День памяти юного героя-антифашиста
Сценарий мероприятия ""День памяти юного героя-антифашиста" (О Вите Черевичкине и Лёне Голикове)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕНЬ ПАМЯТИ ЮНОГО ГЕРОЯ-АНТИФАШИСТА
Слайд — 1- «Дети — герои войны»
«Песня о пионерах-героях»
1 Припев: 2 Припев. Припев. «У нас один, один лишь путь - к победе! |
Здравствуйте! Приветствуем всех, присутствующих в этом зале.
Сегодня вашему вниманию будет представлен отрывок из литературно-музыкальной композиции «Дети войны». Показ приурочен к Дню памяти юного героя-антифашиста.
Видео - «Юные герои Великой Отечественной войны»
Таких ребят, юных, но смелых, было много, они жили в каждом городе, в каждом посёлке. Их именами названы улицы, парки, школы. В России и в мире известно имя нашего земляка, мальчика из Ростова-на-Дону Вити Черевичкина.
Слайд — 2 - «Витя Черевичкин»
До войны Витя жил обычно: школа, любимые занятия. Как многие подростки того времени, он разводил голубей. Обучал их примудростям почтовой службы. В Батайске жили родственники Черевичкиных, и Витины голуби научились переносить записки из Ростова в Батайск и обратно. Когда в ноябре 1941 года фашисты первый раз захватили Ростов, то стали отстреливать голубей, так как голубиная почта представляла опасность: могла раскрыть их военные секреты, Витя прятал своих в сарае в глубине двора и не выпускал. Наблюдая за врагами, Витя определил, где обустраивался немецкий штаб, где сосредатачивалась техника. Однажды, когда наш самолёт-разведчик кружил над Ростовом, Витя около здания штаба выпустил несколько голубей, но лётчик не понял сигнала, тогда Витя написал записку, где указал расположение штаба и замаскированной техники, привязал к лапке голубя и сказал: «Лети в Батайск!» Фашисты заметили птицу, но не успели подстрелить, они разыскали мальчика, били, пытали — хотели узнать передал ли сведения, но ничего не добились. А вот части нашей армии, находившиеся в Батайске получили Витино сообщение: голубь прилетел к родственникам, и те передали записку. Незамедлительно было организовано наступление. Артиллерия уничтожила фашистский штаб и технику, что облегчило освобождение Ростова.
Слайд — 3 – фотография Вити Черевичкина с голубем
Тело Вити Черевичкина, изуродованное пытками, нашли. Фотографии убитого мальчика были на Нюрбергском процессе одним из свидетельств зверств фашистских аккупантов.
Видео - «Жил в Ростове Витя Черевичкин» (без звука)
На фоне видео Реденко Е.В. под аккомпонимент исполняет песню.
Песня «Жил в Ростове Витя Черевичкин» (Терентьв, Малкин)
Слайд — 4 - «Книги о юных героях Великой Отечественной»
О подвигах детей и подростков в годы Великой Отечественной снято много фильмов, написаны книги. Сегодня писать о войне – о той самой, Великой Отечественной, – сложно. Потому что сейчас уже почти не осталось тех, кто её помнит. Писать для подростков сложно вдвойне. Современное молодое поколение, кажется, интересуют совсем другие вещи…
Слайд — 5 - «Книга «Облачный полк»
Оказывается, нет! Именно подростки отдали книге современного автора Эдуарда Веркина «Облачный полк» первое место на Всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру». Именно у них эта пронзительная повесть нашла самый живой отклик. Сложная, неоднозначная, она порой выворачивает душу наизнанку, но и заставляет лучше почувствовать и понять то, что было.
Эту книгу надо читать всем. Обязательно. Это правильно написанная книга.
Правильно - потому что там не "про войну" в смысле движения фронтов и сводок по армиям. Там про то, как жить, когда война. Как живут, когда война...
Как человеком остаться, когда война...
И как суметь жить после всего этого... когда ты уже знаешь…
История приоткрывает нам подробности жизни одного из миллионов людей, прошедших сквозь мясорубку войны.
Герои этой книги:
Димка, оставшийся без семьи и взявший в руки оружие.
Дерзкий Саныч, заговоренный цыганкой от пули и фотокадра, болтун и боец от бога, боящийся всего трех вещей: предательства, топтуна из бабкиных сказок и строгой девушки Алевтины.
Сейчас вы услышите их голоса.
Слайд – 6 - «Лес»
Музыка (приглушённо) - Романс из к/ф «Метель» Г. Свиридов
Выходит Димка.
Димка: Меня зовут Димка, я потерял семью в первые дни войны, мечтал открыть, наконец, счет убитым фрицам.
В партизанском отряде я познакомился с Лёней Голиковым.
Димка: В 14 лет за спасение раненого командира его наградили медалью «За боевые заслуги». Все называли Лёню - Саныч. Однажды он гранатой подбил машину с гитлеровским генералом. Забрал у убитого портфель с документами и принёс в отряд. Документы оказались очень важные, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие ценные бумаги. Но они не знали, что захватил их один дерзкий мальчишка.
Мы не раз ходили с Санычем в разведку, приносили важные сведения – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склАды…
Как-то раз, возвращаясь зимой через лес с задания, мы обнаружили замёрзшего фашиста. У немца была сумка. Пузатая, как большой портфель, с ремнём.
Выходит Саныч с сумкой писем.
Саныч: (мрачно, похлопывая по сумке) Наверное, корреспондент. Наверное, пишет в газеты. И фотографирует. Фотограф. Ну-ну…
Саныч повесил на шею лямку, пристроил сумку на животе, стал копаться в сумке.
Саныч: (разочарованно) Да тут одна ерунда Письма вроде…
(достал пригоршню писем, немецкие, в конвертах, нашёл конверт № 1, проверил) Конверты открытые. Проверяли что ли… (достал письмо, читает) «Либер мутти… Либер мути», учил-учил в школе… Ты учил?
Димка: Учил. Но забыл.
Саныч: А я французский хотел, французы лягушек едят. Лягушки вкусные, я сам их много жрал, надо только жарить правильно… Немецкий мне нравилось учить. Вас ист дас, вас ист дас, фрицы драпают от нас…
Димка тоже пытается читать письмо в руках Саныча про себя.
Саныч: (разглядывая письмо на просвет) Почерк у них красивый. Убористый. У нас так бухгалтер писал, такие буковки, как улитки. Майн фатер… (скомкал письмо № 1, бросил в сторону, нашёл конверт № 2, достал письмо, приговаривает) Вас ист дас, вас ист дас…
Димка поднимает конверт № 1 , молча рассматривает.
Саныч: (читает свой текст в письме № 2) Интересный фашист, – зачем кому-то письма нужны чужие?
Димка: Не знаю…
Саныч скомкал письмо № 2, выбросил, нашёл письмо-треугольник № 3, разворачивает.
Саныч: (удивился) А тут и наши вроде… По-русски написано. Зачем фашисту наши письма? Ну-ка, ну-ка… Слушай, а может это разведчик какой, а? А это донесения шпионские?
Димка: В треугольниках обычно наши письма. Давай-ка почитаем…
Саныч: Вообще-то, читать чужие письма не очень хорошо, я никогда не читал… С другой стороны, может, это на самом деле разведданные? Тогда нам очень повезло, посреди леса наткнулись на немецкого разведчика… (начал про себя читать)
Саныч кашлянул. Горлом как-то, будто у него там что-то застряло.
Скомкал письмо, сжал в кулак.
Димка: Что? Что там?
Саныч прикусил губу, отвернулся.
Димка: Дай мне.
Димка попытался достать письмо из кулака, но Саныч сжимал горсть крепко, пришлось пальцы отгибать.
Димка: (читает письмо № 3) Саша, отцу, ушедшему на фронт.
«Здравствуй, папа!
Мама у нас умерла. Немцы пришли в наш колхоз и повесили дядю Борю, чтобы все видели. А потом они стали раздавать детям конфеты, Вася съел две штуки и у него изо рта побежало белое, а вечером он умер. И все остальные тоже умерли, потому что конфеты были отравлены. А я только крайчик откусил, поэтому меня просто три дня тошнило.
А тетя Аня не взяла конфет для своего Толичка, солдаты велели его вывести, а тетя Аня велела ему бежать. Но он неправильно побежал, надо было наискосок, а он прямо, солдат выстрелил и попал в ногу. Но Толик был еще жив, только кричал. Тогда они его взяли и бросили в колодец.
Мама сказала, что надо убегать, мы побежали в лес, а они стали стрелять нам в спину. Попали маме в плечо. Оно очень распухло и болело, мы бродили по лесу три дня и ели только чернику, а когда вышли к своим, то было уже поздно – у мамы началось заражение крОви и её уже не вылечили.
Так что теперь я один. Мама мне совсем не снится. Папа, когда будешь бежать в атаку, стреляй метче в проклятых фашистов, чтобы их больше не осталось.
Убей их всех, папа!
Твой сын Саша Котов»
Саныч стоя, смотрел в сторону. Вытер руки о рукава, нашёл письмо № 4, начал читать
Саныч: … Коле было четыре годика, но он был очень сильный. А рядом был госпиталь, и немцы его туда водили раз в два дня, забирать кровь для раненых. Но он всё равно был весёлый, говорил, что врач ему песенки поёт про ёлочку. Однажды приехала машина и привезла много раненых, их сгрузили в школу. И снова позвали Колю, хотя бабушка не хотела его пускать. Но солдат ударил бабушку…
Саныч замолчал. Приблизил лист почти к глазам.
Саныч: … А Коля больше домой не пришел. Потом один фашист рассказал, что в тот день разбомбили их танковую колонну, поэтому нужно было много крови. Ещё у него срезали всю кожу для пересадки…
Саныч потер щеку. Отдал письмо Димке.
Димка молча читает.
Саныч нашёл письмо № #1063;итает.
Саныч: Нас выгнали в поле и все дрова забрали. У меня голова ночью примёрзла к чемодану, а через два дня я ослеп, а сейчас вижу только правым глазом, но все хуже и хуже. Бабушка, если можешь, приезжай…
Саныч читал чужим голосом, продолжал смотреть в сторону, как-то сломался, ссутулился и сгорбился, пальцы дрожали. Отдал письмо № 5 Димке. Нашёл письмо № 6. Читает.
Саныч: …Тогда они поймали Вовку и привязали к столбу поперек живота. И руки связали, сказали ему, что это такая игра, он сначала смеялся, потом, наверное, понял и описался. Они сунули ему в руки гранату и велели крепко держать, очень крепко. А к кольцу привязали веревку, спрятались за углом. Кто-то из наших закричал, чтобы он бросил, но ничего не получилось, потому что руки были связаны. И он испугался, и гранату только сильней прижал, а они как раз дёрнули. Взорвалось сильно, все стекла повылетали. А музыка всё время играла. Столб загорелся и наклонился, а от Вовки только ноги стоять остались….
Саныч замолчал. Уронил автомат, но не заметил. Снял с шеи сумку. Сел рядом.
Протянул Димке письмо № 6, втянул воздух, выдохнул. Нашёл письмо № 7, молча прочёл, хлопнул себя по щекам, чтобы прийти в чувство, и сказал:
Саныч: … Они ему руки отпилили… Ножовкой по локоть...
пауза
Димка: И что нам делать…
Саныч: Не знаю… Ты ведь это всё видел, да? Ты помни! Война закончится скоро. Года через три, а может и раньше. Победим, конечно, это уже и сейчас ясно. Всё уляжется. Всё по-новому будет, по-другому. И, мне кажется, мы начнём забывать. То есть не захотим помнить. А это опасно, правда ведь? Если мы лет через тридцать уже забудем, то, что потом будет?
Димка: (помолчав) Да…
Саныч: Я считаю, что всё не должно быть закончено. У нас с немцами. Никогда. Каждый немец, пусть он через сто лет родится даже, каждый немец нам должен.
Димка: Ну да, за то, что они у нас тут сделали…
Саныч: Совсем нет. Они нам должны не за то, что они у нас сделали. Они должны за то, что мы у них не сделаем.
Саныч осторожно свернул письмо № 7 в треугольник, убрал за пазуху.
Димка и Саныч уходят.
Слайд – 7 - «Картина «Облачный полк»
Двадцатый век закрыл свои двери, унеся с собой миллионы жизней. Но сквозь пороховой дым смотрят на нас и Саныч и многие другие. Кто они? Сложно сказать. Ясно одно: все они – облачный полк.
Слайд – 8 - «Помните...»
Жизнь! Смерть! Память!
Только память сильнее смерти!
Не обожжённые сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину...
Конечно, мы смотрим глазами иными
На ту большую войну.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс.
Конечно, мы смотрим иными глазами...
Но тоже полными слёз.
Память нужна прежде всего нам, живущим ныне, чтобы не допустить всех ужасов войны.
Благодарим за внимание.
Слайд — 9 – «Голуби»
