"Взаимодействие творческого процесса и здоровьесберегающих технологий в фольклорном ансамбле. Фольклорная арт-терапия".

Симонова Юлия Владимировна

 

В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folkloroterapiya.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 6» г. Курска.

Тема доклада:

 "Взаимодействие творческого процесса и здоровьесберегающих технологий в фольклорном ансамбле. Фольклорная арт-терапия".

преподаватель первой квалификационной категории

вокального отделения по классу народного пения

Симонова Юлия Владимировна

Курск 2014

В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

 На данный момент закономерно возросло внимание  к здоровью детей, потому что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

            Свою задачу, как педагога я вижу в создании  полноценных условий для сохранения здоровья детей, в развитии  интереса к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрение их в ежедневный образовательный процесс, с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики ребенка.            

               Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья обучающихся.   В данный момент педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог может сделать для детей в плане сохранения здоровья больше, чем врач.  

          Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, педагогов, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши дети.

Задачу формирования у детей осознания ценности здоровья, культуры здорового образа жизни можно выделить как наиболее распространённую и значимую в системе здоровьесберегающей деятельности.

И мне хотелось бы далее рассказать о тех здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях в фольклорном ансамбле. Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой в моём случае это народная музыка. Существует такое понятие "Фольклорная арт-терапия и терапия творчеством".

        В фольклорной арт-терапии используются различные виды взаимодействия с природой, музыкой, голосом, словами, которые оказывают на психическое и физическое здоровье ребёнка только благоприятное влияние. Здесь могут включаться всё многообразие существующих форм: речевая, музыкально-вокальная, танцевальная терапия и театрализованное представление. В традиционной игровой форме разыгрывается та или иная жизненная проблема, драма.  Всё – кисти рук, ног, мышцы, кровь – все до последней клетки вступает во взаимодействие, когда ребёнок  говорит, кричит, поет. Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально - творческие способности детей,  художественно – образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления.  

        Давно доказано, что вокальное творчество детей является одним из ярких и наиболее активных проявлений музыкотерапии.

        Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

        В процессе обучения народному пению пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья детей.

       В России обрядовый фольклор широко применяется арттерапевтами разной направленности, используются разные подходы.  Например ритмику слов и музыки в драматерапии, в танцедвигательной терапии - элементы движения и ритма. В составе арттерапевтических техник и методик самостоятельно применяются элементы народной игрушки, орнамента, костюма или определенные природные материалы: кора деревьев, солома, глина.

      Интегративный подход  арттерапевтов отражает одновременное или последовательное использование различных форм творческой деятельности (музыкальной, визуальной, драматическо-ролевой).  Использование фольклорной арт-терапии на занятиях, создаёт положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, вызывает эмпатию среди детей, даёт положительные результаты в развитии внутреннего контроля и повышений адаптационных способностей детей, способствует творческому самовыражению.

       Хочется отметить ряд  здоровьезберегающих технологий применяемых на занятиях:

- рациональное чередование учебной и досуговой деятельности;

- индивидуальное дозирование объёма сложности;

- мониторинг состояния содержания мастерской и инструментов;

- беседы и просветительская работа с детьми.

        Применение игровых технологий на занятиях в комплексе с другими методами и приемами  дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение материала, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Нельзя забывать, что  игры для детей – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.

   Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны:

- подвижные игры (физкультминутки, игры на внимание);

- игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);

- диалоги.

         Дети, даже подросткового возраста, очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, «играть в сказку». Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. (Прием сказкотерапии)

         Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню.

         Сказать, что пение само по себе преображает человека, – значит, ничего не сказать. Нам песня представляется некой лабораторией, в стенах которой имеется все необходимое для каждого из нас.

          Через игру, сказку, ручной труд, арт-терапия даёт выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Основная задача фольклорной арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повешении его способностей.

          Подводя итог о значимости  арт-терапии  можно прийти к определенным выводам: состояние здоровья детей, занимающихся русским музыкальным фольклором, выгодно отличается в лучшую сторону. Чем дольше по времени школьники занимаются русским музыкальным фольклором, тем лучше состояние их здоровья. Количество заболеваний нервной системы не увеличивается, отмечается уменьшается  количество детей, имеющих психоневрологическую патологию.   Несмотря на возрастающую год от года учебную нагрузку, у обучающихся формируется хорошая осанка.   Наметилась тенденция к уменьшению числа детей с заболеваниями органов дыхания. Увеличивается количество детей, имеющих высокие показатели физического развития (координация движений, выносливость, скорость, сила).   У многих создана положительная эмоциональная тональность, отмечается хорошее настроение, снижение утомляемости и усталости.   Они более активны, организованны, работоспособны. Дети участвуют в различных конкурсах, проявляют творческую активность в создании стихов, рассказов, песен, рефератов. У них лучше развиты воображение, фантазия, чувство юмора, радостные эмоции. Опосредованно отмечается положительное влияние русского музыкального фольклора на родителей обучающихся, которые радуются успехам своих детей и их хорошему самочувствию.

 

                                 Список используемой  литературы:

1. Домогацкая И. Е. Программа по предмету «Развитие музыкальных  способностей детей и здоровьесберегающие технологии каждый день»  М., 2007

2. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие./ Под ред.А.А. Мурашова/М.: Педагогическое общество России, 2004

3. «Утомление и восстановление сил»./авт. В.Н.Васильев М., 1994.

4. Тюнникова Т. Э. «Здоровье детей и музыка» Выпуск 1. Игры звуками. СПб, 2003

5. Учебно-методическое пособие для преподавателей музыкальных  школ  классу вокала  « Веселые нотки».  Пермь, 1997

 

 

 

 .