Резьба по дереву в изготовлении игрушки этнокультурной направленности

Материал посвящен традициям резьбы по дереву в сочетании с современным подходом к этнокультурной тематике

Скачать:


Предварительный просмотр:

”Резьба по дереву в изготовлении игрушки этнокультурной направленности’’

Подготовила учитель изобразительного искусства и черчения МБОУ ”СОШ №7’’ Республики Мордовия МО Рузаевка, Масленникова Людмила Анатольевна.

Этнокультурное воспитание – это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Изучение обычаев, традиций и культуры мордовского народа создает благоприятную почву для становления и формирования личности ребенка, для расширения и углубления знаний об истории и культуре своего края.

Приобщение учащихся  к народному искусству родного края на уроках и во внеурочной деятельности - одно из средств этнокультурной направленности в обучении и воспитании детей. Совмещая работу учителя изо общеобразовательной школы с деятельностью педагога дополнительного образования в сельской детской школы искусств, в своей  практике использую различные методы и приемы знакомства с культурой нашего народа: беседы, народные праздники , посиделки с обычаями и обрядами, организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы рисунков по народным промыслам, встречи с местными умельцами, экскурсии в краеведческий музей. А также широко использую современные компьютерные технологии

 Практика педагога художественного отделения детской школы искусств позволяет в глубокой и содержательной форме донести до учащихся идею этнокультурного образования. Опираясь на рабочую программу один из разделов которой посвящен изучению деревянной игрушки ,выстраиваю систему занятий таким образом ,что бы учащиеся смогли увидеть готовые произведения народных умельцев, получить эмоционально эстетический заряд, как мотив к познанию и обретению знаний и технических приемов резьбы по дереву. Село в котором находится наша школа искусств имеет сложившиеся традиции резьбы по дереву. Сохранились примеры сквозной резьбы в декоре деревянных жилых домов а также предметов домашнего обихода, внутреннего  и внешнего убранства жилища. В том числе наличников, фронта, конька крыши, устройства дворовых и  хозяйственных построек.

 Непосредственная работа над игрушкой начинается с изготовления лошадки, практической части занятий предшествует изучение символического значения образа коня в культуре мордовского народа ,его значимости в народных обрядах. Параллельно рассматриваем и изучаем образы и символы в  вышивке национального костюма. Сопоставляем его образное решение  в резьбе по дереву и вышивке. Дети с интересом выполняют зарисовки готовых изделий изучая пропорции фигурок, пластику линий, элементов геометрического орнамента .

 Основополагающим моментом в создании деревянной игрушки является опора на традиции мастеров  Подлесной Тавлы, применяемую оригинальную пластику форм, своеобразные технические приёмы резьбы и фактуры порезок. Скульптурам, декоративным маскам и движущимся игрушкам из неокрашенного дерева на мордовские народные темы и сюжеты из сельской жизни присущи лаконичность и условность формы, выразительность образов. В украшении одежды персонажей, подставок для игрушек мастера широко используются орнаментальные мотивы геометрического характера. Преимущественно техника исполнения — контурная и 3-гранно-выемчатая резьба. Предметы детской забавы через игру способствуют  выработке у детей этно-эстетической приверженности к национальным традициям  декоративно-прикладного искусства.      

Следующее изделие представляющее особый интерес для детей это игрушка- кукла с ярко выраженным  эрьзянским и мокшанским колоритом. Особенности строения и конструкции головного убора, составляющих костюма ,характер его посадки на женской фигуре, создает особую пластику форм, которая проявляется объемной резьбой. Для создания устойчивого интереса к традиционной  мокшанской и эрьзянской культуре, совершаем путешествие в увлекательный мир мифологических образов в верованиях древней мордвы. При ознакомлении с религиозными верованиями мордвы прежде всего  обращает на себя внимание большое  количество женских божеств: леса (виръ) — Вирь-ава (ава — женщина, мать), земли(мода, мастор) — Мода-ава, Мастор-ава, воды (ведь) — Ведь-ава, ветра (варма) — Вар-ма-aea, огня (тол) — Тол-ава, дома (кудо) — Куд-ава и т. п. Наряду с божествами в образе женщин встречаются божества и в образе мужчин, например, Вирь-атя (amя —мужчина, старик), Мода-атя, Ведь-атя, Варма-атя, Тол-атя, Куд-атя и др., считавшиеся мужьями женских божеств.В образе этих божеств из дерева вырезали обереги – охранительные символы, которые должны были приносить удачу и защищать от бед. Такие обереги покрывались особой резьбой и на долгие годы становились хранителями дома. На базе традиционных образов синтезируя увиденное и услышанное учащиеся создают самостоятельное решение игрушки-куклы -оберега

 Художественная резьба по дереву не только не утратила своей актуальности, но вполне можно сказать, что сейчас она даже переживает свое второе рождение. В процессе работы у учащихся развиваются художественный вкус, понимание ритма, светотени, объема, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры. Учащиеся знакомятся с истоками народного творчества ,овладевают художественными навыками резьбы по дереву;развивают  художественно-творческие способности, развивают любознательность и интерес к творчеству, технике, народному искусству; формируют способность самостоятельно решать конструкторские задачи при изготовлении изделий, формируют самоконтроль; обучаются навыкам рисования и приемам художественной обработки дерева;
учатся качественно выполнять работу, быть аккуратным в ней, доводить начатое дело до конца;
- бережно относиться к национальным традициям, родному краю и к природе.