрослыми молодыми людьми?                                                                        Пятиклашки… Как их много!  На меня смотрят 15 пар глаз малышей на первом классном часе (хотя до этого я учила у них немецкий язык 3года). И всё равно это были совершенно незнакомые, чужие дети. Какие же они маленькие смешные ещё плохо  ориентирующие в школьных коридорах.  Им всё интересно, почему- что они всё время куда-то бегут, кричат. Мне немного страшно, ведь перед мной пластилиновая масса. Возьмёт эту массу человек с тёплыми и добрыми руками, мягкими пальцами и будет потихонечку придавать этой пластилиновой массе форму. И в таких руках холодный ком обязательно согреется, будет мягкими и податливым, превращаясь в то, что задумал творец. Но страшно оттого, что и руки, и мысли, чувства, и эмоции у всех людей разные. А пластилиновый материал очень удобный материал для лепки. И результат зависит от того, в какие руки попадёт исходный материал.                          Это необыкновенно…  Сентябрь,  знакомство. Пятиклашки с восторгом смотрят на меня. А я на них. В такой момент любой  учитель, глядя на них, не может испытывать волшебных чувств. И вместе с тем приходят мысли: а у меня какие руки? Главное - не ошибиться!                                                 Наверное, я ничего нового не открою в воспитательной системе. Прежде всего, я постараюсь определить, какие же они мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный «кулачок». Мне очень хочется, чтобы они раскрылись передо мной. Чтобы в этом помогли их родители. И если сегодняшние пятиклассники не потеряются в этой сложной обстановке, определятся и подготовятся к самостоятельной жизни, я выполню свой воспитательный долг. И на пороге во взрослую жизнь я с уверенностью скажу: «Как же мне повезло,  что мне достался такой чудесный классный коллектив. Я вас люблю!»                                                                                                  В этом, наверное, моё учительское счастье, в том особом доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце. В нем черпаем силы и энтузиазм  для нашей такой непростой, но такой нужной работы.                                          И каждый раз, входя в праздничный день в класс, видя улыбки своих учеников, красочно разрисованную доску, шарики, праздничную газету, цветы, я понимаю, что наша профессия самая лучшая, самая нужная и самая важная.

    Мы, как кропотливые  архитекторы, планируем будущую жизнь молодого поколения, и очень важно, чтобы каждое слово, каждый свой шаг совершать во благо нашим детям.                                                                         Когда я иду по селу и встречаюсь с учениками  и их родителями, это всегда по - человечески радостно и поучительно. Эти встречи  является оценкой моей многолетней  работы, качества моего труда - и выражается эта  оценка   приветствием: «Здравствуйте! Как ваши дела?»

Светлана Коваленко,
с.  Усово  



Предварительный просмотр:

                                         

Моё педагогическое счастье

Каждое утро, идя в школу, я прохожу «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мной,  здороваются и улыбаются мне в ответ. Я знаю, что в школе возле моего кабинета меня уже ожидают они. Они торопятся, перебивая друг друга, рассказать о том, что было без меня, чему я не была свидетелем. Они хотят поделиться всем новым, что у них появилось, что их озадачило.                 Значит, все это время я незримо была с ними.  Ещё А. С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете в каждый момент его жизни, даже тогда, когда вас нет».                                                                        Чтобы увидеть свои недостатки и начать исправлять их, стоит заняться воспитанием других, а «… исправлять самого себя и есть наилучшее средство воспитывать детей …» - утверждал Л. Н. Толстой. Это долгий процесс, так как вся моя жизнь и есть лишь одно воспитание.                                                         Родители доверили нам ребенка, беззащитного, хрупкого, который перешагивая порог школы, волнуется, им владеет пока любопытство. Но, перешагнув его, он уже ощущает телом и чувствует душой, что здесь его ждут: труд, общение, соперничество, дружба. Если педагог не только организует жизнь своих учеников, но и сам живет детской жизнью, то он обязательно поймет, как живется детям.                                                            Усвоение человеческой культуры ребенку не дается легко и сразу, поэтому наши возможности, как педагогов, значительны: помочь человеку стать личностью, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения. Надо быть терпеливым в ожидании чуда и быть готовым для встречи с ним в ребёнке.                                                                Я согласна со словами народного учителя  А.А. Захарченко « Я убежден: школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа  - возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу  троих – учителя, ребенка, родителя и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и  минуты, до очередного звонка… Учитель призван реализовать мечты детей. «Школа начинается с любви. Иначе, зачем она? В каждого ребенка надо верить. Найти в нем ту главную изюминку, которая его красит, пусть он неудачник в учебе, но у него доброе сердце, он, не задумываясь, пойдет  на помощь. Каждый ребенок  чем-то одарён, поэтому стоит за него постоять. Учителю надо помочь  «раскрыть» глаза  ученику на вершине, которую он видит. Надо предоставить  ребятам возможность почувствовать, что они могут многое, способны реально действовать – быть  творцами  себя и окружающего их мира. Не бояться рисковать, доверять им.  Через  доверие можно прийти к школе без наказания.          Я, Коваленко Светлана  Владимировна,  почти 25 работаю в Усовской средней школе учителем немецкого языка. В той школе, которую 32 года  назад окончила сама. Много лет являюсь классным руководителем. Сколько бы близок не был классный  руководитель  к своим воспитанникам, руководить ими может, опираясь на свой авторитет, профессиональные знания  и умения.         Авторитет классного руководителя формируется не сразу. Сначала ребята смотрят на него, как на более или менее достоверный источник информации, а затем - как на носится ценностей, значимых  для  ребят,  и уже чуть позже, классный руководитель становится доверенным лицом, старшим товарищем и другом.                                                                         Профессия педагога сродни профессии артиста: сначала он должен привлечь к себе детей, а затем – заставить переживать. Причём педагог должен быть великим артистом, потому что призван привлечь к себе детей, которые не терпят ни малейшей фальши.                                                         Стремление  жить в некой общности,  быть ею защищённой,  самоутверждаться в её среде свойственно всем подросткам, да и взрослым тоже. Поэтому, если педагог хочет, чтобы  его дети были хорошими необходимо делать всё, чтобы воспитанники хотели стать таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших,  нравственных поступках.                                                                                                                

Значит, у педагога не может быть никаких других целей, кроме целей жизни воспитанников. Ведь для ребят идея не отдалена от личности, и то, что говорит им любимый учитель, воспринимается совсем по – другому, чем то, что говорит неуважаемый и чуждый им человек. Самые высокие идеи в устах последнего становятся ненавистными.                                                        Поэтому я чаще встаю на место детей, чтобы понять: что их интересует, что утомляет, что радует, что обижает. Ведь воспитательный процесс прекращается с того и до того момента, пока ребёнок не поймёт, почему с ним так поступили: пока он не согласится с тем, как с ним поступили: пока он озлоблен, что с ним так поступили. Дети – источник вдохновения, и мой долг, как учителя, классного руководителя, дать им детство, сохранить его, быть им другом. «С рождения до трёх лет – ребёнок твой бог, с трёх до десяти – он твой раб, с десяти лет – ребёнок твой друг» (древнекитайская мудрость).                        В 2018 году я выпустила во взрослую жизнь свой любимый 11 класс. Мы были вместе 7 лет. Когда я стала классным руководителем в этом классе, никто ещё не знала о том, какая профессиональная удача ждёт меня в работе именно с этим классом. Были сомнения, тревоги: справлюсь ли я с ними, найду ли взаимопонимание с их родителями? Сколько сил и стараний, сколько любви и заботы я отдала своему классу! Всё, на что была способна, всё, на что хватило сил и возможностей. На «Последнем звонке» слёзы стояли в глазах у всех: у меня, у родителей, у учителей и у моих одиннадцатиклассников. За эти годы я невероятно привязалась к этим ребятам. Мне казалось, что лучше, умнее, добрее детей не бывает, что с другими всё будет совсем уже не так.                        11 класс – класс моего становления как классного руководителя. С ними я пережила все трудности  и радости в формировании дружного, целеустремлённого, ответственного коллектива. 11 класс – это моя гордость, участники и неоднократные победители школьных, районных, областных мероприятий. Праздники и концерты для родителей, конкурсы, экскурсии, походы, спортивные соревнования,  «Голубые огоньки», вечера отдыха… - это далеко не полный перечень наших классных мероприятий. … Всё это время мы били вместе! Какие глаза своих ребят я видела! Сколько в них было добра, радости, самоудовлетворённости! Во всём и всегда я старалась и стараюсь идти  по жизни  со своими учениками. На старшей ступени обучения предоставила им полную самостоятельность. Я участвовала в этом процессе как равный член их коллектива. У меня было чувство  семьи – как же я  без них смогу – нет, не могу, люблю их! Поэтому, очень  важна сила личного примера. Воспитательная сила личного примера основана на склонности детей к подражанию тем, кого они любят и уважают, кто пользуется у них авторитетом.

Взяв классное руководство в этом году в 5 классе, я растерялась. Только выпустила 11 класс, в котором почти не было проблем (как мне казалось) ни с воспитанием, ни с учёбой, ни с родителями. Класс, который понимал меня с полуслова, с которым было всё было чётко и ясно. Как мне лично перейти тот порог, который отделял 11 и 5 классы? Как мне перестроиться? Как мне воспитывать сегодня, позабыв на время «вчерашние» навыки и опыт работы со взрослыми молодыми людьми?                                                                        Пятиклашки… Как их много!  На меня смотрят 15 пар глаз малышей на первом классном часе (хотя до этого я учила у них немецкий язык 3года). И всё равно это были совершенно незнакомые, чужие дети. Какие же они маленькие смешные ещё плохо  ориентирующие в школьных коридорах.  Им всё интересно, почему- что они всё время куда-то бегут, кричат. Мне немного страшно, ведь перед мной пластилиновая масса. Возьмёт эту массу человек с тёплыми и добрыми руками, мягкими пальцами и будет потихонечку придавать этой пластилиновой массе форму. И в таких руках холодный ком обязательно согреется, будет мягкими и податливым, превращаясь в то, что задумал творец. Но страшно оттого, что и руки, и мысли, чувства, и эмоции у всех людей разные. А пластилиновый материал очень удобный материал для лепки. И результат зависит от того, в какие руки попадёт исходный материал.                          Это необыкновенно…  Сентябрь,  знакомство. Пятиклашки с восторгом смотрят на меня. А я на них. В такой момент любой  учитель, глядя на них, не может испытывать волшебных чувств. И вместе с тем приходят мысли: а у меня какие руки? Главное - не ошибиться!                                                 Наверное, я ничего нового не открою в воспитательной системе. Прежде всего, я постараюсь определить, какие же они мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный «кулачок». Мне очень хочется, чтобы они раскрылись передо мной. Чтобы в этом помогли их родители. И если сегодняшние пятиклассники не потеряются в этой сложной обстановке, определятся и подготовятся к самостоятельной жизни, я выполню свой воспитательный долг. И на пороге во взрослую жизнь я с уверенностью скажу: «Как же мне повезло,  что мне достался такой чудесный классный коллектив. Я вас люблю!»                                                                                                  В этом, наверное, моё учительское счастье, в том особом доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце. В нем черпаем силы и энтузиазм  для нашей такой непростой, но такой нужной работы.                                          И каждый раз, входя в праздничный день в класс, видя улыбки своих учеников, красочно разрисованную доску, шарики, праздничную газету, цветы, я понимаю, что наша профессия самая лучшая, самая нужная и самая важная.

    Мы, как кропотливые  архитекторы, планируем будущую жизнь молодого поколения, и очень важно, чтобы каждое слово, каждый свой шаг совершать во благо нашим детям.                                                                         Когда я иду по селу и встречаюсь с учениками  и их родителями, это всегда по - человечески радостно и поучительно. Эти встречи  является оценкой моей многолетней  работы, качества моего труда - и выражается эта  оценка   приветствием: «Здравствуйте! Как ваши дела?»

Светлана Коваленко,
с.  Усово