Статья: РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ВАРИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ: ИЗ ОПЫТА ФОЛЬКЛОРНОЙ СТУДИИ «КУПАЛИНКА»

Амосовская Мария Борисовна

Цель статьи – рассказать об опыте развития одной из креативных способностей – способности к вариативности – на примере работы детской фольклорной студии «Купалинка» Дома детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_amos_sposobnost_k_variativnosti_-_rsm-15.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Амосовская М.Б.(Санкт-Петербург)

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ВАРИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ: ИЗ ОПЫТА ФОЛЬКЛОРНОЙ СТУДИИ «КУПАЛИНКА»

Цель статьи – рассказать об опыте развития одной из креативных способностей – способности к вариативности – на примере работы детской фольклорной студии «Купалинка» Дома детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга.

Студия «Купалинка» называется в честь маленькой волшебницы - лесной феи. По славянской легенде в Купальскую ночь в лесу расцветает «папарать кветка» (цветок папаратника), и тот, кому повезет его отыскать, станет самым счастливым. Он сможет понимать язык животных и птиц, и все его желания исполнятся. И именно в купальскую ночь волшебница Купалинка может помочь отыскать заветный цветок, а вместе с ним и клад. В занятиях студии участвует куколка Купалинка, которая помогает детям становиться добрее и счастливее, находить сокровища древней культуры, разучивая песни и танцы, узнавать об истории, народном искусстве, традициях, о прошлом нашей страны.

Поиск сокровищ национальной культуры стал лейтмотивом всех занятий студии, поэтому каждое учебное занятие выстроено в форме путешествия. В занятиях активно применяются игровые технологии, включаются куклы, игры, народные костюмы, предметы быта, декоративно-прикладного искусства, театрализованная деятельность, инсценировки.

Основная цель занятий студии «Купалинка»: воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней; привлечение внимания к народной педагогике, овладение формами и средствами этнокультуры.

Казалось бы цель студии направлена на осознание и освоение детьми традиционной культуры, что должно способствовать сохранению и пониманию самобытности национальной культуры, становящейся непростой задачей в условиях всеобщей глобализации. Однако в современной педагогике активно применяются инновационные методики, целесообразно их включение и в освоение традиционной культуры. Данная проблематика обстоятельно рассмотрена в монографии А.Б. Афанасьевой «Развитие креативности в процессе этнокультурного образования: теория, методика, диагностика» [1]. В русле идей данного исследования написана наша статья.

Среди задач работы студии – развитие способностей детей: общих и специальных (музыкальных, певческих, хореографических, игровых, драматических). Среди общих творческих способностей специалисты-психологи выделяют способность к вариативности. По определению Г.И. Вергелес: «Вариативность – общая творческая способность, позволяющая выделять множество разнообразных, оригинальных способов решения проблем как практического, так и теоретического плана, генерировать большое количество идей» [2, с.24].

Умение найти варианты в решении задач, владение вариативными способами и техниками в различных видах деятельности, в том числе художественной – все это объективные характеристики творческой личности. В развитии художественно-творческих способностей и, в целом, творческого мышления может сыграть положительную роль более широкое включение в учебный процесс традиционной народной культуры: знакомство с ее основополагающими принципами, образцами, освоение характерных форм.

Вариативность является одной из фундаментальных закономерностей народного творчества. Это органичное и универсальное свойство традиционной культуры проявляет себя  в жизни фольклорного произведения  в бесконечном числе вариантов текста, мелодики, пластического выражения. В креативной же педагогике вариант создается целенаправленно.

В своей работе мы предположили, что способность к вариативности будет развиваться у детей в процессе занятий в фольклорной студии, если система занятий будет нацелена на творческое освоение фольклора. Программа занятий фольклорной студии «Купалинка» разработана на трехлетний срок обучения. Ее специфика – в ориентации в первую очередь на повторность и цикличность народного календаря, который вбирает в себя весь круг элементов этнокультуры. В структурной модели этнокультуры, разработанной А.Б. Афанасьевой, в систему этнокультуры входят этноязык, все виды фольклора: словесный, музыкальный, хореографический, игровой, драматический, декоративно-прикладное искусство, народное зодчество, хозяйственный уклад и предметы материального быта, обычаи, обряды и праздники, представления о религии, мироздании, морали, этикете, народной педагогике и психологии [1, с. 70-73]. Все эти элементы постепенно, в большей или меньшей степени осваиваются участниками студии. Подготовка к календарным праздникам и их проведение становится итоговой формой освоения фольклорного материала, возможностью для детей проявить свои творческие способности в любом виде деятельности.

Познавая народную культуру в комплексе, дети развиваются системно: интеллектуально, эмоционально, творчески, проведение же праздника оказывает и арт-терапевтическое действие, корректирует психоперегрузки.

В систему занятий включается целенаправленная работа по освоению вариантной природы фольклора. Дети знакомятся с региональными вариантами и создают собственные варианты текстов (колыбельных, частушек, колядок), интонационных «разводов», пластических решений в хороводах, в играх, в драматургических поворотах действия в театрализации обрядов, в росписях и создании предметов декоративно-прикладного искусства,

В музыкальной педагогике издавна существует прием сочинения подголоска к народной песне. В народном быту мелодический вариант подголоска возникает импровизационно, но в характерных нормах местной традиции. В креативной педагогике на занятиях фольклором дается задание сочинить подголосок «в русском стиле», а кроме того – в стиле региональных традиций на основе изучения характерных особенностей их многоголосия. Изучение вариантов одной песни может сопровождаться опытом сочинения своего индивидуального или  группового мелодического варианта.

Принцип политекстовости напевов, свойственный крестьянским песням разных жанров, в городской культуре реализуется в перетекстовках широкораспространенных песен. В педагогике и самодеятельном творчестве этот принцип используется как целенаправленное сочинение текста на известный напев. В практике занятий в фольклорной студии школьники получают задания: досочинить текст народной песни, создавать свой текст на основе изучения характерных особенностей жанра, сравнительного анализа вариантов текстов. Подобные опыты служат развитию творческих навыков, они также являются методом проверки усвоения стилистических особенностей жанра. Этим целям отвечает и прием сочинения не только текста, но и напева, который применяется при изучении простых жанров (частушек, колыбельных).

Особое значение имеет пластическая и драматическая импровизация при освоении игр и хороводов. В этих жанрах заложены большие возможности для развития способности к вариативности, которую здесь можно реализовать во всех элементах структуры (текст, напев, движение). Игры и хороводы чрезвычайно близки детям, в силу их живости, действенного характера. В сущности, из игрового хоровода, в котором разыгрывается сюжет песни, вырос прием театрализации, пластического, драматургического решения песенного или любого (жизненного, сказочного) образа. Прием театрализации широко применяется на занятиях в фольклорной студии в разыгрывании ситуаций с включением фольклорного материала (вечерки, обрядов, праздников).

Принцип цикличности народной жизни, воплощенный в программе занятий, позволяет детям в течение трех лет изучать и вариативно проживать одни и те же обряды, календарные праздники, обычаи и соответствующий им материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом. Дети узнают многое о народном быте, искусстве, совершенствуют вокальные навыки, учатся играть на народных ударных инструментах (ложках, трещотках, бубнах, тарелках, рубели, шаркунках и т.п.) и модифицированных, произошедших от народных инструментов (на выбор: баян, аккордеон, флейта). Они осваивают различные техники изготовления изделий в народном духе: ниткография, работа с бумагой и картоном, бумагопластика, витраж, работа с проволокой и бисером, работа с манкой и гуашью, аппликация. Завершаются циклы занятий театрализациями.

Особенность занятий в фольклорной студии – неоднородность групп: возрастная, по степени музыкальной, художественной, артистической подготовки и одаренности. Поэтому педагог использует методы, развивающие всех учащихся внутри группы. Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, помогает гармонизовать межвозрастные отношения: дети старшего возраста передают усвоенное малышам, заботятся о них; переходя постепенно от зрелища к действиям, дети младшего возраста осваивают все более сложный материал, подражают старшим, и в подражании тоже создают свои варианты, репродуктивные или импровизационные.

Наблюдая за изменениями в природе, деятельностью человека, за годовым циклом дети учатся языку народной культуры. А творческая самореализация ребёнка происходит в процессе занятий и выступлений на концертах, смотрах, конкурсах, фестивалях. Тем самым культурное наследие осваивается детьми, усваивается ими, проживается умом и сердцем, что в итоге обеспечивает его сохранение в культурном поле ребенка, в системе его знаний, умений, навыков, в жизненном опыте, а как результат – в его культуросообразном поведении, исторической памяти, эмоциональном мире, творческом развитии.

Разработка данной проблематики в русле идей этнокультурного образования позволяет разрешить противоречие между вызовами глобализации и тенденцией сохранить свою культуру, необходимую человеку для личного творческого развития. Взаимодействие  традиционности и современности в разработке темы способствует формированию культурного поля ребенка, включающего этнокультурный слой в сферу своего творческого развития.

Литература:

  1. Афанасьева А.Б. Развитие креативности в процессе этнокультурного образования: теория, методика, диагностика: монография – СПб: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2013.
  2. Творчество: теория, диагностика, технологии / Словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере. – Спб: ООО «Издательство ВВМ», 2014.