Социальный проект «Тропинка к истокам русской культуры». (цикл концертов для детей 5-8 лет)

Чулкина Ульяна Михайловна

Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков,  значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам. Воспитание на фольклорной основе дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие человеческие качества, такие как человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к труду, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое до конца. 

Настоящий проект – это цикл концертов, основанных на русских народных традициях. Концерт - один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение сразу несколько видов искусств: музыка, литература, хореография, театр. И, тем не менее, он обладает своими собственными специфическими чертами, характерными только для него.

Концерт как форма культурной деятельности, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функцию.

Особенно важным является увлечение детей народным творчеством, ведь оно формирует определенные нравственные каноны, мировоззрение, бережное отношение к национальным традициям, а значит и к своей Родине, к своим истокам.

В настоящее время активно возрождаются национальные культурные традиции как средство воспитания подрастающего поколения, привития художественного вкуса, этических, эстетических норм, издревле заложенных в народном творчестве. Через народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, традициями, но и осваивает их красоту, приобщается к культуре своего народа. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это делает народное искусство универсальным средством социализации. Поэтому данный проект актуален в работе с детьми.

В «Детской школе искусств» существуют различные коллективы, поддерживающие в своем творчестве традиции русского народа - это вокальные и хореографические коллективы, сольные исполнители.

Цикл концертов «Тропинка к истокам русской культуры» поможет на примере выступлений учащихся «Детской школы искусств» познакомить  аудиторию с народным  творчеством, и позволит в будущем (по выбору детей и родителей) соприкоснуться с ним  уже в процессе обучения в «Детской школе искусств».

Реализация проекта также обеспечит взаимосотрудничество с образовательными учреждениями города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx37.06 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское городское

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

                                                                                           УТВЕРЖДАЮ:        

Директор НГ МБОУ ДОД  ДШИ

______________Н.Н. Любимова      

От «__»________________20__г.    

                                                                                                          М.П.  

Социальный проект

«Тропинка к истокам русской культуры».

(цикл концертов для детей 5-8 лет)

Составители:

Преподаватели

           НГ МБОУ ДОД ДШИ

Калачева А.А.

Чулкина У.М.

     Чернышева И.В.

г. Нефтеюганск

2013г.

Проект: «Тропинка к истокам русской культуры»

(цикл концертов, с целью знакомства с русским  народным творчеством).

Обоснование проекта.

Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков,  значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам. Воспитание на фольклорной основе дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие человеческие качества, такие как человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к труду, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое до конца.  

Настоящий проект – это цикл концертов, основанных на русских народных традициях. Концерт - один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение сразу несколько видов искусств: музыка, литература, хореография, театр. И, тем не менее, он обладает своими собственными специфическими чертами, характерными только для него.

Концерт как форма культурной деятельности, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функцию.

Особенно важным является увлечение детей народным творчеством, ведь оно формирует определенные нравственные каноны, мировоззрение, бережное отношение к национальным традициям, а значит и к своей Родине, к своим истокам.

В настоящее время активно возрождаются национальные культурные традиции как средство воспитания подрастающего поколения, привития художественного вкуса, этических, эстетических норм, издревле заложенных в народном творчестве. Через народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, традициями, но и осваивает их красоту, приобщается к культуре своего народа. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это делает народное искусство универсальным средством социализации. Поэтому данный проект актуален в работе с детьми.

В «Детской школе искусств» существуют различные коллективы, поддерживающие в своем творчестве традиции русского народа - это вокальные и хореографические коллективы, сольные исполнители.

Цикл концертов «Тропинка к истокам русской культуры» поможет на примере выступлений учащихся «Детской школы искусств» познакомить  аудиторию с народным  творчеством, и позволит в будущем (по выбору детей и родителей) соприкоснуться с ним  уже в процессе обучения в «Детской школе искусств».

Реализация проекта также обеспечит взаимосотрудничество с образовательными учреждениями города.

                                                 Паспорт проекта

Информация об авторе

Калачева А.А., Чернышева И.В.  –преподаватели вокально-хорового отделения;

Чулкина У.М. -  преподаватель хореографического отделения  НГ МБОУ ДОД «Детской школы искусств» г. Нефтеюганска

Цели

1. Популяризация деятельности «Детской школы искусств» г. Нефтеюганска

2. Сохранение и развитие русского народного творчества.

Задачи

1. Познакомить детей с различными видами народного творчества (вокал, хореография, коллективное музицирование) на примере выступлений учащихся «Детской школы искусств».

2.  Вызвать  интерес к традициям русского народа.  

3. Способствовать организации досуга для детей, обеспечению их эмоциональной разгрузки.

Организатор

НГ МБОУ ДОД «Детская школа искусств»,

 г. Нефтеюганск

Целевая аудитория

Дети дошкольного  и младшего школьного возраста.

Основные мероприятия

Цикл концертов, основанный на русских народных песнях и танцах, знакомит детей с миром народного творчества  на примере творческих достижений обучающихся «Детской школы искусств».

Период реализации

октябрь  2013г. – октябрь 2014г.

Ожидаемый итог

Повышение интереса к  народному творчеству, к видам искусства  среди детей дошкольного и младшего школьного   возраста. Последующая ежегодная реализация данного проекта.

Этапы реализации проекта

Проект рассчитан  на реализацию в течение года и предполагает разделение на 2 этапа.

        

  1. Этап планирования – это основа всего проекта. Чтобы обеспечить быстрое продвижение на последующих стадиях, прорабатываются все вопросы, связанные с планированием и организацией, определяется объем работ, распределяются ресурсы, подробно планируется деятельность, выверяется технология проведения концертов (подбираются  сценарии концертов, производится  отбор концертных номеров).

Этот этап должен быть полностью завершен перед переходом к этапу реализации.

2. Этап реализации.

- проведение репетиций концерта;

- подготовка ведущих концерта;

- проведение концертов в образовательных учреждениях города (д/с «Колосок» и д/с «Брусничка», НСОШИ VIII вида, г.Нефтеюганск).

Ожидаемые итоги проекта:

Привлечение внимания детей и их родителей к деятельности «Детской школы искусств».  Предполагается, что мероприятия, реализуемые в ходе проекта, будут способствовать конструктивному взаимодействию «Детской  школы искусств» с учреждениями дошкольного и начального школьного  образования  города.  Конечным итогом проекта является создание постоянно действующего (ежегодного) проекта «Тропинка к истокам русской культуры».

Приложение

(сценарии мероприятий).

Концерт «Русские забавы»

Вед. 1

Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы окунуться  в мир русского народного творчества, познакомиться с некоторыми его видами и увидеть, насколько разнообразна культура нашего народа. А помогут нам в этом воспитанники «Детской школы искусств».

Вед. 2 

Сегодня вы сможете посмотреть хореографические номера, послушать песни в исполнении солистов и целого ансамбля. Ребята, которые будут выступать для вас, занимаются в нашей школе, и уже успели многое узнать. Сейчас они покажут, чему научились.

Вед. 1

Отдых - это не безделки - время игр и новостей.                                  

Начинаем посиделки! Для друзей и для гостей!

Встречайте гостей со всех волостей!

Танец «Хорошечки».

Вед. 2

На завалинках, в светелке, иль на бревнышках каких

Собирались посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели и водили хоровод.

 Ансамбль «хорошечки» исполнит песни «Вася –утеночек»

                                                                       «Жил у бабушки коток»

Вед. 1

Веселье – от всех бед спасенье.

 Всякая душа празднику рада. Продолжаем веселиться.

Швайко  М.  «Тетерка»

Вед 1.

Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести вот здесь, тотчас.

Вед 2.

     А Никифоров Серафим  исполнит для вас 2 русские народные песни:   

                                             « про Емелю»

                                             «на горе то, калина»

Вед.

Собрались мы с вами для беседушки!

Собрались мы с вами для забавушки!

Вед 2.

Как когда-то наши прадедушки,

Как когда-то наши прабабушки.

Вед 1.

Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас встретим мы его у нас!

А  Прус  Полна познакомит вас с еще одной очень красивой народной песней.   «Млада -младенька».

Вед. 2

Обратите внимание, дорогие друзья, что песни мы сегодня слушаем разные по характеру. У каждой их них свое назначение – под исполнение некоторых песен люди танцевали, напевая другие собирали урожай, качая ребенка мама всегда пела колыбельную.  

Михайлова Снежана познакомит вас с песней под которую водили хоровод  «со вьюном я хожу».

Вед.

Ребята, сегодня мы познакомились только с маленькой частицей творчества русского народа. Мы надеемся, что вам понравился наш концерт и вы узнали для себя много нового.Спасибо, вам, за внимание. И в заключении концерта мы дарим вам этот номер.

«Чеботуха»

Кот, Петух и Лиса.

(музыкальная сказка на основе русского фольклора)

Вед. 1

Здравствуйте, дорогие ребята. Мы вновь пришли к вам в гости, что бы продолжить наше знакомство с творчеством русского народа. Все вы знаете разные загадки, потешки, прибаутки. Во дворе все играете в игры, выбираете водящего с помощью считалочки. А ведь все это придумано уже давно и передается из поколения в поколение, а значит это тоже народное творчество.

Велика наша огромная страна Россия, и так же велико ее культурное наследие. Не в каждой стране мира так чтят свои традиции и истоки, как в нашей. И мы с вами должны любить и хранить знания наших дедов, с уважением относиться к культуре русского народа, ведь это наши с вами корни.

Вед. 2

        Сегодня мы приготовили для вас музыкальную сказку, в которой вы обязательно услышите знакомые песни, поговорки, потешки, небылицы. Эта сказка основана на материале народного творчества. Услышите такие русские народные инструменты как баян, балалайка, ложки. А исполнят эту музыкальную сказку воспитанники «Детской школы искусств».

Звучит гармошечный наигрыш, на сцену выходятя дети, играют. На первый план выбегает Юля:

- Дед Егор едет!

Песня «Из-за леса, из-за гор»

Дети окружают деда, не дают ему пройти.

Полина. Ехала деревня мимо мужика

               Вдруг  из -  под собаки лают ворота.

Соня.  Выскочила палка с бабкою в руке

             И давай дубасить коня на мужике!

Лера.  Лошадь ела сало, а мужик овес,

           Лошадь села в сани, а мужик повез!

Дед Егор (Кирилл).  Вот я вас сейчас! (машет кнутом, выходит на первый план, садится на пенек)

 

Влада .Дед, а дед!

Дед Егор (Кирилл). Чаво тебе?

Влада.  Расскажи сказку, пожалуйста!

Дед Егор (Кирилл). Ну ладно, слушайте!

Дети рассаживаются вокруг деда.

Дед Егор (Кирилл). Жили-были на краю леса в одной избушке  Кот да Петух.

Даша Уланова. Кот?

Дед Егор (Кирилл). Ну да, кот!

Даша    надевает маску кота.

                           Как у Котика усы удивительной красы.

                           Глазки смелые, зубки белые.

                          Выйдет Котя из ворот, всполошится весь народ,

                          И Петух и Курица с деревенской улицы.

Песня «жил у бабушки Коток»              

Маша. А с ним петух?  

Дед Егор (Кирилл). И петух.

Маша  надевает маску петуха.           

               ИдетПетушок, красный гребешок.

                Хвост с узорами, сапоги со шпорами.

               Двойная бородка, частая походка,

               Утром рано встает, звонко песни поет.

Дед Егор (Кирилл). Славно жили, не тужили,

                                    Не ругались, а дружили.

                                    Все друг другу помогали,

                                      Да на ложечках играли.

Песня « Солнышко» и наигрыш на ложках.

Дети переходят на авансцену

Уланова Даша.  И Кота любили дети, нет его добрей на свете.

                             Днем на теплой печке спал, ночью байки распевал.

Песня. «Котя, котенька, коток»

Дед Егор (Кирилл). Вот однажды, пошел Кот в лес дрова рубить.

Даша Уланова. Я топор возьму, по дрова пойду.

                             Коли нечем печь топить, как тогда обед варить?

Песня «Я на камушке сижу».

Дед Егор (Кирилл). Проведала Лиса, что Кота дома нет.

Влада. Надевает маску Лисы.

              Рыжая Лисица, бегать мастерица.

             По лесу бежала, зайца догоняла –

Полина. В ямку бух!

Влада. Да здесь Петух!

            Петушок, Петушок, красный гребешок,

           Масляна головушка, шолкова бородушка,

           Выгляни в окошко, дам тебе горошка!

Маша. Нет, Лиса, не обманешь ты меня .Да вон, девки идут, уноси ноги!

Танец «Русский пляс»

Влада. Девки проходили, просо обронили,

           Куры клюют, петухам не дают.

Маша. Нет, Лиса, не обманешь! Да вон парни идут, уходи покуда цела.

Песня «А мы просо сеяли»

 Хоровод перестраивается парами и встает в полукруг. На втором плане Лиса подбегает к избушке.

Влада.  Парни проходили, орехов просили.

             Девок угощали, Петушка зазывали:

            Пойдем с нами играть, будем песни распевать.

Песня – игра «Селезень и утица»

Петух выходит их избушки, начинает играть с ребятами, Лиса его ловит и уводит за кулису.

Полина. Дедушка, а дальше что было?

Юля.      Неужели Лиса его съела?

Дед Егор (Кирилл). А дальше вот что….

Лиса тащит Петуха из кулисы в кулису  Петух  упирается

Маша. Несет меня Лиса за дальние леса,

             За высокие горы, за быстрые реки.

            Ку-ка-ре-ку!

Уланова Даша. Выходит на первый план.

                             Никак мой дружок – Петушок в беду попал.

     Возьму-ка я    гусельки, золотые струночки, да побегу скорей на выручку!

Дед Егор (Кирилл). А вы что сидите, на подмогу друзьям не спешите?

Песня  «трень – брень».

Влада. Выйду, выйду, посмотрю, кто во двор ко мне идет,

            Кто во гусельки бьет, кто так сладко поет!

Песня «Чижичок» Кот танцует с Лисой.

Лиса устала, падает без сил. Выходит Петух.

Маша.   Вот спасибо вам, друзья,

                От Лисы спасли меня.

                 Буду снова по утрам

              Песни петь на радость вам!

Вед. 1

         Ребята, сегодня вы посмотрели музыкальную сказку на основе русского фольклора. На этом наше знакомство с национальными традициями России не заканчивается, мы не прощаемся,а говорим вам: «До скорой встречи».

О тебе, моя Россия

(концерт).

Вед. 1

        Добрый день, дорогие ребята. Здравствуйте! Мы встречаемся с вами уже не в первый раз для того, что бы продолжить знакомство с многообразием культуры нашей страны. На предыдущих  встречах мы знакомились с творчеством русского народа, его традициями,  а сегодня мы послушаем песни о самой стране, о нашей России.

        Вед.2

        Ты откуда русская зародилась музыка,

        Толе в чистом поле, толе в лесе мшистом,

        В радости ли в боле, или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

         В чьем ты сердце билась с самого начала?

        Как же ты явилась, где ты зазвучала?

        Пролетели утки – уронили дудки,

        Пролетели гуси – уронили гусли.

        Их порою вешней нашли, не удивились,

        Ну а с песней…. С песней на Руси родились.

Песня «Родина»

        Вед. 2

        Ребята, какие замечательные слова у этой песни, а как поэты пишут о нашей огромной стране! Наша Россия очень красивая, и конечно, о ней написано много песен и стихов, нарисовано огромное количество картин с изображением природы, которая покоряет своим многообразием и красотой.

         И, конечно, не могли и мы не могли обойти эту тему стороной. Ведь очень много замечательных песен о родном крае, о его красоте.

        

«Ой, да во лесочке» исполняет ансамбль «Хорошечки»

«Рощица»

Вед. 1

Россия, как из песни слово, березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки, озера – русская душа.

«Русские просторы»

«ой, да ты, Россия»

«Русский перепляс»

Вед. 2

        Росси мать, тебе хвала,

        В веках ты видела не мало,

        Когда б ты говорить могла,

        Ты многое бы рассказала.

Строевая песня «рано утром, весной».

Вед. 1

Рощи березовой стать белоствольная,

поле широкое, небо без края –

Русь моя вольная.

Вед. 2

Мы очень любим нашу родину, нашу страну. И в заключении концерта учащиеся «Детской школы искусств» исполнят еще одну песню о России.

Заключительный номер «Моя Россия»