статья ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Жигулина Олеся Валерьевна

Статья посвящена краткому описанию системы работы по формированию у детей бережного отношения к национальным традициям и культуре через изучение фольклорных произведений на уроках литературы в средних и старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o._v._zhigulina.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

О.В.ЖИГУЛИНА

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Луговская средняя общеобразовательная школа»,  Тальменский район, Алтайский край,  Россия

ji251179@rambler.ru

CHILDREN ARE INTRODUCED TO TRADITIONAL FOLK CULTURE THROUGH THE STUDY OF FOLKLORE
O. V. ZHIGULINA

Municipal educational institution "Lugovskaya secondary school", Talmensky district, Altai Krai, Russia
ji251179@rambler.ru

Статья посвящена краткому описанию системы работы по формированию у детей бережного отношения к национальным традициям и культуре через изучение фольклорных произведений на уроках литературы в средних и старших классах.

The article is devoted to a brief description of the system work on the formation of children caring attitude to national traditions and culture through the study of folklore texts in literature classes in middle and high schools.

  Устное народное творчество – это коллективное художественное творчество русского народа,  которое веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость наших предков и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные идеалы. На мой взгляд, важнейшая задача учителя литературы -  научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, заложить в детских душах прекрасное и вечное.                                                                   Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал фольклора: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - отмечал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях….» [15, C.253]. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «…мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, так как оно является живым образцом в процессе народного развития. Речь идет о воспитании внимательного и ответственного отношения к родному - родной земле, родному языку, родному народу» [15, C.253].                                                                                                                                           Но как приобщить детей к истокам русской народной культуры? Как разбудить в них интерес к родному краю, к своему народу? Как воспитать в детях патриотизм, нравственность, духовность?                                                                                                                   Термин «приобщение» трактуется в толковых словарях как «привести в общение с чем-нибудь, включить, присоединить», «дать возможность включиться в какую-то деятельность, сделать участником чего-либо». Использование данного понятия в организации педагогического процесса отражает реализацию комплексного подхода к ознакомлению с изучаемым материалом, его систематическому освоению, к включению детей в различные виды совместной деятельности. В этом случае, ребенок охотно и целенаправленно включается в воспитательный и образовательный процесс.           Широко используя все виды фольклора на уроках литературы, я приобщаю детей к общечеловеческим ценностям. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особые черты русского характера: представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, любви и верности.                                                                                                   В ходе работы по самым разным темам мы с ребятами составляем целые тематические подборки. Например, пословицы о Родине, труде, дружбе и др. Далее мы сравниваем и сопоставляем тематические группы русских пословиц с пословицами народов мира. Особый интерес у учащихся вызывают творческие задания: иллюстрации к пословицам, составление рассказа по пословице и сочинение собственных пословиц. Такая работа является замечательным материалом для развития речи и нравственного воспитания детей, формирования  основ национального самосознания и любви к отечеству, развития  интереса к исконно русским традициям. Очень интересно, вызывая эмоциональную отзывчивость ребят, проходят интегрированные уроки по теме «Детский фольклор». Распевая колыбельные песни, вспоминая потешки, пестушки, которые пели дома родители, собирая тексты колыбельных и прибауток, дети учатся быть заботливыми и любящими и сами охотно сочиняют колыбельные для младших сестер и братьев. Работая над данной темой, мы сравниваем примеры русской, белорусской и украинской колыбельных песен, ищем в них сходство и отличия, пытаемся выяснить, почему колыбельные всех стран поются ласково и нежно. Очень нравится ребятам изучение игрового фольклора. Скороговорки, загадки, небылицы, перевертыши, считалки, дразнилки – неиссякаемый источник фантазии и энергии. Это целая система развития личности ребенка: физической силы, психологической выносливости и уравновешенности, быстроты и точности реакций и т.д.                                                  Особое внимание на уроках литературы уделяется, конечно, сказкам. У народной сказки большой педагогический потенциал. Она является средством  влияния на развитие личности (приобщение к этнической культуре, традициям, верованиям, формирование умений, навыков, способностей и т.п.). Познавательное значение  народной сказки проявляется, прежде всего, в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом. Сказка развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного, для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и в самом человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность. Уроки по изучению народных сказок проходят особенно оживленно и эмоционально. Детям нравится анализировать поступки героев, создавать иллюстрации и целые диафильмы по сказкам, а также инсценировать их.  Кроме бесед, пересказов, рассказов о герое, возможна работа с иллюстрациями — рисунками учащихся, с вариантами изучаемой сказки, организация конкурсных пересказов и выразительного чтения, направленных на осмысление патриотического смысла сказок.                    

По моему мнению,  важно пробудить у детей интерес к устному народному творчеству, дать понять ребятам, что они — носители фольклора (анекдоты, частушки, считалки, дразнилки с удовольствием вспомнят все), в некотором смысле «поиграть с ними в фольклор». В средних классах при изучении фольклора я активно использую метод игры со словом. Например, на уроках изучения былин предлагаю учащимся игру: составить предложение, в котором было бы как можно больше постоянных эпитетов. Подобные игры помогают ребятам познакомиться со стилевыми особенностями былин. А чтобы закрепить знания об особенностях данного жанра ,ребята в группах или самостоятельно сочиняют былины на актуальные темы.                                                                                  Как показывает практика, фольклор с интересом воспринимается как учениками средних классов, так и старшеклассниками. На мой взгляд, в старших классах  к изучению устного народного творчества нужно подходить  более системно, стараясь проецировать изученное на литературный материал. Так, изучение обрядового фольклора я связываю с изучением произведений В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова.   Например, календарный фольклор удобно рассматривать перед изучением романа  «Евгений Онегин» А.С.Пушкина и «Вечерами на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя, о семейном фольклоре можно говорить перед изучением поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». А в самом начале 11 класса, предваряя разговор о поэзии «Серебряного века» удобно рассмотреть песенные жанры фольклора.                                                                                                                      Самыми эффективными методами работы на уроках изучения устного народного творчества я считаю следующие: наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, просмотр мультфильмов и художественных фильмов по русским сказкам и былинам),  словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок, пословиц, скороговорок, колыбельных песен и др.), игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры). Большой эмоциональный отклик у детей находят нетрадиционные уроки: уроки-викторины, уроки-путешествия, уроки-концерты,  «Уроки доброты», «Литературные гостиные».                                                                                                         Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что уроки изучения фольклора приобщают детей к традиционной народной культуре. Среди моральных чувств, активно формирующихся при изучении устного народного творчества, следует отметить чувство любви к Родине, сочувствие обездоленным, чувство восхищения героизмом и мужеством людей, чувство коллективизма, товарищества, трудолюбия. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию учащихся, и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей страны.

Литература

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор.-М., 1957.

2. Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1977.

3. Бахтин B.C. От былины до считалки : Рассказы о фольклоре. Л ., Дет.лит., 1988.

4. Беленький В.Г. Статьи о народной поэзии. П.С.С., Т.5.

5. Бунаков Н.Ф. Народные былины о русских богатырях. М.-П., 1884.

6. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. -М.: Наука, 1975.

7. Веселова Т.С. Изучение фольклора в школе как методическая проблема : Дис. канд.пед.наук: 13.00.02. Л., 1974.

8. Костина А.В. «Традиционная культура: к проблеме определения понятия»// Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение»/№4 2009. – культурология. - http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina                                                                                             9. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. 2-е изд., испр., доп. - М. Высш.шк„ 1989.                                                                                        10. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.                                  11. Мехнецов А. М.  «Программные цели и задачи в деле сохранения основ народной традиционной культуры» // «Русский фольклорный союз». -  2007. - http://www.folklore.ru/                                                                                                12. Русские народные сказки / Серия : " Лучшие сказки мира", вып.1. сост. и вступ. ст. В.П.                                                                                                                                                 13. Рыбникова МА Детский фольклор и детская литература. -"Литературный критик", 1935.                                                                                                                                                14. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка/-М.,1937.                                                          15. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 416 с., с.253.