Роль дополнительного образования детей в реализации Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения

Слоева Марина Сергеевна

В связи с решением Правительства Российской Федерации о разработке стандарта общего образования второго поколения, который рассматривался разработчиками проекта, как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представлял собой совокупность трех систем требований,  обеспечивающих необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся, был принят к рассмотрению вопрос о всестороннем развитии детей во внеучебной деятельности.

По новым стандартам предлагается организация внеурочной деятельности на базе школы, которая не будет продолжением или углублением традиционного содержания школьного образования. У  детей и родителей появится возможность выбора дел по интересам, как и в системе дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_pedforuma.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центра внешкольной работы Калининского района

Санкт-Петербурга

Рубрика форума: педагогический опыт

Тема обсуждения: «Роль дополнительного образования детей в реализации Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения»

Автор-сотавитель:

педагог дополнительного образования

Слоева Марина Сергеевна

Педагогический стаж – 16 лет

e-mail: torohova@pochta.ru

Санкт-Петербург

2010 год

В связи с решением Правительства Российской Федерации о разработке стандарта общего образования второго поколения, который рассматривался разработчиками проекта, как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представлял собой совокупность трех систем требований,  обеспечивающих необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся, был принят к рассмотрению вопрос о всестороннем развитии детей во внеучебной деятельности.

По новым стандартам предлагается организация внеурочной деятельности на базе школы, которая не будет продолжением или углублением традиционного содержания школьного образования. У  детей и родителей появится возможность выбора дел по интересам, как и в системе дополнительного образования.

В отличие от  учреждений дополнительного образования, которые являются специфической средой общения, полем деятельности, объединяющим в себе воспитание, обучение, развитие личности, удовлетворяющим творческие и образовательные потребности детей, школа, на мой взгляд, не может полностью создать оптимальных условий для развития дополнительного образования на своей базе из-за нехватки профессиональных педагогических кадров, узкого спектра направлений деятельности дополнительного образования, материально-технического обеспечения образовательного процесса, специально оборудованных помещений. Ведь своеобразие дополнительного образования заключается в добровольном, целенаправленном использовании ребенком свободного времени для полного развития своих потенциальных возможностей, в вариативности образовательных областей, различных видов деятельности, в свободном выборе образовательных программ.

Учитывая все перечисленные специфические особенности, хочу заметить, что учреждения дополнительного образования давно уже  работают по стандартам второго поколения и являются открытой площадкой для взаимодействия с отделениями дополнительного образования школ.

В соответствии с новыми стандартами родителям предлагается непосредственно влиять на образовательный процесс и они будут более активно вовлечены в управление школой. У них появятся специальные полномочия участников образовательного процесса, как это происходит уже сейчас в учреждениях дополнительного образования.

Как педагог дополнительного образования я основной своей целью работы считаю создание условий для осуществления воспитательного процесса при участии взрослых, семей моих воспитанников. Сегодня я работаю по авторской образовательной программе «Пой о том, как ты в Россию влюблен», рассчитанная на детей от 7 до 15 лет.

Занятия музыкальным фольклором направлены на комплексное освоение народной песенной культуры, на пробуждение интереса к народным традициям, истории и культуре, на воспитание эстетического вкуса и этикета в соответствии с укладом жизни народа. Поэтому программа обеспечивает развитие познавательного, эстетического, творческого, ценностного потенциалов личности воспитанников для успешной социализации в кругу сверстников.

Сегодня особо остро стоит вопрос о сохранении нравственных основ, духовного оздоровления нации и возрождении семейных праздничных традиций.

  В Санкт-Петербургском детском фольклорном ансамбле «Роднички» при Центре внешкольной работы Калининского района создана среда, в которой ребята с мамами, папами, бабушками и дедушками занимаются общим делом.

В нашем коллективе родители давно являются соучастниками учебного процесса. Они готовят реквизит для праздников. И, конечно же, в самом действе принимают участие все члены семьи. Мы ежегодно проводим народные праздники – Рождество, Масленица и Пасха. С годами появились традиции отмечать Новый год и День рождения ансамбля. А еще многие ребята отмечают свой собственный День рождения с коллективом, приглашают на этот праздник родственников и друзей.

Моя программа реализуется в Санкт-Петербурге, поэтому я учитываю в своей работе региональный компонент с его особенностями.

На базе Центра внешкольной работы создан прекрасный учебный кабинет, оформленный в виде избы, который напоминает маленький уголок на севере Санкт-Петербурга, откуда не хочется уходить. Чтобы  создать особую атмосферу, семьям участников коллектива было предложено летом собрать в деревнях, где они отдыхали, домашнюю утварь. В сентябре ребята принесли прялки, веретёна, корзины, самовары, расшитые рушники. Кабинет перестал быть учебным классом и превратился в маленький дом-музей. Детям позволяется прикасаться к старине. Они знают, где лежат вещи. И родители, и ребята ощущают себя полноправными хозяевами этой избы.

Таким образом, моя работа состоит в интеграции отдельных жанров народного творчества и воспитательных аспектов, которые помогают в сохранении и возрождении праздничных народных традиций в семье.

Еще хочется остановиться на одном воспитательном моменте – это гастрольные поездки. Конечно, всегда с нами в путешествия едут родители-помощники.  Большинство ребят находятся в поездке вне семьи. Очень важным является то, что дети проводят 24 часа со своими единомышленниками, учатся дружить и выходить из сложных коммуникативных ситуаций,   когда самим приходится устраивать свой быт.

На мой взгляд, самой полезной в этом отношении была поездка в фольклорную экспедицию в Устьянский район Архангельской области. Дети из большого мегаполиса приехали в деревню, где до сих пор нет мобильных телефонов и интернета. Мы жили в деревенском доме. Надо было самим носить воду, подтапливать печь, готовить себе еду. Дети находились в такой среде, где поется само собой. И как я была горда, когда ребята на школьных уроках рассказывали своему классу, как важно беречь старшее поколение, каких замечательных бабушек они встретили в этой поездке. Дети все это пропустили через свое сердце,  поэтому на занятиях стали петь совсем по-другому.

Как вы уже поняли, моими самыми близкими помощниками и соратниками являются родители воспитанников. И даже первые сценические костюмы шьются детям руками их взрослых, потому что я стремлюсь, чтобы отношение к этим костюмам было бережное. Ребята с гордостью рассматривают каждую пришитую тесемочку, ленточку, сравнивают со сценическими нарядами других ребят. И, конечно же, собственный костюм становится самым лучшим. Я подробно рассказываю родителям о технике пошива народного костюма для того,  чтобы он был выполнен по лучшим образцам, которые мы можем увидеть только в музеях за стеклом.

Ведь, чем больше у детей и взрослых будет общих интересов, тем ближе они станут друг другу. Ведь в традиционной культуре людей сближает общее дело и народная песня.

Мы с трепетом пытаемся восстановить и укрепить традиции с моими воспитанниками в современных условиях нашей жизни. Я знаю, что в теплом уютном семейном кругу ребята вместе со взрослыми поют народные песни, принесенные домой с занятий фольклорного ансамбля «Роднички».

Всем хорошо известно, что семья - есть наиважнейший фактор в формировании человека, гражданина своего Отечества, патриота своей Родины, носителя благочестия и духовно-нравственных традиций. Именно семья раскрывает все заложенные в человеке способности, силы и дарования. Семья призвана быть духовно-здоровой, стать источником прочности и красоты семейных отношений, твердым основанием духовного единения и единства - единства мужа и жены, родителей и детей, готовых понимать друг друга и однородно воспринимать и жизнь, и мир, и людей.

И я уверена, что семья развивается в правильном отношении только тогда, когда есть однородность нравственных оценок, единство и общность духовной цели. Это будет способствовать образованию жизненно сильной ячейки общества, которой под силу давать детям правильное духовно-нравственное воспитание.

Я согласна, что сегодня современной школе нужны глобальные перемены, связанные с новыми стандартами общего образования. Поскольку эти стандарты привьют детям не только универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, но и научат решать творческие задачи, самореализовываться, самоорганизовываться, быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, а так же, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков по дополнительным образовательным программам. Но нельзя забывать, о том, что создание любых новых проектов должно быть направлено на конкретного ребенка, учитывать его интересы, психо-физиологические особенности, социальный статус, а так же спрос родителей на образовательные услуги. При внедрении стандартов второго поколения на базу школы необходимо учитывать тесное взаимодействие школы со учреждениями  дополнительного образования.