Методическая разработка на тему на тему: Методика преподавания ритмики в детской школе искусств (первый год обучения)

Самдан Шончалай Степановна

«Методика преподавания ритмики в детской школе искусств»- данная методическая разработка предназначена для работы с детьми на начальном этапе обучения хореографии. Задачи и цели ритмики чётко сформулированы во введении. Темы широко охватывают и раскрывают основные моменты занятий ритмикой, которые формируют музыкально – слуховое восприятие через движение. В работе приведён пример примерного плана урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_temu_na_temu.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему на тему: Методика преподавания ритмики в детской школе искусств (первый год обучения)

Автор: Самдан Шончалай Степановна преподаватель класса хореографического искусства МБОУ ДОД ДШИ с.Суг-Аксы, Республика Тыва.

Описание работы: «Методика преподавания ритмики в детской школе искусств»- данная методическая разработка предназначена для работы с детьми на начальном этапе обучения хореографии. Задачи и цели ритмики чётко сформулированы во введении. Темы широко охватывают и раскрывают основные моменты занятий ритмикой, которые формируют музыкально – слуховое восприятие через движение. В работе приведён пример примерного плана урока.

Цель:

- развитие музыкально-ритмических способностей детей через овладение основами музыкально-ритмической культуры.

Задачи:

- формирование танцевальных навыков;

- воспитание волевых качеств личности - силы, выносливости, координации, ловкости;

- развитие темпо - ритмической памяти;

Содержание работы

1. Введение.

2. Основная часть.

Тема 1:  Характер музыки, темп, динамика.

Тема 2: Строение музыкального произведения ( форма).

Тема 3: Метроритм.

Тема 4: Гимнастические упражнения.

Тема 5: Танцевальные элементы и танцы.

Тема 6: Образные упражнения и музыкальные игры.

3. Планирование и построение урока.

4. Заключение.

Введение

Ритмика – специальный предмет, музыкально - педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение. Движение как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно детям любого возраста. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, её темпа, динамики, ритма, формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке и многие понятия по музыкальной грамоте ими легче усваиваются через движение.

Основоположником ритмики является швейцарский музыкант - педагог, профессор Женевской консерватории по классу теории и музыки, сольфеджио и гармонии, пианист и композитор Эмиль Жак- Далькроз.

Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: « Цель ритмики – подвести её последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не только « я знаю», сколько « я ощущаю», и прежде всего создавать у них непреодолимое желание выражать себя что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения».

Основными задачами ритмики являются:

- воспитание важнейших психофизических качеств, двигательного

аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности –

силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации;

- развитие творческой самостоятельности посредством освоения

двигательной деятельности;

- формирование правильной осанки;

- развитие творческих способностей;

- развитие темпо - ритмической памяти учащихся.

Система Далькроза нашла широкое распространение в нашей стране. Главная роль здесь принадлежит ученице Далькроза Н. Г. Александровой (профессора Московской консерватории).

В основе занятий ритмикой лежит изучение тех средств музыкальной выразительности которые наиболее естественно могут быть отражены в движении. Этот темп, динамические оттенки, метроритм, строение музыкального произведения. Настоящая методическая работа предназначается для преподавания ритмики в детской школе искусств на первом году обучения.

Работа включает следующие темы:

1. Характер музыки, темп, динамика.

2. Строение музыкального произведения (форма).

3. Метроритм.

4. Гимнастические упражнения .

5. Танцевальные элементы и танцы.

6. Образные упражнения и музыкальные игры.

Тема 1: Характер музыки, темп, динамика

Музыкально-ритмические занятия являются важнейшим средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Музыка воздействует прежде всего на чувства человека, вызывает определённые настроение. Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально.

В соответствии с характером музыки - то весёлым, живым, бодрым, решительным, волевым, то грустным, задумчивым, нежным, спокойным – выбирается и характер движений. В одних случаях движения являются сильными, энергичными, в других - мягкими, плавными, сдержанными, непринуждёнными. Изменение характера музыки влечёт за собой и изменение характера движения.

Преподавателю ритмики следует подбирать такие музыкальные произведения, которые рисуют яркие образы, близкие и понятные детям и легко поддаются отражению в движении.

Характер музыки создаётся целым комплексом музыкально- выразительных средств. Во многом он зависит от темпа, то есть скорости музыкального движения. Знакомство с темпами и их названиями происходит на уроках по специальности. Педагог закрепляет эти понятия у детей в движении. Для учащихся  первого года обучения  удобны для движения следующие темпы : быстро, довольно быстро, умеренно, не торопливо. На конкретных примерах преподаватель может показать детям что в быстром темпе легче и удобно двигаться, выполняя лёгкие и мелкие движения, а в более медленном темпе – более крупные, широкие, плавные.

Это в первую очередь пьесы, имеющие различный темп, которые дети учатся передавать  в различных по характеру и темпу движениях.

Весьма существенно при этом научится и удерживать найденный темп. Так с прекращение звучания дети должны продолжать движение в заданном темпе. Или: музыку можно на время прервать, затем возобновить, чтобы сверить  с ней темп не прекращавшихся движений.

Предполагаются также упражнения на переход из одного темпа в другой. Переход может быть внезапным или постепенным, когда пьеса исполняется с некоторым ускорением или замедлением.

С эмоционально – художественным содержанием музыкального произведения неразрывно связана и динамика- сила, или громкость звучания. Детям нетрудно уяснить, что например, торжественный марш исполняется громко, а колыбельная песня - тихо и т.д. Поначалу учащимся предлагаются музыкальные произведения, имеющие яркие динамические контрасты в частях или отдельных музыкальных фразах. Затем, дети учатся реагировать на постепенное усиление или ослабление звучания, появления ярких акцентов.

Двигательной основой темы «Характер музыки, темп, динамика» являются главным образом основные движения. Одним из самых доступных видов движения является ходьба. Поэтому на уроке много используется маршевой музыки. Дети учатся ходить бодрым шагом, спокойным, торжественным, высоким шагом (с высоким подъёмом ног), пружинящим шагом, шагом на носках.

Дети осваивают разные виды бега: лёгкий бег, пружинящий, широкий бег, бег с высоким подъёмом ног. Характер исполнения бега, как и ходьбы находится в прямой зависимости от музыки, её характера, темпа, динамики.

Все перечисленные движения ходьба, бег. Подскоки, относящиеся к основным движениям, - начинают осваиваться в теме 1, в других же темах они закрепляются и совершенствуются.

Тема 2: Строение музыкального произведения (форма)

В процессе освоения данной темы у детей вырабатывается умение правильно воспринимать форму музыкальных произведений. На первом году обучения закрепляются представления о следующих элементах музыкальной формы: вступлении, частях, фразах.

Структура музыкального произведения рассматривается с детьми в тесной связи с развитием и сменой художественных музыкальных образов. Ещё в теме « Характер музыки, темп, динамика» внимание учащихся сразу же привлекалось к музыкальному вступлению. Педагог объясняет, что тема звучит не сразу, что вступление подготавливает наш слух к восприятию произведения, служит сигналом к началу движения. Постепенно дети приучаются начинать движение точно после вступления. Одновременно происходит знакомство и со строением произведения в целом, делением его на части, музыкальные фразы. При прослушивании музыки к тому или иному движению педагог старается вместе с учащимися проследить, везде ли музыка звучит одинаково или она меняется. Повторяется ли музыкальная мысль или происходит её смена, развитие. Дети легче различают более крупные элементы музыкальной формы ( части, разделы пьесы), чем более мелкие

(музыкальные фразы).

При разборе музыкального произведения дети быстро устанавливают количество частей, их повторение или чередование, определяют характер музыки, темп, динамику.

При закреплении у учащихся представления о музыкальной фразе следует подбирать музыкальные произведения с простой и ясной фразировкой. Вначале даются упражнения, включающие музыкальные фразы, одинаковые по длине, далее - упражнения с чередованием длинных и коротких музыкальных фраз. Дети приучаются начинать и заканчивать движение точно в соответствии с музыкальной фразой.

Осваивая тему « Строение музыкального произведения», преподаватель использует разнообразные методические приёмы. Так, детям предлагается хлопнуть в ладоши на конец музыкальной фразы или на начало новой. Наглядным оказывается так же изображение музыкальных  фраз дугообразным движением руки. Учащиеся поднимают правую руку перед левым плечом и как бы описывают дугу слева направо, отмечая тем самым первую фразу. К концу фразы рука приостанавливается перед правым плечом. На следующую музыкальную фразу дуга описывается в воздухе справа налево. В зависимости от длины музыкальных фраз дуги, напоминающие лиги, будут длиннее или короче.

Тема 3: Метроритм

Метр – непрерывное чередование опорных (акцентируемых ) и не опорных ( без акцентных) звуков. Подобно главным жизненным процессам - дыханию, сердцебиению,- музыка как бы равномерно пульсирует, в ней сменяются моменты напряжения и разрядки. Акцентируемые доли принято называть сильными, а не акцентируемые - слабыми.

Ритм - последовательность звуков различной длительности, образующая тот или иной рисунок.  Вне ритма мелодия не может существовать, её звуки организованы ритмически. Ритм обладает большой выразительной силой. Он настолько ярко характеризует мелодию, что её можно узнать по прохлопыванию ритмического рисунка.

Метр и ритм неразрывно взаимосвязаны. Единство метра и ритма подчёркивается в теории музыки понятием метроритм.

Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразная. В первое время дети исполняют длительности, ритмические рисунки по слуху. Преподаватель предлагает детям прохлопать, а затем пройти шагами простейшие ритмические рисунки. Иногда это делается в игровой форме. Музыкальный материал для подобных заданий следует подбирать так, чтобы ритмический рисунок пьес создавал удобный и естественный рисунок движения. Поэтому для начала используются такие музыкальные примеры, в которых имеется ряд однообразных ритмических фигур.

С большим удовольствием дети исполняют хороводные игры, танцы, в движения которых включены разнообразные ритмические хлопки, соответствующие ритмическому рисунку мелодии.

Определение размеров 2/4, ¾ не представляет для детей особого труда. Можно, раскрыв перед детьми ноты, показать, в каком размере написано данное произведение. Но возможен и другой путь : определение размера по слуху, не заглядывая в ноты. Для этого необходимо очень внимательно вслушиваться в музыку, прислушиваться к сильной доли - равномерно повторяющемуся метрическому акценту.

При знакомстве с размером 4/4 надо научиться слышать относительно сильную долю такта, и это представляет для детей определённую трудность. Учащимся предлагается на первую, сильную долю хлопнуть в ладоши, а на относительно сильную – ударить пальцем о палец.

Когда дети овладеют дирижёрским жестом, ритмические рисунки воспроизводятся в движении одновременно с дирижированием. В работе над дирижёрским жестом на уроках ритмики уделяется серьёзное внимание. Необходимо знакомить детей с различной манерой дирижирования в зависимости от характера, темпа, динамики  музыки.

Необходимо, чтобы движения рук при дирижировании было акцентированным на сильную долю, поскольку она совпадает  с метрическим ударением.

При индивидуальном и коллективном определении размера возможны различные варианты.

1. Дети стоят  по кругу, спиной к центру. Самостоятельно начинают дирижировать и поворачиваются лицом к центру круга, когда правильно определят размер.

2. Двое учеников, повернувшись спиной друг к другу определяют размер. Все остальные держат руки за спиной и начинают дирижировать только тогда, когда будут  уверены что оба вызванных дирижируют верно.

Работа над освоением длительностей, ритмического рисунка, размеров необходима для успешного овладения детьми основами музыкальной грамоты.