Православная культура России: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание.

Вуколова  Александра Сергеевна

СОХРАНЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ.

В данной статье поднимаются вопросы сохранения духовных ценностей обучающихся в контексте воспитательного компонента на уроках литературы.

Ключевые слова: ценности, воспитание, формирование, урок, духовно-нравственный, личность, современный.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pravoslavnaya_kultura.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Православная культура России: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание.

Вуколова Александра Сергеевна, учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа-лицей №2" города Армянска Республики Крым

СОХРАНЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ.

В данной статье поднимаются вопросы сохранения духовных ценностей обучающихся в контексте воспитательного компонента на уроках  литературы.

Ключевые слова: ценности, воспитание, формирование, урок, духовно-нравственный, личность, современный.

PRESERVATION OF SPIRITUAL AND MORAL TRADITIONS IN SCHOOL PRACTICE IN ORDER TO FORM A WELL-ROUNDED PERSONALITY

This article is devoted to the issues of preserving the spiritual values of students in the context of the educational component in the lessons of History, Literature and English.

Key words: values, upbringing, formation, lesson, spiritual and moral, personality, modern.

 

Задача формирования всесторонне развитой личности всегда была в российской системе образования основополагающей.  Всесторонне развитая личность – это личность, проявляющая высокую активность к главным ценностям нашего общества, стремящаяся их освоить и приумножить. [4, с. 41-42, с. 52]. В педагогической практике принято понимать, что идеал всесторонне развитого человека включает нравственное, умственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание [6, с. 41 – 42].

Государством взят курс на привлечение внимания общественности к сохранению духовно-нравственных ценностей. Одна из главных ролей в этом деле отводится сфере образования. Министерством просвещения Российской Федерации утвержден федеральный государственный образовательный стандарт, который обеспечивает «единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания; личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания» [1, с. 4]. Таким образом, духовно-нравственное воспитание играет огромную роль в формировании всесторонне развитой личности ребёнка, в его становлении.

В то время  как в мире на первый план вышли материальные ценности, у современных детей представления о доброте, милосердии, справедливости, патриотизме сильно искажены. Нравственный кризис разрушает молодёжное сознание. В связи с этим необходимо объединение усилий педагогического сообщества вокруг этой проблемы и разработка путей выхода из неё.

Духовно-нравственное воспитание современной молодежи, на наш взгляд, в первую очередь происходит на уроках литературы.

Литература в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. [1, с. 86].

Мы видим, что произведения русских и мировых классиков соответствуют критериям нравственности. Литература показывает нам, что герой, живущий в ладу с совестью, не нарушающий божьих заповедей, уважающий себе подобных, умеющий отречься от себя в пользу ближнего, получает счастье (в той мере, в которой он его заслуживает).

В ходе работы над статьей был проведен опрос учащихся основной школы на тему «Каких духовно-нравственных ценностей не хватает современному обществу?». Как оказалось, учащиеся практически единогласно признали, что современному обществу недостает уважения. Уважение — субъективная позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личностичувство почтения к кому-либо.

Уважение является одним из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признаётся достоинство личности. Сложившееся в моральном сознании общества понятие уважения предполагает: справедливость, равенство прав, возможно, более полный учет интересов людей, уважение к чужому мнению, предоставление им свободдоверие к ним, внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям; чуткость, вежливость, деликатность [3, с.24].

Действительно, особое место в литературе занимают произведения, раскрывающие проблему формирования уважительного отношения к любому живому существу. Знакомясь с рассказом И.С. Тургенева «Муму», учащиеся осознают жестокость порабощения человеком человека. В ходе работы над произведением они приходят к тому, что такое отношение невозможно и не может привести мир к прогрессу, а свобода личности является ключевой ценностью нашей жизни. Эту тему продолжаем изучать на основе произведений А.П. Платонова «Кусака» и «Юшка». Прочитав эти рассказы, дети понимают, что любая жизнь ценна и никто не вправе отобрать её. Подобные произведения художественной литературы мягко, без назидания, но  стойко формируют нравственный облик наших воспитанников и сохраняют традиции духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает тема «маленького человека» в литературе. А.С. Пушкин в рассказе «Станционный смотритель» и Н.В. Гоголь в повести «Шинель» выводят на первый план героя, с желаниями которого не считаются окружающие, не допускают мысли о его чувствах, даже не замечают его существования, будто он и вовсе не человек. Эти трогательные произведения выполняют свою нравственную функцию: учащиеся проникаются жалостью к персонажам, приходят к мысли о том, что любой человек независимо от занимаемого положения в обществе достоин уважения.  

Таким образом, литературу можно считать сводом моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству,  миру в целом. Посредством этих негласных правил осуществляется духовно-нравственное развитие детей. Когда учащиеся читают истории о несправедливо обиженных, оскорбленных, столкнувшихся с людской холодностью персонажах, они испытывают к ним жалость, сострадание. Рефлексируя над такими произведениями, дети приходят к выводу, что для них такой стиль поведения неприемлем. В их душе рождается отвращение к безнравственности, а совесть становится постоянным спутником и главным советчиком.

Таким образом, проблема развития личности ребенка, формирование ее духовно-нравственной сферы, сохранение традиций является одной из центральных задач школы.  Ее  успешному решению способствует система работы на уроках литературы, иностранного языка и истории. Сохранение духовно-нравственных традиций в школе помогает сформировать личность человека, способного в дальнейшем адаптироваться к различным изменениям в современном обществе, гражданина, патриота своей страны.

Источники и литература

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №993 от 16.11.2022г.
  3. Власова О. В. Достоинство человека как нравственно-правовая ценность: общетеоретическое исследование / автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора юридических наук. Специальность 12.00.01 –  теория и история права и государства ; история учений о праве и государстве; Науч. конс. О. И. Цыбулевская. – Саратов: Сарат. гос. акад. права, 2011. – 54 с.
  4. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин. – М. : Педагогика, 1984. –  144 с.
  5. Кон  И. С. Ребенок и общество / И.С. Кон. – М. : Академия, 2011. – 336 c.
  6. Краевский В. В. Методологические основы построения теории содержания общего среднего образования и ее основные проблемы // Теоретические основы содержания общего среднего образования /  М. Н. Скаткин, В. С. Цетлин, В. В. Краевский и др. – М. : Педагогика, 1983. – 352 с.
  7. Сухомлинский В. А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – М. : Школьная пресса, 2003. – 270 с.