Пушкинский_бал_Проект_9-11_классы_Фан-Ди О.В

 Фан-Ди Оксана Викторовна

В настоящее время особую значимость приобретает возрождение интереса к изучению русских национальных традиций с помощью литературных произведений, исторических танцев, знакомства со старинной модой и светским этикетом. Метод реконструкции – практический и позволяет максимально погрузить учащихся в эпоху и привить ценности культурного общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkinskiy_bal_proekt_fan-di_o.v.docx45.93 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проекта литературно-танцевальный вечер для учащихся 9-11 классов.

Предлагаем вашему вниманию два сценария мероприятия. Первый 2018г. и 2021г.

Актуальность проекта.

В настоящее время особую значимость приобретает возрождение интереса к изучению русских национальных традиций с помощью литературных произведений, исторических танцев, знакомства со старинной модой и светским этикетом. Метод реконструкции – практический и позволяет максимально погрузить учащихся в эпоху и привить ценности культурного общения. В последнее время наблюдаются попытки смоделировать и реставрировать отдельные элементы культурной жизни России прошлых веков. Восстановление историко-культурной памяти способствует росту национального самосознания. В 2018 году в Гимназии № 9 мы решили ввести традицию «Пушкинского бала». За проведение первого бала проголосовали 95 молодых людей и девушек из 115 человек в возрасте от 14 до 16 лет. Учащиеся знакомились с традициями танцевальной культуры, требованиями этикета. В 2023 году бал был проведен шестой раз. На протяжении всех лет, школьники ждут это мероприятие и с удовольствием к нему готовятся. Можно наблюдать уровень мастерства учащихся, если сравнивать 9 и 11 класс. На балу, кроме танцев, используется декламация, музицирование, исполнение романсов. Активное участие в этом мероприятии принимают и педагоги школы, и родители учащихся.

Цель: Познакомить учащихся с танцевальной культурой 19 века.  Провести реконструкцию светского бала на примере балов первой половины 19 века.

Задачи:

1. Изучить историю и особенности проведения балов в XIX веке

2. Провести среди классов выбор танцев и разучить их.

3. Подобрать музыкальное сопровождение к танцам.

4. Познакомиться с нормами этикета соответствующего исторического периода.

5. Подготовить костюмы для участников бала

Пушкинский бал

Сценарий литературно-танцевального вечера

В Большом зале приглушен свет, звучит классическая музыка. По периметру зала расставлены стулья для зрителей и участников бала. 

 

1 ведущий Девушка: Я свечи зажигаю и молчу.

И смотрит мне в глаза волшебный вечер,

Рукою тьмы притронувшись к плечу.

Впервые зажигаю бала свечи.

2 ведущий Юноша: От танца к танцу по невидимой дороге

От кринолинов и корсетов до шелков,

Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,

Где танцы появлялись вновь и вновь.

3 ведущий Добрый вечер, дорогие друзья!

4 ведущий Добрый вечер, уважаемые дамы и господа! Судари и сударыни! Нам выпала высокая честь, быть ведущими первого гимназического бала. Позвольте представиться:

1

2

3

4

Во время представления юноши кланяются, девушки делают реверанс.

1 ведущий Позвольте, господа, представить вам наших почетных гостей:

1.

2.

3.

4.

2 ведущий И скоро балу быть…

И сердце трепетное бьётся…

Как даст мне Бог его прожить?

Как он душе моей придется?

И то ли радость, то ли страх

Сейчас внутри меня теснится…

Того не выразить в словах,

Тому осталось только сбыться.

 

Звучат ФАНФАРЫ

 

3 ведущий

Благословен и день и час,

Когда с теплом родного крова

Впервые к каждому из нас

Приходит пушкинское слово.

 

4 ведущий        Мы  вами присутствуем на пушкинском бале, празднике, посвященном великому поэту. Сегодняшний праздник - это романтическая возможность окунуться в обаяние XIX века, ощутить атмосферу, окружавшую Александра Сергеевича Пушкина во времена его юности и зрелости. Так пусть же наш бал станет настоящим праздником поэтического и танцевального искусства, данью признательной любви великому русскому поэту!

1 ведущий  И, в соответствии с традицией бала, имею честь объявить первый танец!

Ах, полонез! Достоинство и шик                                                                                                                                                                        Царят в движенье , в благородстве шага.                                                                                                                                      Рисунок танца, музыка и миг                                                                                                                                                           Восторга лицезрения. Во благо- 

2 ведущий  Высоких чувств полёт и славы блеск                                                                                                                                                Витают дымкой, как во флёре дивном.                                                                                                                                                                     И стук сердец, и благодати всплеск-                                                                                                                                                                Всё в этом танце трепетном, старинном.

3 ведущий  Полонез, господа!

1. Полонез 9В класс

 

4 ведущий

Бал пушкинской поры:

Несметное количество экипажей всех видов по вечерам стекалось к ярко освещённому подъезду, выстраиваясь шеренгой вдоль Невского проспекта.

 

1 ведущий Перед померкшими домами

Вдоль сонной улицы рядами

Двойные фонари карет

Весёлый изливают свет

И радуги на снег наводят;

 

2 ведущий Усеян плошками кругом,

Блестит великолепный дом;

По цельным окнам тени ходят,

Мелькают профили голов

И дам и модных чудаков.

3 ведущий В эпоху Пушкина бал открывался полонезом, а вот вторым танцем на балу в начале ХIХ в. стал вальс. Как поговаривали в те времена – вальсом на балу начиналась любовь, а мазуркой решалась судьба.

4 ведущий Я помню вальса звук прелестный

Весенней ночью в поздний час

Его пел голос неизвестный,

И песня чудная лилась.

Да, то был вальс прелестный, томный,

Да, то был дивный вальс

Теперь зима, и те же ели,

Покрыты сумраком стоят,

А  за окном шумят метели

И звуки вальса вновь звучат!

1 ведущий Венский вальс, господа.

Исполняет 9Б класс

 

2 ведущий В пушкинские времена на балах не только танцевали, но и вели светские беседы, читали стихи, писали друг другу пожелания, и, конечно же, музицировали.

И сейчас в исполнении   Кирпичева Ивана прозвучит « Прелюдия» И.С.Баха.

3 ведущий Балы обычно начинались в 8 – 9 часов вечера. В светском обществе, в особенности на балу, ценилось умение кавалеров развлекать дам. Веселый анекдотец, короткий занимательный рассказ, замысловатый комплимент, любовное признание — вот основные жанры бальной словесности, называвшейся «мазурочной болтовней». Владея ею в совершенстве, какой-нибудь безусый поручик, умеющий к тому же ловко танцевать, мог чувствовать себя увереннее иного заслуженного полковника.

4 ведущий Наскучила придворная помпезность,
Где в танце приседанья, реверанс.
Ворвался он, как утренняя свежесть,
С порывом ветра новый контрданс.

1 ведущий Успех к нему пришел феноменальный,
В нем массовость, движений простота.
В Европе стал любимым танцем бальным,
Где можно без стесненья поскакать.

2 ведущий Он становился людям ближе, ближе,
Уже вошел на сцену, в водевиль,
Шумел за баррикадами в Париже,
Задав принципиально модный стиль.


3 ведущий Поэт, задрав изысканнее ножку,
На званом бале был не одинок.
Стряхнул с себя усталость он немножко
И написал про контрданс стишок.

4 ведущий Программу бала продолжает контрданс  11В

1 ведущий Балы заканчивались под утро. Уставшие, полусонные, но довольные гости разъезжались по домам:

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Проснется за полдень и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра

И завтра то же, что вчера.

2 ведущий Ты мне понравился  с той, давней  нашей встречи…
Ты пригласил меня на танец в первый  раз.
Твой голос ласковый, с лукавством милым речи…
И этот танец… Бальный танец – падеграс!..

Падеграс 10Б класс.

3 ведущий Забавный танец котильон,

В каком – то полутемном баре,

Мы вытанцовываем в паре.

Я уморительно смешон.

Мне жизнь показывает па,

И я пытаюсь вжиться в образ.

Но, где былая виртуозность?

Мои движенья - суета.

Я в такт никак не попаду.

А жизнь безудержно смеётся,

И ждет, когда ж я упаду:

Всё! Наконец – то! Разобьётся!

Котильон 11б класс 

1 ведущий На русских балах в XIX веке программа танцевального вечера – количество и последовательность танцев – варьировалась в зависимости от бала. Некоторые танцы появлялись и исчезали, другие изменялись – как в схеме, так и в технике исполнения, а в определенные периоды эпохи какой-либо определенный танец, как дань моде, мог быть наиболее популярным. Но вальс, хоть и считался танцем излишне вольным, был любимцем русских балов уже в пушкинские времена. Не из-за вальса ли Онегина с Ольгой Ленский вызвал друга на дуэль, ведь некоторые считали вальс настолько интимным, что не позволяли своим невестам танцевать его с другими

2 ведущий Помните:

Скучающий Онегин

Подходит к Ольге. Быстро с ней

Вертится около гостей,

Потом на стул ее сажает,

Заводит речь о том, о сем;

Спустя минуты две потом

Вновь с нею вальс он продолжает…

 

3 ведущий И далее:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихор шумный,

Чета мелькает за четой.

Вальс способствовал светской беседе и нежным объяснениям, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.

Итак, король бала! Вальс, господа!

 

Вальс-гавот 9Г

4 ведущий: Мы предлагаем гостям немного передохнуть и послушать музыкальный номер в исполнении ____Шеметова Дмитрия «Вальс до диез мажор» Ф.Шопена

1 ведущий:

Умение танцевать в пушкинские времена считалось ценным достоинством и могло принести успех не только на паркете, но и на поприще служебной карьеры. Пушкин неплохо танцевал и особенно любил искрометную мазурку, которая считалась главным танцем бала. Во времена Пушкина именно в мазурке проявлялось мастерство бального танцора. Время мазурки означало самый разгар бала.

Вы помните описание деревенского бала у Лариных в «Евгении Онегине»?

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромном зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы.

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Но в городах, по деревням

Еще мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы…

2 ведущий Стократно люстры отражаются в паркете,
Взметнулся к ним мазурки звук, летящий смело,
Ещё пленительней в искристо-ярком свете,
Изящность дам и элегантность кавалеров...

3 ведущий Склонили дамы грациозные головки,
Ресниц стыдливых нежный взмах, полуулыбка,
скользящий шаг... а кавалеры очень ловко
бьют каблучком о каблучок... проворны, гибки...

4 ведущий Вдруг зал взрывается торжественным аккордом, 
Переместив каприз изменчивых акцентов,
Порхают трепетные ножки... и задорно
кружАтся в танце бАнты, локоны и ленты...

1 ведущий Шаги мазурки то медлительны, то быстры,
То звуки рвутся ввысь, а то чуть слышно тают,
Живого танца ослепительные искры,
Взлетев в последний раз, внезапно угасают...

Мазурка, господа. 9А 

3 ведущий  Я приглашаю Вас на менуэт.
Вы так обворожительны, графиня
Звучит призывно пенье  клавесина,
И скрипок упоительный квартет.

4 ведущий Всецело Вами я заворожен,
Не откажите в трех минутках счастья
Мы вместе закружимся в унисон.
Под легкий шелест бархатного  платья.

1 ведущий Нас увлечет воздушный менуэт,
Загадочной размеренностью танца.
Движения, поклоны, реверансы,
И в блестках свеч искрящийся паркет.

2 ведущий Нам улыбнулась из окна луна,
И серебристой пылью блещут звезды.
И музыки нежнейшая   волна,
Нас лентою связала грациозно.

3 ведущий Как легок и красив наш менуэт.
Рука в руке и взглядов притяженье,
Волненье чувств и головокруженье,
Вы рядом, и меня влюбленней нет!

Менуэт 10А

4 ведущий Мы танцуем с настроеньем, 
Как кадриль ты хороша! 
Засверкала вдохновеньем 
Наша русская душа. 

1 ведущий Нет прекраснее кадрили - 
Русский танец озорной!
Наши бабушки любили,
Потанцуем мы с тобой. 

2 ведущий Ноги сами в пляс пустились,
Вмиг кадриль нас позвала,
Завертела, закружила,
В хоровод свой приняла. 

3 ведущий Руки - крылья птиц в полёте,
Из под ног огонь, огонь!
Вот такая заводная
Наша пляска под гармонь. 

4 ведущий Словно радуга цветная
В ярких красках расцвела,
Огневая, вихревая
Пляска русская пошла!!!

Кадриль 9д

Музыкальный номер. Предлагаем вашему вниманию выступление Назаровой Евгении с композицией «Кружимся в танце». Этим танцем она предлагает вам почувствовать разницу в хореографии 19 и 21 века

Полька 11А

 

1 ведущий

Петербургские гостиные и бальные залы часто, очень часто видели Александра Сергеевича в своих стенах. Недаром он и сам признавался:

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума...

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

Увы, на разные забавы

Я много жизни погубил!

Но если б не страдали нравы,

Я балы б до сих пор любил.

Люблю я бешеную младость,

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд

 

2 ведущий Бал продолжает   Па де труа  10В

4 ведущий

Именно на балу в декабре 1828 года Пушкин познакомился со своей будущей женой. Наталия Николаевна Гончарова составила счастье его недолгой жизни. Помните, какие строки он написал своей любимой?

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна.

Чистейшей прелести чистейший образец.

 

 3 ведущий Алеман 10Г

1 ведущий

Глухая полночь. Строем длинным,

Осеребренные луной,

Стоят кареты на Тверской

Пред домом пышным и старинным.

Пылает тысячью огней

Обширный зал; с высоких хоров

Ревут смычки: толпа гостей;

Гул танца с гулом разговоров.

Кружатся дамы молодые,

Не чувствуют себя самих:

Драгими камнями у них

Горят уборы головные;

По их плечам полунагим

Златые локоны летают,

Одежды легкие, как дым,

Их легкий стан обозначают.

1 ведущий

Метет поземка. Поздний час.

Фонарь летит во мглу.

Сегодня Пушкин в первый раз

Танцует на балу.

Пока расседланный Пегас

Прилег в своем углу,

Влюбленный Пушкин в первый раз

Танцует на балу.

Еще не судит: прав-неправ –

Надменная толпа.

Его, на цыпочки привстав,

Ведет сама судьба.

Его кружит водоворот

Прекрасных женских глаз.

И Пушкин – шаг и поворот –

Танцует в первый раз.

А впереди еще метель,

Кавказ и Петербург,

Любовь Натальи и дуэль,

А впереди непостижим

Покой…

А впереди любовь и жизнь

За бронзовой строкой.

Музыкальный номер: В исполнении сестер Труфановых Марии и Александры предлагаем вашему вниманию «Вальс цветов» П.И.Чайковского

 

2 ведущий

О, русский вальс, изящных нот движенье,

Волшебных звуков царственный полет,

Немой восторг до самопостиженья,

И красота, что за душу берет.

3 ведущий Над ним не властны горести и годы,

Дурные люди, лживые цари,

Он был рожден аккордами свободы

Собою людям радости дарить.

4 ведущий Его танцуют взрослые и дети,                                                                                                                                                  Им юность объясняется в любви,                                                                                                                                                   С ним есть кому дарить цветы на свете,                                                                                                                                 Пока еще огонь у нас в крови.

Вальс Свиридов «Метель» сборная группа

1 ведущий

Кто б ни был ты, о, мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь не искал в строфах небрежных,

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов,

Живых картин, иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай бог, чтобы сегодня ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя крупицу мог найти

За сим расстанемся, прости!..

2 ведущий Блажен, кто праздник жизни рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочел  ее  романа

И вдруг умел расстаться с ним,

Как с вами я, друзья мои!

3 ведущий Наш бал подошел к концу. Как ни грустно, но время пришло, и мы расстаемся с нашим любимым поэтом. Спасибо участникам и гостям бала, вы помогли нам окунуться в эпоху великого поэта, подышать его воздухом, подарили волшебные минуты соприкосновения с его бессмертными произведениями.

В последнем танце мелькнут перед нами герои бала, но мы не прощаемся с вами, мы говорим вам: «До свидания! До новых встреч!»

4 ведущий Среди почтенных дам и кавалеров

Найдутся те, кто любит танцевать.

Выходим в центр зала дружно, смело,

Мы вальсом будем бал наш завершать.

1 ведущий Прощальный вальс, господа!

 

Вальсовая импровизация для всех.

  

Пушкинский бал

Сценарий литературно-танцевального вечера

В Большом зале приглушен свет, звучит классическая музыка. По периметру зала расставлены стулья для зрителей и участников бала. 

ВЕДУЩИЙ:

Я помню вальса звук прелестный –

Весенней ночью, в поздний час,

Его пел голос неизвестный,

И песня чудная лилась.

Да, то был вальс, прелестный, томный,

Да, то был дивный вальс.

Теперь зима, и те же ели,

Покрыты сумраком стоят,

А под окном шумят метели,

И звуки вальса не звучат…

Где ж это вальс, старинный, томный,

Где ж этот дивный вальс?

ВЕДУЩИЙ:

Звуки вальса тихонько коснулись души,
В глубину всех сердец незаметно проникли.
Пригласить свою даму на танец спеши,
Пусть сердца закружат в зачарованном ритме.

Открывают  наш бал учащиеся 5 класса

ВЕДУЩИЙ:

Уважаемые гости, наш сегодняшний вечер посвящен вальсу. До сих пор человечество не придумало ничего лучшего для отдыха, чем танец. Современные ритмы и старинные танцевальные мелодии… В наш бурный и стремительный век они удивительно гармонично сочетаются. Ведь иногда так хочется «окунуться» в четкие ритмы аргентинского танго, пройтись строгими линиями фокстрота или закружиться в неудержимом вихре вальса! Вальс – бессмертен! Именно он объединяет в себе хореографию, литературу, историю и музыку.

ВЕДУЩИЙ:

– Вальс! Есть ли танец удивительней? Танец, обаянию которого уже два века покоряется весь мир. Он царствует и сегодня. Может быть, его реже танцуют – вальс требует большой площади, размаха, но звучит он постоянно.
Вальс всюду: в музыке “серьёзной” и “лёгкой”, в опере и оперетте, в симфонии, инструментальном произведении, в балете и в песне.

ВЕДУЩИЙ:
Плавные танцы с верчением, похожие на вальс, существовали очень давно и у разных народов. Кстати, само слово “вальс” произошло от немецкого “веллер”, “вальцен” – крутить, раскатывать.
У французов таким танцем была вольта, у поляков – куявяк, у немцев – медленный длесер, у австрийцев – лендлер.

ВЕДУЩИЙ:
Чаще всего предком вальса называют лендлер, потому что именно от него произошёл знаменитый венский вальс. Конечно, “предки” значительно отличались от своего “потомка”. Они не обладали ни его лёгкой стремительностью, ни плавным скользящим шагом. Их танцевали грубее, с подскоками, а партнёрш поднимали высоко над землёй и кружили в воздухе.

«Зимний вальс» для вас исполнят учащиеся  9В класса

ВЕДУЩИЙ:
Развитие вальса особенно интенсивно происходило в Вене. Расцвет венского вальса связан с творчеством Иоганна Штрауса-отца, а позднее его сыновей: Йозефа и, в особенности, Иоганна, прозванного “королём вальса”. Наиболее известны из его 477 вальсов такие, как “Прекрасный голубой Дунай”, “Сказки венского леса”, “Венские голоса”.

ВЕДУЩИЙ:
Вальсы Иоганна Штрауса-отца звучали в австрийской столице повсюду. А вальсы Иоганна Штрауса-сына покорили не только Европу, но и весь мир. Поэтичные, изящные, с обаятельными, свободно льющимися мелодиями, они пленяли слух. Вальсы звучали в опереттах И. Штрауса “Летучая мышь”, “Цыганский барон”.
Оперетта – это появившийся в XIX веке во Франции новый театральный жанр, где первым из танцев наравне с канканом прописку получил именно вальс. Он звучал в известных всему миру опереттах “Сильва”, “Баядерка”, “Принцесса цирка”, автором которых был знаменитый венский композитор Имре Кальман.

ВЕДУЩИЙ:

Наверно, я б не вспомнила о вас,
Но у Чайковского в то утро воскресенья
В усадьбе под “Сентиментальный вальс”
Застенчиво кружился снег весенний.

Внимая вальсу, в стороне от всех,
Я думала, бредя пустой аллеей:
Он с вами схож, весенний этот снег,
Что тронуть ветви нежностью не смеет.

И снова стынь откуда-то взялась,
И грусть, что время вёсен пролетело…
Ах, этот вальс, сентиментальный вальс,
Задумчивый, весь от снежинок белый.

Рождественская история в исполнении 10Б класса

ВЕДУЩИЙ:

Шопена вальс… Кто не играл его

И кто не слушал? На чьих устах

Не появлялась улыбка нежная,

И в чьих очах не вспыхивала искра

Любви, а может быть, печали

От звуков тех, кокетливых и гордых,

Задумчивых, как вечер золотого дня,

Пылающих горячим поцелуем?

ВЕДУЩИЙ:

В исполнении Харитоновой Ольги прозвучит «Прелюдия» Иоганна Себастьяна Баха

ВЕДУЩИЙ:

Еще звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве.

ВЕДУЩИЙ: Вальс! Всегда юный и блистательный. Вальс, вальс, вальс…

ВЕДУЩИЙ: За прошедшее столетие в мире появилось множество новых танцев. Это рок-н-ролл, чарльстон, твист, брейк-данс. И только вальс – бессмертен! Прислушайтесь: грустит, поет, смеется прекрасная мелодия.

История любви  в исполнении  9А класса

ВЕДУЩИЙ:

О Вальсе сказано немало!

За два столетия подряд

На вечерах и карнавалах

Не потускнел его наряд!

Вальс исполняет 10В класс

ВЕДУЩИЙ:

Сегодня кажется странным, что этот танец был когда-то запрещен. В Австрии запрещалось вальсировать более 10 минут, дабы не оскорблять добропорядочность и высоконравственность горожан.

ВЕДУЩИЙ:

В Берлине вальс был категорически запрещен, этот официальный запрет оставался в силе более 100 лет и был отменен лишь Вильгельмом III.

ВЕДУЩИЙ:

Предлагаем вам послушать «Эллегический вальс» Виктора Коровицына в исполнении Марии Черепановой

ВЕДУЩИЙ:

Россия познакомилась с вальсом в последней четверти XVIII века. Однако же спустя уже несколько лет император Павел особым полицейским предписанием положил запрет на «употребление пляски, вальсом именуемой».

ВЕДУЩИЙ:

Но вальс уже нельзя было остановить, он триумфально завоёвывал Париж, Лондон, Варшаву, Берлин, Петербург. Вальсы сочиняли композиторы с мировым именем – Шуберт, Лист, Шуман.

Вальс в исполнении 11А класса

ВЕДУЩИЙ:

Музыка вальса имеет свой язык, и слова часто бессильны там, где говорит музыка. Она способна раскрыть самые глубокие оттенки чувств, может вызвать к жизни сокровенные помыслы. Не случайно судьбы многих литературных героев связаны с классической музыкой, с вальсом.

ВЕДУЩИЙ:

Похолодели лепестки

Раскрытых губ, по-детски влажных,

И зал плывет, плывет в протяжных

Напевах счастья и тоски.

Сиянье люстр и зыбь зеркал

Слились в один мираж хрустальный,

И веет, веет ветер бальный

Теплом душистых опахал.

Вальс в исполнении 10А класса

ВЕДУЩИЙ:

Бал – это важнейшее событие в жизни человека того времени. Особенно для юной девушки, это повод для волнений – там её увидят в красивом бальном платье, и будет много света, и она будет танцевать.

ВЕДУЩИЙ:

Умение танцевать считалось ценным достоинством и могло принести успех не только на паркете, но и на поприще служебной карьеры. Во времена Елизаветы Петровны, дочери Петра I, балы русского двора славились по всей Европе. Обычно начинался бал менуэтом – медленным изящным танцем, но сложным. Известный балетмейстер Ланде говаривал, что нигде не танцевали менуэта с большей выразительностью и приличием, как в России. А еще очень модно в России было на семейных вечерах музицировать и исполнять романсы. Вот и у нас на балу прозвучит романс в исполнении Гревцовой Елены Николаевны

ВЕДУЩИЙ:

Вальс буквально связал узами брака Льва Николаевича Толстого и Софью Андреевну Берс. Дело в том, что граф все никак не мог решиться сделать предложение своей возлюбленной. Томясь в нерешительности в доме Софьи Андреевны, он загадал: если ее младшая сестра Татьяна хорошо споет верхнюю ноту в вальсе Ардити «Поцелуй», то он сразу же сделает предложение. Таня не подвела — через 5 минут Соня стала невестой великого писателя.

ВЕДУЩИЙ:

Бал – настоящая находка

Для юных франтов и для дам;

Его с восторгом ждет красотка,

Он праздник пасмурным отцам.

Чтоб дочка куколкой оделась,

Хлопочет опытная мать,

А чтоб она не засиделась,

Везет ее потанцевать.

ВЕДУЩИЙ:

Как уже упоминалось, вальс был вторым бальным танцем. Со временем вальс приобрел элегантность, романтизм. И закружили вальсы по всему миру. В 1805 году один француз сообщал в письме в Москву: «Для ваших летучих вальсов в целой Европе мастера только вы, русские, и кроме русских дам, этих чересчур быстрых, почти воздушных летков, не выдержит ни англичанка, ни немка, ни даже француженка».

 

Вальс в исполнении 11В класса

ВЕДУЩИЙ:

Ох, уж этот вальс!

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой.

ВЕДУЩИЙ:

Для многих русских композиторов, поэтов и даже романистов вальс стал тем высоким образцом музыки, которая подчеркивала не только внешний фон, но и психологическую атмосферу. И, если кто-нибудь теперь задумает воссоздать историю вальса, это будет не только история музыки, танца, поэзии, но и история общественных нравов и вкусов.

ВЕДУЩИЙ:

Ни один танец не выдержал такого долгого испытания временем, как вальс. Постепенно из простых народных мелодий вальс стал самым популярным танцем в аристократических салонах. Благодаря непринужденности, изяществу движений, выразительности музыки, лирической и страстной одновременно, он стал любимым танцев во всех слоях европейского общества.

ВЕДУЩИЙ:

Вальс! Ему становится тесно в танцевальных залах, и вот он стремительно несется уже по театральной сцене.

Медленный вальс в исполнении 11Б класса

ВЕДУЩИЙ:

Прекрасные вальсы оставили нам композиторы Чайковский и Глазунов в своих бессмертных балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Раймонда». Музыка этих вальсов, сочетаясь с танцем, особенно поражает своей нежностью и грациозностью.

ВЕДУЩИЙ:

 А оперные вальсы, вспомните вальсы из опер «Евгений Онегин» Чайковского, «Война и мир» Прокофьева, «А зори здесь тихие» Молчанова.

ВЕДУЩИЙ: В исполнении Труфановой Александры прозвучит Соната Моцарта.

ВЕДУЩИЙ:

Удивительный вальс мне сыграл Ленинград

Без рояля и скрипок, без нот и без слов.

Удивительный вальс танцевал Летний сад,

Удивительный вальс из осенних балов.

Вальс – всегда на Вы,

Вальс – речной волны,

Вальс – мостов Невы,

Дальних стран.

В удивительном вальсе кружились дома,

И старинные храмы несли купола,

И на лучших страницах раскрылись тома,

И звонили беззвучные колокола.

Вальс судьбы моей,

Жизни вальс.

Вальс старинных дам,

Вальс клаксонных гамм,

Вальс огней реклам,

Вальс дождей.

Вальс недвижных поз,

Вальс больших стрекоз,

Вальс травы в покос,

Вальс людей.

Французский каприз в исполнении 10Г класса

ВЕДУЩИЙ:

О, русский вальс, изящных нот движенье,
Волшебных звуков царственный полёт,
Немой восторг до самопостиженья,
И красота, что за душу берёт.

Над ним не властны горести и годы,
Дурные люди, лживые цари,
Он был рождён аккордами свободы
Собою людям радости дарить.

Его танцуют взрослые и дети,
Им юность объясняется в любви,
С ним есть кому дарить цветы на свете,
Пока ещё огонь у нас в крови.

Ему, как солнцу, мы безмерно рады,
Услышишь и туманятся глаза,
Литавры затихают и наградой
В аплодисментах рукоплещет зал.

ВЕДУЩИЙ:

А сейчас  для вас, господа, прозвучит романс «Русский вальс» в исполнении Еремеевой Дарьи

ВЕДУЩИЙ:

Прошли годы, десятилетия. Вальс подчинил своей власти самых разных людей.

ВЕДУЩИЙ:

Он продолжал жить в их сердцах, несмотря на границы и расстояния в тысячи миль.

ВЕДУЩИЙ:

Он продолжал покорять их сердца на светских балах и в концертных залах, в строгих светлых аудиториях и в приглушающих великолепные пассажи домашних салонах.

ВЕДУЩИЙ:

Он, этот гуманный усмиритель войн и ссор, позволял, минуя переводчиков, находить общий язык людям всех возрастов, вероисповеданий и национальностей.

ВЕДУЩИЙ:

 Завоевав в союзе с духовыми оркестрами танцплощадки, вальс поистине стал титулованным властителем.

Хрустальный вальс в исполнении 9Б класса

ВЕДУЩИЙ:

И сегодня, многоликий вальс остается узнаваемым и в изысканных балетных фрагментах, и в фейерверках сказочных фантазий, и в томных па вальса-бостона, и под маской танго – завораживающего дыхание танца страсти.

ВЕДУЩИЙ:

 Живой, легкий, полетный, искрящийся, томный, поэтичный, гибкий, нежный, он был и остается вечным символом романтизма, упоенностью благородной красотой высокой любви.

Розовые сны в исполнении 9Г класса

ВЕДУЩИЙ:

Как дорожу я прекрасным мгновеньем!

Музыкой вдруг наполняется слух,

Звуки несутся с каким-то стремленьем,

Звуки откуда-то льются вокруг.

Сердце за ними стремится тревожно,

Хочет за ними куда-то лететь…

В эти минуты растаять бы можно,

В эти минуты легко умереть.

ВЕДУЩИЙ:

О вальсе сказано не мало!

Он в песнях и стихах воспет!

И столько б танцев не бывало,

А лучше вальса, право нет!

ВЕДУЩИЙ:

– Можно с уверенностью сказать: вальс бессмертен! Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь, всегда прекрасный и юный, как сама жизнь.
Прислушайтесь: грустит, поёт, смеётся прекрасная мелодия, кружится и летит над миром волшебный танец. Вальс продолжается!

ВЕДУЩИЙ:

Вальс стал традиционным танцем учащихся, стоящих на пороге взрослой жизни. Ни один последний звонок и выпускной бал не обходится без этого символа уходящего детства и наступающей юности. И сегодня для вас

«Гимназический вальс» исполнят учащиеся 9Д класса

ВЕДУЩИЙ:

 Наш бал подошел к концу. Как ни грустно, но мы расстаемся до следующего года. Спасибо гостям бала, вы помогли нам окунуться историю вальса.

В последнем танце мелькнут перед нами герои бала, но мы не прощаемся с вами, мы говорим вам: «До свидания! До новых встреч!»

ВЕДУЩИЙ:

Среди почтенных дам и кавалеров

Найдутся те, кто любит танцевать.

Выходим в центр зала дружно, смело,

Мы вальсом будем бал наш завершать.

ВЕДУЩИЙ: Прощальный вальс, господа!


 

Комментарии

Рогалева Ирина Евгеньевна

Спасибо большое, Оксана Викторовна, за публикацию сценариев. Вами проделана огромная работа! Сама преподаю в старших классах и знаю, как это сложно сподвигнуть старшеклассников на массовое мероприятие. Тем более, что бал выдержан в атмосфере, от которой наши ученики достаточно далеко. Ценно, что во время бала звучат стихи, музыка, дети танцуют (могу себе представить, насколько кропотливая работа проделана всеми организаторами) разные танцы, что погружает их в атмосферу пушкинской эпохи. А значит, делает ее ближе и понятнее. Ваша разработка очень пригодится коллегам! Хотелось бы применить Ваш опыт в этом году, приурочив проведение школьного бала к юбилейным пушкинским дням. Спасибо большое! Успехов Вам!