Развитие детской одаренности на занятиях декоративно-прикладного творчества

Канавина Марина Юрьевна

Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.

 

Для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления. Они имеют доминирующую, активную познавательную потребность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие детской одаренности на

занятиях декоративно-прикладного творчества

Канавина Марина Юрьевна,

МБОУ ДОД ЦДТ г. Киржач,

педагог дополнительного образования

творческий проект «Творим чудеса вместе»

Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.

 

Для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления. Они имеют доминирующую, активную познавательную потребность.

Основные цели работы с одаренными детьми:

- выявление одаренных детей;

- создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

 Соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат.

 Принципы работы с одаренными детьми:

- принцип индивидуализации обучения (разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренных детей);

-принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

- принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога.

 

Основным направлением работы педагогов декоративно-прикладного творчества является:  создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

 

В работе с одаренными детьми педагоги применяют элементы педагогических технологий:

 

  1. Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность)
  2. Формирование внутренней мотивации.
  3. Организация образовательного процесса при “субъект – субъектных отношениях”.
  4. Предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития.
  5. Рефлексия.
  6. Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательной программы, ее обогащение и углубление.
  7. Интегративный подход.

 

Педагоги осуществляют подбор методов, форм, приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, проявлению самодеятельности.

 -     словесный, наглядный, практический;

-           объяснительно-иллюстративный;

-            репродуктивный;

-           проблемный;

-           частично-поисковый;

-          исследовательский;

-          метод наблюдений;

-          метод программированного обучения;

-          проектно-конструкторские методы;

-          игровой;

-          интеграционный;

-          психологические и социологические методы и приемы.

 

Для обучающихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена, в Доме детского творчества разрабатываются гибкие индивидуальные программы обучения, создается развивающая среда, стимулирующая любознательность ребенка и обеспечивающая возможность ее удовлетворения.

Исходя из вышеизложенного, следует выделить следующие взаимосвязанные направления работы:

- проектно-исследовательская деятельность, как продолжение, углубление и практическое применение базового образовательного курса;

- укрепление здоровья;

- коммуникативные и иные тренинги.

Условия успешной работы с одаренными обучающимися

  1. Осознание важности этой работы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству.
  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы.
  3. Овладение определенных качеств  в работе с одаренными детьми:
  4. Педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
  5. Педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  6. Педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.


Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером и др.? Ответ на этот сложный вопрос простым быть не может. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до 

алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога.

Рекомендации по работе с одарёнными детьми для педагогов дошкольных учреждений

  1. Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
  2. Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
  3. Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.
  4. Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.
  5. На уроках и вне, активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.
  6. Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.
  7. Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.
  8. Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
  9. Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
  10. Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.
  11. Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.
  12. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
  13. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
  14. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
  15. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
  16. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
  17. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.